Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Подхватилина Елена Александровна

Цели урока:

  • сформировать представление о солях;
  • формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;
  • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
  •  отличать соли от оксидов,  оснований  и кислот по  формуле;
  • рассмотреть основные способы получения солей.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

 

Оборудование:  доска, учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, кубики, NaCl.

 

Формы организации учебной деятельности:

  - фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах;

- работа с учебником.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx69.89 КБ
Файл kubiki_2.docx12.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Симферопольская академическая гимназия»

Открытый урок по химии
в 8 классе
«Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

подготовила

учитель химии и биологии

Подхватилина Елена Александровна

г. Симферополь


Цели урока: 

  • сформировать представление о солях;
  • формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;
  • классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;
  •  отличать соли от оксидов,  оснований  и кислот по  формуле;
  • рассмотреть основные способы получения солей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование:  доска, учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, кубики, NaCl.

Формы организации учебной деятельности:

  - фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах;

- работа с учебником.         

План урока:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

3. Изучение  нового материала.

4. Первичное закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6.  Информация о домашнем задании.

Ход урока:

1. Организационный этап 

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу. Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Мы уже знаем, что все вещества делятся на простые и сложные. Что такое простое вещество? Сложное? Простые вещества делятся на металлы и неметаллы. А к сложным веществам относятся оксиды, основания, кислоты и соли.

2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний. 

        

Итак, дадим определения изученным классам неорганических соединений.

Оксиды?

Какими бывают оксиды?

Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

Кислотного?

Основания?

Какими бывают основания?

Кислоты?

Какими бывают кислоты?

Что такое индикаторы?

Как изменяет цвет лакмус в кислой среде?

Метиловый-оранжевый?

Фенолфталеин?

Вспомним основные химические свойства кислот:

(на доске написаны схемы уравнений реакций, ученики по очереди, выходя к доске, дописывают продукты реакций и расставляют коэффициенты)

Взаимодействие кислот с металлами

Zn+H2SO4

Mg+HCl→

Взаимодействие кислот с основными оксидами и основаниями

H2SO4 CaO→

HNO3+Ca(OH)2

Взаимодействие кислот с солями

NaCl+ H2SO4

K2CO3+ HCl→

Разложение кислот

H2CO3

Внимательно посмотрите на доску и распределите вещества на группы. Заполним таблицу

Оксиды

Кислоты

Основания

Скажите, пожалуйста, остались ли  формулы веществ, которые вы не смогли отнести к какому-либо классу неорганических соединений? (Обучающиеся отвечают «Да»)

3. Изучение нового материала

Для того чтобы узнать тему урока и к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений я предлагаю отгадать мою загадку и догадаться, о каком веществе я говорю:

Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в 8 веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему предписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. (поваренная соль)

Правильно – это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических веществ, который так и называется СОЛИ.

Да, это тема нашего урока. Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей. Производство соды на территории Крыма. Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют цели урока

Знакомиться с новой темой нам помогут гости из страны Солей. Встречайте. (Выходят ученики с изображениями формул и рассказывают о «себе»)

Нитрат натрия. Я являюсь ценным азотным удобрением. Моё второе имя Чилийская селитра. Вы спросите, почему такое странное имя? Я расскажу вам одну интересную историю. На огромных пространствах Чили расположена пасмурная пустыня Атакама, которая тянется сотни километров. На первый взгляд – обычная пустыня, но это не так: под тонким пластом песка залегают мощные залежи нитрата натрия (натриевой селитры). Решили, что её можно использовать для производства пороха, точно как нитрат калия (калийную селитру), но нет, а название мне уже дали.

Карбонат кальция. Я одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на моей основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё я! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.

Цианид калия. Я очень ядовитая соль, хотя имею совсем невинный вид. Я необходима для получения золота и серебра из руд, многих органических соединений. А ещё меня добавляют в сталь- это придаёт её поверхности большую прочность.

Гидрокарбонат натрия. Я принадлежу к семейству кислых солей. Я известна Вам под названием пищевая сода, хотя химики называют меня гидрокарбонат натрия. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.

Нитрат серебра. Меня называют ляпис. Применяют в медицине для прижигания бородавок. А также используют для изготовления зеркал и токопроводящего слоя.

Внимательно изучите формулы наших гостей. Что общего в них?

Правильно в этих формулах есть атомы металлов и кислотные остатки.

А как называется реакция, протекающая между кислотой и основанием? Правильно нейтрализации.

А что в результате такой реакции получается?

Т.е. в этих формулах есть часть от кислоты и от основания.

Теперь дадим определение новому классу неорганических соединений.

Давайте откроем учебник на стр. 156 и проверим правильность данного нами определения. (обучающийся зачитывает определение). Теперь запишите это определение в тетрадь.

Соли можно разделить по составу кислотного остатка.

 (готовая схема появляется на экране) 

Соли

(по составу кислотного остатка)

                         

средние                                        основные                               кислые

              (K2CO3, CuSO4, Na3PO4)          (AlOHCl2, CaOHNO3)               (NaHSO4, KHS)

Номенклатура:

Название средней соли=название кислотного остатка+название металла+валентность

Название кислой соли=гидро+название кислотного остатка+название металла+валентность

Название основной соли=гидроксо+название кислотного остатка+название металла+валентность

Игра «Кубики» Учащиеся по очереди выходят к доске и подкидывают кубики, записывают на доске формулу и дают название соли

По физическим свойствам соли – твёрдые вещества, различающиеся окраской и растворимостью в воде. Кристаллическая решётка ионная. Можно разделить соли на три  группы. Посмотрите на таблицу растворимости.

Соли

(по растворимости в воде)

Растворимые (Р)                    малорастворимые (М)              нерастворимые (Н)

           (NaCl, K2SO4, Na3PO4)             (MgS, CаSO4, PbCl2)              (CаCO3, AlPO4, BaSiO3)

А теперь поговорим о способах получения солей. Их 10. Некоторые реакции вам знакомы, так как встречались при изучении других классов неорганических соединений.

Запишите в тетрадь основные способы получения солей.

1. Кислота + основание = соль + вода

     H2SO4 +2NaOH =   Na2SO4 + 2H2O

2. Кислота + металл = соль + водород

      2HCl +Zn = ZnCl2 + H2

3. Кислота + основный оксид = соль + вода

      2HCl + CuO = CuCl2 + H2O

4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

      H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4 

5. Основание + соль = новое основание + новая соль

     2КОН + СаSO4 = Са(ОН) 2 + К2SO4 

6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода

     2NaOH + SO3 =   Na2SO4 + H2O

7. Кислотный оксид + основный оксид = соль

     СО2+ СаО = СаСО3 

8. Соль + соль = новая соль + новая соль

       КСl + AgNO3 → AgCl  + KNO3

9. Соль + металл = новая соль + металл

     CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

10. Металл + неметалл = соль  

      Fe +S = FeS  

Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

4. Первичное закрепление материала.

Давайте попробуем выполнить задание. Посмотрите на слайд.

металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная

кислота

Кислотный остаток

Са

К

Аl

Проверьте свою работу по образцу на слайде, поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка):

Далее группы составляют формулы солей по следующим карточкам:

металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная кислота

Кислотный остаток

SO42-

Cl-

NO3-

Са

Са2+

СаSO4

СаCl2

Са(NO3)2

К

К+

K2SO4

КCl

КNO3

Аl

Аl3+

Al2(SO4)3

AlCl3

Al(NO3)3

5. Подведение итогов и рефлексия  

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?  В завершении оцените свои знания по новой теме, отметив на рисунке соответствующий им сектор штриховкой:

                                                                       100%

                                                 75%                                         25%

                                                                50%

6.  Домашнее задание и инструкция по его выполнению

§ 46, повторить названия кислотных остатков, стр. 160 № 3, 5

На доске   § 46, повторить названия кислотных остатков, стр. 160 № 3, 5



Предварительный просмотр:

Fe (III)

Na

K

Al

Mg

Ca

HCO3

H2PO4

Cl

NO3

SO4

PO4

CO3

SiO3

HSO3

HPO4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

свойства и способы получения солей

презентация по свойствам и способам получения солей (8 класс, учебник Е.Е.Минченков))...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Урок по химии на тему "Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Вид урока: Урок изучения новой темы.Форма урока: традиционнаяЦели урока:1. Обучающие: Сформировать представление о классе сложных веществ – солях и их составе; познакомить с классификацией солей по их...

Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения

урок химии в 8 классе по теме "Кислоты"...

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».

Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.Задачи урока:Образовательная:- повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе "Соли"

Конспект урока по ФГОС, к учебнику О.С.Габриелян...

Способы получения солей

Данный методический прием я использую как  домашнюю работу (оценочную) при завершении изучения темы; "Основные классы неорганических веществ". В карточке отражены способы получения соле...