Описание игры "Химический дартс"
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

В данной статье описывается групповая дидактическая химическая игра, позволяющая развить и проверить предметные знания и умения учащихся по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», а также многие метапредметные и личностные компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_himicheskiy_darts.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.854

Г.В. Борисова,

учитель химии и биологии
МБОУ «Гимназия №12 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области»,
Ленинск-Кузнецкий
G.V. Borisova,

teacher of chemistry and biology

Municipal budget educational institution "Gymnasium №12 of the city of Leninsk-Kuznetsk, Kemerovo region",

Leninsk-Kuznetsk

E-mail: borisova.gv@rambler.ru

Дидактическая игра «Химический дартс» как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения химии в 8-9 классах

Didactic game "the Chemical Darts" as a means of achieving personal, metasubject and subject results of development of chemistry in the 8th and 9th grades

Аннотация. В данной статье описывается групповая дидактическая химическая игра, позволяющая развить и проверить предметные знания и умения учащихся по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», а также многие метапредметные и личностные компетенции учащихся.

Abstract. This article describes the chemical group didactic game that allows to develop and test substantive knowledge and skills students on the topic "Periodic law and Periodic system of chemical elements D. I. Mendeleev, in the light of the doctrine of the structure of the atom", as well as a meta-subject and personal competences of pupils.

Ключевые слова: результаты обучения; качество образования; дидактическая игра; периодическая система химических элементов.

Indexterms: learning outcomes; quality of education; didactic games; the periodic system of chemical elements.

Химия – наряду с физикой и геометрией, сложнейший учебный предмет, требующий наличие у учащихся развитого абстрактного мышления. Поэтому и начинается обучение химии позже, чем обучение другим учебным дисциплинам – с 8 класса. В подростковом возрасте у ребят снижается учебная познавательная активность. Ее повышению способствует введение нового учебного предмета и использование самых разнообразных методов и форм обучения, в том числе и дидактических игр.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). [1; 1]

Среди способов оценки качества образования есть традиционные тестовые, контрольные работы и др., но эти формы не позволяют выявить, например, насколько хорошо дети умеют работать в группе, насколько объективно могут оценить себя сами – то есть насколько сформированными у учащихся оказываются не только предметные, но и метапредметные и личностные компетенции. Дидактические игры позволяют не только развить данные компетенции, но и помочь оценить их.

Для решения данных педагогических задач и была создана нижеописанная дидактическая игра.

Представив, что в какой-то момент времени на какое-то мгновение могут возникать нижеописанные структуры (атомы и ионы), я придумала следующую игру.

Игра называется «Химический дартс». Для нее необходимы: некий диск с нанесенным на него рисунком (образец рисунка прилагается, рис. 1), дротики (3 штуки; можно использовать что-либо менее травмоопасное, например, маленькие мячики), Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, авторучка, лист бумаги и, конечно же, участники (минимум двое). А также ведущий, в обязанности которого входит ведение счета игры и проверка правильности устных и письменных ответов участников. Ведущим может быть как учитель химии, так и ученик («хорошо успевающий» и стремящийся развить свои организаторские способности).

Рисунок на диске – своеобразная мишень, состоящая из неравных по площади, с неровными краями областей, «клякс» с нанесенными обозначениями количества электронов и протонов, например: 5р+;  4е-;   2е-;   1р+;   7р+;   3е-  и так далее (напоминаю, условное обозначение протона – элементарной частицы с положительным зарядом р+, а условное обозначение электрона – частицы с отрицательным зарядом е-).

Участники игры по очереди по несколько раз подряд кидают 3 дротика в диск, суммируют (устно, либо записывая на листе бумаги) количество «выбитых» протонов и электронов и, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева, называют частицу. Например: ученик попадает тремя дротиками по очереди в обозначения  2е-;   1р+;   7р+. Протонов получается восемь, а электронов – два. Учащийся, вспомнив физический смысл порядкового номера (порядковый номер химического элемента в ПСХЭ численно совпадает с количеством протонов, общим числом электронов, а также с зарядом ядра) и, использовав ПСХЭ Д.И. Менделеева, понимает, что «полученная» частица относится к химическому элементу кислороду, порядковый номер которого восемь. Зная, что атом – это электронейтральная частица, в которой число протонов и электронов совпадает, ученик понимает, что «полученная» им частица не атом, а ион. Ион кислорода с зарядом 6+ (шесть плюс), так как из восьми необходимых для атома кислорода электронов у «полученной» частицы есть только два, значит «не хватает» шести электронов – получается, заряд иона равен «шесть плюс» (+8 – 2 = +6; восемь протонов плюс два электрона; восемь плюсов плюс два минуса). Итак, «полученная» частица – это катион кислорода с зарядом «шесть плюс» (О6+). Ученику присваивается один балл в случае правильного ответа (необходимо обозначение частицы (химический знак элемента и заряд) записать и назвать). Кто набирает большее количество баллов после одинакового числа попыток, тот и выигрывает.

Играть можно командами по 3-5 человек. Если набрать команды с большим количеством участников, игра окажется затянутой по времени. Выигрывает команда, у которой сумма баллов наибольшая.

Данная дидактическая игра улучшит качество предметных достижений по химии, ребята смогут более свободно:

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «химический элемент»,  «ион», «катион», «анион», «окислитель», «степень окисления», «заряд иона», «восстановитель», «окисление», «восстановление»,  используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл атомно-молекулярной теории;
  • называть химические элементы;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • прогнозировать способность атома или иона проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления (заряда иона);
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по химии;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации (пример про «чистый» кальций в зубной пасте);
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач [3; 139-143].

Наша МБОУ «Гимназия №12 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области» является инновационной площадкой для введения ФГОС ООО с 2013 года (а с 2016 года – еще и инновационной площадкой для введения ФГОС СОО). Нынешние наши девятиклассники – выпускники, к которым предъявляются новые требования: не только сформированность предметных знаний и умений, но и метапредметных и личностных компетенций.

Играя в «Химический дартс», ребята разовьют свои метапредметные компетенции:

  • умение находить логические связи между предметами и/или явлениями и обозначать их (связи) при помощи специальных символов;
  • умение находить оптимальные способы решения познавательных задач;
  • умение сверять свои действия с результатом, контролировать и корректировать свою деятельность в процессе достижения планируемого результата, в том числе и в меняющихся условиях;
  • умение адекватно оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
  • владение навыками самоконтроля, самооценки,
  • умение давать определения, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, умение взаимодействовать в группах: находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свое мнение;
  • умение сознательно использовать вербальные способы общения для коммуникации в группах, выражения своих мыслей и чувств, планирования и регуляции своей и групповой деятельности;
  • умение пользоваться справочниками (ПСХЭ Д.И. Менделеева – это универсальный химический справочник) [2; 7-8].

Достигаемые личностные результаты при использовании данной дидактической игры:

  •  патриотизм (Периодическая система химических элементов создана нашим соотечественником); уважительное отношение к труду;
  • сформированное целостное мировоззрение (естественно-научная картина мира), которое соответствует современному уровню развития науки и учитывает все многообразие современного мира;
  • сформированность толерантного отношения к другим людям, готовность и способность вступать в диалог на основе взаимопонимания;
  • освоенность социальных норм и правил поведения;
  • сформированность нравственных чувств и морально-этического мировоззрения; развитое эстетическое сознание;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, младшими и старшими в процессе любых возможных видов деятельности [2; 5-6].

Данная дидактическая игра уже была опробована и вызвала живейший интерес у учащихся. Кстати, мишень может быть и иной.

Литература

  1. Дидактические игры - Википедия [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа: ru.wikipedia.org.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: минобрнауки.рф.
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: минобрнауки.рф.

 

Рис. 1. Мишень для игры «Химический дартс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнования по дартсу

Описаны соревнования по дартсу , проводимые в школе...

Соревнования по дартсу

Возможность проведения соревнований по дартсу в несколько этапов...

Рабочая программа секции по дартс

2. Пояснительная запискаАвторская  программа по дартс  разработана для учащихся  4, 6, 7, 8, 10  классов  на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Рос...

Темы занятий по дартсу.

Темы занятий по дартсу для детей с ОВЗ...

Правила соревнований по дартс.

Правила соревнований по дартс. Утверждены Государственным Комитетом РФ по физической культуре и туризму и Национальной Федерацией Дартс России.Можно составить свои правила соревнований, опираясь на да...

Положение о проведении турнира по дартс.

Примерное положение о проведении турнира по дартс в общеобразовательной школе....