Рабочая программа по химии 8 класс,ФГОС
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Искендерова Татьяна Олеговна

Основное общее образование в соответствии с ФГОС

Программа составлена  на базеПримерной основной образовательной программы основного общего образования  по химии (базовый уровень),   

Уровень изучения предмета-базовый 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_-8_uchebnogo_predmeta.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена:  

на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом  Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

 в соответствии с Примерной  основной  образовательной  программой  основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

в соответствии с Инструкцией по ведению деловой документации в общеобразовательных   организациях Республики Крым, утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017         № 2903.

Положения о рабочей программе учителя МБОУ специализированная школа №2

Учебного плана  МБОУ специализированная школа №2 на 2018/2019 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ                                                                        УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8 КЛАСС

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: 

 -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью

-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать решения

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.

При изучении предмета химии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

 - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать

 - выделять главную и избыточную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);

 -заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

     В ходе изучения химии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности , получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Универсальные учебные  действия

Регулятивные УУД

Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

              выдвигать версии решения проблемы

  -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

учебных и познавательных задач;

 -выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

 -составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Обучающийся сможет:

 -выделять общий  признак  двух  или  нескольких  предметов или явлений и объяснять их сходство;

 -объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

 -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; -составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

 -преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

Коммуникативные УУД

 Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

 -играть определенную роль в совместной деятельности;

 -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

   -предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  - выделять общую точку зрения в дискуссии;

 -организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 

Предметные результаты:

В результате изучения химии обучающийся научится:

 -Характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

 -раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

 -раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

 -различать химические и физические явления;

 -называть химические элементы;

 -определять состав веществ  и характеризовать по их формулам;

 -определять валентность атома элемента в соединениях;

 -определять тип химических реакций;

 -называть признаки и условия протекания химических реакций;

 -выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при

выполнении химического опыта;

-составлять формулы бинарных соединений;

 -составлять уравнения химических реакций;

 -соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

 -пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

 -вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

 -вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

 -вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

 -характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

 -получать, собирать кислород и водород;

 -распознавать  опытным  путем  газообразные вещества: кислород, водород;

-раскрывать смысл закона Авогадро;

 -раскрывать смысл понятия «молярный объем»;

 -характеризовать физические и химические свойства воды;

 -раскрывать смысл понятия «раствор»;

-вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

 -приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

 -называть соединения изученных классов неорганических веществ;

 -характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, кислот, оснований, солей;

 -определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

 -составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

 -проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических соединений;

 - распознавать   опытным   путем  растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

-характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

 -раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

 -объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

 -объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

 -характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

 -составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

 -раскрывать   смысл  понятий:  «химическая связь»,  «электроотрицательность»;

 -характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

 -определять вид химической связи в неорганических соединениях;

 -изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

 -определять степень окисления атома элемента в соединении;

 -оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 -грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Выпускник получит возможность научиться:

-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

 -характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

 -составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

 -составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

 -использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 -использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 -объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

 -критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

 -осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

 -создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8 КЛАСС

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула.Ион  Вещества молекулярного и немолекулярного строения.   Типы кристаллических решёток.

 Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Коэффициенты. Типы химических реакций. Условия и признаки протекания химических реакций. 

Демонстрации:

  1. Приемы безопасной работы с лабораторным оборудованием.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
  3. Нагревание парафина, сахара, горение парафина. Демонстрация опытов: образование осадка, газа, изменение окраски веществ ( нагревание глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании и без.
  4. Модели кристаллических решеток разного типа.
  5. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях.

Лабораторные опыты:

  1. Изучение физических свойств сахара и серы.  
  2. Разделение смеси с помощью магнита.
  3. Примеры химических и физических  явлений.
  4. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.

Практические работы:

  1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
  2. Очистка загрязненной  поваренной  соли.
  3. Признаки протекания химических реакций.

Расчётные задачи:

1.  Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле

2.  Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3.  Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Тема 2.Простые вещества : Кислород , Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).

Демонстрации:

1.         Получение кислорода из перманганата калия, пероксида водорода, собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.

2.        Демонстрация химических свойств кислорода: горение серы, фосфора, углерода, железа.

3. Получение, собирание и распознавание водорода , проверка на чистоту

4. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II),горение водорода.

Лабораторные опыты: 

5.   Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа 4:  Получение  кислорода и изучение его свойств.

Практическая работа 5:    Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 3. Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием, магнием).
  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом.
  3. Испытание полученных растворов  индикаторами..

Практическая работа 6:  Приготовление  раствора  с определенной  массовой  долей.

Расчётные задачи.

4.         Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе.

5.         Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации

Тема 5. Количественные отношения в химии

Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации:

  1. Химические соединения количеством вещества I моль.

Расчётные задачи: 

6. Расчеты по химическим  формулам . Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

7. Объёмные отношения газов при химических реакциях

Тема 6. Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические

свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации:

1.         Образцы кислот, оксидов, оснований и солей.

2.         Нейтрализации щелочи кислотой в присутствии индикаторов.

Лабораторные   опыты:

6.        Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

7.          Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

8.          Действие кислот на индикаторы.

          9.Отношение кислот к металлам.

10.         Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Практическая работа 7:   Решение экспериментальных  задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».

Тема 7. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе

положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

1.Физические свойства щелочных металлов.

2.Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.

3.Взаимодействие натрия с водой.

4.Физические свойства галогенов.

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность  атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Решение  задач : расчеты по химическим формулам, расчёты по уравнениям химических реакций.

Тематическое планирование

 Тема

Количество часов

ПР

ЛО

КР

1

Первоначальные химические понятия.

19

3

4

1

2

Кислород. Водород.

9

2

1

3

Вода. Растворы.

5

1

1

4

Количественные отношения в химии.

6

5

Основные классы неорганических соединений.

14

1

5

1

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

8

7

Строение вещества. Химическая связь.

7

1

Всего

68 ч

7

10

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....

рабочая программа 5 класс ФГОС

рабочая программа 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 1 класс фгос.

Пояснительная записка. Тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 2 класс ФГОС

Программа.составленная в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа_8 класс_ФГОС

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для 8 класса составлена в соответствии с ФГОС...