Главные вкладки

    программа внеурочной деятельности кружка "Введение в химию" 7 класс
    рабочая программа по химии (7 класс) на тему

    Кравчина Елена Петровна

    программа внеурочной деятельности кружка "Введение в химию" для 7 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_o.s.gabrielyana_7_klass_2007_g.doc122 КБ

    Предварительный просмотр:

    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,

    СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

    СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                       решением педагогического совета

                                                                  от 30.08.2017 года протокол №1

                                                    Председатель педсовета

                                                                         ______________Подружная Е.А.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (научно-познавательное)

    Кружка «Введение в химию»

    Класс   -  7

    Количество часов - 34

    Тип программы:  по конкретным видам внеурочной деятельности

    Срок реализации программы: 1 год

    Возраст обучающихся:12-14 лет

    Составитель:    Кравчина Елена Петровна

    Программа разработана в соответствии и на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Химия 7-9 классы: Рабочие программы / сост. Х 46 Т.Д. Гамбурцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015. 

    1.Планируемые  результаты:

     Расширение и углубление содержания химического, физического и биологического образования.

     Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и неживой природы;

     Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;

     Участие учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.

    Планируемые результаты освоения обучающимися   программы:

    1.  Морально – нравственные качества личности:

    добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе;

    стремление к самостоятельности;

    сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему;

    сформированность основ общения, нравственно – этических  норм поведения;

    сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;

    сформированность личной ответственности.

    2.  Знания, умения, навыки:

    самостоятельное включение в процесс познания;

    развитие общих способностей;

    сформированность основ мотивов учебной деятельности, желания и умения учиться;

    подготовленность к изучению основ наук (овладение начальными представлениями о физических телах, веществах, явлениях, методах исследования природы.);

    первоначальные представления о целостной картине мира;

    физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.

    Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих компетенций обучающихся:

    Учебные компетенции:

    - решать учебные проблемы;

    - связывать воедино и использовать отдельные части знания;

    - извлекать пользу из образовательного опыта.

    Исследовательские компетенции:

    - получение и обработка информации.

     Социально - личностные компетенции:

    - видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;

    - вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

    - справляться с неопределенностью и сложностью.

     Коммуникативные компетенции:

    - выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

    - дискутировать и защищать свою точку зрения.

     Сотрудничество:

    - принимать решения;

    - устанавливать и поддерживать контакты;

    - сотрудничать и работать в команде.

     Организаторская деятельность:

    - организовывать свою работу;

    - овладевать инструментом моделирования;

    - быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

     Личностно - адаптивные компетенции:

    - использовать новую информацию;

    - придумывать новые решения;

    - проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;

    - быть упорным и стойким перед трудностями;

    Ожидаемый результат:

    Получение опыта самостоятельного добывания знаний, приобретение школьниками естественнонаучных знаний, развитие логического мышления, познание окружающего мира.

    2. Содержание программы

    7 класс

    Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения    (5 ч)

    Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.

    Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

    Свойства веществ, как основа их применения.

    Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.

    Химические реакции. Признаки химических реакций.

    Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.

    Строение пламени.

    Фиксирование результатов эксперимента.

    Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки.

    Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

    Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

    Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния   (2 ч)

    Строение веществ. Атомы и молекулы.

    Диффузия. Броуновское движение.

    Основные положения атомно-молекулярного учения.

    Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

    Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.

    Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.

    Твердые вещества. Кристаллические решетки.

    Аморфные вещества.

    Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.

    Лабораторные опыты. 1. Растворение сахара в воде. 2. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе.

    Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения    (11 ч)

    Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные.

    Природные смеси: воздух природный газ, нефть.

    Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.

    Объемная доля компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия.

    Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества.

    Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.

    Массовая доля примесей. Технический образец вещества. Примеси.

    Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия.

    Разделение смесей. Очистка веществ.

    Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.

    Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.

    Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.

    Фракционная перегонка жидкого воздуха.

    Кристаллизация и выпаривание.

    Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

    Практическая работа №4. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). Обсуждение результатов домашнего эксперимента.

    Практическая работа №5. Очистка поваренной соли.

    Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы    (3 ч)

    Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.

    Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.

    Неорганические и органические вещества.

    Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.

    Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).

    Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп.

    Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.

    Относительная атомная и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

    Массовая доля элемента в сложном веществе.

    Тема 5. Простые вещества    (4 ч)

    Металлы. Век медный, бронзовый, железный.

    Сплавы.

    Значение металлов и сплавов.

    Физические свойства металлов.

    Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их.

    Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.

    Золото, как металл ювелиров и мировых денег.

    Олово и его аллотропия. Применение олова.

    Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.

    Кислород и озон и их применение на основе свойств.

    Сравнение свойств металлов и неметаллов.

    Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение.

    Сера ромбическая и ее применение.

    Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека.

    Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.

    Тема 6. Сложные вещества      (9 ч)

    Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.

    Структурные формулы.

    Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.

    Оксиды. Оксиды, их состав и названия.

    Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.

    Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.

    Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.

    Таблица растворимости кислот в воде.

    Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.

    Кислоты органические и неорганические.

    Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.

    Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.

    Классификация оснований по признаку растворимости.

    Изменение окраски индикатора в щелочной среде.

    Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.

    Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.

    Название солей.

    Классификация солей по признаку растворимости.

    Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение.

    Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.

    Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

    3. Тематическое планирование курса «Введение в химию.»

    7 класс

    (34 ч 1 ч в неделю)

    Номер урока

    Тема урока

    Основное содержание урока

    Химический эксперимент

    УУД

    параграф

    Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения (5 ч)

    1

    g.1

    Что изучает химия

    Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения.

    Д. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды).

    2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения»

    Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. познавательные 
    самостоятельное выделение необходимой информации;

    2

    g.2

    Явления с веществами

    Физические свойства веществ и физические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.

    Д. 1. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

    2. Помутнение известковой воды.

    3. Выпаривание раствора хлорида кальция.

    4. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой.

    5. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса.

    6. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой

    3

    g.3

    Наблюдение и эксперимент

    Наблюдение. Гипотеза и эксперимент. Строение пламени. Фиксирование результатов эксперимента

    Л. 1. Изучение пламени свечи.

    2. Строение спиртовки.

    3. Изучение пламени спиртовки

    4

    Повт

    .g1-3

    Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)

    5

    Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой

    Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния (2 ч)

    6

    g.4

    Строение вещества

    Атомы и молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Основные положения атомно-молекулярного учения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

    2. Растворение сахара в воде.

    3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе

    7

    g.5

    Агрегатные состояния веществ

    Газы, особенности их строения и свойства. Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация. Твердые вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества. Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ

    Д. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях.

    2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

    Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения (11 ч)

    8

    g.6

    Чистые вещества и смеси

    Смеси гомогенные и гетерогенные. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту

    Личностные Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

    Мотивация на решение проблемы

    К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

    П: выделять, анализировать, сравнивать факты; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

    Л: Формирование познавательного интереса к изучениюхимии, научного мировоззрения; осознание значимости изучения химических веществ для сохранения природы.

    9

    g.7

    Объемная доля компонента газовой смеси

    Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия

    Д. 1. Диаграмма состава воздуха

    10

    g.8

    Массовая доля растворенного вещества

    Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.

    Д. 1 . Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками)

    11

    g.9

    Массовая доля примесей

    Технический образец вещества. Примеси. Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия

    Д. 1. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка)

    12

    g.10-11

    Разделение смесей

    Очистка веществ. Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием

    Д. 1. Просеивание муки.

    2. Разделение смеси порошков железа и серы.

    3. Разделение смеси с помощью делительной воронки.

    4. Центрифугирование.

    5. Фильтрование.

    6. Коллекция фильтров

    бытового и специального

    назначения.

    13

    g.12-14

    Дистилляция и перегонка

    Получение дистиллированной воды. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание

    2. Коллекция нефтепродуктов.

    3. Кристаллизаторы и кристаллизация.

    4. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней

    14

    Повт.g 8

    Практическая работа 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

    П:; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии.

    К: воспринимать учебную информацию, высказывать свою точку зрения; устанавливать субъект-субъективные отношения в группе.

    Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

    П: выделять главное; сравнивать делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решение задач в зависимости от конкретных условий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

    -

     Повт.g15

    Практическая работа 4. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент).

    15

    Повт.g10

    Практическая работа 5. Очистка поваренной соли

    16

    Повт.

     g 6-15

    Подготовка к контрольной работе

    Повторение и обобщение темы, решение задач и упражнений.

    17

    Контрольная работа 1 по теме «Смеси веществ и их состав»

    Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы, (3 ч)

    18

    g.16

    Химические элементы. Простые и сложные вещества

    Химический элемент как определенный вид атомов. Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы. Неорганические и органические вещества

    Д. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха

    К: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

    Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

    П: передавать содержание в сжатом (развернутом виде); выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи.

    Л: формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.

    19

    g.17

    Химические знаки и химические формулы

    Знаки химических элементов. Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы). Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп. Информация, которую несут химические знаки и химическая формула

    20

    g.18

    Относительные атомная и молекулярная массы

    Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе

    Тема 5. Простые вещества (4 ч)

    21

    g.19

    Металлы

    Век медный, бронзовый, железный. Сплавы. Значение металлов и сплавов. Физические свойства металлов

    Д. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов

    П: систематизировать изученный материал; оценивать уровень сформированности навыков, способствующих применению химических знаний в практической деятельности.

    К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

    Р: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

    Л: умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания, развития познавательной деятельности.

    22

    g.20

    Представители металлов

    Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их. Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества. Золото, как металл ювелиров и мировых денег. Олово и его аллотропия. Применение олова

    Д. 1. Коллекция «Металлы и сплавы».

    23

    g.21

    Неметаллы

    Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые. Кислород и озон и их применение на основе свойств. Сравнение свойств металлов и неметаллов

    Д. 1. Получение озона.

    2. Распознавание кислорода

    24

    g.22

    Представители неметаллов

    Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение. Сера ромбическая и ее применение. Азот и его роль в жизни планеты и человека. Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение

    Д1. Горение серы и красного фосфора

    2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

    3. Устройство противогаза

    Тема 6. Сложные вещества (9 ч)

    К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

    Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять своей деятельности.

    П: устанавливать причинно-исследовательские связи, сравнивать и делать выводы.

    К: формировать навыки учебного сотрудничества, устанавливать субъект-субъективные отношения в группе, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

    Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

    П: работать с различной информацией, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы;

    25

    g. 23

    Валентность

    Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы. Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам

    Д. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений

    26

    g. 24

    Оксиды

    Оксиды, их состав и названия. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения

    Формируются чувства: гордости за российскую химическую науку, гуманного отношения к окружающему миру, трудолюбие, любознательность. 1.Формируются навыки различных видов познавательной деятельности (системно- информационный анализ, моделирование). 2.Формируются навыки основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение. 3.Формируются навыки работы с различными источниками для получения химической информации. 1.Формируются навыки: - давать определения изученным понятиям, используя химическую терминологию; - наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты; - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; - оказывать первую помощь при отравлениях. ожогах и др. травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

    27

    g. 25

    Кислоты

    Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости. Таблица растворимости кислот в воде. Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде. Кислоты органические и неорганические

    Л. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

    Д. 1. Образцы органических и минеральных кислот.

    2. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты.

    3. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара

    28

    g. 26

    Основания

    Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла. Классификация оснований по признаку растворимости. Изменение окраски индикатора в щелочной среде

    Л. 1. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

    Д. 1. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде.

    2. Получение окрашенных нерастворимых оснований.

    29-30

    g. 27

    Соли

    Состав солей. Составление формул солей кислородных. кислот. Название солей. Классификация солей по признаку растворимости.

    31

    g.28

    Классификация неорганических веществ

    Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса

    32

    Подготовка к контрольной работе

    Решение задач и упражнений

    33

    Контрольная работа 2 по теме «Классификация неорганических веществ»

    34

    Анализ контрольной работы

    СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания

    методического объединения                                      Зам. директора по УВР

    учителей естественно-                                                ______  /Кисленко Н.П./

    математического цикла                                        

    от 30.08.2017 г.   № 1                                                  30.08.2017 г.

    Руководитель МО

    __________ /_Кравчина Е.П.          



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов

    Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...

    Программа внеурочной деятельности для 5-7 классов «Прыжок в прошлое: жизнь человека в доме и в мире»

    Представленная программа внеурочной деятельности  рассчитана на 3 года обучения (105 часов)5 класс: «Народный календарь»6 класс: «Славянская мифология и фольклор»7 класс: «Семейно-бытовые обряды ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" в 1-4 классах

                 Рабочая программа  факультатива создана на основе Федерального  государственного стандарта  начального общего образования 2009 г.,...

    Программа внеурочной деятельности "Английский в песнях" для 6 класса

    Многие дети любят петь, а петь по-английски предел мечтаний для ваших учеников....

    Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса "В мире математики"

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возмож...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Логика" в 1-4 классах

    Рабочая программа  факультатива создана на основе Федерального  государственного стандарта  начального общего образования 2009 г.,  Примерных программ внеурочной деятельности начал...