Конспект урока по химии на тему: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Свинцова Елена Дмитриевна

Урок «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» проводится по методике коллективного способа обучения.

Класс поделен на 4 группы, состоящие из четырех-пяти учащихся. Учащиеся в группах образуют динамические пары: готовят каждый свое задание, выполняют, проводят самоконтроль, а далее каждый проводит взаимообучение с остальными учащимися группы, учитывая индивидуальные особенности товарищей.

В группе имеется старший – консультант, который руководит работой группы, распределяет задания в соответствии с подготовкой и способностями участников группы. Ученики работают: проводят заданный эксперимент, результаты записывают в таблицу; читают в учебнике нужную статью, отвечают на вопросы, которые даны в карточке. При необходимости учащиеся консультируются с учителем.

Затем, после подготовки своей части задания и самоконтроля, учащийся проводит взаимообучение с остальными товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущество коллективных занятий в том, что в процессе активного общения все учащиеся активно трудятся, более эффективно формируются специальные умения, развиваются химическое мышление, грамотное владение химическим языком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Истринская средняя общеобразовательная школа №3

Истринского муниципального района

Московской области

Тема открытого урока:

«Факторы, влияющие на скорость химической реакции»                                                                                     

Урок «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» проводится по методике коллективного способа обучения.

Класс поделен на 4 группы, состоящие из четырех-пяти учащихся. Учащиеся в группах образуют динамические пары: готовят каждый свое задание, выполняют, проводят самоконтроль, а далее каждый проводит взаимообучение с остальными учащимися группы, учитывая индивидуальные особенности товарищей.

В группе имеется старший – консультант, который руководит работой группы, распределяет задания в соответствии с подготовкой и способностями участников группы. Ученики работают: проводят заданный эксперимент, результаты записывают в таблицу; читают в учебнике нужную статью, отвечают на вопросы, которые даны в карточке. При необходимости учащиеся консультируются с учителем.

Затем, после подготовки своей части задания и самоконтроля, учащийся проводит взаимообучение с остальными товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущество коллективных занятий в том, что в процессе активного общения все учащиеся активно трудятся, более эффективно формируются специальные умения, развиваются химическое мышление, грамотное владение химическим языком.

Девиз урока:

«Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»

(Леонардо да Винчи)

Цель урока:

-актуализировать и углубить знания учащихся о скорости химической реакции в процессе экспериментального изучения;

-используя работу в группах, выявить зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

-стимулировать познавательную активность учащихся путем создания проблемной ситуации и проведения ими химического эксперимента;

- рассмотреть влияние различных факторов на скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций;

-используя ресурсы интернет, выработать навыки умелого использования данной информации

Задачи:

Обучающие:

- продолжить формирование понятия скорость химической реакции;

- углубить знания учащихся о факторах, влияющих на скорость химической реакции;

- рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции на основании теории столкновения частиц при химических реакциях.

-ввести новые химические понятия: энергия активации, ингибиторы, катализаторы, катализ;


Развивающие:

- развивать умения делать выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов;

- развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников, раскрытии практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента.

     - развивать экспериментальные умения и научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, сопоставления вариантов эксперимента, применения знаний и умений в новых ситуациях;

     -развивать умение анализировать, делать предположения и выводы;

Воспитательные:

- формировать научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых ситуациях;

    - формировать научное мировоззрение школьников при усвоении мировоззренческой идеи курса: зависимости протекания химических реакций от природы реагентов, внешних условий и др. 

   - обосновать использование полученных знаний на практике, в быту.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма учебной деятельности:

  • коллективная,
  • парная,
  • индивидуальная,
  • химический эксперимент.

Методы обучения:

  • частично объяснительно – иллюстративный;
  • проблемно - поисковый;
  • репродуктивный;
  • лабораторные опыты как метод экспериментального обучения химии.

Приемы обучения:

  • постановка проблемных вопросов;
  • групповая работа;
  • организация акцентированных наблюдений, выполнение комплексных заданий, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся, применение умений и навыков при решении задач.

Оборудование.

  • Химические реактивы: соляная кислота, серная кислота разной концентрации (1:5 и 1:25) раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), цинк гранулированный, железо порошкообразное и железная скрепка, стружка магния;
  • Химическая посуда: пробирки, cпиртовка, штатив, колба, держатель для пробирок.
  • Раздаточный материал: инструктивные карточки с заданиями, таблица для заполнения.
  • Проектор
  • Презентация

Техника безопасности: работа со спиртовкой, раствором серной кислоты, соляной кислоты.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя. Отметка отсутствующих в журнале.

  1. Этап актуализации знаний 

Ребята, сегодня  на уроке у нас очень интересная и очень важная в изучении химических реакций тема. Но начать урок я хочу с интересных фактов:

- Скорость лопания мыльного пузыря составляет 0.001 секунды.

- Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту 12.000 знаков.

- Бальзак прочитывал 200 страниц за полчаса.

- Скорость ветра от 10 до 15 миль в час.

- При кипячении воды, ее молекулы движутся со скоростью 650 метров в секунду

- Ураган может двигаться со скоростью 125 миль в час.

- Ночью волосы растут медленно. Днём рост волос ускоряется. Между 10 и 11 часами скорость роста самая большая. Пик роста наступает между 14 и 16 часами.

- Кровь движется быстро в артериях (500 мм/с), медленнее в венах(150 мм/с), и еще медленнее в капиллярах(1мм/с).

 Ребята  скажите, что объединяет эти научные факты? (в них говорится о скорости).  Следовательно,  о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (скорости)

Правильно. Сегодня мы будем говорить  о скорости. Но не о той, с которой вы знакомились на уроках физики и математики, а о скорости химических реакций и о условиях, которые эту скорость могут изменить.  Итак, тема сегодняшнего урока «Факторы, влияющие на скорость химических реакций».

Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадь.

 Как вы думаете, какие вопросы,  помогут нам раскрыть тему урока?

(Что такое скорость химических реакций?  От чего зависит скорость химических реакций?)

Подготовка учащихся к основному этапу работы. Фронтальный опрос по ключевым вопросам темы:

-Что такое скорость реакции?

    - Как обозначается скорость химической реакции?

    - Как обозначается формула расчета?

    - Как обозначается единица измерения?

   -  Какие реакции называются: а) гомогенными; б) гетерогенными?

     -По каким формулам вычисляются скорости гомо- и гетерогенных реакций?

Проблема урока.

        В жизни часто приходится управлять химической реакцией. Для разжигания угля в топке нужно ускорить реакцию. А для тушения пожара – замедлить и прекратить совсем.  Выплавку металла на металлургических   заводах нужно ускорить, а процесс ржавления железа по возможности, замедлить, поскольку прекратить совсем  эту реакцию мы не можем. Чтобы управлять скоростью реакции, нужно знать, от чего она зависит.

 «Что может повлиять на изменение скорости химической реакции?»

Это основной вопрос, который стоит перед учителем и ребятами на уроке. Учащиеся отвечают на него теоретически, изучая материал по учебнику, справочникам, проводя лабораторные эксперименты в группах и решая задачи

Ежедневно мы встречаемся с химическими реакциями и каждая из них протекает со своей скоростью. Золотые украшения сохраняют свою красоту и блеск веками. А вот брошенный на улице старый автомобиль спустя несколько лет превращается в груду ржавого металлолома. Долька яблока уже через несколько часов покрывается бурой пленкой, петарда, брошенная в костер, оглушительно взрывается. Интересно, что с точки зрения термодинамики возможны все перечисленные процессы, даже окисление золота. Просто у них разные скорости реакции. Одной реакции требуется для завершения микросекунды, другой – миллионы лет.

Целеполагание, мотивация

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие факторы влияют на скорость химической реакции и объясним это с точки зрения теории столкновений частиц при химической реакции.

Вместе с учителем формулируют цели урока: выяснить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Знание этой темы имеет очень большое практическое значение. Например, в химической промышленности от скорости химической реакции зависят размеры и производительность аппаратуры, количество вырабатываемого продукта и, в конечном итоге, зарплата работников и себестоимость продукции. Знание этой темы поможет вам и в быту. Сейчас я предлагаю вам вопрос, на который вы сможете ответить в конце этого урока:

- почему продукты питания нужно хранить в холодильнике во избежание порчи?

Учитель обращает внимание на эпиграф урока:

«Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок»

(Леонардо да Винчи)

  1.  Изучение нового материала.

А сейчас приступим к работе.

План нашего урока выглядит так, запишите его в тетрадь.

1.Влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.

2.Влияние катализатора гомо- и гетерогенный катализ.

3.Влияние на скорость химических реакций концентрации реагирующих веществ. Закон действующих масс.

4.Влияние температуры на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа.

5.Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химических реакций.

Ваша задача – перенести таблицу, отпечатанную на листах, в тетрадь и заполнить в ходе работы.

Инструктажи к выполнению работы на партах, консультант распределит задания в группах. Начинаем работу.

После этого начинается работа в группах по выяснению факторов, влияющих на скорость реакции. Каждая группа получает инструкцию, в течение 15 минут выполняет задание, проводит эксперимент, описывает полученные результаты, делает выводы (класс разбит на 5 творческих групп по 4 человека; 2 человека за компьютером).

Работа в группах

Работа групп включает в себя следующие виды деятельности:

- теоретическое и экспериментальное изучение факторов, влияющих на скорость химической реакции;

- наблюдение и анализ полученных результатов опытов;

- заполнение лабораторных листов, отражающих ход работы и выводы;

- решение задачи по теме;

-составление отчета в форме презентации Microsoft Office Power Point

Обязательное условие успешной работы в группах и реализации поставленных задач — обеспечение каждого рабочего места ученика необходимым оборудованием и реактивами, наглядными пособиями. Во время работы учитель подходит ко всем группам, в случае необходимости оказывает консультативную помощь.

Карточка для группы № 1. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от природы реагирующих веществ.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; цинк в гранулах, магниевая стружка, железные опилки, раствор соляной кислоты.

Инструкция:

1. Воспользовавшись материалом сайта http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter5.htmlизучите зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

Под "природой реагирующих веществ" понимают: на стр. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter5_ad.html

Обратите внимание. Существует множество веществ, способных вступать в разнообразные химические реакции, поэтому выявить однозначную зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ очень трудно. Определяющим параметром здесь является энергия активации каждой реакции. Что такое энергия активации на стр. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter6_ad.html#2

2. Просмотрите видеоопыт «Влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции» на стр. http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html или http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/26652/?interface=themcol

3. Составьте инструкцию по проведению опыта по заданной теме с тем набором реактив, который вам выдан (см. «Оборудование и реактивы).

Проведите опыт.

Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первую пробирку кусочек магния, во вторую пробирку  - гранулу цинка, в третью – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

4.Загляните в книгу рекордов химии на стр.http://www.xenoid.ru/materials/materials_chem/history/record.php и найдите: какая реакция самая быстрая и самая медленная.

5.Подготовьте полный отчет о своей работе в виде презентации Microsoft Office Power Point.

Карточка для группы №2. Влияние температуры на скорость химической реакции.

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и исследовать влияние температуры на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок; оксид меди(II), шпатель, раствор серной кислоты .

Инструкция

1. Воспользовавшись материалом сайта изучите теоретический материал по заданной теме.

Влияние температуры на количество столкновений молекул может быть показано с помощью моделиhttp://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/model001_rus.html. Скачайте её и используйте при отчете группы.

В первом приближении влияние температуры на скорость реакций определяется правилом Вант-Гоффа. Материал о жизни и деятельности ученого на стр.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%93%D0%BE%D1%84%D1%84

Дополнительный материал вы найдете на стр. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter6_ad.html#1

К реакции приводит не каждое столкновение молекул реагентов, а только наиболее сильные столкновения. Посмотрите на стр. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter6.htm.l

Используйте модель при ответе.

2. Просмотрите видеоопыт «Влияние температуры на скорость химической реакции» на стр.http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html или http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/26652/?interface=themcol

3.Составьте инструкцию по проведению опыта по заданной теме с тем набором реактив, который вам выдан (см. «Оборудование и реактивы).

Проведите опыт.

Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 2. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

4.Подготовьте полный отчет о своей работе в виде презентации Microsoft Office Power Point.

Карточка для группы № 3. Зависимость скорости химической реакции от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (для гомогенных и гетерогенных реакций).

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от величины поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, стеклянная палочка; железо порошкообразное, железная скрепка или гвоздь, разбавленная соляная кислота.

Инструкция

1.Воспользовавшись материалом сайта http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter4.htmlизучите теоретический материал по заданной теме.

Дополнительный материал на стр. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter4_ad.html

2. Просмотрите видеоопыт «Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции» на стр. http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html илиhttp://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/26652/?interface=themcol

3.Составьте инструкцию по проведению опыта по заданной теме с тем набором реактив, который вам выдан (см. «Оборудование и реактивы).

Проведите опыт.

Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В две пробирки нальем примерно по 2 мл раствора медного купороса. Одновременно поместим в одну пробирку кусок железной проволоки, а в другую – железный порошок. В обеих пробирках протекает реакция замещения.В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

4.Подготовьте полный отчет о своей работе в виде презентации Microsoft Office Power Point.

Карточка для группы № 4. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от концентрации реагирующих веществ

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, стеклянная палочка, гранулы цинка, раствор  серной кислоты разной концентрации (1:5 и 1:25).

Инструкция

1.Воспользовавшись материалом сайта http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter2.htmlизучите теоретический материал по заданной теме.

Продемонстрируйте данный вид зависимости с помощью модели на стр.http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/model001_rus.html

2. Просмотрите видеоопыт «Влияние концентрации веществ на скорость химической реакции» на стр.http://www.alhimikov.net/video/neorganika/menu.html или http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/26652/?interface=themcol

 3.Составьте инструкцию по проведению опыта по заданной теме с тем набором реактив, который вам выдан (см. «Оборудование и реактивы).

Проведите опыт.

Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 4. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:25. В какой из них реакция идет быстрее?

4..Подготовьте полный отчет о своей работе в виде презентации Microsoft Office Power Point.

Карточка для группы № 5. Зависимость скорости химической реакции от наличия катализатора

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от катализатора

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, раствор пероксида водорода, кристаллы оксида марганца (IV), лучинка, спички.

Инструкция

1.Воспользовавшись материалом сайта http://www.chem.msu.su/rus/teaching/Kinetics-online/chapter7.htmlили http://him.1september.ru/2006/07/16.htm изучите теоретический материал по заданной теме.

2. Просмотрите видеоопыт «Влияние наличия катализатора на скорость химической реакции» на стр.http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/26652/?interface=themcol

3. Составьте инструкцию по проведению опыта по заданной теме с тем набором реактив, который вам выдан (см. «Оборудование и реактивы).

Проведите опыт.

Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

Вы результаты работы оформите в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

4.Подготовьте полный отчет о своей работе в виде презентации Microsoft Office Power Point.

4.Представление результатов групповой работы, их обсуждение.

По истечении отведенного времени представители групп рассказывают о проделанной работе. Учащиеся выступают у доски, используя таблицы, заполненные по результатам проделанных лабораторных опытов. Организуется краткое обсуждение результатов работы групп, формулируются выводы о значении факторов для изменения скорости химических реакций, применении их для управления химических процессов. Учитель добавляет сведения о каждом факторе, учащиеся записывают их в тетрадь. При этом происходит углубление знаний о скорости химических реакций через понятия об энергии активации, вводится правило Вант-Гоффа, закон действующих масс Гульдберга - Вааге (презентация «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»).

5.Закрепление изученного материала (проведение тестирования)

Закрепление изученного материала проводится в виде теста. (Приложение 4)
 Далее на доске даются верные ответы и критерии оценки. Дети осуществляют самопроверку и оценивают себя. 

6. Итоги урока и рефлексия.

Учитель подводит итоги урока. Учащиеся заполняют листки контроля работы ученика, оценивают свою работу на уроке, работу группы, уровень усвоения и понимания темы.

     - Что мы сегодня узнали на уроке?

- От каких факторов зависит скорость химических реакций?

- Что умеем делать? (Объяснять влияние факторов на скорость химической реакции)

- Чему научились?

 - Цель урока выполнена?

-  Есть вопросы по данной теме?

Рефлексия.

В конце урока обучающимся предлагается закончить предложения:

Сегодня я узнал…

Я удивился…

Теперь я умею…

Я хотел бы…

Наибольшее затруднение вызвало…

Своей работой на уроке я … (доволен /не доволен)

Ребята, вы сегодня все прекрасно работали на уроке в роли исследователей. Я вижу, что вы усвоили тему урока, а это было самое главное в нашей с вами совместной работе. Спасибо вам за урок.

7.Домашнее задание: повторить § 12-13; выполнить тест по теме «Скорость химической реакции и внешние условия» на стр. http://www.mmlab.ru/omschemcat/9p0drazdel12.html (Урок № 6. Скорость химических реакций и внешние условия). Примечание. Если на домашнем компьютере нет выхода в интернет, то необходимо сохранить ресурс на информационном носителе.

индивидуальное  задание: на «3» - найти интересные факты по теме «Скорость химической реакции»;

на «4» - составить тест по теме «Скорость химической реакции»;  

на «5» - придумать задачу по теме «Скорость химической реакции»

И, наконец, маленькое пожелание на химическом языке:

Желаю вам не громкими словами,
Чтоб не взрывались, словно водород, при не удачах
Что за вами следом,
И не были инертны, как неон, в пути,
Что вам пока еще невидан.

Вы будьте терпеливы, как судьба,
Не окисляйтесь, словно группа щелочных металлов,
Трудолюбивыми всегда -
На долгие и долгие года.

Пусть будет меньше ингибиторов,
Как бремя, тормозящих путь подчас.
Пусть будет больше индивидуумов,
Талантливых и творческих из вас.

Активны будьте в жизни нашей бешеной,
Словно свободный радикал.
Катализаторами вам в пути обещаны
Любовь, терпение и доброта.


Приложение 1.

Хронометраж  урока.

Этапы урока

Ход урока

Временные затраты

 45мин

1. Организация

Готовность класса к уроку, фиксация в журнале отсутствующих учащихся на уроке.

1 мин

2. Актуализация знаний.

1. Объявляется тема урока, ставится задача, обсуждается с учащимися (слайд 1).

5 мин

3 и 4.. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Проведение эксперимента учащимися. «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» (теория вопроса и проведение учащимися эксперимента)

- природа реагирующих веществ (слайд);

-эксперимент, выводы в протоколе;

- поверхность соприкосновения реагирующих веществ (слайд);

- эксперимент, выводы в протоколе;

- концентрация реагирующих веществ (слайд);

- проведение эксперимента, выводы;

- закон действующих масс, введение понятия (слайд);

- закрепление знаний по фактору  (слайд), работа в группах;

- температура (слайд);

- проведение опыта;

- катализатор, фронтальная беседа, с применением знаний из курса 9 класса (слайд);

Выводы (слайд4).

 20мин.

5. Закрепление первичных знаний о скорости химической реакции.

1. Закрепление знаний о скорости химической реакции, Работа с тестами

7 мин

6. Контроль и самопроверка знаний.

1. слайд - ответы на тестирование, для самопроверки)

2. Сдача протоколов

 3 мин

7. Подведение итогов занятия, выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

1. Выводы по уроку (слайд)

7 мин

8. Домашнее задание.

1. Инструктаж по домашнему заданию слайд

2 мин

Приложение 2

Таблица для заполнения (для учащихся)

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первую пробирку кусочек магния, во вторую пробирку  - гранулу цинка, в третью – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

Опыт 4. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:25. В какой из них реакция идет быстрее?

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте  немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Опыт 2. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Вывод:

Приложение 3

Таблица для заполнения (для учителя)

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте  в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первую пробирку кусочек магния, во вторую пробирку  - гранулу цинка, в третью – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций.  Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl2 +H2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 4. Влияние концентрации  реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:25. В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2

Чем выше концентрация   реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте  немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа  идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

Опыт 2. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

                     

СuO + H2SO4  CuSO4 + H2O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и  скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок  реакция идет быстрее? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

                               

                 

2О2 

2О + О2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры,  от присутствия катализаторов.

Приложение 4

Тестовая работа по теме «Скорость химической реакции»

1. График, отражающий зависимость скорости реакции оксида меди (II) и соляной кислоты от температуры:

1) 1;     2) 2;   3) 3;   4) 4.

2. Какой из факторов не оказывает влияния на скорость химической реакции в растворах:

1) концентрация веществ; 2) использование катализатора; 3) использование ингибитора;

4) объём реакционного сосуда.

3. На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железом не оказывает влияния:

1) концентрация кислоты; 2) измельчение железа; 3) температура реакционной смеси;

4) увеличение давления.

4. Во сколько раз изменится скорость элементарной реакции 2А + В = А2В, если концентрацию вещества В уменьшить в 2 раза:

1) увеличится в 4 раза; 2) уменьшится в 2 раза; 3) уменьшится в 4 раза;  4) увеличится в 2 раза.

5. Как повлияет на скорость элементарной реакции А + В = АВ увеличение концентрации вещества А в 3 раза:

1) скорость увеличится в 3 раза; 2) скорость уменьшится в 9 раз; 3) скорость уменьшится в 3 раза; 4) скорость не изменится.

6. Быстрее при комнатной температуре будет протекать реакция между 10% раствором соляной кислоты и:

1) цинком в гранулах; 2) большим куском цинка; 3) цинком, покрытым медью; 4) цинком в порошке.

7. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать:

1) Zn(гранулы) и CH3COOH (10% раствор); 2) Zn(порошок) и HCl (10% раствор);

3) Zn(гранулы) и HCl (10% раствор); 4) Zn(порошок) и CH3COOH (10% раствор).

8. При увеличении температуры от 10° до 30° С скорость реакции, температурный коэффициент которой γ = 3:

1) возрастёт в 3 раза; 2) возрастёт в 9 раз; 3) уменьшится в 3 раза; 4) уменьшится в 9 раз.

9. Для уменьшения скорости химической реакции необходимо:

1) увеличить концентрацию реагирующих веществ; 2) ввести в систему катализатор;

3) повысить температуру; 4) понизить температуру.

10. Скорость химической реакции между медью и азотной кислотой зависит от:

1) массы меди; 2) объёма кислоты; 3) концентрации кислоты; 4) объёма колбы.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

х

х

2)

х

х

х

3)

х

4)

х

х

х

х

Приложение 5

1. Вычислите среднюю скорость химической реакции, если через 20с от начала реакции концентрация веществ составляла 0,05 моль/л, а через 40 с – 0,04 моль/л. (0,0005моль/л•с)

2. Как изменится скорость химической реакции 2СО + О2 = 2СО2, если уменьшить объем газовой смеси в 2 раза? (Возрастёт в 8 раз)

3. Во сколько раз уменьшится скорость простой реакции А + 2В = С, когда прореагирует половина вещества А, по сравнению с начальной скоростью? Начальные концентрации: 1 моль/л вещества А и 3 моль/л вещества В. (В 4,5 раза)

4. Как изменится скорость реакции 2Fe + 3Cl2 =  2FeCl3, если давление системы увеличить в 5 раз? (Возрастёт в 125 раз)

5. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции при повышении температуры от 300° до 350°С, если температурный коэффициент равен 2? (Возрастёт в 32 раза)

6. Реакция при 50°С протекает за 2 мин 15 с. За какое время закончится эта реакция при τ = 70°C, если температурный коэффициент равен 3?  (За 15 секунд)

7. Скорость реакции при охлаждении от 80° до 60°С уменьшилась в 4 раза. Найти температурный коэффициент скорости реакции. (2)

Приложение 6

Оценка работы учащихся на каждом этапе урока (рабочая карта урока).

Рабочая карта урока.

Тема.        

Ф. И. учащегося.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление знаний

Итоговая оценка

с/о

с/о

о/г

в/о

с/о

с/о

Примечание: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; о/г – оценка группы.

При самопроверке учащийся оценивает себя сам по пятибалльной системе и выставляет отметку в рабочую карту.

При изучении нового материала необходимо активизировать внимание учащихся. Для этого использую самооценивание. Сообщаю критерии оценивания. Если вы были внимательны, уверены, что поняли материал и можете его воспроизвести, то поставьте себе «5», если вы были не всегда внимательны, но в целом материал поняли и можете ответить на вопросы, то поставьте себе «4», если же вы были рассеянны, поняли лишь часть материала, то поставьте себе «3», если вы были невнимательны и не поняли то, о чём мы говорили, то поставьте себе «минус».

Если работа шла по группам, то оценивается группой степень активности каждого учащегося, понимания и аргументированности.

При проверке домашнего задания и самостоятельной работы оценка выставляется по следующим критериям: если нет ошибок – «5», если 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», если ошибок больше, то оценка не ставится.

Критерием итоговой оценки выступает уровень усвоения знаний и приобретённых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии для 11 класса общеобразовательной школы по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции".

Краткое описание урока Урок разработан для учащихся 11 класса общеобразовательной школы на базовом уровне, с использованием УМК О.С.Габриелян, при нагрузке 1 час в неделю.Данный урок  позволяет р...

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Урок по теме "Факторы, влияющие на скорость химических реакций".

При проведении урока использовалась групповая форма работы учащихся....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...