Главные вкладки

    Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
    рабочая программа по химии (11 класс) по теме

    Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab_prog_11_2018.docx39.4 КБ
    Microsoft Office document icon tem_plan_11kl_3_chasa.doc169 КБ

    Предварительный просмотр:

                                Планируемые результаты освоения учебного предмета.

                  Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (профильный уровень), а так же  Программы курса химии для   VIII-XI  классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень).  Автор: О.С. Габриелян,  Дрофа, М.,2014 год,78с.

                  Программа  рассчитана на  102 часа в XI классе, из расчета - 3 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 6 часов, практических работ - 8 часов. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 102 часа .

                   В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

                  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    Химия 11 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С.,ЛысоваГ.Г.- М.: Дрофа, 2014г..-399с.

    а также методических пособий для учителя:

    Габриелян О.С Программа курса химии для 8-11  классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011г..-78с.

    Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч.I: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.

    Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч. II: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.

                 Дополнительная литература для учителя

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2003.- 304с.

    Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  10-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

                 Дополнительная литература для учащихся

    Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.

    Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.

    ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

    Ученик должен знать:

    • важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  Электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
    •  основные законы химии: сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
    • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
    • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;

    Ученик должен уметь:

    • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
    • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
    • характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
    • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
    • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

    • объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
    • экологически грамотного поведения  в о.с.;
    • оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
    • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
    • приготовление растворов заданной концентрации в быту  и на производстве.

     

               

                                   Содержание учебного предмета.

    11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ)

    (3 ч в неделю; всего 102 ч, из них 5 ч резервное время)

    Автор Габриелян О.С.

    Тема 1

    Строение атома (12 ч)

    Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

    Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.

    Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

    Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.

    Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

    Тема 2

    Строение вещества. Дисперсные системы (13 ч)

    Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.

    Межмолекулярные взаимодействия.

    Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.

    Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

    Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

    Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

    Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.

    Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

    Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

    Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

    Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

    Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

    Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

    Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

    Практическая работа №1:Решение эксперементальных задач по распознаванию пластмасс и волокон.

    Тема 3

    Химические реакции (25 ч)

    Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

    Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

    Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

    Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

    Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

    Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

    Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

    Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

    Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), катал азы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.

    Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 6. Разные случаи гидролиза солей.

    Практическая работа №2: 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие.

    Практическая работа №3: Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

    Тема 4

    Вещества и их свойства (34 ч)

    Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

    Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

    Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

    Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

    Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

    Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).

    Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

    Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

    Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

    Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

    Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

    Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

    Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

    Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.

    Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.

    Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2; Си → СиО → CuSO4 → Си(ОН)2 → СиО → Си; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вг2.

    Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств. 

    Практическая работа №4: Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

                Практическая работа №5:.Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств

                Практическая работа № 6:Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

                Практическая работа №.7: Решение экспериментальных задач по органической химии

                Практическая работа №8: Сравнение свойств неорганических и органических соединений.

    Тема 5

    Химический практикум (8 ч)[1](проводится в темах)

    1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств. 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. 3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 6. Решение экспериментальных задач по органической химии. 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. 8. Распознавание пластмасс и волокон.

    Тема 6

    Химия и общество (7 ч)

    Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.

    Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

    Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

    Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

    Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.

    Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. 15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.

                                                           Учебно-тематический план

     

    п/п

    Тема

    Количество часов

    В том числе

    по программе О.С. Габриеляна

    по рабочей

    программе

    практ.

    работы

    контр.

    работы

    лаборат.

    опыты

    1.

    Строение атома.

    9

    12

     

     

     

    2.

    Строение вещества. Дисперсные системы.

     

    15

    13

     

          1

    1

            2

    3

     Химические реакции.

    21

    25

     

         2

         1

            4

    4.

    Вещества и их свойства.

    33

    34

     5

         3

    7

    5.

    Химия и общество.

    7

     

     

     2

    Итого

    91(3ч) резервное время

    91 (3ч) резервное время

    8

    6

    15




    Предварительный просмотр:

                          Тематическое планирование учебного материала

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Дата по плану

    Дата фактически

    Тема 1. Строение атома. 12 час

    1

    Атом –  сложная частица.

    2

    Состояние электронов в атоме.

    3

    Состояние электронов в атоме.

    4

    Электронные конфигурации атомов химических элементов.

    5

    Валентные возможности атомов химических элементов.

    6

    Валентные возможности атомов химических элементов.

    7

    Валентные возможности атомов химических элементов

    8

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

    9

    Периодический закон и строение атома.

    10

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе.

    11

    Обобщение знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе.

    12

    Контрольная работа №1 по теме «Строение атома», «Периодический закон».

    Тема 2. Строение вещества.  Дисперсные   системы.  13час + 1 час пр/р

    1

    Химическая связь. Ионная химическая связь.  Катионы и анионы. Степень окисления и валентность

    2

    Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи.

    3

    Свойства ковалентной химической связи. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия.  Единая природа химической связи.

    4

    Гибридизация  атомных орбиталей

    5

    Геометрия молекул. Пространственное строение молекул.

    6

    Теория  химического строения соединений А.М.Бутлерова . Предпосылки создания теории. Основные положения теории строения химических соединений.

    7

    Изомерия в органической и неорганической химии.

    8

    Полимеры органические и неорганические. Классификация полимеров . Обзор важнейших полимеров. Способы получения полимеров.

    9

    Практическая работа №1 Решение  экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.

    10

    Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы и растворы.

    11-12

    Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, объемная доля и мольная доля вещества, молярная концентрация. Решение задач.

    13

    Обобщение знаний по теме «Строение вещества», подготовка к контрольной работе.

    14

    Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества. Дисперсные системы».

    Тема 3. Химические реакции. 25 час + 2 час пр/р

    1

    Классификация химических реакций в неорганической  химии.

    2

    Классификация химических реакций в   органической химии.

    3

    Тепловые эффекты химических реакций. Закономерности протекания химических реакций. Термохимические уравнения.

    4

    Решение задач: Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции.  

    5

    Решение задач: Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции.  

    6

    Скорость химических реакций.

    7

    Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Закон действующих масс.

    8

    Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Решение задач.

           9

    Катализ. Понятие о катализаторе и механизме его действия.

    10

    Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия.

    11

    Смещение химического  равновесия под действием различных факторов.  Принцип Ле Шателье.

          12

    Практическая работа № 2:Скорость химических реакций, химическое равновесие.

    13-14

    Решение задач 1. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ.      2. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 3. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

    15

    Окислительно-восстановительные реакции.  

    16

    Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

    17

    Электролитическая диссоциация (ЭД).

    18

    Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации.

    19

    Реакции ионного обмена в водных растворах.

    20

    Водородный показатель раствора. Диссоциация воды. Ионное произведение воды.

    21

    Гидролиз неорганических веществ

    22

    Гидролиз органических веществ

    23

    Практическое применение гидролиза.

    24

    Практическая работа №3:  Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».

    25

     Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции»

    26

    Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции»

    27

    Контрольная работа №3: «Химические реакции».

    Тема 4. Вещества и их свойства. 34 час + 5 час пр/р

          1

    Классификация и номенклатура неорганических веществ.  

          2

    Классификация  и номенклатура органических веществ.

          3

    Металлы .Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева ,строение атомов, физические свойства.

          4

    Химические свойства металлов

          5

    Химические свойства металлов

          6

    Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

          7

    Металлы в природе. Металлургия .Общие способы получения металлов.

         8

     Электролиз растворов и расплавов соединений металлов.

         9

    Решение расчетных задач по теме «Металлы».

    10-11

    Металлы главных подгрупп. Щелочные, щелочноземельные металлы. Металлы побочных подгрупп. Их соединения. Комплексные соединения переходных элементов.

        12

    Урок-упражнение по теме «Металлы»

        13

    Контрольная работа №4 по теме: «Металлы».

        14

    Неметаллы. Положение в ПСХЭ  Д.И. Менделеева. Аллотропия.

     15-16

    Химические свойства неметаллов.

       17

    Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов.

    18-19

    Общая характеристика подгруппы галогенов. Сравнительная активность галогенов и их соединений. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

       20

    Халькогены.

       21

    Оксиды серы. Серная и сернистая кислота и их соли. Свойства концентрированной серной кислоты.

       22

     Азот. Особенности азота и его соединений. Аммиак, соли аммония.

       23

    Оксиды азота. Азотная и азотистая кислота и их соли.

       24

    Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы».

       25

    Контрольная работа №5 по теме: «Неметаллы»

       26

    Кислоты   неорганические и органические. Строение, номенклатура, классификация.

       27

    Химические свойства органических и неорганических кислот.

       28

    Основания органические и неорганические. Строение, номенклатура, классификация.

       29

    Химические свойства органических и неорганических оснований.

       30

    Амфотерные   неорганические соединения.

       31

    Амфотерные органические  соединения.

       32

    Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

        33

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»

        34

    Контрольная работа №6 по теме «Вещества и их свойства»

        35

        36

     

         37

         38

         39

     Практическая работа №4: Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

     Практическая работа №5:  Получение, собирание и распознавание газов и иизучение их свойств.

     Практическая работа №6: Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

     Практическая работа №7: Решение экспериментальных задач по органической химии. 

    Практическая работа №8: Сравнение свойств неорганических и органических соединений.

    Тема 5. Химия в жизни общества. 7 час

        1-2

    Химия и производство .Научные принципы важнейших производств.

         3

    Химия и сельское хозяйство.

         4

     Химическое проблемы окружающей среды .

         5

    Химия и повседневная жизнь человека.

         6

    Систематизация и обобщение знаний по курсу неорганической химии. Решение задач и упражнений.

          7

    Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии. Решение задач и упражнений.

    3 часа

    Резервное время


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа и тематическое планирование по химии

    данный материал сожержит рабочие программы итематическое планирование по химии 8-11 классов...

    Календарно-тематическое планирование 7 класс(4 часа в неделю), А.Г.Мордкович

    Календарно-тематическое планированиеАлгебра 7 класс При 4 уроках в неделю    (139 уроков в год)Учебник: Алгебра 7...

    тематическое планирование 5 класс 3 часа в неделю

    тематическое планирование 5 класс на 3 часа в неделю...

    тематическое планирование 6 класс 3 часа в неделю

    Тематическое планирование 6 класс по Матвееву....

    Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

    Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...

    Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)

    Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...

    Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС( по программе О.С.Габриеляна)

    Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС ( по программе О.С.Габриеляна)...