РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии в 9 классе «Химия в задачах» на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Программа курса: « Химия в задачах» способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы. Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить учащихся к ГИА по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №8____________ Подлесная В.А.
«_____» ______________2017г
Рассмотрено
Методическим объединением учителей естественно-научного цикла
Протокол № ___ от «___» ___________2017г
Руководитель МО_________________ Олейникова З.Н.
Согласовано
Зам. директора по УВР_____________ Жигульская А.Я.
«_____» ______________2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по химии в 9 классе
«Химия в задачах»
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Калмычина Н.В. , учитель химии,
высшая квалификационная категория
2017г.
Пояснительная записка.
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с
множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения.
При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития
современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного
материала обучения из цели становится средством социального и
интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от
обучения к самообразованию.
Программа курса: « Химия в задачах» способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы.
Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить
учащихся к ГИА по химии.
Задачи:
- повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
- закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
- продолжить формирование знаний учащихся по химии;
- продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
- работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
- помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного
обучения.
Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар.
Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю
предоставляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на
изучение той или иной темы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа. , для учащихся 9 класса
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Вещество
Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д И.Менделеева.. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.
Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И.Менделеева.
Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.
Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических
элементов.
Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.
Тема 5 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.
Практическое занятие.
Тема 6 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация
неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 7 Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических
элементов и т. д.
Раздел 2 Химические реакции
Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических
явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Работа с тренировочными тестами
Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений.
Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.
Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.
Раздел 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия,
Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.
Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 18 Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований. Работа с тренировочными тестами
Тема 19 Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 20 Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.
Работа с тренировочными тестами
Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.
Раздел 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразныевещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Решение задач.
Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Решение задач.
Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Решение задач.
Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Решение задач
Тема 28 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
Раздел 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Тема 30 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
•цели проведения ОГЭ
•особенности проведения ОГЭ
•структуру и содержание КИМов по химии
• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
- оформлять задания с развёрнутым ответом
•эффективно распределять время на выполнение заданий
• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в неорганической и органической химии;
• характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; простейшие свойства органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения;природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и еепредставленя в различных формах;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного
оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
объяснения отдельных фактов и природных явлений;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы, разделов | Кол-во часов | Дата проведения |
Вещество( 7 часов) | |||
1 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. | 1 | |
2 | Периодический закон и периодическая система химических | 1 | |
3 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная(полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 1 | |
4 | Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. | 1 | |
5 | Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. | 1 | |
6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | 1 | |
7 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 1 | |
Химические реакции( 7 часов ) | |||
8 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций .Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. | 1 | |
9 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окислениях химических элементов ,поглощению и выделению энергии. | 1 | |
10 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей(средних). | 1 | |
11 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | 1 | |
12 | Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. | 1 | |
13 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 1 | |
14 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 1 | |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.( 8 часов ) | |||
15 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. | 1 | |
16 | Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. | 1 | |
17 | Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. | 1 | |
18 | Химические свойства оснований. | 1 | |
19 | Химические свойства кислот. | 1 | |
20 | Химические свойства солей (средних). | 1 | |
21-22 | Взаимосвязь различных классов | 2 | |
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии.( 7 часов ) | |||
23 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, | 1 | |
24 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на Газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). | 1 | |
25 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. | 1 | |
26 | Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. | 1 | |
27 | Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | |
28 | Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 1 | |
29 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 1 | |
Химия и жизнь( 5 часов) | |||
30 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | |
31- 34 | Решение тренировочных тестов для подготовки к ГИА. | 4 |
Литература
1. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в ВУЗы: Справочное
пособие. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс:
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО
«Издательство Оникс», 2006.
3. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и
алгоритмы решения. – М.: Школьная пресса, 2003.
4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П.
Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
5. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П.
Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
6. Корощенко А.С. ГИА 2011. Химия. 9 класс. Государственная итоговая
аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство
«Экзамен», 2011.
7. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Гончарук О.Ю. Государственная итоговая
аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Химия. 2011. – М.:
«Интеллект-Центр», 2011.
8. Доронькина В.Н. Химия. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-
методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-74685-1355996247.jpg)
Элективный курс по химии 9 класс "Химия элементов"
Данный курс предназначен для учителей, работающих по УМК И.И.Новошинского....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-226760-1366054132.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514283-1415096454.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-507860-1414426936.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе
Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....
Рабочая программа по курсу “Геометрия 8 класс” 68 часов в неделю на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования втрого поколения на основе примерной Программы основного общего образован...
Рабочая программа по курсу “Геометрия 9 класс” 68 часов в неделю на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена на основе Федерадьного госудаоственного стандарта основного общего образования, примерных программ по математике 509 классов, соответствующих стандартам второго пок...