Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Граник Татьяна Юрьевна

 Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_granik_t.yu_.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Граник Татьяна Юрьевна

Район

Дзержинск

Место работы

МБОУ «Средняя школа №12»

Должность

Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

химия

Класс

10 профильнвй уровень

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Программа курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений/

Габриелян О.С.  М, : Дрофа, 2010

.

Тема учебного занятия

Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок-практикум.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества»

Учебная задача

Вовлечь учащихся в рефлексивно- оценочную ситуацию прогнозирования химической активности свойств веществ и областей их применения.

Овладеть теоретическими знаниями в области применения спирты и фенолов.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся использовать знания о спиртах и фенолах в конкретных ситуациях, систематизируют имеющиеся знания о классификации спиртов, химических свойствах спиртов и фенолов, способах их получения, типах химических реакций, условий их протекания, важнейших областях применения этих веществ.

Обучающиеся получат возможность научиться использовать имеющиеся знания о спиртах и фенолах для прогнозирования их использования в конкретных технологических процессах родного города.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют способ фиксировать собственные трудности при изучении данной темы, выявлять причины затруднений, разовьют способность обобщать, делать выводы, анализировать, классифицировать, видеть причинно- следственные связи.

Обучающиеся получат возможность научиться определять границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее .

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что знания о спиртах и фенолах имеют практическое применение в повседневной жизни

Обучающиеся получат возможность для понимания роли органической химии в повседневной жизни, получат дополнительные знания для профориентации.

Исходное состояние обучающихся:

-

Учащиеся

-имеют опыт работы с «цепочками» превращений веществ с использованием мини справочника по органической химии по другим классам органических веществ,

-знают химические свойства и способы получения спиртов и фенолов, могут сравнивать свойства углеводородов разных классов, сопоставлять строение веществ и их свойства.

-могут планировать работу со справочной литературой по химии,

-знают типы химических реакций в органической химии и могут их определять

-могут контролировать и оценивать результаты своей деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Знание химических свойств спиртов и фенолов

Умение определять области применения спиртов и фенолов на основании их свойств

выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов (логические)

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме (общеучебные)

выдвижение гипотез и их обоснование, прогнозирование происходящих явлений и их последствий (логические

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

оценка – выделение и осознание качества и уровня усвоения

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

На уроке используется три вида комбинированных дидактических заданий с помощью которых можно оценить все три вида результатов

  1. Разминка-

А) найди лишнее, объясни почему

Б)Раздели на классы

Задание предполагает развитие логических УУД

-Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

-Синтез – составление целого из частей.

-Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.

2. «Цепочка» превращений.

Развитие

1)умение использовать знаково-символические средства- работа с цепочкой превращений

2)выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов- разминка

3)умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (логические)

4) умение работать со справочной литературой.
3.Заполнить пропуски в таблице по применению веществ.

Развитие

- умений устанавливать причинно-следственные связи

- умение работать со справочной литературой

-синтез как составления целого из частей

-прогнозирование происходящих явлений и их последствий, оценка

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник О.С.Габриелян. 10 класс Профильный уровень. Дрофа, 2009

1. Дерябина Н.Е. 

Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и монофункциональные производные. 200 с., А5 формат. 

 Для изучения на профильном уровне и подготовки к ЕГЭ. 

2. Дерябина Н.Е. МИНИСПРАВОЧНИК  "ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В РЕАКЦИЯХ"

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ -

Химия. 10 кл.: Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2; 3 и 4 четвертям) к учебнику "Химия. 10 кл." О.С. Габриеляна (ООО "Дрофа")

Техническое обеспечение

Проектор для использования презентации к уроку, распечатанная для каждого ученика таблица.

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует учащихся.

Мы продолжаем рассматривать классы органических веществ. О каких веществах мы говорили на предыдущем уроке?

Приветствует учителя.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Разминка. Слайды

  1. Слайд  

Найди лишнее Б объясни почему.

  • С2Н6 , С3Н6 5Н10 ,С4Н8, С2Н2
  •   метанол,  пропанол, фенол, этанол, бутанол
  •  C2H5OH, CH3OH, ОН-СН2-СН2-ОН, C3H7OH
  • C2H5СОН,С3Н6, CH3OH, C3H7СООН

2 слайд

  • К классу предельных одноатомных спиртов может относиться вещество состава
    1) С
    3Н6О 2) С6Н5ОН 3) С3Н8О 4) С3Н6О2
  • Гомологом пропанола-2 является
    1) пропан 2) пропанол-1
    3) метилэтиловый эфир 4) бутанол-2
  •  Для этанола характерна изомерия
    1) углеродного скелета 2) геометрическая
    3) межклассовая 4) положения функциональной группы

3 слайд

4 слайд

Прокомментируйте следующий слайд, вставьте пропущенные термины.

Отвечают на вопросы, при этом

анализируют  объект с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

синтезируют – составление целого из частей,

-

выбирают оснований и критериев для сравнения, классификации. Их может быть несколько.

Учащиеся сами называют признаки для классификации.

 

Учащиеся составляют рассказ по схеме, заполняя соответствующие пропуски при этом обобщают и структурируют материалЭ восполняют пробелы в знаниях.

1.3. Создание проблемной ситуации

Что определяет химические свойства органических соединений? Класса спирты?

Где мы можем проследить взаимосвязь классов органических веществ и повторить химические свойства?

Ответ: Строение вещества. Наличие функциональной группы.

Ответ: В «Цепочке» превращений.

Это модель, где мы можем повторить и химические свойства веществ и взаимосвязь веществ разных классов

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

На доске написана «цепочка» превращений:

Вопросы к ней:

  1. Определите классы веществ, подпишите названия.
  2. Как взаимосвязаны классы веществ.

Учащиеся работают индивидуально, затем сверяют свои ответы с проверяемыми у доски., исправляют ошибки

. Учащиеся демонстрируют умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура, выявление взаимосвязей между ними

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Составьте схему превращений, написав над стрелкой исходные вещества.

Учитель ходит по рядам , направляет работу.

Давайте проверим.

Мы составили схему, которую дома надо превратить в уравнения реакции.

Работа в парах с использованием минисправочника. При этом  демонстрируют умения –

использовать знаково-символические средства

-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (логические)

- умение работать со справочной литературой.

Учащиеся, которые быстро справились с заданием, помогают соседям.

Учащиеся выходят к доске и подписывают.

Учащиеся помечают домашнее задание.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Ребята , а для чего необходимо нам знать химические свойства веществ разных классов, спиртов и фенолов.?

 Давайте вспомним, об области применения  самого известного спирта – этанола. Открываем учебник стр.   . Прокомментируйте схему.

Но за каждой областью применения стоит конкретный химический процесс. Наша задача сейчас сопоставить конкретные области применения веществ с конкретнвми химическими процессами

Ответ: Эти вещества применяют люди в своей повседневной жизни.

Учащиеся рассказывают о применении этанола , используя схему учебника при этом демонстрируют умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (логические),умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Заполняя пропуски в таблице, которую вам я распечатала, мы убедимся в этоми узнаем еще об областях применения спиртов.

Применение спиртов

Название процесса

Уравнение процесса

Характер использования продукты  

1.Горение

ROH+O2                                         +Q

Горючее для двигателей

2.Взаимодействие с галогено-водородами

C2H5OH+HCl         

                                      хлорэтан

Растворитель, используется для местной анестезии

3. Межмолеку-лярная дегидратация

               

2C2H5OH        

                         диэтиловый эфир

Медицинский эфир, наркоз

4.Окисление

               (о)                (о)

C2H5OH            

CH3OH

Получение пищевой уксусной кислоты, формальдегида

5.Дегидрирова-ние и дегидратация

C2H5OH

                             дивинил

?

6.Межмолеку-лярная  дегидратация этиленгликоля

2ОН-СН2-СН2-ОН 

Диоксан- важный растворитель

7.Этерификация глицерина и азотной кислоты

                         

глицерин                        тринитроглицерин        

?

Учащиеся заполняют таблицу при этом демонстрируют умение

- устанавливать причинно-следственные связи

-синтез как составления целого из частей

-прогнозирование происходящих явлений и их последствий, оценка

 

При составлении таблицы учащиеся пользуются минисправочником, работают в парах, при этом демонстрируют умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Давайте проверим .

Где возникли затруднения?

Что необходимо повторить, чтобы ликвидировать затруднения?

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно        

Проверка заполнения таблицы, корректировка результатов

Учащиеся стараются сформулировать проблемы.

Учащиеся осознают качество и уровня усвоения темы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Учитель оценивает работу на уроке учеников, выставляет отметки. Комментирует дом.задание

1)Составить уравнения к схеме, проверенной на уроке.

2)Индивидуальное задание в Дневнике ру.

3) Заполнить аналогичную схему для Применения фенола. Используя дополнительные источники, узнать, имеются ли производства веществ из таблицы в нашем городе.

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»