ХИМИЯ И ПРОИЗВОДСТВО (алюминия, чугуна и стали, серной кислоты, аммиака и метанола)
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Осадчая Светлана Станиславна

Цель урока: создать условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способа деятельности на примере химического производства.

 

Задачи:

образовательные: обобщить и систематизировать знания о технологических особенностях химического производства (промышленные способы получения металлов и сплавов (алюминий, чугун, сталь), производство серной кислоты, аммиака, метанола). Показать народнохозяйственное значение этих веществ, раскрыть возникающие экологические проблемы и пути их решения;

развивающие: расширить знания учащихся о химической промышленности, на примере производств региона («Мечел» и Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электролитно-цинковый завод и др.), сформировать собственные позиции учащихся в отношении к химии, химическому производству, химическим веществам, способствовать воспитанию экологического сознания учащихся, формированию практических умений по изучению природных процессов;

воспитательные: создать комфортные условия для обучающихся с учетом индивидуальных особенностей, темпа работы, способствовать формированию коммуникативных компетенций, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, умение оценивать результаты выполненных действий.

 

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков в условиях исследования.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, активные методы обучения.

Оборудование: модели или таблицы производств: алюминия, чугуна и стали, «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», метанола; коллекции «Алюминий», «Чугун и сталь», «Металлы», «Основные виды промышленного сырья»; мобильный класс или ноутбуки по числу групп, медиа проектор, дистанционная система оценивания (пульты голосования для выполнения тестовых заданий).

        План работы группы                                           

 1. Сырьё для производства. Вспомогательные материалы.

 2. Основной химический процесс. Основной продукт.

 3. Особенности технологического процесса. Научные принципы производства.

 4. Важнейшие сферы применения полученного вещества.

 5. Возможные экологические проблемы. Охрана окружающей среды.

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашна в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока,
Мне все задачи по плечу,
Горжусь свои я именем,

Зовусь я …… (Алюминием)

Полезные ссылки: Третьяков Ю. Д., Олейников Н. Н. Химия. Справочные материалы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г. с.270-271.

Производство алюминия. Часть 1. https://www.youtube.com/watch?v=QewUz3_fi2o

Производство алюминия. Часть 2. https://www.youtube.com/watch?v=whPVsZ2LuTs

Электролитическое производство алюминия https://www.youtube.com/watch?v=YFoUqQtTvOs

Алюминиевая промышленность https://www.youtube.com/watch?v=gSCNtdDAug4

Галилео. Алюминий (часть 1) https://www.youtube.com/watch?v=IN0NlyvqZE0

Галилео. Алюминий (часть 2) https://www.youtube.com/watch?v=gng74NT26Sk

Он идет на сковородки да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок, невоспитан и нековок ...
Он ломается, как лед и тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун работяга наш – …. (Чугун)

 

От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз, в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь —
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна —
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше — мой автограф: …. (Сталь)

Полезные ссылки: Третьяков Ю. Д., Олейников Н. Н. Химия. Справочные материалы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г. с.267-270.

Галилео. Металлургия (часть 1) https://www.youtube.com/watch?v=q0zmAUd_GSY чугун на «Мечел»

Галилео. Металлургия (часть 2) https://www.youtube.com/watch?v=kcYpFfUTQhM сталь на «Мечел» 

Технологический цикл производства чугуна, стали и проката на ММК https://www.youtube.com/watch?v=JEik9Mgs5Jk

Я растворю любой металл,
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я сильной красотой,
Когда сама я растворяюсь,
В воде, то сильно нагреваюсь. (Серная кислота).

Полезные ссылки: Третьяков Ю. Д., Олейников Н. Н. Химия. Справочные материалы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г. с.271-273.

Химия ЕГЭ Задание номер 26 часть 3. Производство серной кислоты https://www.youtube.com/watch?v=yjNVaMhx3E8

Я в жидком виде испаряюсь,
Для охлажденья применяюсь.
Особый спирт даю с водой
И удобрения с водой. (Аммиак)

Полезные ссылки: Третьяков Ю. Д., Олейников Н. Н. Химия. Справочные материалы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г. с.273-274.

Химия ЕГЭ Задание номер 26 часть 2. Производство аммиака

https://www.youtube.com/watch?v=kX9Gwnh2vAU

Тесты по предложенной теме.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ролевая игра по химии и экологии производство серной кислоты

ролевая игра по химии и экологии "Производство серной кислоты"...

Полипредметный урок (химия, география, информатика) «Химические реакции в производстве чугуна и стали» с использованием технологии сетевого взаимодействия Web2.0.

При изучении темы «Химические реакции в производстве чугуна и стали» применялись знания учащихся по географии об основных технологических стадиях металлургического производства. Для луч...

Презентация к интегрированному семинару по химии "Производство серной кислоты"

Презентации  для проведения интегрированного семинара в форме круглого стола по химии в 9 классе на тему "Производство серной кислоты"...

Интегрированный семинар по химии в 9 классе по теме "Производство серной кислоты".

Методическая разработка по подготовке и  проведению  интегрированного семинара в форме "Круглого стола"  на уроках химии при изучении основных научных принципов производств в свете...

Производство чугуна и стали

Представленная схема поможет в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ....

Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.Цель урока:Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, ...

Производство чугуна и стали

Самый большой в мире карьер, добывающий руду открытым способом, находится в Белгородской облСамый большой в мире карьер, добывающий руду открытым способом, находится в БСамый большой в мире карьер, до...