РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Химия»
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Насибова Юлия Владимировна

Рабочая тетрадь по дисциплине «Химия» является методическим пособием для студентов и преподавателей по выполнению лабораторных и практических работ по данной дисциплине.

В процессе выполнения лабораторных и практических работ студенты закрепляют теоретические знания, приобретают практические умения и навыки в обращении с лабораторной посудой и реактивами, соблюдении техники безопасности при выполнении опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad.docx161.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по дисциплине: «Химия»

специальности:  35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»,

35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения»,

21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»,

09.02.05«Прикладная информатика» (по отраслям),

35.02.05 Агрономия

Специальность        

Группа №        

Ф.И.О Студента __________________________________________________________________

ст. Брюховецкая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ  «Брюховецкий аграрный колледж»



Введение

При выполнении лабораторных и практических работ студент должен опираться на теоретические знания, полученные во время занятий  и на учебный материал, изложенный в учебниках “Химия”, а также на электронные ресурсы.

Задания и упражнения расположены в последовательности соответствующей программе, поэтому их удобно решать по мере изучения учебного теоретического материала. Выполняемые задания способствуют прочному усвоению учебного материала, активизируют учебный процесс и самостоятельную работу студентов.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К УРОКУ И ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: Студенты должны выполнять задания согласно методическим указаниям в инструкционно- технологических картах, соблюдая технику безопасности, используя реактивы в таких количествах, как указано в руководстве.

Ответы на вопросы к упражнениям необходимо выполнять в рабочей тетради.

        



Лабораторная работа № 1

Тема: Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Наименование работы: Диссоциация электролитов в водных растворах.

Цель занятия: При помощи  прибора по электропроводности, испытать растворы на  их  электропроводность.

Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с прибором для определения электропроводности.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места:  прибор для определения электропроводности, сухие вещества, сахар, соль NаCl, NaOH, HCl, вода дистиллированная, спирт, стаканы, индикаторы: синий, красный лакмус.

Особые правила по технике безопасности:

1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.

2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.

4. Проводить опыт только в чистой посуде.

5. Быть предельно осторожными при работе с прибором по определению электропроводности, не забывать отключать из сети прибор для промывки электродов.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.59-67.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какой процесс называется диссоциацией?

2. Какие растворы относятся к электролитам?  Примеры.

3. Какие электролиты относятся к сильным, а какие к слабым?

4. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт 1.  Диссоциация электролитов в водных растворах.

Опыт 2. Зависимость диссоциации электролита от концентрации раствора.

                

Контрольные вопросы при защите:

  1. Написать соответствующие уравнения электролитической диссоциации.

  1. Составить формулы веществ диссоциирующих ионов:

  1. Написать уравнения диссоциации следующих веществ:


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 2

Тема:  Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Наименование работы: Реакции ионного обмена с образованием осадка.

Цель занятия: При помощи опытов закрепить теоретические знания по данной теме.

Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Норма времени: 1  час.

Оснащение рабочего места: индикаторы – фенолфталеин, метилоранж, лакмус синий, штатив, набор пробирок, CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCl, BaCl2, H2SO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.

2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.59-80.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какой процесс называется диссоциацией?

2. Какие растворы относятся к электролитам?  Примеры.

3. Какие электролиты относятся к сильным, а какие к слабым?

4. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита?

5. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

 Опыт 1.  Реакции  ионного  обмена между растворами электролитов, идущие  с образованием  осадка.

                

Контрольные вопросы при защите.

  1. Какие из указанных веществ подвергаются диссоциации в водных растворах?

2. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:

3. Напишите формулы веществ, если в растворе обнаружены следующие ионы.


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 3

Тема: Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

Наименование работы: Реакции ионного обмена с образованием газа и слабого электролита.

Цель занятия: При помощи опытов закрепить теоретические занятия по данной теме.

Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: индикаторы – фенолфталеин, метилоранж, лакмус синий, штатив, набор пробирок, CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCl, BaCl2, H2SO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.

2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.59-67.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какой процесс называется диссоциацией?

2. Какие растворы относятся к электролитам?  Примеры.

3. Какие электролиты относятся к сильным, а какие к слабым?

4. Как увеличить степень диссоциации слабого электролита?

5. В каких случаях реакции ионного обмена идут до конца?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

 Опыт 1.   Реакции  ионного  обмена между растворами электролитов, идущие  с образованием газа и  слабого электролита.

                


Контрольные вопросы при защите:

  1. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме между следующими веществами:


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 4

Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства.

Наименование работы: Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

Цель занятия: Лабораторным  путем изучить среду растворов.

Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: штатив с набором пробирок, дистиллированная вода, раствор H2SO4, раствор NaOH, растворы солей: CuSO4, NaCl, Na2CO3, индикаторы: синий и красный лакмус, метилоранж и фенолфталеин.

Особые правила по технике безопасности:

1. Проводить опыты в чистой посуде.

2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3. Строго запрещается: а) переходить на другое рабочее место без разрешения; б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи; в) оставлять пробирки и другую какую-либо посуду грязной.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.68-92.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Что такое индикаторы? Для чего их используют?

2. Какие индикаторы вы знаете?

3. В каких случаях соль имеет кислую, щелочную среду? Привести примеры.

4. При помощи каких индикаторов можно определить среду раствора?

Задание для отчета.

1. Заполнить таблицу, указав полученный цвет индикатора в дистиллированной воде, щелочи, кислоте.

2. Напишите уравнение реакций электролитической диссоциации кислоты и щелочи. Указать какие ионы влияют на изменение окраски индикатора.


ХОД РАБОТЫ

Опыт №1. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей.

Индикаторы

Окраска индикатора

в воде

в щелочи

в кислоте

лакмус синий

лакмус красный

фенолфталеин

метилоранж

        

Контрольные вопросы при защите:

1.  Напишите диссоциацию  кислот, оснований и солей.


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 5

Тема: Классификация неорганических соединений и их свойства.

Наименование работы: Гидролиз солей.

Цель занятия: Лабораторным  путем изучить случаи гидролиза солей.

Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: штатив с набором пробирок, дистиллированная вода, раствор H2SO4, раствор NaOH, растворы солей: CuSO4, NaCl, Na2CO3, индикаторы: синий и красный лакмус, метилоранж и фенолфталеин.

Особые правила по технике безопасности:

1. Проводить опыты в чистой посуде.

2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3. Строго запрещается: а) переходить на другое рабочее место без разрешения;

                                   б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи;

                                   в) оставлять пробирки и другую  посуду грязной.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.82-86.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Что такое индикаторы? Для чего их используют?

2. Какой процесс называют гидролизом?

3. В каких случаях соль имеет кислую, щелочную среду? Привести примеры.

4. При помощи каких индикаторов можно определить среду раствора?

Задание для отчета

  1. Записать ход выполнения опыта и наблюдения.
  2. Написать уравнения реакций гидролиза  солей в молекулярной и ионной формах.

ХОД РАБОТЫ

Опыт №1. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.

Формула соли

Среда раствора

Какими основаниями и кислотами (сильными, слабыми) образована соль

нейтральная

кислая

щелочная


Контрольные вопросы при защите:

  1. Какой процесс называется гидролизом?

  1. Написать уравнения реакций гидролиза следующих солей: в полной молекулярной и ионной формах:


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 6

Тема: Химические реакции.

Наименование работы: Электролиз растворов и расплавов.

Цель занятия: Лабораторным путем  изучить процесс  электролиза  растворов и  расплавов. Научиться записывать схемы электролиза  и уравнения анодных и катодных процессов.

Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с прибором (электролизером) для определения электролиза растворов и расплавов.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места:  электролизер, сухие вещества, сахар, соль NаCL, NaOH, HCl, вода дистиллированная, стаканы, индикаторы: синий, красный лакмус.

Особые правила по технике безопасности:

1. Химические реакции выполняют с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и пробирках, как это указано в соответствующем разделе руководства.

2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3. Строго запрещается: а) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; б) уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов.

4. Проводить опыт только в чистой посуде.

5. Быть предельно осторожными при работе с прибором по определению электролиза, не забывать отключать из сети прибор для промывки электродов.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 98-101.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Как классифицируют химические реакции?

2. Какие реакции называются окислительно – восстановительными?

3. Какое вещество называется катализатором?

4. Как делят  химические реакции по тепловому эффекту?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Электролиз расплавов электролитов.

Опыт №2. Электролиз растворов электролитов.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Какой процесс называется  электролизом? Какую роль играют катод и анод в этом процессе?

  1. Чем отличается электролиз раствора от электролиза расплава?

  1. Что такое  гальванопластика? Приведите примеры ее использования.

  1. Что такое  гальваностегия? Приведите примеры ее использования.

  1. Что такое рафинирование? Приведите примеры его  использования.


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        

Вывод:


Лабораторная работа № 7

Тема: Металлы и неметаллы.

Наименование работы: Взаимодействие солей с металлами.

Цель занятия: Изучить ряд активности металлов.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Fe, Al, спиртовка, пробиркодержатель, набор пробирок, растворы: CuSO4, ZnCl2, NaOH, HCl, H2SO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

2. Проводить опыты только в чистой посуде.

3. Выполнять опыты только после указания преподавателя о начале работы.

4. Осторожно поджигать газы, держа отверстие пробирки в сторону от товарища.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.110-120.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Как по активности расположены металлы в ряду?

2. Какое значение играет водород в ряду активности?

3. Что такое амфотерность?

4.  Какие известны вам,  амфотерные металлы, их оксиды и гидроксиды?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Взаимодействие солей с металлами.

Опыт №2. Свойства алюминия: отношение к кислотам и щелочам.

ХОД РАБОТЫ


Контрольные вопросы при защите:

  1. Чем вызывается коррозия металлов, как можно ее предотвратить?

  1. Что называется электрохимическим рядом напряжений металлов?

  1. Какой процесс называют алюминотермией?


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 8

Тема: Металлы и неметаллы.

Наименование работы: Амфотерные свойства металлов.

Цель занятия: Изучить амфотерные свойства металлов.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: спиртовка, пробиркодержатель, набор пробирок, растворы: CuSO4, ZnCl2, NaOH, HCl, H2SO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

2. Проводить опыты только в чистой посуде.

3. Выполнять опыты только после указания преподавателя о начале работы.

4. Осторожно поджигать газы, держа отверстие пробирки в сторону от товарища.

Литература: Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для профессий и специальностей технического профиля – М.: Издательский центр «Академия», 2012 год, стр.110-120.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Как по активности расположены металлы в электрохимическом ряду напряжений?
  2. Какое значение играет водород в ряду активности?
  3. Что такое амфотерность?
  4. Какие известны вам, амфотерные металлы, их оксиды и гидроксиды?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

ХОД РАБОТЫ

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Получение гидроксида цинка и испытание его  амфотерных свойств.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Что такое амфотерность?

  1. Закончите уравнения, если реакция возможна:


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 9

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Изготовление моделей молекул углеводородов.

Цель занятия: Научиться  моделировать  молекулы  углеводородов (на примере предельных углеводородов).

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки в изготовлении моделей молекул  углеводородов.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Пластилин различного цвета, деревянные или металлические стержни,

Особые правила по технике безопасности:

Строго запрещается:

а) переходить на другое рабочее место без разрешения;

б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи;

в) оставлять рабочее место грязным;

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 151-156.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие вещества относятся к органическим веществам?
  2. При помощи, какой реакции можно определить органическое вещество?
  3. Какие углеводороды относятся к предельным?
  4. Назовите типичные признаки характерные для органических соединений.
  5. Какие вещества называются изомерами?
  6. Назовите основные элементы органической химии.
  7. Назовите второстепенные элементы органической химии.
  8. Назовите основные положения теории химического строения         органических     соединений А.М. Бутлерова.

Задание для отчета.

  1. По методическим указаниям изготовьте модель молекулы  углеводорода.
  2. Напишите  молекулярную, электронную и структурную формулу углеводорода.


ХОД РАБОТЫ

Опыт №1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Написать  молекулярную, электронную и структурную формулу  углеводорода.

  1. Зарисовать данный углеводород.


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        


Лабораторная работа № 10

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Получение и свойства метана.

Цель занятия: Лабораторным путем изучить получение и свойства метана.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований в химии.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, штатив с зажимом, спиртовка, газоотводная трубка, бромная вода, р-р KMnO4, натронная известь, Ca(OH)2, уксуснокислый натрий.

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание  и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 151-156.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Охарактеризуйте  физические свойства метана.
  2. Назовите  основные  химические свойства метана.
  3. Назовите промышленный способ получения метана.
  4. Как получают метан лабораторным путем?

Задание для отчета.

1. Записать краткую запись работы, записать наблюдения.

2. Написать соответствующие уравнения реакций.


п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись  наблюдений наблюдений

Опыт 1. Получение метана.

  

Опыт 2. Свойства метана.

ХОД РАБОТЫ

Контрольные вопросы при защите работы:

  1. Каково электронное строение молекулы метана. Зарисовать масштабную модель молекулы метана.

  1. Написать уравнения  реакций хлорирования метана. Каков механизм этой реакции?

Дата:___________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 11

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Обнаружение углерода и водорода в органических веществах.

Цель занятия: Обнаружить углерод и водород в органическом веществе.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований (обнаружение углерода и водорода в органических веществах).

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, сахар, спиртовка, газоотводная трубка, бромная вода, песок, C2H5OH+конц. H2SO4, р-р KMnO, CuO, Ca(OH)2.

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 134-150.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие вещества относятся к органическим веществам?
  2. Назовите типичные признаки характерные для органических веществ?
  3. Назовите основные положения теории химического строения органических веществ?
  4. Значение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы, записать наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Обнаружение углерода и водорода в органических веществах.

Контрольные вопросы при защите:

1. Напишите структурные формулы следующих углеводородов:

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 12

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Получение и свойства этилена.

Цель занятия: Лабораторным методом получить этилен и изучить его свойства.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований  в получении этилена и опыты с ним.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, сахар, спиртовка, газоотводная трубка, бромная вода, песок, C2H5OH+конц. H2SO4, р-р KMnO;

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 134-162.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какие углеводороды называются  непредельными?

2. К каким углеводородам относится этилен?

3. Как получают этилен в промышленности?

4. Какие вещества берутся для определения непредельности?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

Ход работы

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Получение этилена.

Опыт №2. Свойства этилена.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Какую роль играет концентрированная серная кислота при получении этилена из этилового спирта лабораторным методом?

  1. Что называется реакцией полимеризации? Написать уравнения реакций, происходящих при получении полиэтилена.

  1. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 13

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Получение и  свойства ацетилена.

Цель занятия: Изучить получение и  свойства ацетилена.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, вода, газоотводная трубка, бромная вода, р-р KMnO4, карбид кальция.

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 167-176.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие углеводороды относятся к непредельным?
  2. Чем отличается процесс получения ацетилена в лаборатории от промышленного?
  3. Какую реакцию называют реакцией полимеризации? Что получают при этой реакции?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы  и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

ХОД РАБОТЫ

Опыт №1. Получение и свойства ацетилена.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Чем различаются между собой механизмы реакций замещения у предельных углеродов и присоединения у непредельных углеводородов. Привести примеры.

  1. Какую реакцию называют реакцией полимеризации? Привести пример       реакции полимеризации пропилена.


Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

        

Вывод:


Лабораторная работа № 14

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Свойства бензола.

Цель занятия: Изучить свойства бензола.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки работы с химическими веществами.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, вода, бензол, бромная вода, р-р KMnO4,  спиртовка, растительное масло.

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 171-176.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. К каким углеводородам относится бензол?
  2. Какие химические реакции характерны для бензола?
  3. Охарактеризуйте физические свойства бензола.
  4. Какими свойствами обладает бензол, согласно своего строения молекулы?
  5. Из чего впервые был выделен бензол?

        Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Свойства бензола.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Составьте уравнения следующих превращений:

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 15

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Ознакомление со свойствами полимеров.

Цель занятия: Опытным путем изучить свойства полимеров.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, спиртовка, газоотводная трубка, тигельные щипцы, полиэтилен, полистирол, бромная вода, вода, стакан.

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 158-162.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие вам известны органические вещества, относящиеся к полимерам?
  2. Как называется процесс получения каучука? В процессе превращения каучука в более простые газообразные и жидкие продукты?
  3. Почему не рекомендуется склянки с бензолом или другими нефтепродуктами закрывать резиновыми пробками?

        Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Ознакомление со свойствами полиэтилена.

 Опыт №2. Ознакомление со свойствами полистирола.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Какую реакцию называют реакцией полимеризации? Напишите  уравнение реакции  получения  полипропилена. Укажите мономер, полимер и элементарное звено.

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

  1. Как в вашей будущей профессиональной деятельности используют полиэтилен и полипропилен? Используйте для ответа дополнительные источники информации.

Лабораторная работа № 16

Тема: Углеводороды и их природные источники.

Наименование работы: Ознакомление со свойствами каучука.

Цель занятия: Опытным путем изучить свойства  каучука.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, спиртовка, газоотводная трубка,  тигельные щипцы, каучук,  бромная вода, вода, стакан.

Особые правила по технике безопасности:

1. Наливать или насыпать вещества над столом, не оставлять открытыми склянки с реактивами.

2. Для опыта брать вещества в количествах указанных в руководстве.

3. Осторожно пользоваться спиртовками, спиртовку не зажигать, наклоняя ее над другой горящей спиртовкой.

4. Держать дальше легковоспламеняющиеся вещества от огня.

5. Нагревать растворы, не наклоняясь над сосудом, т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстиями к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 163-166.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие вам известны соединения, относящиеся к диенам?
  2. Как называется процесс получения каучука?
  3. Охарактеризуйте физические свойства бутадиена-1.3?
  4. Каковы физические и химические свойства натурального каучука?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2.  Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Ознакомление со свойствами каучука.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Какие соединения относятся к диеновым углеводородам?

  1. Как получают каучук: бутадиеновый, изопреновый? Напишите уравнения соответствующих реакций.

  1. Какой процесс называют вулканизацией каучука?

  1. Кай тип резины наиболее морозоустойчив?

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

ывод:

Лабораторная работа № 17

Тема: Кислородосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Свойства спиртов.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства глицерина.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: глицерин, вода, штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спирт, медная проволока, CuSO4, NaOH, HCl.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 185-189.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие органические вещества относятся к спиртам?
  2. Какие спирты называются: первичными, вторичными, третичными, 2-х и 3-х атомными?
  3. Какие органические вещества относятся к одноатомным предельным спиртам, назовите их?
  4. Какие органические вещества относятся к многоатомным спиртам, назовите их?

        Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.


ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Растворение глицерина в воде и его взаимодействие с гидроксидом меди.

Опыт №2.  Окисление спирта в альдегид.

Контрольные вопросы при защите:

1. Почему спирты, имея в своем составе гидроксильные группы, не являются электролитами?

2. Напишите формулы следующих спиртов:

а) первичного

б) вторичного

в) третичного

  1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить    следующие превращения:

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 18

Тема: Кислородосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Свойства фенола.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства  фенола.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1  час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, фенол, CuSO4,  NaOH, серная кислота, соляная кислота.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 190-192.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие органические вещества относятся к фенолам?
  2. Почему при работе с фенолом необходимо обращаться очень осторожно?
  3. Какими химическими свойствами обладает фенол?
  4. Из чего выделяют фенол?

        Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.


ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1.  Свойства фенола.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Решить задачу:

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 19

Тема: Кислородосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Получение и свойства альдегида и кислоты.

Цель занятия: Лабораторным путем изучить свойства альдегида, уксусной кислоты.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Формалин, спиртовка, стакан, вода, пробиркодержатель, синий лакмус, газоотводная трубка, концентрированная H2SO4, CH3COONa, CH3COOH, Mg, NaCl.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 192-200.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие соединения называются альдегидами?
  2. Назовите характерную  реакцию для альдегидов?
  3. Какие соединения относятся к  карбоновым кислотам?
  4. Что такое кислотный остаток  и радикал в  карбоновых кислотах?
  5. Дайте определение одноосновных предельных карбоновых кислот?

Задание для отчета.

  1. Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.


ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Окисление альдегида (реакция «серебряного зеркала»)

Опыт №2. Получение и свойства уксусной кислоты.

Контрольные вопросы при защите:

1. В чем сходство и отличие процесса поликонденсации от процесса               полимеризации?

2. Написать уравнение реакции взаимодействия:

а) уксусного альдегида с оксидом серебра;

б) пропионового альдегида с оксидом серебра;

в) масляного альдегида с оксидом серебра

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 20

Тема: Кислородосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Получение и свойства эфира.

Цель занятия: Лабораторным путем изучить  получение и свойства эфира.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Спиртовка, стакан, вода, пробиркодержатель, газоотводная трубка, концентрированная  H2SO4,,CH3COOH, C5H11OH.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 200-206.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие соединения называются сложными эфирами?
  2. Из чего состоят названия сложных эфиров?
  3. Какую реакцию называют реакцией этерификации? Какие необходимы условия для прохождения данной реакции?
  4. Где применяются сложные эфиры?
  5. Какие вещества называются жирами?
  6. Чем отличаются твердые жиры от жидких жиров? Назовите, что входит в их состав.

Задание для отчета.

    1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.

2. Написать соответствующие уравнения реакций.


ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Получение уксусно - изоамилового эфира.

Контрольные вопросы при защите:

1. Написать уравнения реакций получения следующих веществ:

а)

б)

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 21

Тема: Кислородосодержащие органические вещества.

Наименование работы: Свойства мыла.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства мыла.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, фенолфталеин, раствор мыла, NaOH, CuSO4, CaCl2, H2SO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 200-206.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Что называют моющими средствами?

2. Какие вам известны моющие средства?

3. Что входит в  состав мыла?

4. Дайте определение,  какой процесс называется омылением?

Задание для отчета.

  1. Записать краткую запись работы и  наблюдения.
  2.  Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1.  Свойства мыла.

Контрольные вопросы при защите:

1. Чем объясняется, что при стирке белья в жесткой воде расход мыла значительно возрастает?

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 22

Тема: Кислородосодержащие органические вещества.

Наименование работы: Свойства глюкозы.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства  глюкозы.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, глюкоза, NaOH, CuSO4, Ag2O, CaCl2, H2SO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 207-211.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие соединения относятся к углеводам?
  2. Назовите, как классифицируются  углеводы по строению?
  3. Какие углеводы относятся к моносахаридам?
  4. Какие углеводы относятся к дисахаридам?
  5. Какие углеводы относятся к сложным углеводам?
  6. При помощи, какой реакции можно определить, что глюкоза имеет альдегидную группу?

Задание для отчета.

1. Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.

2. Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди и оксидом серебра.

Контрольные вопросы при защите:

1. Решите задачу:

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 23

Тема: Кислородосодержащие органические вещества.

Наименование работы: Свойства крахмала. Качественная реакция на крахмал.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства крахмала.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, крахмал, йод, NaOH, CuSO4, , CaCl2, H2SO4, вода, кусочек хлеба.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 210-212.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие соединения относятся к углеводам?
  2. Назовите, как классифицируются  углеводы по строению?
  3. Какие углеводы относятся к моносахаридам?
  4. Какие углеводы относятся к дисахаридам?
  5. Какие соединения относятся к полисахаридам?
  6. Какой природный процесс называют фотосинтезом?

Задание для отчета.

  1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.
  2. Написать соответствующие  уравнения  реакций.

        Ход работы

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1  Приготовление крахмального клейстера. Йодная проба.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Как объяснить, что сок зеленого яблока дает реакцию с йодом, а сок спелого яблока восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра?

  1. Какое общее химическое свойство присуще сахарозе, крахмалу и целлюлозе? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

  1. Составьте уравнения реакций получения этилового спирта из крахмала: (C6H10O5)n →C6H12O6→C2H5OH

Дата___________        

Работу выполнил:                                

 Работу проверил


Лабораторная работа № 24

Тема: Азотосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Свойства белков. Цветные реакции на белки.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства белков.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянная палочка, белок, аммиак, растворы: HNO3, NaOH, CuSO4.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», стр.221-224.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие соединения относятся к азотсодержащим?
  2. Какое строение имеют аминокислоты? Какую важную роль они играют в природе?
  3. Какие цветные реакции характерны для определения белков?
  4. Что такое первичная, вторичная, третичная структура белка?

Задание для отчета.

  1. Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.


ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №.1. Свойства белков: свертывание, цветные реакции.

Контрольные вопросы при защите:

1. Каково биологическое значение белков?

2. Какие вещества называют:

а) нитросоединениями;

б) аминами;

в) аминокислотами.

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

Лабораторная работа № 25

Тема: Азотосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Получение нитей из капроновой смолы.

Цель занятия: Изучить лабораторным путем получение нитей из капроновой смолы.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянная палочка, капрон.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.

2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.

3. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

Литература: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 225-232.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Какие соединения относятся к азотосодержащим?
  2. Какое строение имеют аминокислоты? Какую важную роль они играют в природе?
  3. Какие соединения называют полимерами?
  4. Какие реакции лежат в основе получения полимеров?
  5. Приведите примеры полимеров.

Задание для отчета.

  1. Кратко записать ход выполнения опыта и наблюдения.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.


ХОД РАБОТЫ

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №.1.  Получение нитей из капроновой смолы.

Контрольные вопросы при защите:

1. При помощи каких превращений можно получить анилин, исходя из кокса, известняка, азотной и серной кислот, воды и водорода? Напишите уравнения реакций.

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 26

Тема: Азотосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Распознавание натуральных волокон.

Цель занятия: Лабораторным путем научиться распознавать натуральные волокна.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Спиртовка, тигельные щипцы, виды волокон.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно пользоваться спиртовкой. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке: пролитый спирт может воспламеняться.

2. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.

3. Во время работы запрещается:

а) переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя;

б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи (книги, карандаши, линейки и др.);

в) брать приборы и вещества с других рабочих мест;

г) зажигать спиртовки без надобности.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 225-232.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Как делятся волокна по происхождению? Какие вам известны волокна?
  2. На какой вид волокна указывает то явление, что при попадании искры ткань плавится?
  3. Каким способом можно распознать волокно?

Задание для отчета.

1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.

2. Заполнить таблицу.


ХОД РАБОТЫ

Опыт№1. Распознавание натуральных волокон.

Волокно

Поверхность волокна

Смятие

в месте

перегиба

Характер горения и вид обугленного волокна

Запах при горении

Контрольные вопросы при защите:

1. Как делятся волокна по происхождению? Охарактеризовать каждый вид волокна.

        

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:

Лабораторная работа № 27

Тема: Азотосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Распознавание химических волокон.

Цель занятия: Лабораторным путем научиться распознавать волокна.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Спиртовка, тигельные щипцы, волокна.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно пользоваться спиртовкой. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке: пролитый спирт может воспламеняться.

2. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.

3. Во время работы запрещается:

а) переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя;

б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи (книги, карандаши, линейки и др.);

в) брать приборы и вещества с других рабочих мест;

г) зажигать спиртовки без надобности.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 225-232.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Как делятся волокна по происхождению? Какие Вам известны волокна?
  2. На какой вид волокна указывает то явление, что при попадании искры ткань плавится?
  3. Каким способом можно распознать волокно?

Задание для отчета.

1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.

2. Заполнить таблицу.


ХОД РАБОТЫ

Опыт№1. Распознавание химических волокон.

Волокно

Поверхность волокна

Смятие

в месте

перегиба

Характер горения и вид обугленного волокна

Запах при горении

Контрольные вопросы при защите:

  1. Какие волокна называются полиамидными? Написать уравнение реакции получения капролактама. Где применяется волокно капрон?

  1. Какое исходное вещество берется для получения искусственных волокон? Какие известны искусственные волокна и как их получают?

Дата____________

Работу выполнил:

Работу проверил:


Лабораторная работа № 28

Тема: Азотосодержащие органические соединения.

Наименование работы: Качественные реакции на определение органических соединений.

Цель занятия: Распознавание органических веществ с помощью качественных реакций.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований

Норма времени: 1 час.

Оснащение рабочего места: Спиртовка, уксусная кислота, этиловый спирт, муравьиная кислота, глицерин, бензол, фенол, метаналь, концентрированная серная кислота, глюкоза, сахароза, набор пробирок,  дистилированная вода.

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно пользоваться спиртовкой. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке: пролитый спирт может воспламеняться.

2. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.

3. Во время работы запрещается:

а) переходить на другое рабочее место без разрешения преподавателя;

б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи;

в) брать приборы и вещества с других рабочих мест;

г) зажигать спиртовки без надобности.

Литература:  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  «Химия», стр. 158-162, стр.167-170, стр.171-176, стр.185-206, стр.207-212.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Назовите химические реакции характерные для непредельных    углеводородов?
  2. Назовите химические  реакции характерные для бензола?
  3. Назовите химические  реакции характерные для фенола?
  4. Назовите химические  реакции характерные для глюкозы?

Задание для отчета:

1. Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.

2. Заполнить таблицу.

Ход работы

п/п

Краткая запись работы, что брали, что делали

Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Распознавание органических соединений  с помощью качественных реакций.

Контрольные вопросы при защите:

  1. Решите задачу:

 Вывод:

                         Дата____________

                         Работу выполнил:

                         Работу проверил:

Для заметок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"

В рабочую тетрадь вошли 18 работ,  предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....

Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Естествознание

Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Естествознание». Пособие предназначено для студентов первого курс...

Рабочая тетрадь по лабораторным работам учебной дисциплины Электротехника

Учебно-практическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Электротехника».Пособие предназначено для студентов второго ...

Методические указания к лабораторным работам (учебная дисциплина химия)

Методические указания к лабораторным работам (учебная дисциплина химия)...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Руководство по проведению лабораторных работ по дисциплине «Химия»

В данной рабочей тетраде изложен ход лабораторных работ по физической и коллоидной химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопрос...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторных работ по дисциплине « ХИМИЯ» 1 курс

Изложен ход лабораторных работ по химии, дается вводный инструктаж, методические рекомендации для выполнения работ, справочная литература, вопросы к зачету, индивидуальные задания....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и органической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке ...