Занимательные опыты по химии с подручными средствами
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему

Султанова Флорида Василовна

Для использования на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_opyty_po_himii_podruchnymi_sredstvami.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

2.5 Вред соды

Активно используя соду в различных, но таких полезных и благих целях необходимо так же помнить о том, что это вещество, прежде всего химический продукт, поэтому об осторожности при её использовании и употреблении забывать не стоит. Когда сода находится в виде порошка, её щелочные свойства намного сильнее чем, когда она находится в жидком водном растворе. Поэтому при длительном контакте соды с кожей могут возникнуть раздражения и покраснения кожи, а если вдохнуть порошок соды или по неосторожности он попадёт в глаза, можно получить сильный ожог. Если эта неприятность всё же с вами произошла, немедленно промойте обожжённый участок кожи или глаза водой, чтобы прекратить негативное воздействие соды.

При использовании порошка для отбеливания зубов истончается и ухудшается зубная эмаль.

Прежде, чем повсеместно использовать гидрокарбонат натрия для избавления от разных недугов, следует проконсультироваться с врачом.

Но, если быть уж вовсе объективным, то, конечно, от пищевой соды больше пользы, чем вреда. Но при её использовании не стоит забывать о всех её свойствах и о правилах обращения с ней. Только в этом случае этот белый порошок станет вашим незаменимым помощником [1].

3. Экспериментальная часть

Опыт «Растворимость соды в воде»

Для опыта понадобится: сода, стакан с водой, ложка.

Я добавил соду в стакан с водой, перемешал и наблюдал растворение соды. Действительно, пищевая сода – вещество, которое растворяется в воде.

Опыт «Определение реакции среды раствора соды»

Для опыта понадобится: вода, сода, стакан, ложка, универсальная индикаторная бумага.

Для начала определил водородный показатель pH воды. Для этого опустил индикаторную бумагу в стакан с водой и сравнил ее цвет с цветами эталонной шкалы для pH. Водородный показатель равен примерно 7. У воды нейтральная реакция среды. Далее добавил в стакан с водой две чайных ложки соды, размешал до полного растворения. Снова измерил pH раствора. Цвет индикаторной полоски изменился с оранжевого на сине-зеленый, что говорит об изменении pH раствора. Значение водородного показателя в растворе соды равно 8-9.

Таким образом, раствор соды имеет щелочную реакцию среды.

Все опыты в третьем пункте основаны на реакции взаимодействия соды и кислот, в результате которой образуется углекислый газ.

Опыт «Тушение зажженной спички»

Для опыта понадобится: сода, уксус, баночка, спички.

Сначала провел опыт без соды. Для этого в баночку налил уксус. Зажженную спичку опустил в баночку, наблюдал горение. Затем добавил к уксусу немного соды и снова опустил спичку в баночку. Выделяющийся в результате реакции углекислый газ погасил пламя спички.

Опыт «Приготовление лимонада»

Для опыта понадобится: сода, лимонный сок, сахар, вода, стакан, ложка.

Я приготовил лимонад с использованием соды. Для этого в стакан с водой добавил 4 столовых ложки лимонного сока, 2 чайных ложки сахара, ½ чайной ложки соды. Всё активно и тщательно перемешал и наслаждался шипучим напитком. Пузырьки газа в напитке – это выделяющийся в результате реакции взаимодействия соды и лимонной кислоты углекислый газ.

Опыт «Надувание шара»

Для опыта понадобится: сода, уксус, бутылка, воздушный шарик.

Примерно ¼ часть бутылки заполнил уксусной кислотой. В воздушный шарик через воронку засыпал 1 столовую ложку соды. Надел на горлышко бутылки воздушный шар и постепенно высыпал из него соду в бутылку.

В результате шарик начал надуваться за счет выделения углекислого газа.

Также проведены другие опыты, основанные на реакции взаимодействия соды с кислотами: содовые бомбочки (приложение 1), лед из соды (приложение 2) и рисование на соде (приложение 3).

Опыт «Окрашивание пламени»

Для опыта понадобится: сода, газовая горелка, ложка.

Эксперимент проводился вместе с папой-химиком. При сгорании пропан-бутановой смеси пламя горелки имеет голубой цвет. Если поднести к пламени ложку с содой, то пламя окрашивается в желтый цвет. Это объясняется наличием натрия в составе соды, именно он окрашивает пламя в желтый цвет.

Опыт «Холодный фарфор на основе соды»

Для опыта понадобится: 200 г соды, 100 г кукурузного крахмала, 150 мл воды, кастрюля, ложка, весы, мерный стакан.

С помощью весов взвесил соду и кукурузный крахмал. Смешал их в кастрюле. Добавил 150 мл воды (для точного объема использовал мерный стакан). Тщательно все перемешал. Поставил кастрюлю на плиту на средний огонь и при постоянном перемешивании нагрел смесь до ее превращения в густую массу. На подложке замесил «тесто».

Из этой массы можно изготавливать любые поделки. Я сделал елочные игрушки.

В школе на уроке технологии мы с одноклассниками из этого же холодного фарфора на основе соды сделали украшение-звездочку (приложение 4).

Опыт «Выращивание кристаллов соды»

Для опыта понадобится: сода, банка с горячей водой, синельная проволока, нитка, карандаш, ложка.

Я налил горячую воду в банку. Добавил соду и размешивал до тех пор, пока сода не перестала растворяться (раствор стал насыщенным). На нитку подвесил синельную проволоку, на которой планировал вырастить кристаллы. Нитку привязал к карандашу и установил на банку. Ждал около суток. А потом наблюдал кристаллы соды на проволоке.

Почему так происходит: при остывании и испарении воды насыщенный раствор становится пересыщенным, и сода начинает кристаллизоваться из раствора на синельной проволоке.

Опыт «Снег из соды»

Для опыта понадобится: сода, пена для бритья.

Из флакона выпустил всю пену для бритья и постепенно высыпал в неё пачку соды, получившуюся массу размял руками. По ощущениям «снег» получился воздушный, мягкий, шелковистый, а самое главное – холодный на ощупь.

Опыт «Лизун из соды»

Лизун – это очень популярная игрушка у детей. Существуют разные способы, как сделать лизуна. Я попробовал сделать лизуна использованием соды. Конечно, можно эту игрушку купить в магазине, но гораздо интереснее приготовить ее своими руками.

Для опыта понадобится: канцелярский клей, сода, раствор для линз, краситель, емкость и ложка.

Я налил в емкость канцелярский клей, добавил каплю красителя, щепотку соды и немного раствора для линз. Все перемешал и у меня получился лизун.

Лизун теряет свою пластичность через 1-2 дня. Чтобы лизун дольше сохранял свои свойства, хранить его нужно в закрытой посуде в достаточно прохладном месте. Не нужно класть его на ковёр и другую ворсистую поверхность. Руки после игры с лизуном лучше всего вымыть.

Опыт «Чистящие свойства соды»

Я узнал, что соду используют в быту в качестве чистящего средства и решил проверить это на практике.

Для этого эксперимента я взял кастрюлю с пригоревшим дном, соду и влажную губку. Сначала я попробовал оттереть пятно только губкой. Ничего не изменилось. А вот с помощью той же губки с содой я довольно быстро отчистил кастрюлю от пятна.

Химический опыт Светофор

Сегодня мы проведем занимательный и очень красивый химический опыт под названием Светофор. Этот эксперимент можно смело отнести к лучшим химическим фокусам для детей. Но для того чтобы все получилось, сначало следует изучить немного теории.

Индигокармин

Главным действующим веществом в химическом опыте Светофор является индигокармин. Это его простое название, настоящее же звучит так: динатриевая соль индиго-5,5′-дисульфокислоты. По понятным причинам условимся далее называть этот краситель — индигокармин. Так вот. Индигокармин применяют как пищевые красители в производстве напитков, выпечки и прочих сладостей, которым нужно придать синий цвет. Индигокармин даже зарегистрирован как пищевая добавка Е132 или индиготин.

Также индигокармин используется в медицине и в химии как реагент с интересными свойствами. Например, его способность служить индикатором мы используем проводя химический опыт Светофор.

Как провести химический опыт Светофор

Для проведения химического опыта Светофор нам понадобятся:

Обратите внимание, что для этого опыта мы обязательно должны использовать перчатки. Во-первых, можно испачкать руки индигокармином, а во-вторых, каустическая сода (гидроксид натрия) очень сильная щелочь способная нанести химический ожог.

Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. 4 таблетки это 2 грамма. Приливаем к раствору глюкозы раствор около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании.

Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор! Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород. И так далее, до тех пор пока не надоест.

Превращаем железный гвоздь в медный

На простом химическом опыте рассмотрим так называемый процесс меднения металлических изделий, проще говоря медь обладает способностью осаждаться на металлической поверхности. Для проведения эксперимента потребуется:

  • четверть стакана уксуса;
  • поваренная соль (совсем немного, на кончике чайной ложки);
  • пищевая сода;
  • стеклянная банка;
  • кусок толстой медной проволоки;
  • железный гвоздь.

Монеты, которые мы считаем медными, не подойдут для проведения опыта, ведь они выполнены не из чистой меди, а из алюминиевой бронзы (сплав алюминия и меди) или стали покрытой латунью (сплав на основе меди и цинка, иногда ещё и других металлов). Медь очень мягкий металл, поэтому делать монеты из чистой меди нецелесообразно, ведь такая монета быстро придет в негодность.

Итак, после такого лирического отступления, перейдем непосредственно к химическому опыту превращения железного гвоздя в медный. Наливаем уксус в банку и туда же добавляем соль, перемешиваем. После этого помещаем в банку медную проволоку минут на 10. Тем временем хорошенько очистим гвоздь содой и поместим его в банку. Ждем еще минут пятнадцать. Мы видим, что гвоздь покрылся медью, а поверхность проволоки стала чистой и блестящей.

Разберем теперь химию опыта. Происходит реакция уксуса (уксусной кислоты) с медью, в результате образуется ацетат меди (медная соль уксусной кислоты). После этого происходит замещение меди железом в этой соли, а освободившаяся медь оседает на поверхности гвоздя.

Знаете ли вы что?
Медь не подвержена коррозии, т.е. не ржавеет. Со временем, от влаги содержащейся в воздухе она зеленеет. Это образуется так называемая патина, покрытие, которое защищает медь от дальнейшей коррозии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занимательные опыты по химии

Простые и занимательные химические опыты...

занимательные опыты по химии

простые и занимательные опыты...

занимательные опыты по химии для младших школьников "Знакомые нам с детства вещества"

Описание несложных опытов, которые можно провести с известными всем веществами: воздух, вода, пища (варенье). Знакомые с детства вещества открываются с неизвестной стороны. Это вызывает инте...

занимательные опыты по химии для младших школьников "Знакомые нам с детства вещества"

Описаны простые химические опыты с воздухом, водой, пищей (варенье).Оказывается эти знакомые с детства вещества обладают неизвестными свойствами. Эти опыты призваны привлечь внимание к изучению химии,...

Занимательные опыты по химии

Опыты предназначены для учащихся 5 - 7 классов с целью усиления интереса к науке....

Занимательные опыты по химии

Занимательные опыты по химии для учащихся 5-7 классов в рамках декады химии. В разных параллелях выбрать разные опыты для повышения интереса к предмету....

Занимательные опыты на уроках физики как средство активизации познавательной активности.

Как активизировать познавательную деятельности на уроках физики в общеобразовательной школе? Это можно сделать с помощью применения различных видов физического эксперимента. Применение физического экс...