Статья "Современный урок химии: проблемы, поиски, решения".
статья по химии (9 класс)

Бражникова Алла Михайловна

 

Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду.Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования.В современных условиях используем методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, Для этого используем деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен.

                  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok_himii_problemy_poiski_resheniya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Бражникова А.М., учитель

ГБОУ школы №332 Невского района

Санкт-Петербурга

               

Статья  «Современный урок химии : проблемы, поиски, решения».

Педагог -  это человек, имеющий нравственный «стержень», имеющий «багаж» в той или иной специальности, желающий передать этот багаж другим и умеющий это делать.

Педагог должен уметь делать, по крайней мере, три вещи: первое - уметь проектировать свою деятельность; второе -  творчески   реализовывать свой проект «вживую» в реальном учебном процессе; третье - рефлексировать свою деятельность. Как показывает практика, подготовка к учебным занятиям вызывает наибольшие трудности у преподавателей.  Эти трудности стали еще более выраженными, когда педагоги стали обращаться к технологизации учебного процесса.  Переход на новые педагогические технологии требует особо тщательной предварительной подготовки к урокам.

                  Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для других. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. В современных условиях используем методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношение между учителем и учеником. Для этого используем деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

                  Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж. Дьюи.  Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.

.В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. По определению Н.Ю. Пахомовой, проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения предметом, получая опыт от практического его использования, учатся слушать и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с изучаемым предметом, чего не дает изучение предмета только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектами строится по следующей схеме:

-задается тема исследований, подробно обсуждаются пути ее воплощения. О предстоящей работе учащимся сообщается заранее, чтобы не ограничивать их по времени,

- определяются исполнители, учащиеся организуются в группы или работают индивидуально,

- определяются сроки консультаций-проверок, что и когда предъявить, сообщить, как движется работа над проектами,

-уточняется индивидуальный план проекта каждой группы или учащегося,

- собирается материал, обсуждается, что можно использовать и где достать, тем временем продолжается изучение текущего материала темы,

- проект проверяется в черновом варианте, что сделано, как выполнено, что имеется в запасе, как тема будет развернута дальше. Вносятся коррективы и даются напутствия на перспективу исполнения.

- проект оформляется начисто, при проверке чистового варианта возможны добавления.

-  заранее определяется место, время и форма изложения.

Перебивать ученика при непосредственной защите проекта не рекомендуется.

При выполнении проекта  (исследования) должны учитываться следующие требования к его реализации:  проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся;

для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований; необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении собственно работы и используемых методов;

 учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневнике самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседования с руководителями проекта;

 необходимо наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада каждого участника;

результаты и продукты проектной или исследовательской деятельности должны быть презентованы, получить оценку и признание в форме общественной конкурсной защиты.

    Объективности добиться сложно, но оценивать проекты приходится. Представляется, что необходим дифференцированный подход. Оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема.

Мониторинг выполнения обучающимися проектных и учебно-исследовательских работ осуществляется посредством выявления соответствия работ единой системе требований к их содержанию, оформлению и защите в установленные  сроки.

Наиболее востребованными являются следующие типы проектов:  

Информационные проекты. Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении, её структурированию, анализу и обобщению. Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте школы, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.  

Игровые проекты. Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.  

Социальные проекты. Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику относительно социальных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, помогает осваивать правила общественного поведения. Социальный проект позволяет обучающимся решить проблемы ближайшего социума.  

Ролевые проекты. Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером или описанием проекта. Результаты проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы.

Прикладные проекты. Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения.

Межпредметные (метапредметные) проекты. 

Межпредметные проекты относятся к нескольким областям знаний. Выполняются, как правило, во внеурочное время, на занятиях по внеурочной деятельности. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три учебных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Учебно-исследовательские проекты. Основным видом деятельности данного типа проектов является исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы предполагает наличие основных этапов, а именно: выбор области исследования, объекта, предмета, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка цели и задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка результатов, выводы и постановка новых проблем или задач.  Учебно-исследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными.  Последние имеют особое значение, поскольку решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.

             Здоровье учащихся – одна  из острых  проблем современной жизни. И решать эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Поэтому одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни

Химия, как один из естественных предметов, обладает широкой возможностью для реализации намеченных задач. В старшей школе организую учебно-исследовательскую деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки. Исследовательская деятельность учащихся способствует формированию готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности в достижении целей, вырабатывает активную жизненную позицию.

    Исследовательскую деятельность учащихся осуществлялась  по следующим темам:

«Влияние питания на содержание сахара в крови»

«Влияние питания на содержание белка»

«Эти волшебные омега-кислоты!»

«Все ли полезно, что мы пьем?»

«Внимание метанол!»

Как результат работы учащихся, созданы  следующие проекты:

Проект  -  «14 полезных продуктов».

Проект  -  «Продукты - польза или вред?»

Проект  -  «Калорийность и состав продуктов»

Проект  -  «Витамины и микроэлементы»

Проект  -  «Красота и питание»

Проект  -  «Спорт и питание»

Проект  -  «Энциклопедия продуктов»

Проект  -  «Влияние питания на репродуктивную систему организма»

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...

ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"

Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...

Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.

Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Круглый стол "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Фотоматериалы."

Фотоматериалы заседания Круглого стола "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"...

Статья в сборнике "Инклюзивное образование : проблемы, поиски , решения.

" Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования "....

Элективный курс «Коррупция- проблемы , поиски, решения».

Знания о коррупции и выработка антикоррупционного поведения у школьников являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении вопросов коррупционной направленности у школьника формиру...