Методика дифференцированного преподавания химии в школе.
статья по химии по теме

 

Данная тема отражает актуальную проблему в современном образовательном процессе.

В настоящее время осуществляется переход на развивающее образование, где одним из основных показателей является развитие личности учащихся, встает вопрос о применении в процессе обучения разнообразных форм и методов работы с учащимися, где учитываются индивидуально-типологические особенности учащихся (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, особенности психологического развития).

В наше время общество требует от школы воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума является дифференцированный подход, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Как известно, в произвольно сформированных классных коллективах ученики отличаются между собой интересами к изучению отдельных дисциплин, уровнем учебных возможностей. Практические результаты обучения и воспитания свидетельствуют о том, что низкая успешность многих учеником является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний и темпом, который учитель предлагает на уроке. В результате этого класс оказывается неоднородным по способности к усвоению знаний. К сожалению, до настоящего времени в учебном процессе доминирует ориентация на абстрактного «среднего» ученика. Как же соответственно возможностям каждого ученика обеспечить качественное усвоение всем классом базового уровня знаний? В решении этой проблемы важная роль принадлежит организации учебной деятельности школьников, а, конкретно, методу  дифференцированного подхода  в обучении химии.

Методологической основой  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СТАНДАРТА  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). является системно -деятельностный подход, который обеспечивает:

1) формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному

образованию;

2) проектирование и конструирование развивающей образовательной

среды образовательного учреждения;

3) активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

4) построение образовательного процесса с учётом индивидуальных,

возрастных, психологических, физиологических особенностей и

здоровья обучающихся.

 

Дифференцированный подход в изучении предмета как раз и основан на личностно-ориентированном характере образования.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «профессиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: «Дифференцированное обучение — это распределение учебных планов и программ, разделение и усиление основных, профильных учебных предметов, что не противоречит принципу единой школы, так как при этом обеспечиваются установленные государственные стандарты общеобразовательных знаний по всем предметам и не увеличивается недельная нагрузка учеников».

 

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением, хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учащимися содержание образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становиться максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Дифференцированное обучение - это распределение учебных планов и программ, разделение и усиление основных, профильных учебных предметов, что не противоречит принципу единой школы, так как при этом обеспечиваются установленные государственные стандарты общеобразовательных знаний по всем предметам и не увеличивается недельная нагрузка учеников.

Дифференциация обучения предусматривает:

 

а) обеспечение потребностей и возможностей учеников при изучении конкретного предмета

б) реализации принципа соответствия уровня знаний, умений и навыков требованиям высших учебных заведений

в) четкую градацию уровней сложности учебного материала

г) диагностирование уровня знаний и готовности к усвоению новой темы.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Осуществление дифференцированной организации учебной деятельности в личностно-ориентированном образовании потребует:

 

изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;

определение критериев деления учащихся на группы;

умение совершенствовать способности и навыки учащихся прииндивидуальном руководстве;

умение анализировать их работу, подмечая положительные сдвиги и трудности;

перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;

умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Цели индивидуализации:

 

учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;

воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности.

Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

 

Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии. Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутри классная).

 

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

 

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.

Остановимся на рассмотрении внутренней дифференциации.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

 

Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

Проведение диагностики по выбранному критерию.

Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:

 

1 уровень – стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

 

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».

 

2 уровень – базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.

 

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».

 

3 уровень – продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Проанализировав возможности использования дифференцированного обучения на уроках химии, можно сделать вывод о том, что повышению качества и результативности учебного процесса будет способствовать применение следующих педагогических технологий:

 

- использование разноуровневых заданий при выполнении домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме, содержанию, информации, в виде таблиц, графиков, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;

 

- использование заданий, проверяющие различные виды деятельности;

 

- усиление внимания к проявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;

 

- расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;

 

- изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся.

 

Итак, дифференцированный подход в обучении – это на мой взгляд один из важнейших принципов в обучении и воспитании. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход, я стараюсь делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных, интеллектуальных и психологических возможностях. Ученики не должны знать об их разделении на группы. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у учащихся никаких стрессовых ситуаций.

1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: "Педагогика", 1990.

2. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.

3. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

4. Выявление, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей. Сборник лучших работ участников XII Всероссийского заочного конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" 2013/2014 учебного года. – Обнинск: МАН: "Интеллект будущего", 2014. – 134 с.

5. Евстафьева Е.И., Титова И.М. Профессиональное образование: развитие мотивации учения / Химия в школе, №7, 2012. – с. 20 – 25.

6. Маркушев В.А., Безрукова В.С., Кузьмина Г.А. Научно-педагогические основы развития методики профессионального обучения. Третьи педагогические чтения. – Санкт-Петербург, УМЦ Комитета по образованию, 2011. – 2011. – 298 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе на тему Преподавание химии в школе

Вот уже 4 года я работаю учителем химии в МОУ СОШ №14 г.Тайшета Иркутской области, учитель  II  квалификационной категории. Это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представля...

К вопросу о преподавании химии в школе

Выступление на методическом объединении...

эссе на тему:" Преподавание химии в школе"

Собственная концепция преподавания предмета химии в современной школе...

Доклад "ЭОР в преподавании химии в школе"

Материал содержит презентацию и доклад на тему "Электронные образоваельные ресурсы в преподавании химии в школе". В презентации наглядно представлены схемы,классификации, а также фотографии использова...

Современные подходы к преподаванию химии в школе

Главными педагогическими целями познаний являются:повышение качества знанийобеспечение дифференцированного подхода в образовательном процессеобеспечение условий для адаптации детей в современном инфор...

Проблемы преподавания химии в школах

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания химии, с которыми сталкиваются учителя района.Помимо перечисления трудностей, предлагаются способы их решения....

Роль специальных методик в преподавании химии при формировании первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха.

Материал содержит рекомендации по формированию первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха с применением специальных методик при преподавании в школе для детей с нарушениями слуха....