Подготовка к ОГЭ по химии как одно их условий формирования образовательных результатов ЕГЭ.
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Хакимова Светлана Викторовна

Статья об опыте подготовки к государственной итоговой аттестации по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hakimova_s.v.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подготовка к ОГЭ по химии как одно их условий формирования образовательных результатов ЕГЭ»

«Чего не понимают, тем не владеют.»

И. Гете.

Одним из приоритетных направлений деятельности учителя, несомненно, является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). По своей сути основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) и единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) являются своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. Поэтому очень важно не упустить в процессе обучения предмету преемственность подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ.

Цель: создание условий формирования образовательных результатов ЕГЭ через подготовку к ОГЭ по химии

Задачи:

- вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники образовательной деятельности взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания в течение всего периода обучения;

- обеспечить преемственность формирования образовательных результатов от ОГЭ к ЕГЭ через комплекс последовательных и взаимосвязанных направлений работы.

Поверхностное изучение химии  (малое количество часов, особенно в 10-11 классе, трудности при проведении практической части (реактивы, оборудование не все имеются в достаточном количестве)) не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Опыт проведения ОГЭ и ЕГЭ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителя к этой форме контроля. Работа учителя сводится не только к работе по тестам. Использование в образовательной деятельности технологии тестирования становится более эффективным, если:

 - данная деятельность протекает в рамках непрерывного использования тестовых технологий в каждом программном разделе с 8 по 11 класс;

- формирование и развитие готовности ученика к государственной итоговой аттестации ориентированы на учёт личностных особенностей каждого ученика, реализацию принципов, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию к форме мониторинга уровня формирования предметных универсальных учебных действий (далее – УУД) по материалам ОГЭ и ЕГЭ.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ необходимо выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Основные трудности при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ:

  • непредсказуемость содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ;
  • нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ;
  • невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;
  • организация и планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по предмету;
  • отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;

Причины допускаемых ошибок на ОГЭ и ЕГЭ обучающимися:

  • невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению;
  • неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ;
  • отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание;
  • несформированность умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию;
  • технические ошибки при заполнении контрольно-измерительных материалов (далее  - КИМов);
  • нерациональное распределение времени при выполнении заданий.

  1. Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит в 8 класс с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, так как память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание химических процессов. В 8 классе, начиная с первых уроков, я использую задания, встречающиеся в ОГЭ, например: Задание 13. ОГЭ по химии встречается в темах «Безопасность в лаборатории»,  «Чистые вещества и смеси». https://chem-oge.sdamgia.ru/:

Задание 13 № 57

Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?

 

А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.

Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны,

или

8. Задание 13 № 189

Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

 

А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.

Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Задания по материалам ОГЭ использую также при изучении тем курса, которые включены в ОГЭ: «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений» «ПСХЭ». В течение всего периода 8-9 класс – решение задач, так как типовые задачи встречаются в КИМах ОГЭ: задания №15, задания высокого уровня сложности № 21.

На экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.

Моя задача научить учеников находить ответы в этих таблицах. Анализировать их.

Например, на каждом занятии при работе с таблицами, совершенствовать навыки, отрабатывать теоретические знания на практике, на таблицах делать пометки, схемы подсказки, которые в дальнейшем будут отработаны до автоматизма. Работая с ними, учащийся должен уметь ответить на любой вопрос, используя свои теоретические знания.

В КИМах ЕГЭ сохраняется преемственность ОГЭ, а это значит, что выпускник 9 класса успешно сдавший ОГЭ по химии, имеет все шансы сдать ЕГЭ в 11 классе лучше, чем ученик, решивший сдавать ЕГЭ по химии в 10 классе без предварительной подготовки. И если учащийся успешно сдает ОГЭ по химии, то в 10-11 классе подготовка продолжается по индивидуальным траекториям, но с учетом особенностей ЕГЭ.

На консультациях в 9 и 11 классах, на первом же занятии я не только обязательно знакомлю со структурой КИМов, с правилами распределения времени при выполнении экзаменационных заданий, но и провожу входную диагностическую работу, которая даёт возможность проанализировать уровень готовности учащегося к ГИА.

В зависимости от уровня подготовки, для каждого учащегося (как в 9 так ив 10-11 классе) составляется индивидуальная траектория для повторения. Потому что и по времени, которое остается на повторение, и по пробелам в подготовке, все ученики отличаются. У каждого ученика свои слабые места, поэтому и акценты будут расставлены по-разному. Даже повторение в средней школе (10-11 класс), с одними учениками, необходимо начинать с общей химии, с другими – с органической. Но в каждом разделе химии я выделяю блоки, сгруппировав темы. Например, строение атома, периодический закон, химическая связь, типы кристаллических решеток мы повторяем на одном занятии.

Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».

С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, то есть начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».

Особое внимание обращается на следующие темы:

- основные классы неорганических веществ;

- окислительно-восстановительные реакции, электролиз;

- реакции в растворах электролитов, гидролиз;

- химическая кинетика и химическое равновесие.

Отмечу, что в настоящий момент у подавляющего большинства школьников слабая подготовка по разделу «Органическая химия», что связано с переходом на концентрическую систему построения школьных программ, то есть часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а более углубленно в 10 классе. У учащихся в голове возникает, не побоюсь этого слова, «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.

Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и упражнений по типу «цепочки превращений».

В дальнейшем диагностические тематические работы проводятся регулярно после прохождения различных тем или блоков, что даёт возможность выпускнику получить информацию, необходимую для принятия продуктивных решений. Диагностика как аналитико-оценочная деятельность включает механизмы саморазвития, предоставляет возможность стратегического прогнозирования конечного результата. Ученик сам видит, как изменяется уровень его подготовки.

Кроме того важна самоподготовка выпускника, поэтому рекомендую перечень сайтов на которых можно не только улучшить теоретическую подготовку, но и решать задания, вести дневник усвоения предметного материала, видеть динамку подготовки:

  • http://www.fipi.ru.
  • https://chem-oge.sdamgia.ru/
  • https://chem-ege.sdamgia.ru/
  • http://www.xumuk.ru/encyklopedia/
  • https://vpr.statgrad.org
  • https://alleng.org/
  • https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/  (ХИМУЛЯ.СОМ)

Таким образом, для успешной подготовки обучающихся к ГИА педагогу необходимо:

 - правильно оценивать в течение всего учебного периода образовательные результаты обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;

 -  анализировать результаты пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке обучающихся к ГИА в процессе преподавания предмета в течение всего периода обучения.

Список литературы:

  1. Каверина А.А., Медведев Ю.Н., Молчанова Г.Н. – Я сдам ЕГЭ! Химия – 2018. Типовые задания; под ред. Кузнецовой Л.Н. – М., Просвещение, 2018г.
  2. Каверина А.А., Медведев Ю.Н., Молчанова Г.Н. – Я сдам ЕГЭ! Химия – 2018. Курс самоподготовки (технология решения заданий); под ред. Кузнецовой Л.Н. – М., Просвещение, 2018 г.
  3. Каверина А.А., Снастина М.Г., Свириденкова Н.В. – ЕГЭ-2018. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов; - М., Национальное образование, 2018 г.
  4. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. – ОГЭ – 2018. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. – М., Национальное образование, 2018 г.
  5. Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. – Я сдам ОГЭ! Химия – 2018. Типовые задания. Технология решения; под ред. Евсеевичевой А.Н. – М., Просвещение, 2018 г.
  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2016г.
  7. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2016г.
  8. Рудзитис Г.Е., Фельдман  Ф.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2016г.
  9. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2016г.
  10. http://www.fipi.ru.
  11. https://chem-oge.sdamgia.ru/
  12. https://chem-ege.sdamgia.ru/
  13. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/
  14. https://vpr.statgrad.org
  15. https://alleng.org/
  16. https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/  (ХИМУЛЯ.СОМ)

Подготовила учитель химии первой квалификационной категории МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова» Хакимова Светлана Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная технология развития критического мышления как одно из условий формирования коммуникативной компетенции в старшей школе

Задача повышения качества образовавния, формирование новой личности, которая стоит перед нашим обществом, требует от современного учителя пересмотра арсенала образовательных технологий, использования ...

Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования

Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Освоение новых методических приемов эффективной подготовки к разделу «Говорение» как одно из условий формирования навыков свободного, языкового самовыражения.

Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку существенно увеличит престиж предмета. Школьникам  для успешной  сдачи экзамена нужно обязательно ознакомить со структурой всего экзамена. Дл...

Освоение новых методических приемов эффективной подготовки к разделу «Говорение» как одно из условий формирования навыков свободного, языкового самовыражения

Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку существенно увеличит престиж предмета. Школьникам  для успешной  сдачи экзамена нужно обязательно ознакомить со структурой всего экзамена. Дл...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...