Викторина. Химия в моей профессии.
занимательные факты по химии (11 класс) на тему

Хромых Валентина Александровна

В занимательной и научно-познавательной форме отражена связь химии с профессиями, получаемыми студентами техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_himiya_v_moey_professii_nxpowerlite_copy.docx1010.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Химия в моей будущей профессии»

Пояснительная записка.

        Современному обществу необходимы специалисты, обладающие высоким профессионализмом и способные осуществлять самостоятельную деятельность разных видов. Следовательно, фундаментальная подготовка специалистов включает формирование  прочных знаний, умений и навыков, необходимых для решения производственных задач, ответственного отношения деятельности, развитие потребности в самообразовании.

        Образовательный процесс в учебных заведениях предполагает развитие личности студентов, их способностей и интересов, между которыми существует тесная взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно-познавательной деятельности, которая стимулируется мотивами и интересом к дисциплине.

        Практика обучения химии показывает, что большой интерес у студентов вызывают глобальные, социально и личностно значимые проблемы и, конечно же, вопросы, касающиеся профессиональной подготовки.

        Между техническими объектами и законами природы существует многосторонняя  взаимосвязь. Но явления и законы естествознания служат предметом изучения общеобразовательных дисциплин, а технические объекты, технологические процессы – общетехнических и специальных. Именно поэтому важнейшей характеристикой обучения химии стали его профессиональная направленность, интеграция со специальными дисциплинами.

        В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Химия в моей будущей профессии»

Цель мероприятия: Активизировать интерес студентов к  химии; показать взаимосвязь химии с их будущей профессиональной деятельностью.

Задачи:

        Образовательная: формирование химических знаний студентов; расширение их кругозора за счет межпредметных связей со специальными  дисциплинами.

        Воспитательная: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, взаимовыручки, общительности,  коммуникативности.

         Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Метод урока: игра.

Оборудование, наглядные пособия: Компьютер, фотоаппарат, мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, стенгазеты,  Продолжительность проведения: 45 мин.

Участники: студенты I, 2 курсов.

Этапы выполнения мероприятия:

  1. Подготовка

Из студентов первого курса разных групп создаются три команды по шесть человек. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия.

 Готовим комплекты вопросов и заданий для каждого конкурса и мультимедийную презентацию, а также сценку, которая будет показана в конце мероприятия.

Каждая команда  до мероприятия получает следующие задания:

1) придумать девиз;

2) подготовить презентацию и стен.газету по теме «Химия в моей будущей профессии».

2. Проведение

Мероприятие «Химия в моей будущей профессии» проводится в кабинете химии и биологии, в котором для каждой команды ставим стол, готовим  бумагу, ручки. Кабинет украшается шарами, стенгазетами.

Находчивость и смекалку команд оценивает жюри, которое информирует об итогах конкурсов, определяет и награждает победителей. . Обучающее значение  внеклассного мероприятия значительно усиливается, когда жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет зрителям, какие неточности допустили участники при ответе. Такую информацию, как правило, внимательно выслушивают и хорошо воспринимают все присутствующие студенты.

  1. Анализ

Подведение итогов.

План мероприятия:

1. Представление команд

     2. Зашифрованное послание

     3. Блицтурнир для команд (вопросы)+ конкурс для болельщиков (ребусы)

4. Конкурс капитанов ( химическая рыбалка)

5. Конкурс «Ребусы»+ конкурс для болельщиков (Веселые перевертыши)

6. Конкурс «Черный ящик»

7. Сценки команд

Сценарий мероприятия.

                

Ведущий 1. Добрый день уважаемые гости! Человек в своей жизнедеятельности, даже далекой от химии и химической технологии, постоянно соприкасается с химическими веществами и материалами, полученными на их основе. Повсюду нас окружает бесчисленное множество продуктов химической промышленности. Химические вещества и их композиции использует работник сельского хозяйства, медик, строитель и механик. Приготовление пищи или напитков, обычная стирка практически всегда являются химическими процессами. Поэтому любому грамотному человеку необходимо иметь представление о химических веществах, с которыми он встречается, или о химической сущности процессов, которые он, не задумываясь, осуществляет в повседневной практике или в своей профессиональной деятельности.

Ведущий №2.  Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «Химия в моей будущей профессии». Мы надеемся, что вы расширите свои знания и сможете по-новому взглянуть на химию, через призму своей будущей профессиональной деятельности.

Без химии жизни нет, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значенье ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять!

Ведущий 1: Состязаться будут три команды:

        А оценивать работу команд на протяжении всех конкурсов будет наше многоуважаемое и справедливое жюри, в состав которого входят… (преподаватель представляет членов жюри)

 

1. Представление команд.

Ведущий 1:  Каждая команда должна представить себя: название, девиз, капитан команды.

Максимальное количество баллов -  2 балла.        

Пока жюри оценивает работу команд мы начинаем следующий конкурс.

2. Зашифрованное послание

Ведущий 2: В адрес участников турнира пришло зашифрованное химическим способом послание. Весь текст за редким исключением записан символами химических элементов. Чтобы расшифровать послание вы должны выписать первые буквы русских названий соответствующих химических элементов.

Ш Y Rn Os K Os                  Pt Ra Os S Ti Rb N Eu Te  

Hs I Mg Y Я                 Ru U Si I                 Se W Os I             Bi

Db Eu Li Ar             Ч Eu La Os Bi Eu Ч Еu S Co I Eu.

 Ответ: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». 

Ведущий 1: Первая команда, правильно выполнившая это задание, получает 5 баллов, вторая – 4 балла, третья – 3 балла.

Это высказывание великого русского ученого М.В. Ломоносова будет девизом нашего сегодняшнего мероприятия.

Пока команды расшифровывают послание, ведущие играют с болельщиками (разгадывают ребусы). Каждый правильный ответ болельщика приносит один балл его команде.

 Ведущий 2 : 3. Блицтурнир для команд

ВОПРОСЫ

  1. В какой капусте много йода? ( Ламинария – морская капуста)
  2. Почему свежий разрез  яблока на воздухе буреет? (Окисление соединений железа)
  3. Почему крапива жжется? ( Содержит муравьиную кислоту)
  4. Какое вещество используют для приготовления типографической краски? (Сажа)
  5. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет)
  6. Общее название мела, мрамора, известняка? ( Карбонат кальция)
  7. Назовите толщину озонового слоя? ( 2-4 мм)
  8. Превращение солнечной энергии в химическую в зеленых растениях? ( Фотосинтез)
  9. Жидкая смесь природных углеводородов. (Нефть)
  10.  Газ, используемый при резке  сварке металлов. ( Кислород)
  11. Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
  12.  Металл, используемый в термометрах? (Ртуть)

Ребусы для болельщиков

        (никель)                

Применяется в качестве покрытия для защиты железа от коррозии. Добавка никеля придает, стали вязкость, механическую прочность и коррозионную стойкость. Такие стали используются для изготовления турбин электростанций и реактивных двигателей, деталей, работающих при высоких температурах.

                (мышьяк)                

        Применяют в составе сплавов и для получения полупроводниковых материалов.

        (марганец)                        

        Придает, стали твердость, механическую прочность, устойчивость против ударов и трений. Из такой стали изготавливают детали дробильных установок, железнодорожные рельсы, зубья ковшей  экскаваторов.

                (азот)                

        Применяется в качестве инертной среды в химических и металлургических процессах; при сварке металлов.

        (гелий)

        Используют как инертную среду для дуговой электросварки. Большие количества гелия применяют в дыхательных смесях для работ под давлением (например, при создании подводных тоннелей и сооружений). Гелий используют также  для наполнения летательных устройств.

4. Конкурс капитанов.

 Ведущий 1: А сейчас мы проверим капитанов команд на смекалку и сообразительность. Капитаны с помощью удочки должны выловить рыбку с  загадкой и разгадывают ее.  Причем они должны будут назвать химический элемент и привести пример использования данного элемента или его соединений в своей будущей профессиональной деятельностью. Правильный ответ оценивается в 4 балла.

Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах нам она. (Медь)

Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил с мечтой о нем.   ( Золото)

Я почти что осьминог.

Только в море не живу.

В периодической системе

В группу с платиной вхожу.    ( Осьмий)

Меня в составе мрамора найти,

Я твердость придаю кости,

В составе извести меня найдешь.

Теперь меня ты верно назовешь.  (Кальций)

Серебристо- белый и активный очень,

Горит под водой он между прочим,

Сверканье бенгальским огням придает

И в Новый год  всем радость несет     ( Магний)

Корабли меня обходят,

Знает лоцман  наизусть,

Если «Л» на «Д» заменят,

То металлом окажусь.         ( Медь)

Из меня состоит все живое,

Графит , антрацит и алмаз.

Я на улице, в школе и в поле,

 Я в деревьях и в каждом из вас  ( Углерод)

Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь «самолетный металл»,

И покрыт я оксидной  пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.   (Алюминий)

Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня и под водой

Оксид мой станет кислотой.    ( Фосфор)

«Конкурс капитанов»

                                                                                                       Багдасарян Анна

  Шаманский Вячеслав

        

Хохлова Анастасия

                

4. Конкурс «Ребусы»

Ведущий 2: Каждая команда получает карточку с ребусом, который она должна разгадать.  Правильный ответ оценивается в 3 балла + 1 балл за скорость выполнения.

(Кремний)

        Соединения кремния используют для производства строительных материалов, которые составляют основу силикатной промышленности - стекла, керамики, цемента, фарфора, силикатного кирпича.

(Углерод)

Графит  применяют для изготовления огнеупорных материалов, электродов, смазок, карандашей, красок, наполнителей пластических масс. Сажа используется как наполнитель в производстве резины, в качестве пигмента при изготовлении черных красок. Технические алмазы применяют для изготовления резцов, сверл, фрез, шлифпорошков, буровых долот.

        (Аргон)        

        Используют как инертную среду для дуговой электросварки. Продувкой аргона через жидкую сталь из нее удаляют газовые включения, что улучшает свойства металла.

        Обладает высокой коррозионной стойкостью, поэтому служит для оцинковывания различных стальных изделий.

 (Цинк) На основе цинковой пыли изготавливают краску, которая отлично предохраняет от коррозии металлические мосты, пролеты заводских цехов и другие крупногабаритные изделия из металла, придавая им серый цвет.

         (Ванадий)                        

        Придает, стали высокую прочность, упругость и устойчивость к ударам. Используется для изготовления деталей автомобилей, тракторов и других машин, подвергающихся при работе ударам.

        ( Вольфрам)                

        Самый тугоплавкий металл. Придает стали твердость, жаропрочность, износоустойчивость. Применяют для изготовления быстрорежущих инструментов, пил, фрез, нитей электрических ламп.

Пока команды выполняют задания, болельщики разгадывают « Веселые перевертыши», принося дополнительные баллы своей команде.

Перевертыши для болельщиков

Перевертыши выводятся на экран

                                

                             Конкурс « Черный ящик»

Преподаватель химии и биологии Хромых В.А.

 Ведущий 1: В каждом ящике находится предмет. Каждая команда поочередно выбирает себе ящик и получает карточку с заданием. Время на размышление 1 минута. Если команда не может ответить на свой вопрос, право ответа переходит к другим командам, а затем к болельщикам. Оцениваются правильные ответы соответственно 3 балла, 2 балла и 1 балл.

Карточка №1.

 Участники второй экспедиции Колумба в Америку в 1496 г, вернувшись в Европу, рассказали, как индейцы острова Гаити играют в мяч. Индейские мячи, ударившись о землю, высоко подскакивали  и прыгали. Они были совершенно не похожи на тряпичные и кожаные мячи европейцев. Вещество, которое лежит в черном ящике, получают путем вулканизации того соединения, которое индейцы использовали в качестве мяча. Это вещество обладает исключительной пластичностью и прочностью, поэтому широко применяется в производстве транспорта и в строительстве.

                                                                        

Карточка №2.

Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами.

При очень не большой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Это вещество - обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: « Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь». Внимание, вопрос, что за вещество в ящике?

Карточка №3. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались « Дешевыми» приборами из золота и серебра, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью приборов из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого металла сохранилась и по сей день.

Правда сейчас он считаются дешевыми  свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Внимание вопрос, что за металл в этом ящике?

                                                                        

Жюри объявляет оценки за этот и предыдущие конкурсы.

В конце мероприятия пока жюри подводит окончательные итоги студенты показывают сценку о роли химии в будущей профессиональной деятельности.

Сценка.

Действие первое

Ведущий. 1 сентября. ПУ №30. Два студента первого курса у расписания.

Отделочник. Представляешь, и здесь химия, кошмар какой-то. В школе она меня достала, а теперь еще и здесь. Я ремонты  собираюсь делать, а не новые вещества открывать.

Автомеханик. (Смеялся над отделочником и вдруг разглядел в расписании, что у него тоже химия) Нет, ну ты посмотри, что творится! В среду после физкультуры химия. Да для меня химия дремучий лес. Я будущий автомеханик, мне она вообще ни к чему.

Ведущий. Они ругали химию и не подозревали, что последствия такого легкомысленного отношения к этой науке могут быть весьма плачевными. Этой ночью им всем приснились необычные сны …

.

Действие второе

Ведущий. А в это время Автомеханику тоже снился сон.

Механик делает вид, что смешивает бензин и спирт. В это время к нему подходит друг.

Друг. Здорово. Чем занимаешься?

Механик. Здорово. Да вот мне один приятель рассказал, что можно смешать бензин и спирт и машина на 94 будет летать как на 97. Он мне там еще про октановое число какое-то и многое другое рассказывал. Но я не понял. Ты же знаешь, как я химию учил.

Друг.  Ну, а может, какая-то пропорция должна быть?

Механик. А ерунда. Я на глаз всегда ориентируюсь. Ну что поехали, прокачу?

Друг. Нет. Я, пожалуй, лучше со стороны посмотрю.

Звук захлопывающейся двери, отъезжающей машины, авария. Механик появляется на сцене с гипсом.

Друг. Ну что долетался?..

Действие третье

ВАДИМ. Мораль сей сценки такова:

ЯНА. Не важно химик ты, строитель,

ВАДИМ. Или простой автолюбитель.

ЯНА. Наука химия важна!

Все вместе. И в жизни каждому нужна!

Подведение итогов

Жюри: Зам. Директора по УПР Зубарева Н.И.

            Учитель информатики Рябых Т.А.

              Команды

 «Витаминки»

 Участники: 1 курс 1 группа Специальность: « Повар – кондитер»

                      2 курс 15 группа  Специальность: « Повар – кондитер»

Команда « Нейтрон».

Участники:

1 курс 6 группа Специальность: « Слесарь по ремонту строительных машин».

2 курс 16 групп Специальность: « Слесарь по ремонту строительных машин».

Команда « Химический микс»

Участники:

1 курс 5 группа Специальность « Операторы связи».

1 курс 3 группа Специальность « Мастер отделочных работ»

1 курс 2 группа Специальность « Газоэлектросварщик»

Ведущие мероприятия

Студентка 2 курса 15 группы Теплешова Яна

Студент 1 курса 6 группы Трофименко Вадим

Сценки от участников

Студентка 1 курса 5 группы Воронцова Евгения

Преподаватель химии Кравченкова О.А.

Студентка 1 курса 5 группы Голенко Виктория

Студентки 2 курса 15 группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Физика в моей профессии: связист"

С незапамятных времен люди пересылали различные вещи: ткани, продукты и т.п. Так развился водный, железнодорожный, воздушный, трубопроводный и другие виды транспорта.Электрическая связь широко и...

ОДА МОЕЙ ПРОФЕССИИ

Педагогическое эссе....

Проект по математике: Математика в моей профессии

Описание проекта:  Путь к овладению той или иной профессией происходит через развитие у учащихся интереса к учебным предметам. Интерес к математике  обусловливается, прежде всего, прак...

Внеклассное мероприятие на тему:"Химия в моей профессии"

В данной методической разработке  сценическое выступление учащихся на тему: "Химия в моей профессии"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»

рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Химия в моей будущей профессии»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...

Химия в моей будущей профессии

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...