Олимпиада по органической химии для СПО
олимпиадные задания по химии
Основными целями Олимпиады являются выявление и развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у студентов СПО. Олимпиадные задания способствуют профессиональной ориентации на ранних стадиях обучения и формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы |
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» Гегечкори И.А. и Смирнова И.В. |
Материалы олимпиады по химии
Учебная дисциплина «Химия»
34.02.01 Сестринское дело
Базовый уровень среднего профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
1 курс
Москва
2018
Одобрено ЦМК №1 Протокол № от « » 2018 г. Председатель ЦМК №1 Якунина Н.Н./ _______________ подпись | Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело |
Рассмотрено и утверждено Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2» Протокол № от « » 2018 г. Согласовано Начальник отдела организации Образовательного процесса Воронова Е.В./________________ подпись | |
Автор: Гегечкори И.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»; Смирнова И.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» |
СОДЕРЖАНИЕ
- Положение об олимпиаде……………………………………………………4
- Общие положения и цели……………………………………………......4
- Порядок проведения……………………………………………………...4
- Организационный комитет……………………………………………....5
- Методическая комиссия………………………………………………….5
- Жюри……………………………………………………………………....5
- Задания олимпиады…………………………………………………………..6
- Эталоны ответов……………………………………………………………...8
- Список литературы…………………………………………………………..12
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ
1. Общие положения и цели
- 1.1. Настоящее Положение об олимпиаде разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 267 от 04.04.2014 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад» (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ № 1563 от 10.12.2014).
- 1.2. Основными целями Олимпиады являются:
- выявление и развитие у обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание условий для поддержки одаренных детей;
- распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
- профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.
- 1.3. Организатором Олимпиады является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ДЗМ МК№2.
- 1.4. Олимпиада проводится по профилям, которые соответствуют одному или нескольким общеобразовательным предметам или одному, или нескольким специальностям и направлениям подготовки среднего специального образования.
- 1.5. Рабочим языком Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык.
- 1.6. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.
2. Порядок проведения Олимпиады
- 2.1 Участник Олимпиады должен ознакомиться с Положением об Олимпиаде, Порядком проведения олимпиады.
- 2.2. Олимпиада состоит из двух этапов:
- отборочного, проводимого в ходе учебных занятий и внеаудиторных занятий химического кружка;
- основного, проводимого в очной форме в ГБПОУ ДЗМ МК №2, кабинет №314 «Химия».
- 2.3. Сроки проведения отборочного и основного этапов Олимпиады определяются планами работы химического кружка и кабинета химии.
- 2.4. В целях обеспечения соблюдения участниками Положения Олимпиады в помещении, где проводится основной этап Олимпиады, запрещается пользоваться мобильными устройствами, а также вести аудио-, фото- и видеозапись процесса проведения Олимпиады. Участники Олимпиады, не соблюдающие Положения Олимпиады, удаляются из аудитории. Работы участников, не соблюдающих Положение Олимпиады, аннулируются.
- 2.5. Оргкомитет Олимпиады имеет право аннулировать работу участника Олимпиады в случае выявления заимствований или иных признаков несамостоятельного выполнения участником заданий Олимпиады.
- 2.6. Результаты этапов Олимпиады подводятся по индивидуальным результатам участников Олимпиады.
- 2.7. Победители Олимпиады определяются по результатам основного этапа Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1,2,3 степеней.
- 2.8 Победители Олимпиады могут быть освобождены от сдачи промежуточной аттестации.
3. Организационный комитет Олимпиады
- 3.1. Председателем Оргкомитета Олимпиады является представитель администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 3.2. Председатель Оргкомитета утверждает состав Оргкомитета из числа преподавателей и представителей администрации ГБПОУ ДЗМ МК№2, участвующих в организации и проведении Олимпиады.
- 3.3. Оргкомитет Олимпиады осуществляет следующие функции:
- формирует состав жюри Олимпиады;
- осуществляет тиражирование заданий Олимпиады;
- осуществляет шифровку (обезличивание) работ участников перед проверкой и расшифровку работ участников Олимпиады после проверки;
- утверждает список победителей Олимпиады;
- принимает решения по аннулированию работ участников Олимпиады, нарушивших Положение об Олимпиаде;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
4. Методическая комиссия Олимпиады
- 4.1. Для подготовки олимпиадных заданий формируется методическая комиссия Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 4.2. Методическая комиссия Олимпиады осуществляет следующие функции:
- разрабатывает задания Олимпиады;
- определяет критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий;
- вносит в Оргкомитет Олимпиады предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
5. Жюри Олимпиады
- 5.1. Для проверки работ участников Олимпиады формируется жюри Олимпиады из числа преподавателей ГБПОУ ДЗМ МК№2.
- 5.2. Жюри Олимпиады осуществляет следующие функции:
- проверяет работы участников Олимпиады и оценивает другие виды испытаний участников Олимпиады при их наличии;
- представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по присуждению дипломов Олимпиады;
- вносит предложения по совершенствованию организации Олимпиады;
- осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ
Задание 1: (1 балл)
Элемент А входит в состав всех гидроксидов и одного оксида. Определи элемент А, запиши формулу простого вещества, состоящего из атомов А.
Задание 2: (3 балла)
Химический элемент Б – неметалл, открытый в 1811 г. промышленником
Б. Куртуа. Существует версия, что Куртуа должен за это открытие быть благодарен кошке, которая, убегая, опрокинула сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей. Из образовавшейся смеси неожиданно пошли густые фиолетовые пары. Это вещество с резким запахом состояло из атомов элемента Б, который и получил свое название за цвет этих паров. Назови Б. В каком органе у человека содержится основное количество Б? Что происходит с организмом при его нехватке?
Задание 3: (3 балла)
Даны три углеводорода А, Б, и В. Название А
отличается от названия Б на одну букву, а от
названия В – на две буквы. Запишите название всех
трех веществ.
Задание 4: (4 балла)
Угадайте лишнюю формулу среди 3-х имеющихся формул в 2-х образцах:
Объясните свой выбор.
Задание 5: (4 балла)
Найдите связь в задании «а» и вставьте нужное слово, а в задании «б» ─ формулу
Объясните свой выбор.
Задание 6: (5 баллов)
Напишите структурную формулу вещества, оказывающее антисептическое и слабое местноанестезирующее действие. Он входит в состав валидола − сосудорасширяющего средства, применяется в парфюмерии и пищевой промышленности. Как лекарственное средство, его называют ментолом, как химическое вещество – 2-изопропил-5-метилциклогексанол-1. Классифицируйте его в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.
Задание 7: (7 баллов)
В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: этанол, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная кислота. Предложите радикальный способ определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки.
Задание 8: (10 баллов)
Определить соединения А, Б, В, Г, Д в следующей схеме превращений:
Д – лекарственный препарат – для повышения умственной работоспособности.
Эталоны ответов
Задание 1: (1 балл)
Элемент А входит в состав всех гидроксидов и одного оксида. Определи элемент А, запиши формулу простого вещества, состоящего из атомов А.
Ответ: Н2.
Задание 2: (3 балла: 1 балл за химическую формулу + 1; балл – в каком органе он содержится +1; балл – что происходит в организме при его нехватке)
Химический элемент Б – неметалл, открытый в 1811 г. промышленником
Б. Куртуа. Существует версия, что Куртуа должен за это открытие быть благодарен кошке, которая, убегая, опрокинула сосуд с серной кислотой на золу морских водорослей. Из образовавшейся смеси неожиданно пошли густые фиолетовые пары. Это вещество с резким запахом состояло из атомов элемента Б, который и получил свое название за цвет этих паров. Назови Б. В каком органе у человека содержится основное количество Б? Что происходит с организмом при его нехватке?
Ответ: I2. В организме человека йод сосредоточен главным образом в щитовидной железе и участвует в образовании ее гормонов. Вследствие недостатка йода, поступающего с пищей, у людей развивается заболевание – эндемический зоб.
Задание 3: (3 балла) (за каждый ответ по одному баллу)
Даны три углеводорода А, Б, и В. Название А
отличается от названия Б на одну букву, а от
названия В – на две буквы. Запишите название всех
трех веществ.
Ответ:
Задание 4: (4 балла) (задание «а»: +1- за формулу, +1 – за определение класса УВ;
задание «б»: +1 – за формулу, +1- НСООН – кислота, остальные – производные карбоновых кислот)
Угадайте лишнюю формулу среди 3-х имеющихся формул в 2-х образцах:
Ответ:
С6Н14 – предельный УВ, остальные – непредельные УВ
НСООН – карбоновая кислота, остальные формулы принадлежат производным карбоновых кислот.
Задание 5: (4 балла) (+1 – за слово – резина, которая образуется в результате вулканизации – +1; за формулу: НСООС2Н5 – фруктовый эфир(этилформиат).
Найдите связь в задании «а» и вставьте нужное слово, а в задании «б» ─ формулу
Объясните свой выбор.
Ответ:
В результате вулканизации из каучука образуется резина;
В результате реакции этерификации образуется сложный эфир
Задание 6: (5 баллов: +1балл – за главную цепочку; +2 балла – за формулы заместителей, +1 балл – за функциональную группу, + 1балл за классификацию)
Напишите структурную формулу вещества, оказывающее антисептическое и слабое местноанестезирующее действие. Он входит в состав валидола − сосудорасширяющего средства, применяется в парфюмерии и пищевой промышленности. Как лекарственное средство, его называют ментолом, как химическое вещество – 2-изопропил-5-метилциклогексанол-1. Классифицируйте его в зависимости от того, при каком атоме углерода находится гидроксильная группа.
Ответ:
Вторичный спирт.
Задание 7: (7 баллов: 1 – балл за правильное написание структурных формул, 5 – баллов за правильную запись химических уравнений, 1 – балл – за признаки химических реакций).
В склянках без надписей находятся растворы органических веществ: этанол, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная кислота. Предложите радикальный способ определения этих веществ. Напишите уравнения реакций, укажите их признаки.
Ответ:
Из склянок часть растворов перелить в пробирки. Склянки и пробирки пронумеровать. В каждую пробирку добавить несколько капель индикатора (лакмус), цвет индикатора поменяется только в двух пробирках, содержащих растворы фенола и муравьиной кислоты:
НСООН ↔ Н++ НСОО- С6Н5ОН ↔ Н+ + С6Н5О-
В эти пробирки налить свежеосажденный гидроксид меди (II):
CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
2HCOOH + Cu(OH)2 → (HCOO)2Cu + H2O (осадок растворился)
С6Н5ОН + Сu(OH)2 ≠
В оставшиеся три пробирки налить свежеосажденный гидроксид меди (II):
растворение осадка произойдет пробире, где находился глицерин:
Две другие пробирки нагреть. В пробирке, в которой находился раствор ацетальдегида цвет осадка изменится на кирпично-красный:
СН3СНО + 2Cu(OH)2 → Сu2O↓ + CH3COOH + 2H2O
Следовательно, в оставшейся пробирке находится раствор этанола.
Задание 8: (10 баллов: 5 баллов – за правильное написание химических (структурных) формул, 5 – баллов за правильную запись химических уравнений)
Определить соединения А, Б, В, Г, Д в следующей схеме превращений:
Ответ:
А – С6Н12О6 (глюкоза); Б – С2Н5ОН (этанол); В – СН3СООН (уксусная кислота); Г – СН2СlCOOH (хлоруксусная кислота); Д – NH2СН2COOH
(α-аминоуксусная кислота – глицин).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемов А.В. Школьные олимпиады. Химия. 8 – 11 классы / А.В. Артемов, С.С. Дерябина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011
- Занимательные задачи по химии / под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2010.
- Литвинова Т.В. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
- Алешин Г.Ю., Королев В.В., Чепига А.А. «Задачи химических турниров 8 – 11 классы». / под ред. Кузнецовой Л. – Изд.: Просвещение, 2018 г.
- Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. "Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС" / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-174230-1358788722.jpg)
Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-580218-1424147804.jpg)
Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185334-1358826243.jpg)
Урок по химии "Предмет органической химии. Органические вещества" 10 класс
Курс "Химия" по программе О.С. Габриелян 10 класс...
Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс
Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-276412-1510498651.jpg)
Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/08/picture-937620-1520515098.jpg)
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.
Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...
Урок в 10 классе "Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки."
Что же такое “органическая химия” и как произошел термин “органические вещества”?...