Методика выращивания кристаллов
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему

Глушкова Виктория Андреевна

Представлено методическое сопровождение и рекомендации к домашнему химическому эксперименту "Выращивание кристаллов медного купороса CuSO4*5Н2О

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrashchivanie_kristallov.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители (законные представители)!

Я, Глушкова Виктория Андреевна, учитель химии МБОУ «СОШ №129» Приволжского района г. Казани, доношу до Вашего сведения информацию об организации домашнего химического эксперимента учащихся 8-х классов в период осенних каникул с 31 октября по 7 ноября. Прошу Вас проконтролировать этапы выполнения эксперимента согласно инструкции и соблюдению ПТБ:

  1. Соблюдать осторожность при работе с нагревательными элементами. 
  2. Все сыпучие вещества необходимо брать ложечкой/шпателем.
  3. Запрещено пробовать вещества на вкус.
  4. При приготовлении раствора медного купороса, соблюдать осторожность, выделяемые пары не вдыхать!

Ознакомлен(а):_______/_________________                                         Ознакомлен(а):_______/_________________

                                 Подпись             ФИО (родителя/                                                                                      Подпись          ФИО (учащегося)

                                                 законного представителя                                                                        

Методика выращивания кристаллов

Цель: выращивание кристалла медного купороса.  

Реактивы: медный купорос CuSO4*5H2O, горячая вода.

Оборудование: две емкости для раствора, нитка, карандаш, лист бумаги.

Ход работы

  1. Приготовьте емкость для приготовления раствора. Внеси 4-5 столовых ложек медного купороса в емкость и залейте кипятком (!). Возьмите ложку и размешайте соль в воде до полного ее растворения (по возможности). Растворять нужно до тех пор, пока вещество не перестанет растворяться – мы получаем концентрированный раствор. На дне стаканчика не должно остаться более 1 мм нерастворенной соли.
  2. Получившийся насыщенный раствор соли перелейте в другую емкость, избегая попадания нерастворимых кристаллов. Накройте раствор листом бумаги и дайте ему отстояться.

Для чего нужно дать раствору отстояться? Во-первых, пока остывает раствор, образуется большое количество маленьких кристалликов, которые можно использовать в качестве затравок. Во-вторых, если сразу положить в раствор затравку, она может начать растворяться или обрасти большим количеством мелких кристалликов, зародыши которых в виде мелкой взвеси присутствуют в свежеприготовленном растворе (это мельчайшие частички недорастворившегося вещества и им нужно дать время осесть на дно).

  1. Извлеките затравку из раствора. Раствор не выливать! Если возникнут трудности с извлечение затравки, можно отрезать дно стаканчика. Затравкой могут послужить кристаллики, образовавшиеся при остывании раствора, или крупинки исходного вещества, если они были достаточно крупными.
  2. Затравку привяжите на нитку, нитку привяжите к карандашу/шпажке/зубочистке для удерживания кристалла.
  3. Опустите затравку – небольшой кристаллик, который будет расти (и обязательно вырастет!), в приготовленный ранее насыщенный раствор, так чтобы не касалось дна. Но что же делать с мелкими кристалликами, которые начали свой рост на стенках и дне сосуда? Самые красивые и аккуратные кристаллики можно использовать в качестве затравок для выращивания кристаллов. Остальное стоит растворить и получить новый раствор для выращивания кристаллов. Его можно доливать к растущему кристаллу по мере испарения жидкости из ёмкости, в которой тот растёт.
  4. Выращенный кристалл покрыть прозрачным лаком, для предотвращения его разрушения.
  5. Оформить отчет о проделанной работе в формате презентации PowerPoint.
  6. Отче о проделанной работе (презентация) и сам результат работы (кристалл) сдается на проверку после каникул в первую учебную неделю. Кристалл сдается в целлофановом пакете/бумажном конверте с Вашими ФИО и классом и данной инструкцией со всеми подписями.
  7. При несостоявшемся эксперименте, все его этапы обсуждаются индивидуально, для дальнейшего мониторинга работы.
  8. Если возникли трудности с разбором хода химического эксперимента помни (!): учитель не единственный источник знаний, ресурсы интернета – в помощь! 


Составитель: учитель химии ___________Глушкова В.А.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа учащихся "Выращивание кристаллов"

Цель творческой работы - познакомиться с кристаллами и способами их выращивания; вырастить кристаллы медного купороса, свинца, повареной соли....

Выращивание кристаллов соли в домашних условиях

Кристаллы получают в лаборатории, но бывают они и в природе. Наступила зима. Посмотрите вокруг: снежинки, морозные узоры на оконных стеклах и иней на ветках деревьев. Это кристаллы.Многие кристаллы – ...

Выращивание кристаллов

я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать и собирать коллекции. У меня есть своя коллекция минералов. Мне стало интересно узнать, можно ли вырастить кри...

Программа краткосрочного курса по выбору "Выращивание кристаллов"

Краткосрочный курс для учащихся 5-6 классов....

Выращивание кристаллов

Данный материал предназначен для учащихся 5-6х классов с целью формирования первичных навыков проведения химических опытов, изучения химичиских явлений....

Исследовательская работа по физике "Выращивание кристаллов"

В данной исследовательской работе учащиеся выясняли что такое кристаллы, их свойства. Самостоятельно выращивали различные кристаллы....

Выращивание кристаллов из растворов солей

В материале представлен план - конспект занятия на кружке. В нем идет углубление материала о кристаллах и методике их выращивания. Так же показан итог этого занятия. Оно позволяет не только развивать ...