Химический диктант
методическая разработка по химии (10, 11 класс) на тему

solianina

Одной из особенностей программы курса химии базового уровня для старшей школы является небольшое количество часов (всего по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах) на её изучение. В этой связи возникает необходимость использовать в учебно-воспитательном процессе формы и методы контроля, которые дают экономию учебного времени. Рассмотрим некоторые из них.Одной из форм контроля образовательных достижений обучающихся являются химические диктанты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_diktant.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Химический диктант,

как форма оценки образовательных достижений обучающихся в 10⎯11 классах

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего (полного) среднего образования происходит изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности), трансформируется видение конечного результата (компетентность выпускника), что вызывает соответствующие изменения контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.

Одной из особенностей программы курса химии базового уровня для старшей школы является небольшое количество часов (всего по 1 ч в неделю в 10 и 11 классах) на её изучение. В этой связи возникает необходимость использовать в учебно-воспитательном процессе формы и методы контроля, которые дают экономию учебного времени. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из форм контроля образовательных достижений обучающихся являются химические диктанты. Учитель сам или с помощью звуковоспроизводящей техники задаёт вопросы, а учащиеся письменно отвечают на них в течение строго ограниченного времени. Использование технических средств многие считают более предпочтительным, так как приучает обучающихся внимательно слушать задание и не отвлекать учителя и одноклассников уточняющими вопросами. 

Можно отметить следующие достоинства химического диктанта:

  • охватывает всех учеников;
  • не требует больших затрат времени, что особенно актуально для одночасового курса химии;
  • развивает умение воспринимать задания на слух, а это ведёт к умению слушать лекцию и слушать вообще;
  • активизирует мыслительную деятельность обучающихся;
  • показывает усвоение обучающимися химических терминов и понятий, особенностей строения, свойств и применения веществ.

Слишком часто использовать химические диктанты не следует, так как не все учащиеся способны хорошо воспринимать задания на слух.

Опишем две методики проведения химических диктантов, позволяющие осуществить контроль не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, поскольку в итоге обучающиеся проводят самопроверку и самооценку собственной деятельности. Эти методики учитывают такую особенность контроля и оценки образовательных достижений учащихся, как приоритет самооценки: самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель также получает возможность по горячим следам провести коррекцию знаний.

Методика 1. Класс делят обычно на два варианта, каждому из которых сообщают ключевое слово: название вещества, класса веществ и т.п. Обучающиеся записывают номер выполняемого ими варианта и ключевое слово. Затем все обучающиеся записывают на небольшом листе бумаги по горизонтали цифры, соответствующие количеству предлагаемых в диктанте суждений. Учитель называет номер суждения и зачитывает его дважды. Обучающиеся обводят кружком номера суждений, характерных для указанного в их варианте объекта, а номера, соответствующие неверным суждениям зачёркивают.

Методика 2. Класс делят на два варианта. Обучающиеся записывают номер выполняемого ими варианта и ключевое слово: да (вариант 1) или нет (вариант 2). Затем все обучающиеся записывают на небольшом листе бумаги по горизонтали цифры, соответствующие количеству предлагаемых в диктанте суждений. Учитель называет номер суждения и зачитывает его дважды. Обучающиеся, выполняющие вариант 1, обводят кружком номера верных суждений, а номера, соответствующие неверным суждениям, зачёркивают. Обучающиеся, выполняющие вариант 2, обводят кружком номера неверных суждений, а номера, соответствующие верным суждениям, зачёркивают.

Проверку химического диктанта и по методике 1, и по методике 2 проводят сразу же после его проведения сами обучающиеся. Учитель зачитывает номера правильных ответов сначала для одного варианта, затем для другого. Ребята самостоятельно подсчитывают количество правильно отмеченных суждений и выставляют отметки. Во время проведения проверки, обучающиеся обычно сами обращают внимание на допущенные ошибки, пытаются определить их причину, найти верный ответ, т.е. возникает ситуация, способствующая коррекции результатов учебного процесса.

Учитель собирает работы, выполненные учащимися, проверяет их и проводит анализ. В случае расхождений отметок, выставленных обучающиеся и учителем, необходимо обсудить причины этого индивидуально с каждым обучающимся.

Отметим, что суждения в диктантах, проводимых по описанным методикам, могут быть как репродуктивными (предусматривают узнавание или воспроизведение отдельных фактов), так и частично-поисковыми (предполагают анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификацию). Выбор учителем суждений должен быть обусловлен особенностями класса.

Приведу примеры химических диктантов по разным темам курса химии 10-11 классов.

Химический диктант по теме «Алканы» (10 класс)

  1. При горении алканов в избытке воздуха в качестве основного продукта образуется углекислый газ.
  2. Реакции замещения с участием алканов происходят при высокой температуре.
  3. Этилен и этан являются гомологами.
  4. В химической промышленности используется меньшая часть добываемых алканов.
  5. При горении алканов в избытке воздуха в качестве основного продукта образуется угарный газ.
  6. Реакции замещения с участием алканов происходят под действием света.
  7. Алканы используются только в качестве топлива.
  8. Разложением метана можно получить только простые вещества.
  9. В молекулах алканов только один атом водорода способен замещаться на другие атомы и группы атомов.
  10. В алканах атомы водорода способны замещаться на другие атомы и группы атомов.
  11. При нагревании алканов до 1000оС происходит разрушение углеродного скелета.
  12. Метан и этан являются гомологами.

Химический диктант по теме «Углеводороды» (10 класс)

(вариант 1 — алканы, вариант 2 — алкены, вариант 3 — алкины, вариант 4 — арены)

  1. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n + 2.
  2. Между атомами углерода в углеродной цепи имеется одна двойная связь.
  3. Важнейший представитель этого класса — ацетилен.
  4. Атомы углерода образуют замкнутый цикл.
  5. Молекула простейшего представителя гомологического ряда содержит два атома углерода.
  6. Один из важнейших представителей этих веществ — этилен.
  7. Вступают в реакции присоединения.
  8. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n — 6.
  9. Молекула простейшего представителя гомологического ряда содержит шесть атомов углерода.
  10. Легко вступают в реакции замещения.
  11. Между атомами углерода в углеродной цепи имеются только одинарные связи.
  12. Обесцвечивают бромную воду.
  13. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n.
  14. Молекула простейшего представителя гомологического ряда содержит один атом углерода.
  15. Важнейший представитель этого класса — бензол.
  16. Между атомами углерода в углеродной цепи имеется одна тройная связь.
  17. Состав вещества соответствует общей формуле CnH2n — 2.
  18. К этому классу веществ относится большая часть компонентов природного газа.

Химический диктант по теме «Альдегиды» (10 класс)

  1. В молекулах альдегидов имеется гидроксильная группа.
  2. Взаимодействие фенола и формальдегида относится к реакциям полимеризации.
  3. Формальдегид используется для производства волокон.
  4. Простейший представитель альдегидов содержит один атом водорода.
  5. Формалин — это водный раствор метаналя.
  6. Гомологический ряд альдегидов начинается с вещества, в молекулах которого два атома углерода.
  7. Альдегиды взаимодействуют с водородом с образованием спиртов.
  8. Качественной реакций на альдегиды является их взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра.
  9. Формальдегид и ацетальдегид можно различить с помощью реакции «серебряного зеркала».
  10. Формальдегид вступает в реакцию поликонденсации с фенолом.
  11. В молекулах альдегидов имеется карбонильная группа.
  12. Формальдегид не растворяется в воде.
  13. Альдегиды взаимодействуют с аммиачным раствором оксида серебра с образованием спиртов.
  14. Формальдегид используется для производства пластмасс.

Химический диктант по теме «Полисахариды» (10 класс)

(вариант 1 — крахмал, вариант 2 — целлюлоза)

  1. Молекулы вещества имеют как разветвлённое, так и линейное строение.
  2. Вещество используют для производства патоки.
  3. Является полисахаридом.
  4. Вещество применяют для производства искусственных волокон.
  5. Молекулы вещества имеют только линейное строение.
  6. Структурное звено этого вещества имеет состав С6Н10О5.
  7. Вещество в растениях играет роль запасного питательного вещества.
  8. Моносахарид, образующийся при переработке вещества, используют для производства медицинского спирта.
  9. Вещество белого цвета.
  10. В растительной клетке выполняет строительную функцию.
  11. Моносахарид, образующийся при переработке вещества, используют для производства технического спирта.
  12. Подвергается гидролизу.
  13. Идентифицируют с помощью раствора йода.
  14. Продуктом гидролиза вещества является глюкоза.

Химический диктант по теме «Кристаллические решётки» (11 класс)

(вариант 1 — вещества с ионной кристаллической решёткой, вариант 2 — вещества с атомной кристаллической решёткой, вариант 3 — вещества с молекулярной кристаллической решёткой, вариант 4 — вещества с металлической кристаллической решёткой)

  1. Вещества пластичны, тепло- и электропроводны.
  2. Графит.
  3. В узлах кристаллической решётки находятся атомы.
  4. Магний.
  5. Между частицами вещества в кристаллической решётке ковалентная связь.
  6. Чрезвычайно твёрдые вещества с высокими температурами плавления, не летучи, не растворяются ни в каких растворителях.
  7. Поваренная соль.
  8. Между частицами вещества в кристаллической решётке ионная связь.
  9. Осмий.
  10. В узлах кристаллической решётки находятся ионы и атомы.
  11. Углекислый газ.
  12. Между частицами вещества в кристаллической решётке металлическая связь.
  13. Вещества твёрдые, имеют высокую температуру плавления, не летучи, не имеют запаха.
  14. Фуллерен.
  15. В узлах кристаллической решётки находятся ионы.
  16. Кварц.
  17. Вещества легкоплавкие, летучие. 
  18. Гидроксид натрия.
  19. В узлах кристаллической решётки находятся молекулы.

Химический диктант по теме «Ковалентная связь» (11 класс)

  1. Между атомами брома образуется ковалентная полярная связь.
  2. Атом каждого химического элемента стрёмится приобрести электронную оболочку, подобную атомам благородных газов.
  3. Ковалентная связь в сложных веществах, образованных атомами неметаллов, как правило, неполярна.
  4. Между атомами водорода и кислорода образуется ковалентная полярная связь.
  5. При взаимодействии атомов элементов-неметаллов происходит переход электронов от одного атома к другому.
  6. Одна из химических связей в ионе аммония образована по донорно-акцепторному механизму.
  7. При взаимодействии двух атомов водорода происходит образование общей электронной пары.
  8. В молекуле хлороводорода общая электронная пара смещена к атому водорода.
  9. Электронная оболочка благородных газов является неустойчивой.
  10. Ковалентная связь между атомами в простых веществах-неметаллах неполярна.
  11. В молекуле воды общая электронная пара смещена к атому кислорода.
  12. Существует только один механизм образования общих электронных пар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический диктант "Галогены"

Презентация "Галогены" содержит вопросы  для проведения химического диктанта по химии по теме "Галогены"  для двух вариантов....

Химический диктант

Химический диктант по теме "Скорость химических реакций"...

Химический диктант по органической химии 9 класс (презентация)

В программе курса химии 9 класса О.С.Габриеляна несколько часов отводится органияечкой химии. Для экспресс-контроля использую презентации по темам. Данную презентацию можно применить также и  при...

Первоначальные химические понятия. Химические диктанты.

Как быстро проверить готовность ученика к уроку? Для этого я использую химические диктанты....

Методические рекомендации по проведению химического диктанта.

Фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10-15 минут, которая позволяет определить качество усвоения знаний и навыков через постановку вопросов или заданий....

БИОПОЛИМЕРЫ_Химический_диктант

Как быстро проверить готовность учеников к уроку ? Для этого я использую химические графические диктанты. Данные диктанты позволяют оперативно проверить выполнение домашних заданий, понимания учащимис...