Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника
учебно-методический материал по химии (8, 9 класс) на тему

Антонова Марина Анатольевна

Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все её сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий. Одной из перспективных технологий способствующих, решению этой проблемы, является дидактическая игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Журавенская средняя школа» г.о. Зарайск

РЕФЕРАТ

Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника

                                                         

Выполнила:

учитель химии

 

Антонова Марина Анатольевна,

МБОУ «Журавенская средняя школа» Зарайский район

2018 г.

План реферата.

I Введение

II    Основной  раздел

1) Развитие  познавательной  активности как важный компонент внутренней   мотивации школьника к учению.

2)Возможности дидактической игры в повышении познавательной активности на уроках химии.

1. Дидактическая игра как  средство развития познавательной  активности учащихся.

2.Обучение химии с применением   дидактических игр.

3)Экспериментальная  проверка  эффективности  использования дидактической игры в повышении познавательной активности при изучении химии.

III Заключение

IV Список литературы

I Введение

Актуальность исследования.   Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно - технического прогресса во все её сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий. Одной из перспективных технологий, способствующей решению этой проблемы, является дидактическая  игра. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она повышает познавательный интерес к химии, формирует навыки сотрудничества.

Объектом данного исследования является процесс повышения познавательной активности  обучающихся на уроках химии.

Предмет исследования: использование возможностей технологии дидактическая игра в повышении познавательной активности.

Цель исследования:  раскрыть особенности дидактической игры, как средства повышения познавательной активности на уроках химии.                                                    

 Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения школьников будут целенаправленно и комплексно использоваться возможности технологии дидактическая игра.

         В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) Развитие  познавательной  активности как важный компонент внутренней   мотивации школьника к учению

2)Определить возможности использования дидактической игра в повышении познавательной активности у школьников на уроках химии.

3)Экспериментально проверить эффективность использования дидактической игры в повышении познавательной активности у школьников при изучении химии.

II Основной  раздел

1) Развитие  познавательной  активности как важный компонент внутренней   мотивации школьника к учению.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологию.[4]

Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучающихся. Общение в системе «ученик - учитель» создает возможности для решения творческих заданий.[2]

Существуют  принципы активизации познавательной деятельности учащихся.

Принцип проблемности. В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, что для выхода, из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.  Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что обучающиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Принцип исследования изучаемых проблем. Важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны носить исследовательский характер. Принцип индивидуализации. Это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, потому что существует много психофизических особенностей: адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового. Принцип самообучения. Важным в процессе обучения является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения.    Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации главное место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не принужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. [1]

          Учитывая перечисленные принципы, может активизировать деятельность, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход, прежде всего, вызовет интерес к урокам. Обучающиеся будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных принципов оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес.

2)Возможности дидактической игры в повышении познавательной активности на уроках химии.

1. Дидактическая игра как  средство развития познавательной  активности учащихся 

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.[4]

Использование дидактической игры как средства обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; участвуя в ролевых играх, приходят к общему решению вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. На уроках создаются ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняется содержание общения жизненными проблемами учащихся, и такими вопросами, которые они хотели бы разрешить. Устанавливаются эмоциональные контакты между учащимися, они приучаются работать в команде, снимается нервное напряжение, возникает чувство защищенности, взаимопонимания и собственной значимости.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

 желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный

характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
    логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. [4]

Игровой замысел – есть в каждой игре. Он заложен и в дидактической задаче.  Игровой замысел  часто выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры, или в виде загадки. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий, поведение учащихся в процессе игры. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока, индивидуальных возможностей обучающихся. [1]

Игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности обучающихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры. Основой дидактической игры, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний, умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся средства наглядности. Дидактическая игра имеет определённый результат, являющийся финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. [1]

Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

В настоящее время игровые методики приобрели большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьников с разным уровнем подготовки проявить себя, возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса. Основной мотив игры - не результат, а процесс, что усиливает ее развивающее значение, связанное с взаимодействием в ролевых играх, поиском правильного решения.

Игра имеет большое значение в приобретении и формировании учебных умений и навыков. Ребенок познает окружающий мир и самого себя. «Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, упражняется в решении жизненных задач, учится общаться с другими людьми и, наконец, познает ценности и символы своего мира» - И. Е. Берлянд.

На основе игры у ребенка формируется ряд психологических новообразований (воображение, сознание и т. д.). Применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения -активность учащихся, а также сопутствующий - общение.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором закладывается и совершенствуется самоуправление поведением.

2.Обучение химии с применением   дидактических игр

Я считаю, что усвоению школьниками социального опыта вследствие их ролевой деятельности способствуют проводимые на уроках химии дидактические игры.  Ведь они направлены  на взаимодействие обучающихся друг с другом по обсуждению различных химических проблем, обмен ценностями в диалоге.  Поэтому  в игре проходят два взаимосвязанных процесса - освоение ценностей и их переоценка. Игры с химическим содержанием позволяют обучаемым моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе. 

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
  • успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом;
  • учебный материал используется в качестве средства игры,
    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. [3]

Мною, на уроках химии используется система игр по правилам.

Систему игр по правилам можно представить в следующем виде:

  • игры на усвоение номенклатуры, цифровых величин, понятий «Что такое? Кто такой?»;
  • ответы на вопросы химических викторин, кроссвордов.

Решение кроссвордов популярно, но оно не способствует отработке умений делать содержательные выводы и обобщения логического характера.

Повышенной занимательностью отличается игра «Найди ошибки в тексте».

Наиболее распространены творческие игры. Они отличаются гибкостью, свободой, легко изменяются в процессе игры, не занимают много времени. Сюда относятся игры-состязания: КВН, викторины, олимпиады, турниры, ролевые игры, игры-путешествия. Уроки - путешествия связаны и с изучением нового материала. Они стимулируют активность учащихся, обеспечивают общение, развивают воображение. [3]

Мною используется ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Это один из распространенных способов интенсивного обучения. Его цель - процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. Тему для разработки проекта учащиеся выбирают с помощью учителя. Игровое проектирование осуществляется с «функционально-ролевых позиций», воспроизводимых в игровом взаимодействии.

Очень важно учесть: место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке химии; целесообразность использования их на разных этапах урока. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.        Обучающей будет игра («Мозговой штурм», «Дневник исследователя» и др.), если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.     Контролирующей будет игра («Брейн-ринг», «Химическое домино», «Химический калейдоскоп» и др.)  дидактическая цель которой состоит в повторении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней  каждому ученику необходима определённая химическая подготовка.

Я хочу привести примеры некоторых химических игр используемых мною.

Игра «Руки вверх»

Игра помогает закрепить понятия «вещество» и «физическое  тело».                      Для её проведения изготовила карточки с перечнем различных веществ и физических тел. Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка.
Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, учащиеся внимательно слушают. Если названо вещество, то они поднимают руки вверх. Учащийся, допустивший ошибку, даёт определение вещества или физического тела и приводит дополнительно 2-3примера.  Аналогичные игры можно провести по темам «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические явления.

Игра «Найди ошибку»

Игра помогает закрепить понятия «простое вещество» и сложное вещество».   Для её проведения потребуется изготовить карточки с 5-6 строками названий простых и сложных веществ. Например:
Простые вещества
1. Кислород, серебро, оксид серы.
2.Азот, сероводород, хлороводород.
3.Сульфид железа, водород, хлор.
4. Оксид кремния, углерод, цинк.
5.Хром, кальций, оксид алюминий.
Сложные вещества
1.Иод, медь, оксид серебра
2.Алюминий, кислород, оксид железа.
3 Сера, хлорид натрия, вода.
4.Оксид сера, фтор, железа.
5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний.
Задание. Учащиеся делятся на три команды. Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу игроки, сидящие за первым столом, находят и вычёркивают неверные названия простых и сложных веществ в первом пункте карточки и передают её сидящим за вторым столом. Те, в свою очередь, исправляют ошибки во втором пункте карточки и передают её дальше и т.д. Побеждает та команда, которая первой правильно найдёт и исправит все ошибки.

Игра «Узнай меня»

Игра  помогает закрепить  понятия о типах химических реакций. Для её проведения потребуется изготовить карточки с уравнениями химических реакций разных типов.
Задание. На доске учитель последовательно пишет названия различных типов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) и, соответственно, вызывает к доске четырёх игроков. На столе в порядке лежат карточки с уравнениями химических реакций. Каждый учащийся должен выбрать из них только те, которые относятся к указанному типу реакции, и прикрепить эти карточки к доске.

Игра «Видимо-невидимо»

        В игровой форме может проводиться любая словарная или терминологическая работа при изучении нового материала или при закреплении уже изученного.Ученики объединяются в несколько команд по 5-6 человек. Когда команды займут свои места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный план, на котором разными цветами крупными и мелкими ( но различными издали) шрифтом <<вдоль>> и <<поперек>> написано 15-20 терминов. По истечении заранее оговоренного времени  (40 секунд, 1 или 2 минуты) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.

        Затем команды обмениваются своими записями для проверки. Желательно заранее договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают не увиденные другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.

Листочки возвращаются прежней команде – теперь уже для проверки проверяющих. Исходный плакат учитель опять вывешивает на доску для сверки и выяснения возникших недоразумений. После чего определяем победителя. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов. Плакаты для задания «Видимо – невидимо» могут изготовляться и самими учениками во время урока. Темы могут быть заданы учителем или определяться по жребию. На уроках природоведения, химии, экологии можно вывешивать(изготовлять) плакаты с терминами, понятиями, с именами и фамилиями учёных химиков, с датами, химическими названиями, статистическим материалом.

Игра «Передай –другому» или «Туда- сюда»

Учитель записывает на доске вопросы - общие для всего класса. Например:

Запишите формулу оксида, расставьте валентность над каждым атомом химического элемента, затем индексы.

2.Вычислите относительную молекулярную массу оксида.

3.Вычислите массовую долю кислорода в оксиде.

Учащиеся читают вопросы и разбираются в том,   что им предстоит сделать. Класс делится на    три группы. Каждая группа получает альбомный лист, поделённый на четыре графы(фамилия учащегося и ответы на первый, второй и третий вопросы) и столько строк, сколько игроков в команде. Задача состоит в том, чтобы придумать оксид не такой. Как у соседей, и выполнить с ним все задания.

Игра «Кто он ?»

В этой игре идёт речь об учёных – химиках. Для того чтобы отгадать даются подсказки. Если отгадали с первой подсказки – 10 балов, если со второй – 9 баллов, если с третей – 8 баллов и т. Д.
Задание.
1-я подсказка. Его год рождения совпал с годом начала Отечественной войны 1812 года, родился недалеко от границы с Ираном.
2-я Подсказка. Одним из любимых композиторов его был Александр Александрович Алябьев, особенно его  произведение «Соловей»
3-я Подсказка. В 1830 году  он поступил на математическое отделение  философского  факультета Казанского университета.
4-я Подсказка. В Казани читает лекции по органической  и  аналитической химии.
5-я Подсказка. Он обладает исключительной памятью и отличается большой начитанностью. К нему за справками обращались и физики, и химики, и математики, и медики.
6-я подсказка. О нём писали: « Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии».

 Игра «Химическая эстафета»        

Слово учителя. Что-то мы очень засиделись на местах, надо бы немного подвигаться. И сейчас как раз для этого будет проводиться эстафета. Каждая команда получает по жребию своё задание. И один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного  гомологического ряда. Чем быстрее он пройдёт и без ошибок произнесёт, тем выше получает балл.
Билет 1. Назовите подряд гомологи гомологического ряда этиленовых (алкенов)
Билет 2. Назовите подряд гомологи гомологического ряда одноатомных спиртов
Билет 3 Назовите подряд гомологи гомологического ряда ацетиленовях (алкинов)
билет 4. Назовите подряд гомологи гомологического ряда альдегидов

3)Экспериментально проверить эффективность использования дидактической игры в повышении познавательной активности у школьников при изучении химии.

На первом этапе (констатирующем) проведена диагностика уровня  познавательной активности учащихся

На втором этапе (формирующем) проводились занятия в течение года, направленные на повышение познавательной активности с применением дидактических игр.

На третьем этапе (контрольном) осуществлена повторная диагностика уровня  активности в классе.

           Для выявления уровня сформированности познавательной активности школьников взяли следующие критерии и показатели:

-когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлечённость школьника в деятельность);

-мотивационный (создание ситуаций успеха, радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);

-эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности, длительность, устойчивость интереса к решению познавательных задач);

-действенно-практический (инициативность в познании,  проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ученика).

На основе выделенных критериев, и также для аналитической обработки результатов исследования, получения количественных показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности: низкий, средний, высокий                                                                                        

«Низкий уровень – не проявляет инициативности, самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях, проявляет отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задаёт познавательных вопросов; нуждаются в   объяснении условий выполнения заданий, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи учителя.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии заданий, поиске способа их выполнений. Испытывая трудности в решении заданий, обучающиеся не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий их выполнения и, получив подсказку, выполняют задания до конца. Это свидетельствует об интересе ученика к данной деятельности, о желании искать способы решения заданий, но совместно с учителем.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса, желания решать познавательные задачи. В случае затруднения, обучающиеся,  не отвлекаются, проявляя упорство, настойчивость в достижении результата. Которое приносит им удовлетворение, радость, гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности было взято четыре задания, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность учащихся и действенный способ познания –Другие два вида деятельности были направлены на восприятие образов – прослушивание рассказа учителя, рассматривание плакатов и рисунков с изображением, с последующими ответами на вопросы. Проведённая на первом этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание в основном, среднего и низкого уровня  познавательной активности у учащихся                                                                                                                                                                            

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства учеников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости её повышения. С этой целью был проведён второй этап эксперимента (формирующий) с применением технологии дидактическая игра в течение года и третий этап контрольный.  После проведения формирующего эксперимента с проведением в течение года дидактических игр уровень познавательной активности учащихся значительно вырос. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.                                                      

III Заключение

         Дидактические игры, проводимые на уроках химии, нравится школьникам, они охотно включаются в работу. Обучающиеся, самостоятельно работая в группах,  добывают знания. Это приводит к лучшим результатам в усвоении программного материала. И как следствие повышение интереса к предмету химия. Игра позволяет развивать творческие способности учащихся, так как моделирует окружающую обстановку, даёт дополнительную информацию, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инертность, активизирует работу правого  полушария.   Отсюда следует, что использование дидактических игр на уроках химии– необходимое условие повышения познавательной активности учащихся.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках химии.

IV Список литературы

1.Аверченко, Е.А. Дидактическая игра на уроках и её роль в развитии познавательной активности школьника [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/25/didakticheskaya-igra-na-urokakh (дата обращения: 30.03.2016).

2.Бибекова, О.А., Ласикова, Л.А., Приходько Н.В.  Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков   [Текст]  /  авт.- сост.О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова, Н.В. Приходько.- Волгоград:  Учитель, 2016. – 127 с.

4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]  /  Г.К. Селевко.-  М.: Народное образование, 1998.- 25

                                                                                                                               

                                                                                                         

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка

Уровень познавательной активности современных школьников  на уроках русского языка не всегда соответствует задачам, которые стоят перед современным российским  образованием....

В чем заключается развитие познавательной активности школьников на уроках математики?

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способнос...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

презентация "Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка"

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? К...

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...