Конспект урока по теме "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Менделеева"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Смирнова Наталья Михайловна

Конспект урока по теме "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Меделеева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_puteshestvie_po_tablitse_d.i._mendeleeva.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Менделеева"

Цель урока: 1) развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.

2) обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях, строении атома, структуре периодической системы химических элементов, характеристике химических элементов на основе положения химических элементов в периодической системе химических элеменов Д.И. Менделеева;

3) развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений работать в группе.

Технологии, используемые на уроке: технология обучения на основе решения конкретных задач, личностно – ориентированное обучение, игровая технология.

Оборудование и материалы: доска, карточки, демонстрационный материал.

I Организационный момент

Вводное слово учителя

Учитель объявляет девиз урока: 

«Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет простой девиз: «Хотим всё знать!»

И на вопрос: "Что? Где? Когда?, мы знания свои готовы применить всегда.

Химия - наука о веществах, которые окружают нас повсюду, а вещества состоят из атомов химических элементов.

Ребята, сегодня на уроке, отвечая на вопросы Что? Где? Когда? вы должны применить свои знания по теме: "Химические элементы. Строение периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева".

 Тема урока: "Путешествие по таблице химических элементов Д.И. Менделеева"

Желаю Вам успеха.

Ход урока

Учитель:

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Вопрос учащимся:

- Ребята, какие знания о химических элементах вы уже почерпнули  из таблицы химических элементов?

Первый ученик:

 Мы из таблицы знаем всё про элементы

И на металлы - неметаллы их распределим.

Число протонов, нейтронов, электронов

Мы чётко в атоме любом определим.

Второй ученик:

Мы из таблицы знаём про валентность элементов.

На низшую и высшую её распределим.

И формулы бинарных соединений

для разных элементов выведем.

Учитель:

Ребята, предлагаю применить ваши знания, которые вы выразили в стихах в следующих заданиях.

Задание 1.

Запишите правильные ответы - числа в строчку, ответив на вопросы:

1. Чему равен заряд нейтрона.

2. Число электронов в атоме элемента с латинским названием "Hydrogenium"

3.Число нейтронов в атоме самого лёгкого изотопа водорода.

4. Заряд ядра лития равен...

5. Масса протона в а.е.м.

6. Число протонов в ядре атома кислорода.

7. Число нейтронов в ядре атома углерода.

8. Порядковый номер самого сильного неметалла.

(Ответ: 01.03.1869 г - дата открытия периодического закона Д.И. Менделеевым. Сущность закона вы узнаете позже, в процессе изучения предмета химии.

Периодическая система является отражением сущности периодического закона.

 

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон)
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
  3. Какой элемент является лесом? (Бор)
  4. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
  5. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
  6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
  7. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
  8. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)

Задание 2.

У меня в руках два тюбика с зубной пастой, на которых указано содержание химических элементов. Если вы внимательно читаете содержимое этикеток, вы можете назвать эти элементы.

 О каких элементах идёт речь? Охарактеризуйте эти элементы на основе их положения в таблице Д.И. Менделеева. Составьте план характеристики элементов и три бинарных соединения для каждого элемента.

(Учащиеся называют элементы: кальций и фтор и  характеризуют эти элементы по группам. Проверка задания - на доске. От каждой группы выходит по одному учащемуся и записывают характеристику и бинарные соединения элементов на доске.)

Пауза. Задание для всего класса:

- Ребята, при изучении иностранного языка (английского) вам приходится переводить фразы с английского языка на русский и наоборот.

Переведите с химического языка на общепринятые фразы:

"Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит).

"Белый как карбонат кальция" (Белый как мел).

"Феррумный характер" (Железный характер).

"Много оксида водорода утекло с тех пор" (Много воды утекло с тех пор).

"Слово аргентум, а молчание -  аурум (

3. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

А) Число электронов на наружном слое;
Б) Атомный радиус;
В) Электроотрицательность.

4. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не  изменяется в периоде?

А) Число электронных слоёв в атоме;
Б) Число электронов в наружном электронном слое;
В) Атомные радиусы.

5. Побочные подгруппы составляют:

А) Только металлы;
Б) Только неметаллы;
В) Металлы и неметаллы.

Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с химического языка на общепринятые следующие фразы.

- Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)

- Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)

- Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол в голове).

- Феррумный характер. (Железный характер)

- Много оксида водорода (аш – два – о) утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор.)

- Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, молчание – золото).

- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится).

- Уходит, как Аш – два – О в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок).

- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится).

Уходи,т как Аш - два - О в оксид кремния. (Уходит кака вода в песок).

Проверка задания №2.

Задание 3

П

Р

У

С

Т

     №82                            №88                          №92                            №14                      №52

Впишите в каждую клетку первую букву латинского названия химического элемента.

Вопросы учащимся:

1) Пруст - это..... (фамилия французского учёного).

2)

используется этот закон на практике.

(Каждое вещество независимо от способа его получения и местонахождения в природе имеет один и тот же постоянный состав. Закон постоянства состава вещества используется в решении расчётных задач на вывод химической формулы).

Задание 5. Решение расчётных задач на вывод формулы вещества.

1. Двухвалентный металл реагирует с кислородом в отношении 5:2. О каком металле идёт речь?

2. Оксид трёхвалентного металла содержит по массе 70% металла. Укажите формулу оксида. (Оксид железа III).

3.Этот минерал используется в ювелирной промышленности, для производства химической посуды, кварцевых ламп. В состав этого минерала входят два элемента в отношении 7:16 по массе. Число протонов в атоме одного элемента -14, в нейтральном атоме другого элемента  - 8 электронов. О каком минерале идёт речь? (Fe2O3).

4. Мрамор, раковина улитки, жемчуг, мел. Как вы думаете, что у них общего? (Формула вещества из которой они состоят).

В состав формулы этого вещества входят три химических элемента в массовом отношении: 10:3:12.  Первый химический элемент находится в IV периоде, IIА группе, п/группы А. Второй химический элемент находится во II периоде, IV группы, А п/группы. Третий химический элемент входит в состав всех оксидов. Какова формула этого вещества?

5. Установите формулу  минерала корунда, если известно, что он содержит 53% алюминия и 47% кислорода по массе. (Al2O3).

6. Вычислите формулу халькопирита, состоящую из 34,8% меди, 34,8 % серы, 30,4 % железа.

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон)
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
  3. Какой элемент является лесом? (Бор)
  4. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
  5. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
  6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
  7. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
  8. Какой

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"

Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

План мероприятий по празднованию 150-летия Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева

Данные мероприятия можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время....

«Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов»

Разработка внеурочного мероприятия «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов» (химический марафон)....

Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов" (8 класс)...

Методическая разработка «Союз периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева и географической карты»

Данная работа является попыткой подойти к изучению предметов естественно - научного цикла с альтернативной стороны: углубить  познания в химии элементов через призму предмета географии....