Разработка мероприятия "Посвящение в химики"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Султанова Флорида Василовна

Неделя химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posvyascheniya-v-himiki.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ им.А.Атнабаева с.Старый Курдым

Учитель химии: Султанова Флорида Василовна

2018 год

Сценарий на «посвящение в химики»

Ход и содержание мероприятия:

Звучит музыка, выходят 2 ведущих (Тамаша и Кристина).

1 ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе - «Посвящение в химики».

1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам (в жюри 11 класс).

1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников.        (На сцену поднимаются команды 8-го класса).

2 ведущий Итак, мы начинаем…

2-й ведущий. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами.

1-й ведущий. Секрет ее магии – знание химического ремесла.

2-й ведущий. В конкурсе участвуют команды 8 классов. Предоставляю им слово для приветствия.

(Приветствия команд. Оцениваются в 3 балла.)

1 ведущий  Благодарим команды за приветствия

2 ведущий. А теперь, конкурс «Разминка», который пройдет в два этапа.Каждой команде задаются вопросы, отвечает любой член команды после 5 секунд размышления. За правильный ответ жюри присуждает по 1 баллу.

Разминка

1-й ведущий (вопросы 1-й команде).

1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)

2. В центре атома находится… (Ядро.)

3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)

4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)

5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.)

6. Рождающий воду – … (Водород.)

7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.)

8. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)

9. Валентность атома водорода... (I.)

10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента... (Простые.)

2-й ведущий (вопросы 2-й команде)

1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.)

2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.)

3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.)

4. Ученый, открывший закон постоянства состава, – ... (Пруст.)

5. Рождающий кислоты – … (Кислород.)

6. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – … (Валентность.)

7. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.)

8. Валентность атомов кислорода... (II.)

9. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.)

10. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов… (Сложные.)

1 ведущий Молодцы, вы отлично справились с первым этапом разминки, теперь переходим ко второму.

2 ведущий. Вам необходимо дать название веществам, о которых идет речь. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.

1 ведущий

На суку сидит сова,

Выдыхает СО2.                              (углекислый газ).

2 ведущий

 Сапоги мои того,

Пропускают Н2О.                                 (вода).

1 ведущий

 NaCl - его все знают,

В магазине покупают,

Без него не сваришь ужин -

В малых дозах в блюдах нужен.           ( поваренная соль).

2 ведущий 

Что за чудо посмотри -

Этот СаСО3.

По доске он проезжает,

За собой след оставляет.                         (мел).

1 ведущий Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

2 ведущий 

Не все то аурум, что блестит.

 (Не все то золото, что блестит).

1 ведущий

Белый, как карбонат кальция.

(Белый как мел).

2 ведущий 

Куй феррум, пока горячо.

(Куй железо, пока горячо).

1 ведущий

Слово - аргентум, а молчание - аурум.

(Слово - серебро, а молчание - золото).

2 ведущий 

Стойкий станумный солдатик.

(Стойкий оловянный солдатик).

1 ведущий

С тех пор много Н2О утекло.

(С тех пор много воды утекло).

2 ведущий. Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальный номер.  

1 ведущий Итак, ученица 9 класса Садвакасова Менсулу. Встречаем!!!

2 ведущий. Предоставляем слово жюри.

                                                         (После итогов)

1 ведущий Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте — технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии французского ученого М. Бертло, название "химия" происходит от слова "хеми" или "хума", которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем (сравните с латинским словом "хумус" — грунт). Отсюда "химия" — черное, как земля "египетское искусство", которое имеет дело с различными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась "божественной" наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.

2 ведущий. В Европу они частично попадали через Византию, а затем через Испанию после завоевания её арабами в 711 г. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены "греческим огнем" — химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией ученый, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 г. арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в VIII - IX вв. появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название "химия" в "алхимия" (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку "ал"). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины "алхимия" и "алхимик". Термин "алхимия" сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.

1 ведущий Насколько она удивительна предлагаем опыт. Этим опытом алхимики получали серебро, что у простого народа, вызывало немало удивления.

2 ведущий. Итак, давайте посмотрим.

                                 ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРЕБРА.

1 ведущий Спасибо за опыт.! А у нас второй конкурс «Поиграем в слова»

2 ведущий. Вам необходимо используя буквы одного слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл.

 1 ведущий .  Я думаю,все понятно. А слово следущее… сульфадиметоксин, который применяется при лечении пневмонии

2 ведущий. Желаем удачи. А пока участники думают, предлагаем номер.

 Ответы на конкурс «Поиграем в слова»:Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан.

1 ведущий Пока, все справляются, молодцы! Теперь следующий конкурс:

 Послание «Алхимиков»      

2 ведущий. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Надо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. Кто справится быстрее ответы отдаете жюри, конкурс оценивается по времени и точности перевода, максимальная оценка 10 баллов.

Для первой команды:

24

49

12

49

Ч

63

16

19

49

63

88

63

18

19

52

49

74

Ы

11

18

Для второй команды:

74

19

У

16

84

88

76

5

76

74

18

52

Ь

11

63

3

Ь

79

Я

!

      Ответ: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

Учитель: Пока участники отгадывают послание посмотрим танец. (Тамаша и Кристина).

Учитель: Предоставляем  слово жюри

1 ведущий Внимание, следующий конкурс «Химические эрудиты»

Будем играть  крестики - нолики.

2 ведущий. Командам выдаются карточки с заданиями и предлагается зачеркнуть лишние формулы. Удачи!

Задание.

а) металлы

S

Na

N

Fe

Mg

Cl

Ca

Zn

O

 б) неметаллы

O

N

Cu

K

C

P

Si

Al

H

в) кислоты

NaCl

KOH

H2SO4

HNO3

HCl

H2CO3

H2S

H3PO4

CuSO4

1 ведущий А мы пока посмотрим демонстрацию «Оперируем без боли».

Демонстрация.

2 ведущий. Конкурс«Слоеный пирог». Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. Жюри дает по два балла за каждое правильное уравнение; время – 2 мин.

1-й ведущий. Сейчас мы проверим кулинарные способности наших участников. Кто быстрее и по всем правилам химического искусства испечет слоеный пирог?

(Команды получают рисунки слоеного пирога, на каждом слое которого зашифровано уравнение.)

1-я к о м а н д а:

а) А1 + … = Al2S3;

б) … + О2 = СuО;

в) K + О2 = … .

2-я к о м а н д а:

a) Na + …= Na2S;

б) …+ О2 = Al2О3;

в) Са + N2 = … .

2 ведущий. Пока наши эрудиты решают уравнение, смотрим опыт «ВУЛКАН»

(Демонстрация опыта).

1-й ведущий. Итак, к вашему вниманию последний конкурс  «Последний шанс».

2 ведущий. Команды по очереди, не повторяясь, отвечают на вопрос. Выигрывает та из них, которая последней даст ответ.

Вопрос: Назовите элементы-неметаллы, простые вещества которых – газы.

1-й ведущий. Жюри пусть подводят  итоги конкурса и всего вечера.

2 ведущий. А мы поиграем с болельщиками

Игра с болельщиками.

·        Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).

·     Какой элемент всегда рад? (Радон).

·        Какой неметалл является лесом? (Бор).

·        Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).

·        В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).

·        От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).

·        Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).

·        Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).

·        Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).

·        Как получить воду из огня? (При горении водорода).

·        Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).

1-й ведущий.

Химия – слово прекрасное,

Может, волшебное: химия.

Петь даже хочется

Что-то душевное, химия.

Гипохлориты, вода и оксиды – химия, химия, химия !

Химия – нет на свете

Прекрасней науки – химия.

С нею готова я

Терпеть даже муки – химия.

Может разрушить, а может построить – химия, химия, химия !

2 ведущий.

Химия – везде и повсюду

Тебя мы находим – химия.

В тряпках и в каше,

А также в природе – химия.

Жизнь без тебя,

Что костер без огня, – химия, химия, химия !

Буду я правила эти учить,

И, возможно, я стану умна!

Может быть, даже открою какой-то закон!

С ней навсегда жизнь свою я свяжу,

Потому что милей ее нет!

Пусть будут эти слова

Как священный обет! Химия!

1-й ведущий. Слово для объявления победителей предоставляется уважаемому жюри.

(После жюри)

2 ведущий. Теперь можно поздравить команды «Алмаз» и «Кислоту» с их успешным посвящением в химики Тимирязевской СШ. Но для того, чтобы стать настоящими химиками, нужно еще дать клятву химика.

1-й ведущий. В этом нам поможет учитель химии Аскар Умурбекович.

учитель химии

КЛЯТВА ХИМИКА

  1. Принимая с глубокой признательностью даруемые нам знания

И постигая тайны химической науки,

Клянемся  именами Михаила Васильевича Ломоносова,

Дмитрия Ивановича Менделеева,

Александра Михайловича Бутлерова

в течение всей жизни не омрачать чести химического братства,

в которое ныне вступаем. Клянемся!

  1. Клянемся, нести потомкам знания свои и приумножая их бескорыстно.

Клянемся!

  1. Клянемся, не использовать свои знания во вред человеку, природе, отечеству и воспитавшей меня Alma mater, не заниматься приготовлением и продажей тайных средств и не давать смертельного или запрещенного средства просящему. Клянемся!
  2. Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!
  3. Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!
  4. Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!
  5. Клянемся  беспрекословно исполнять данную клятву. Клянемся!

Да будет вам при этом дано счастье в жизни, успехи в делах ваших  и слава на вечные времена!

Нарушивший ее или давший ложную клятву да будет отвергнут всем нашим сообществом и предан забвению на все времена.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

1-й ведущий. Поздравляем наших восьмиклассников, теперь вы в нашем братстве химиков. Для вас и для наших зрителей химики нашей школы подготовили постановку о двух гениальных ученых Марии Складовской и Пьера Кюри. Давайте посмотрим.

(Идет постановка)

2 ведущий. Наш вечер подходит к логическому концу, а завершить мы его предлагаем «Гимном всех химиков»!

(После гимна)

1-й ведущий. Спасибо всем, до скорой встречи!

2 ведущий. А теперь, ДИСКОТЕКА!

        

Приложение

конкурс «Поиграем в слова»

Задание: используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты.

сульфадиметоксин

Ваши ответы:

  1. __________________          6. _________________                11._________________
  2. __________________          7. __________________              12._________________
  3. __________________          8. __________________              13._________________
  4. __________________          9. __________________                14.__________________
  5. __________________         10. _________________                15.__________________

конкурс «Поиграем в слова»

Задание: используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты.

 

сульфадиметоксин

Ваши ответы:

  1. __________________          6. _________________                11._________________
  2. __________________          7. __________________              12._________________
  3. __________________          8. __________________              13._________________
  4. __________________          9. __________________                14.__________________
  5. __________________         10. _________________                15.__________________

Послание «Алхимиков»

Задание: буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Надо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. Кто справится  быстрее ответы отдаете жюри, конкурс оценивается по времени и точности перевода, максимальная оценка 10 баллов.

Для команды «Кислота»:

24

49

12

49

Ч

63

16

19

49

63

88

63

18

19

52

49

74

Ы

11

18

Ч

Ы

Послание «Алхимиков»

Задание: буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Надо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой. Кто справится  быстрее ответы отдаете жюри, конкурс оценивается по времени и точности перевода, максимальная оценка 10 баллов.

Для команды «Алмаз»:

74

19

У

16

84

88

76

5

76

74

18

52

Ь

11

63

3

Ь

79

Я

!

У

Ь

Ь

Я

!

конкурс «Химические эрудиты»

Задание: зачеркнуть лишние формулы. Удачи!

      а) металлы                                                                          б) неметаллы                                                         в) кислоты

O

N

Cu

K

C

P

Si

Al

H

NaCl

KOH

H2SO4

HNO3

HCl

H2CO3

H2S

H3PO4

CuSO4

S

Na

N

Fe

Mg

Cl

Ca

Zn

O

конкурс «Химические эрудиты»

Задание: зачеркнуть лишние формулы. Удачи!

      а) металлы                                                                          б) неметаллы                                                         в) кислоты

O

N

Cu

K

C

P

Si

Al

H

NaCl

KOH

H2SO4

HNO3

HCl

H2CO3

H2S

H3PO4

CuSO4

S

Na

N

Fe

Mg

Cl

Ca

Zn

O

Конкурс«Слоеный пирог».

Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. Жюри дает по два балла за каждое правильное уравнение уравнение; время – 2 мин.

Конкурс«Слоеный пирог».

Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты. Жюри дает по два балла за каждое правильное уравнение уравнение; время – 2 мин.

        

Химические лотереи

Это одна из увлекательных игровых форм. Для ее проведения необходимо подготовить около двухсот задач, ответы на которые представлены целыми положительными числами. Ответы на некоторые задачи должны совпадать с выигрышными номерами тиража. Например, учащийся, взяв из урны карточку с задачей и правильно решив ее, получил ответ “20”. В таблице выигрышей он находит № 20 — блокнот. Этот приз ему тут же вручается.

Как показывает опыт, все участники с большим интересом и азартом решают лотерейные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Спички - глазами химика"

Тема урока «Спички – глазами химика». Это нестандартный урок, который служит логическим продолжением большой темы «Неметаллы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках хим...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработка внеклассного мероприятия посвящения в химики "Маленький принц" для учеников 8-х классов

Внеклассное мероприятие." Посвящение в химики" для учеников 8-х классов по мотивам книги Антуа де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения глазами химика и биолога"

Бинарный урок.Цель: доказать роль фосфора в здоровье человека....