Химический тренажер «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома»
тренажёр по химии (8, 9, 10, 11 класс)
В соответствии с программой О.С. Габриеляна на тему «Атомы химических элементов» отводится 11 часов.
Учащиеся должны:
Знать Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона.
Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов.
Основные понятия: Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода
При изучении данных вопросов предлагаю следующую систему контроля знаний и умений обучающихся:
- Задания для актуализации опорных знаний (загадки о химических элементах , дидактические игры) приложение 1;
- Тестовые задания, предполагающие промежуточный контроль знаний и умений учащихся, выполняются в классе (карточки, химические диктанты, дидактические игры) приложение 2, приложение 3;
- Задания, предполагающие подготовку к ГИА (возможно выполнение на уроках и во внеурочное время) приложение 5;
- Творческие задания, для повышения интереса к изучаемой теме (кроссворды, ребусы, мини- сочинения, сказки) приложение 4;
- Проекты и исследовательские работы, направленные на историю открытия ПЗ и жизнь Д.И. Менделеева.Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для самостоятельных работ составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся. Задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний, а также упражнения, которые подготовят к решению новой, более сложной задачи. Также иногда даются некоторые советы, примерный план действий, ведущий к достижению правильного результата наиболее рациональными приемами. Облегчает и ускоряет самостоятельную работу тестирование. Тестирование дает время на осознание того, насколько усвоен материал. То есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения.
Также большое значение в практике преподавания имеют обобщающие уроки, на которых систематизируется изучаемый материал. Основной чертой обобщающих уроков, отличающих их от обычных уроков повторения, является анализ включенного в тему материала на более высоком научном уровне (в свете изученных химических теорий, закономерностей, новых свойств).
На таких обобщающих уроках целесообразно проводить самостоятельные работы учащихся, в которые включается повторение теоретического материала с учетом возросшего уровня знаний, практические занятия по решению экспериментальных задач решение расчетных задач. Задания по обобщению свойств определенных соединений, на основе которых они находят применение, а также обобщающих таблиц, суммирующих свойства простых и сложных веществ, строение вещества, отражение химических теорий на примере свойств конкретных веществ.
Анализ результатов важен не только для того, чтобы учащиеся получили знания в соответствии с учебной программой, но и для выработки чувства ответственности за результаты своего труда. К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика на вопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязни неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школе хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по целому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам.
Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.
Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.
При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оперативной оценки знаний учащихся по химии были выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:
1. Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку
2. Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи.
3. Правильное утверждение не должно быть полностью созвано определению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.
4. Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.
5. Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в решении расчетных задач.
6. Вопросы могут быть составлены с применением образной графической символики, или же информация может быть преимущественно представлена в виде текста. Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями вычислительной техники и применяемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими особенностями групп учащихся. При составлении тестов по курсу химии для учеников лицея часть символьной информации была представлена в текстовой форме, что обусловлено особенностями учащихся физико-математических специальностей. Вопросы и ответы, составленные в виде текстов, призваны способствовать тренировке образного мышления у групп учеников, отдающих предпочтение формулам, рисункам и символам.
7. Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.
Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных.
Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы. Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами, (учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skrypnikova_s.n._himicheskiy_trenazher_pz_stroenie_atoma.rar | 274.58 КБ |
Предварительный просмотр:
В статье приведены тестовые задания по теме «Периодический закон. Строение атома» из банка тестовых заданий, составленных авторами для тематического контроля в 8-м классе. (Емкость банка – по 80 заданий на каждую из шести тем, изучаемых в 8-м классе, и 120 заданий по теме «Основные классы неорганических соединений».) В настоящее время обучение химии в 8-м классе проводится по девяти учебникам. Поэтому в конце статьи приведен перечень контролируемых элементов знаний с указанием номеров заданий. Это позволит учителям, работающим по разным программам, выбирать как соответствующую последовательность заданий из одной темы, так и набор комбинаций тестовых заданий из разных тем, в том числе и для итогового контроля.
Предложенные 80 тестовых заданий сгруппированы по 20 вопросов в четыре варианта, в которых аналогичные задания повторяются. Для составления большего количества вариантов из перечня элементов знаний выбираем (случайным образом) номера заданий по каждому изученному элементу в соответствии со своим тематическим планированием. Такое представление заданий по каждой теме позволяет провести быстрый поэлементный анализ ошибок и своевременную их коррекцию. Использование аналогичных заданий в одном варианте и чередование одного или двух правильных ответов снижает вероятность угадывания ответа. Сложность вопросов, как правило, увеличивается от 1-го и 2-го вариантов к 3-му и 4-му вариантам.
Существует мнение, что тесты – это «угадайка». Предлагаем вам проверить, так ли это. После проведения тестирования сравните результаты с отметками в журнале. Если результаты тестирования ниже, это можно объяснять следующими причинами.
Во-первых, для учащихся непривычна такая (тестовая) форма контроля. Во-вторых, учитель по-иному расставляет акценты при изучении темы (определение главного в содержании образования и методике преподавания).
Вариант 1
Задания. Выберите один или два правильных ответа.
1. В 4-м периоде, VIa группе находится элемент с порядковым номером:
1) 25; 2) 22; 3) 24; 4) 34.
2. Элемент с зарядом ядра атома +12 имеет порядковый номер:
1) 3; 2) 12; 3) 2; 4) 24.
3. Порядковый номер элемента соответствует таким его характеристикам:
1) заряду ядра атома;
2) числу протонов;
3) числу нейтронов;
4) числу энергетических уровней.
4. Шесть электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов элементов с номером группы:
1) II; 2) III; 3) VI; 4) IV.
5. Формула высшего оксида хлора:
1) Сl2О; 2) Сl2O3; 3) Сl2O5; 4) Сl2O7.
6. Валентность атома алюминия равна:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
7. Общая формула летучих водородных соединений элементов VI группы:
1) ЭН4; 2) ЭН3; 3) НЭ; 4) Н2Э.
8. Номер внешнего электронного слоя в атоме кальция:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
9. Наибольший радиус атома у элемента:
1) Li; 2) Na; 3) K; 4) Cs.
10. Укажите элементы-металлы:
1) K; 2) Cu; 3) О; 4) N.
11. Где в таблице Д.И.Менделеева расположены элементы, атомы которых в химических реакциях только отдают электроны?
1) Во II группе;
2) в начале 2-го периода;
3) в середине 2-го периода;
4) в VIa группе.
12. Металлические свойства возрастают в ряду:
1) К, Na, Li;
2) Ве, Мg; Аl;
3) Мg, Са, Sr;
4) Р, S, Сl.
13. Укажите элементы-неметаллы:
1) Сl; 2) S; 3) Mn; 4) Mg.
14. Неметаллические свойства возрастают в ряду:
1) I, Br, Cl;
2) S, Se, Te;
3) S, Р, Si;
4) Р, N, C.
15. Какая характеристика атома изменяется периодически?
1) Заряд ядра атома;
2) число энергетических уровней в атоме;
3) число электронов на внешнем энергетическом уровне;
4) число нейтронов.
16. Атомы какого элемента образуют амфотерный оксид?
1) К; 2) Аl; 3) Р; 4) Сl.
17. В периоде с ростом заряда ядра радиусы атомов элементов:
1) уменьшаются;
2) не изменяются;
3) увеличиваются;
4) изменяются периодически.
18. Изотопы атомов одного элемента отличаются по:
1) числу нейтронов;
2) числу протонов;
3) числу валентных электронов;
4) положению в таблице Д.И.Менделеева.
19. Число нейтронов в ядре атома 12С:
1) 12; 2) 4; 3) 6; 4) 2.
20. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фтора:
1) 2, 8, 4; 2) 2,6;
3) 2, 7; 4) 2, 8, 5.
Вариант 2
Задания. Выберите один или два правильных ответа.
21. Элемент с порядковым номером 35 находится в:
1) 7-м периоде, IVа группе;
2) 4-м периоде, VIIa группе;
3) 4-м периоде, VIIб группе;
4) 7-м периоде, IVб группе.
22. Элемент с зарядом ядра атома +9 имеет порядковый номер:
1) 19; 2) 10; 3) 4; 4) 9.
23. Число протонов в нейтральном атоме совпадает с:
1) числом нейтронов;
2) атомной массой;
3) порядковым номером;
4) числом электронов.
24. Пять электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов элементов с номером группы:
1) I; 2) III; 3) V; 4) VII.
25. Формула высшего оксида азота:
1) N2O; 2) N2O3; 3) N2O5; 4) NO; 5) NО2.
26. Валентность атома кальция в его высшем гидроксиде равна:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
27. Валентность атома мышьяка в его водородном соединении равна:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
28. Номер внешнего электронного слоя в атоме калия:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
29. Наибольший радиус атома у элемента:
1) B; 2) O; 3) C; 4) N.
30. Укажите элементы-металлы:
1) К; 2) H; 3) F; 4) Сu.
31. Атомы элементов, способных как принимать, так и отдавать электроны, расположены:
1) в Ia группе;
2) в VIa группе;
3) в начале 2-го периода;
4) в конце 3-го периода.
32. Ряд элементов, в котором возрастают металлические свойства:
1) Nа, К, Li; 2) Аl, Мg, Nа; 3) Р, S, Сl; 4) Na, Mg, Al.
33. Укажите элементы-неметаллы:
1) Na; 2) Мg; 3) Si; 4) P.
34. Ряд элементов, в котором возрастают неметаллические свойства:
1) Nа, К, Li; 2) О, S, Se; 3) Р, Si, Cl; 4) Te, Se, S.
35. Основная характеристика химического элемента:
1) атомная масса;
2) заряд ядра;
3) число энергетических уровней;
4) число нейтронов.
36. Символ элемента, атомы которого образуют амфотерный оксид:
1) N; 2) K; 3) S; 4) Zn.
37. В главных подгруппах (а) периодической системы химических элементов с увеличением заряда ядра радиус атома:
1) увеличивается;
2) уменьшается;
3) не изменяется;
4) изменяется периодически.
38. Число нейтронов в ядре атома равно:
1) числу электронов;
2) числу протонов;
3) разности между относительной атомной массой и числом протонов;
4) атомной массе.
39. Изотопы водорода различаются числом:
1) электронов;
2) нейтронов;
3) протонов;
4) положением в таблице.
40. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме натрия:
1) 2, 1; 2) 2, 8, 1;
3) 2, 4; 4) 2, 5.
Вариант 3
Задания. Выберите один или два правильных ответа.
41. Укажите порядковый номер элемента, который находится в IVa группе, 4-м периоде таблицы Д.И.Менделеева:
1) 24; 2) 34; 3) 32; 4) 82.
42. Заряд ядра атома элемента № 13 равен:
1) +27; 2) +14; 3) +13; 4) +3.
43. Число электронов в атоме равно:
1) числу нейтронов;
2) числу протонов;
3) атомной массе;
4) порядковому номеру.
44. У атомов элементов IVa группы число валентных электронов равно:
1) 5; 2) 6; 3) 3; 4) 4.
45. Оксиды с общей формулой R2О3 образуют элементы ряда:
1) Na, К, Li; 2) Мg, Ca, Be;
3) В, Аl, Gа; 4) С, Si, Gе
46. Валентность атома фосфора в его высшем оксиде равна:
1) 1; 2) 3; 3) 5; 4) 4.
47. Водородные соединения элементов VIIa группы:
1) HClO4; 2) HCl; 3) HBrO; 4) HBr.
48. Число электронных слоев в атоме селена равно:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
49. Наибольший радиус атома у элемента:
1) Li; 2) Na; 3) Mg;
4) Al; 5) Cs.
50. Укажите элементы-металлы:
1) Na; 2) Mg; 3) Si; 4) P.
51. Атомы каких элементов легко отдают электроны?
1) K; 2) Cl; 3) Na; 4) S.
52. Ряд элементов, в котором возрастают металлические свойства:
1) С, N, В, F;
2) Al, Si, P, Mg;
3) Li, Nа, К;
4) Na, Mg, Аl.
53. Укажите элементы-неметаллы:
1) Na; 2) Мg; 3) Н; 4) S.
54. Ряд элементов, в котором возрастают неметаллические свойства:
1) Li, Nа, К, Н;
2) Аl, Si, Р, Мg;
3) С, N, О, F;
4) Na, Мg, Аl, К.
55. С увеличением заряда ядра атома неметаллические свойства элементов:
1) изменяются периодически;
2) усиливаются;
3) не изменяются;
4) ослабевают.
56. Символ элемента, атомы которого образуют амфотерный гидроксид:
1) Na; 2) Al; 3) N; 4) S.
57. Периодичность изменения свойств элементов и их соединений объясняется:
1) повторением строения внешнего электронного слоя;
2) увеличением числа электронных слоев;
3) увеличением числа нейтронов;
4) увеличением атомной массы.
58. Число протонов в ядре атома натрия равно:
1) 23; 2) 12; 3) 1; 4) 11.
59. Чем отличаются атомы изотопов одного элемента?
1) Числом протонов;
2) числом нейтронов;
3) числом электронов;
4) зарядом ядра.
60. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
1) 2, 1; 2) 2, 8, 1;
3) 2, 4; 4) 2, 5;
5) 2, 8, 7.
Вариант 4
Задания. Выберите один или два правильных ответа.
61. Элемент с порядковым номером 29 находится в:
1) 4-м периоде, Ia группе;
2) 4-м периоде, Iб группе;
3) 1-м периоде, Iа группе;
4) 5-м периоде, Iа группе.
62. Заряд ядра атома элемента № 15 равен:
1) +31; 2) 5; 3) +3; 4) +15.
63. Заряд ядра атома определяется по:
1) порядковому номеру элемента;
2) номеру группы;
3) номеру периода;
4) атомной массе.
64. У атомов элементов III группы число валентных электронов равно:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 5.
65. Высший оксид серы имеет формулу:
1) Н2SO3; 2) Н2SO4; 3) SO3; 4) SO2.
66. Формула высшего оксида фосфора:
1) Р2О3; 2) Н3РО4;
3) НРО3; 4) Р2О5.
67. Валентность атома азота в его водородном соединении:
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
68. Номер периода в таблице Д.И.Менделеева соответствует следующей характеристике атома:
1) числу валентных электронов;
2) высшей валентности в соединении с кислородом;
3) общему числу электронов;
4) числу энергетических уровней.
69. Наибольший радиус атома у элемента:
1) Сl; 2) Br; 3) I; 4) F.
70. Укажите элементы-металлы:
1) Мg; 2) Li; 3) H; 4) С.
71. Атом какого элемента легче отдает электрон?
1) Натрия; 2) цезия; 3) калия; 4) лития.
72. Металлические свойства возрастают в ряду:
1) Na, Mg, Al; 2) Nа, К, Rb;
3) Rb, К, Nа; 4) Р, S, Cl.
73. Укажите элементы-неметаллы:
1) Сu; 2) Вr; 3) Н; 4) Сr.
74. Неметаллические свойства в ряду N–Р–As–Sb:
1) уменьшаются;
2) не изменяются;
3) возрастают;
4) уменьшаются, а затем возрастают.
75. Какие характеристики атома изменяются периодически?
1) Относительная атомная масса;
2) заряд ядра;
3) число энергетических уровней в атоме;
4) число электронов на внешнем уровне.
76. Атомы какого элемента образуют амфотерный оксид?
1) К; 2) Ве; 3) С; 4) Са.
77. В периоде с увеличением заряда ядра атома увеличивается притяжение электронов к ядру и металлические свойства:
1) усиливаются;
2) изменяются периодически;
3) ослабевают;
4) не изменяются.
78. Относительная атомная масса элемента численно равна:
1) числу протонов в ядре
2) числу нейтронов в ядре;
3) суммарному числу нейтронов и протонов;
4) числу электронов в атоме.
79. Число нейтронов в ядре атома 16О равно:
1) 1; 2) 0; 3) 8; 4) 32.
80. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме кремния:
1) 2, 8, 4; 2) 2, 6; 3) 2, 7; 4) 2, 8, 5.
Перечень контролируемых элементов знаний по теме
«Периодический закон. Строение атома»
(в скобках даны сквозные номера заданий)
• Порядковый номер элемента (1, 3, 21, 41, 61), заряд ядра атома (2, 22, 42, 62, 63), число протонов (23) и число электронов (43) в атоме.
• Номер группы, число электронов на внешнем энергетическом уровне (4, 24, 44, 64), формулы высшего оксида (5, 25, 45, 65), высшая валентность элемента (6, 26, 46, 66), формулы водородных соединений (7, 27, 47, 67).
• Номер периода, число электронных уровней (8, 28, 48, 68).
• Изменение радиуса атома (9, 17, 29, 37, 49, 67, 69).
• Положение в таблице Д.И.Менделеева элементов-металлов (10, 30, 50, 70) и элементов-неметаллов (13, 33, 53, 73).
• Способность атомов отдавать и принимать электроны (11, 31, 51, 71).
• Изменение свойств простых веществ: по группам (12, 14, 34, 52, 54, 74) и периодам (32, 72, 77).
• Периодическое изменение электронного строения атомов и свойств простых веществ и их соединений (15, 35, 55, 57, 75, 77).
• Амфотериые оксиды и гидроксиды (16, 36, 56, 76).
• Массовое число, число протонов и нейтронов в атоме, изотопы (18, 19, 38, 39, 58, 59, 78, 79).
• Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме (20, 40, 60, 80).
Ответы на тестовые задания по теме
«Периодический закон. Строение атома»
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1 4 21 2 41 3 61 2
2 2 22 4 42 3 62 4
3 1, 2 23 3, 4 43 2, 4 63 1
4 3 24 3 44 4 64 3
5 4 25 3 45 3 65 3
6 3 26 2 46 3 66 4
7 4 27 3 47 2, 4 67 3
8 4 28 4 48 4 68 4
9 4 29 1 49 5 69 3
10 1, 2 30 1, 4 50 1, 2 70 1, 2
11 1, 2 31 2, 4 51 1, 3 71 2
12 3 32 2 52 3 72 2
13 1, 2 33 3, 4 53 3, 4 73 2, 3
14 1 34 4 54 3 74 1
15 3 35 2 55 1 75 4
16 2 36 4 56 2 76 2
17 1 37 1 57 1 77 3
18 1 38 3 58 4 78 3
19 3 39 2 59 2 79 3
20 3 40 2 60 1 80 1
Литература
Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. М.: Аквариум, 1997; Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Тесты по химии. М.: Просвещение, 1991.
Н.Г.Панарина,
учитель химии школы № 89;
В.И.Гуляева,
учитель химии школы № 1131, заслуженный учитель РФ;
Л.Л.Чунихина, к.х.н.
(Москва)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс, обобщение материала по теме «Кислород. Сера» КОНСПЕКТ Кислород и сера: нахождение в природе, положение в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение атомов и молекул, свойства простых веществ
9 класс, обобщение материала по теме «Кислород. Сера» дан текст конспекта с пропусками . Заполните пропуски в конспекте урока...
Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс
Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс...
Тренинг по темам " Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома".
Данная методическая разработка содержит тестовые задания и блиц-опрос по темам " Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома"....
Кроссворды по темам "Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома." и "Химическая связь. Строение вещества."
Предлагаемые кроссворды могут быть использованы при проведении предметной недели, при обобщении темы или в качестве индивидуального задания ученику. Кроссворды составлены в трех вариантах (на одном ма...
контрольная работа "Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение вещества."
контрольная работа "Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение вещества.",8 класс...
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома"
Обобщение знаний и умений по теме: "Периодический закон. Строение атома"...
Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.
Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе....