рабочая программа по химии 10 класс углубленный уровень
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа по химии 10 класс углубленный уровень разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115.79 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» (10 класс),
углубленный уровень
10класс
Личностные результаты в ценностно-ориентационной сфере — испытывать чувство гордости за российскую химическую науку (при изучении жизни и деятельности А.М. Бутлерова, С. В. Лебедева и других российских ученых);
— в трудовой сфере — быть готовым к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — управлять своей познавательной деятельностью, быть готовым и способным к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- овладеют навыками экспериментальной и исследовательской деятельности; участия в публичном представлении результатов самостоятельной познавательной деятельности;
- примут участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой;
- приобретут навыки грамотного обращения с веществами с соблюдением правил техники безопасности при работе с веществами, материалами и процессами в учебной (научной) лаборатории.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Предметные результаты
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях.
Обучающийся на углубленном уровне научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- характеризовать физические свойства органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
- определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
- устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
- устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
- подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших органических веществ;
- обосновывать практическое использование органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания;
расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
Обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
- формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
2. Содержание учебного предмета «Химия». Углубленный уровень. (10-11 классы)
10 класс «Органическая химия»
(с региональным содержанием)
Введение (5 ч) +1ч
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s- и р-. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ- и π-. Образование молекул Н2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, C2H4, C2H2.. Образование ионов NH4+ и H3O+. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул CH4 и СН3ОН; C2H2, C2H4 и C6H6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4. Шаростержневые и объемные модели CH4, C2H4, C2H2.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 ч)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Р.c.1 «Производство органических веществ в Архангельской области».
Тривиальные названия веществ. Номенклатура рациональная и ИЮПАК (IUPAC). Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структуры, старшинства характеристических групп.
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений.
Тема 2. Реакции органических соединений (8 ч) (6ч +1ч резерв + 1ч практикум)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров.
Реакции изомеризации.
Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолформальдегидной смолы и полимера.
Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена из этанола. Крекинг керосина.
Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом).
Практическая работа №1. Качественный анализ органических соединений.
Тема 3. Углеводороды (27 ч) (24ч + 2ч резерв + 1ч практикум)
Понятие об углеводородах.
А л к а н ы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
А л к е н ы. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам.
А л к и н ы. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов. Применение алкинов.
А л к а д и е н ы. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Ц и к л о а л к а н ы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформации С6Н12. Получение и химические свойства циклоалканов: горение, радикальное замещение. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие метильной группы в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции по боковой цепи алкилбензолов.
П р и р о д н ы е и с т о ч н и к и у г л е в о д о р о д о в. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг.
Р.c. 2. Перспективы добычи и переработки нефти и газа в Архангельской области и НАО Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Р.c.3. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол—вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола.
Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин—вода с помощью делительной воронки.
Лабораторные опыты. 2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам. 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. 4. Изготовление моделей галогеналканов. 5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах. 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. 7. Распознавание образцов алканов и алкенов. 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов. 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров. 10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина». 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. 12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии. 13. Распознавание органических веществ. 14. Определение качественного состава парафина или бензола. 15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой.
Практическая работа №2. Углеводороды.
Тема 4. Кислородсодержащие соединения (27 ч)
(23ч + 1ч резерв + 3ч практикума)
С п и р т ы. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета). Физические свойства спиртов, их получение. Р.с. 4. Этиловый спирт как продукт гидролизного производства в Архангельской области. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Ф е н о л ы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Применение производных фенола.
А л ь д е г и д ы и к е т о н ы. Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Способы получения. Р.с. 5 Фурфурол – альдегид, образующийся при кислотном гидролизе древесины
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Способы получения. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле.
С л о ж н ы е э ф и р ы. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров (углеродного скелета и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Ж и р ы. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола.
Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом.
Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 16. Растворение глицерина в воде. 17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. 18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии). 19. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. 20. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). 21. Взаимодействие фенола с бромной водой. 22. Распознавание водных растворов фенола и глицерина. 23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида. 24. Окисление этанола в этаналь. 25. Реакция «серебряного зеркала». 26. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 27. Получение фенолоформальдегидного полимера. 28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла). 29. Ознакомление с образцами сложных эфиров. 30. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям). 31. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. 32. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. 34. Получение мыла. 35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4.Получение уксусной кислоты из ацетата натрия.
Практическая работа №3. Спирты и фенолы.
Практическая работа №4 Альдегиды и кетоны.
Практическая работа №5 Карбоновые кислоты
Тема 5. Углеводы (8 ч) ( 7ч + 1 ч практикум)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
М о н о с а х а р и д ы. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Д и с а х а р и д ы. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
П о л и с а х а р и д ы. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Р.с. 6 Целлюлозно-бумажный комбинат г. Новодвинска. Р.с. 7 «Представление о полисахаридах водорослей – агар-агар.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы.
Лабораторные опыты. 36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). 37. Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре. 38. Кислотный гидролиз сахарозы. 39. Знакомство с образцами полисахаридов. 40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. 41. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Практическая работа №6 Углеводы.
Тема 6. Азотсодержащие соединения (10 ч) (9ч + 1 ч практикум)
А м и н ы. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
А м и н о к и с л о т ы и б е л к и. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Р.с. 8 «Содержание, белков в различных продуктах».
Н у к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов. 43. Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2. 44. Растворение белков в воде и их коагуляция. 45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке.
Практическая работа №7 Амины, аминокислоты, белки.
Тема 7. Биологически активные соединения (6 ч)
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Р.с. 9 «Витамины в северных овощах»
Ф е р м е н т ы. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Л е к а р с т в а. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика. Р.с. 10 Лекарственные препараты на основе беломорских водорослей.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FеCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 46. Обнаружение витамина А в растительном масле. 47. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено к учебнику О.С. Габриеляна, Ф.Н. Маскаева, С.Ю. Пономарева, В.И.Тетерина. «Химия. Углубленный уровень. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И.Тетерин. - М.: Дрофа, 2014.
№ п/п | Особые пометы | Название темы в соответствии с Программой | Формируемые УУД. Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока | |
Введение (6 ч) | 10А | 10Б | |||
Личностные - осознание чувства гордости за российскую химическую науку; при изучении деятельности А.М. Бутлерова, мотивация учащихся на получение новых знаний, умение управлять своей познавательной деятельностью; Регулятивные - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Познавательные - искать и находить обобщенные способы решения задач; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, Коммуникативные – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; | |||||
1/1 | Вводный инструктаж по ОТ. Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. | Сравнивают предметы органической и неорганической химии. Устанавливают взаимосвязи органической химии в системе естественных наук и ее роль в жизни общества. Классифицируют органические соединения по происхождению. Проводят и наблюдают химический эксперимент. Объясняют причины многообразия органических соединений и особенности строения атома углерода. Устанавливают соответствие между валентными состояниями атома углерода и типами гибридизации. Определяют зависимость между геометрией молекул органических соединений и типом гибридиза ции орбиталей в молекулах углеводородов. | |||
2/2 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова .Демонстрации. Модели молекул CH4 и СН3ОН; C2H2, C2H4 и C6H6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. | ||||
3/3 | Строение атома углерода. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели Н2, Cl2, N2, H2O, CH4. | ||||
4/4 | Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели CH4. | ||||
5/5 | Валентные состояния атома углерода: sp2-, sp-гибридизация. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели C2H4, C2H2. | ||||
6/6 | Стартовая диагностика. | ||||
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (10 ч) | |||||
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. Регулятивные- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Познавательные - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; Коммуникативные - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; | |||||
7/1 | Классификация органических соединений по строению углеродного скелета. Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и их модели. | Определяют принадлежность органического соединения к определенному классу на основе строения углеродного скелета и наличия функциональных групп в составе молекул. Составляют структурные формулы, сравнивают, различают изомеры и гомологи, работают с текстом учебника. Называют органические соединения в соответствии с правилами номенклатуры ИЮПАК. Производят расчеты для вывода формул органических соединений. Определяют источники информации, получают и анализируют информацию. Совершенствуют коммуникативную компетентность, выступая перед одноклассниками, отстаивая и обосновывая собственную точку зрения. Наблюдают и описывают химический эксперимент. | |||
8/2 | Р.c. 1 | Классификация органических соединений по функциональным группам. Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений. Р.c.1 «Производство органических веществ в Архангельской области». | |||
9/3 | Решение упражнений по определению классов органических соединений. | ||||
10/4 | Основы номенклатуры органических соединений | ||||
11/5 | Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. | ||||
12/6 | Понятие изомерии, виды структурной изомерии. Демонстрации. Шаростержневые или объемные модели их молекул. | ||||
13/7 | Пространственная изомерия. | ||||
14/8 | Решение задач на вывод формул органических соединений. | ||||
15/9 | Л.о.№1 | Обобщение и систематизация знаний по строению и классификации органических соединений. Лабораторный опыт. № 1. Изготовление моделей молекул веществ — представителей различных классов органических соединений. | |||
16/10 | К.р.№1 | Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений» | |||
Тема 2. Реакции органических соединений (8 ч) 6ч +1резерв + 1 практикум | |||||
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. Регулятивные- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; Познавательные искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; Коммуникативные - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях; | |||||
17/1 | Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения. Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. | Определяют тип и вид химической реакции в органической химии. Устанавливают аналогии между классификациями реакций в неорганической и органической химии. Характеризуют особенности реакций. Прогнозируют возможность протекания химических реакций на основе знаний об электронном строении веществ. Наблюдают и описывают демонстрационный химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Решают расчетные задачи. Наблюдают и описывают химический эксперимент. | |||
18/2 | Реакции присоединения. Демонстрации. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолформальдегидной смолы и полимера. | ||||
19/3 | Реакции отщепления (элиминирование) и изомеризации. Демонстрации. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена из этанола. Крекинг керосина. | ||||
20/4 | Реакционные частицы в органической химии. | ||||
21/5 | Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Демонстрации. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропан-бутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропан-бутановой смеси с кислородом (воздухом). | ||||
22/6 | Решение задач на выхода продукта реакции от теоретически возможного. Комбинированные задачи. | ||||
23/7 | Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. | ||||
24/8 | П.р №1 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №1. по теме « Качественный анализ органических соединений». | |||
Тема 3. Углеводороды (27 ч) 24ч + 2 резерв + 1 практикум | |||||
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. Регулятивные - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; Познавательные - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; Коммуникативные – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; | |||||
25/1 | Алканы. Гомологический ряд. Общая формула, строение молекулы. Изомерия и номенклатура. Демонстрации. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. | Обобщают знания и делают выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов и других углеводородов. Различают понятия «изомер» и «гомолог». Записывают формулы изомеров и гомологов и называют их. Характеризуют промышленные и лабораторные способы получения углеводородов. Прогнозируют химические свойства углеводородов на основе особенностей их строения. Подтверждают эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств важнейших представителей соответствующих углеводородов соответствующими уравнениями реакций. Устанавливают зависимость между свойствами углеводородов и их применением. Моделируют молекулы углеводородов. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Выполняют упражнения в составлении реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами химических соединений. Решают расчетные задачи на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов и продуктам горения. Экспериментально идентифицируют образцы углеводородов. Характеризуют состав и основные направления использования и переработки нефти, природного газа и каменного угля. Устанавливают зависимость между объемами добычи углеводородного сырья в РФ и бюджетом. Находят взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Устанавливают межпредметные связи с биологией, характеризуя происхождение природных источников углеводородов, и физической географией, характеризуя месторождения природных источников уг- леводородов в РФ. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с нефтепродуктами и газом в быту и на производстве | |||
26/2 | Л.о. №2 | Алканы. Получение и физические свойства. Демонстрации. Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Инструктаж по ОТ. Лабораторный опыт №2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств — отношение к воде и жирам | |||
27/3 | Л.о. №3 Л.о. №4 | Химические свойства алканов. Демонстрации. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропан-бутановой смеси, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Взрыв смеси метана и хлора, инициируемый освещением. Восстановление оксида меди (II) парафином. Инструктаж по ОТ. Лабораторные опыты № 3. Обнаружение Н2О, сажи, СО2 в продуктах горения свечи. №4. Изготовление моделей галогеналканов. | |||
28/4 | Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Применение алканов. | ||||
29/5 | Л.о. №5 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. Демонстрации. Модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Получение этена из этанола. Инструктаж по ОТ. Лабораторный опыт №5. Обнаружение непредельных соединений в нефтепродуктах | |||
30/6 | Л.о. №6 | Химические свойства алкенов. Демонстрации. Горение этена. Инструктаж по ОТ. Лабораторный опыт№ 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. | |||
31/7 | Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Демонстрации. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. | ||||
32/8 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. | ||||
33/9 | Л.о. №7 Л.о. №8 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены». Лабораторные опыты №7. Распознавание образцов алканов и алкенов. № 8. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов. | |||
34/10 | Л.о. №9 | Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение. Демонстрации. Получение ацетилена из карбида кальция. Лабораторные опыты № 9. Изготовление моделей алкинов и их изомеров. | |||
35/11 | Химические свойства алкинов. Демонстрации. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра. | ||||
36/12 | П.р.№2 | Инструктаж по ОТ. Практическая работа №2 по теме « Углеводороды». | |||
37/13 | Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. | ||||
38/14 | Л.о. №10 | Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Лабораторные опыты №10. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина» | |||
39/15 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. | ||||
40/16 | Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства Демонстрации. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде. | ||||
41/17 | Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. Изомерия и номенклатура аренов. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. | ||||
42/18 | Л.о. №11 Л.о. №12 | Физические свойства и способы получения аренов Демонстрации. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол—вода. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (например, серы) веществ. Экстрагирование красителей и других веществ (например, иода) бензолом из водных растворов. Лабораторные опыты № 11. Ознакомление с физическими свойствами бензола. №12. Изготовление и использование простейшего прибора для хроматографии | |||
43/19 | Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрохлорирование бензола. Реакции замещения. Демонстрации. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Получение нитробензола. | ||||
44/20 | Гомологи бензола. Применение. | ||||
45/21 | Генетическая связь между классами углеводородов | ||||
46/22 | Подготовка к контрольной работе. | ||||
47/23 | К.р.№ 2 | Итоговая контрольная работа | |||
48/24 | Р.c. 2 | Природные источники углеводородов. Нефть. Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Р.c. 2. Перспективы добычи и переработки нефти и газа в Архангельской области и НАО | |||
49/25 | Р.c. 3 | Повторный ИОТ. Природный газ, каменный уголь. Коксование каменного угля. Демонстрации. Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Р.с. 3 Экологические аспекты добычи, переработки и использования природных ископаемых. | |||
50/26 | Л.о. №13 Л.о. №14 Л.о. №15 | Обобщение знаний по теме. ИОТ Лабораторные опыты. №13. Распознавание органических веществ. №14. Определение качественного состава парафина или бензола. №15. Получение ацетилена и его окисление раствором KMnO4 или бромной водой | |||
51/27 | Решение комбинированных задач | ||||
Тема 4. Кислородсодержащие соединения (27 ч) 23ч + 1 резерв + 3 практикума | |||||
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотико) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ. Регулятивные - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач. Познавательные - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; | |||||
52/1 | Спирты. Состав, классификация изомерия спиртов. Физические свойства спиртов. Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. | Определяют принадлежность органического соединения к классу спиртов и конкретной группе их. Прогнозируют физические свойства спиртов на основе водородной связи. Обобщают знания и делают выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду алканолов. Проводят, наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Соблюдают правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде. Прогнозируют химические свойства спиртов на основе особенностей их строения. Подтверждают эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств спиртов и их гомологов (на примере алканолов) соответствующими уравнениями реакций. Относят их к той или иной классификационной группе реакций. Устанавливают зависимость между свойствами спиртов и их применением. Аргументируют свою убежденность в пагубных последствиях алкоголизма. Обобщают и систематизируют сведения о строении, свойствах, получении и применении спиртов, фенолов и карбонильных соединений. Сравнивают их. Выполняют упражнения в составлении реакций с участием представителей разных классов спиртов, фенолов и карбонильных соединений. Записывают уравнения реакций, иллюстрирующих генетическую связь между этими классами соединений. Экспериментально идентифицируют водные растворы этанола, этаналя, глицерина, формальдегида и фенола. Определяют принадлежность органического соединения к классу и определенной группе карбоновых кислот. Устанавливают зависимость физические свойств карбоновых кислот от строения их молекул. Обобщают знания и делают выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду карбоновых кислот. На основе межпредметных связей с биологией раскрывают биологическую роль карбоновых кислот. Обобщают и систематизируют сведения о строении, свойствах, получении и применении карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров. Выполняют упражнения в составлении реакций с участием представителей этих классов соединений. Записывают уравнения реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами соединений. Экспериментально идентифицируют растворы ацетата натрия, карбоната натрия и силиката натрия. Распознают образцы сливочного масла и маргарина. Решают расчетные задачи на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза). | |||
53/2 | Л.о. №18 | Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Демонстрации. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. ИОТ. Лабораторный опыт №18. Ректификация смеси вода—этанол (1—2 стадии) | |||
54/3 | Л.о. №16 Л.о.№ 17 | Особенности свойств многоатомных спиртов. ИОТ. Лабораторные опыты№ 16. Растворение глицерина в воде. №17. Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2. | |||
55/4 | Р.с. 4 | Способы получения и применение спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Демонстрации. Получение этена из этанола. Р.с. 4. Этиловый спирт как продукт гидролизного производства в Архангельской области | |||
56/5 | Фенолы. Строение, физические свойства и получение фенола. | ||||
57/6 | Л.о. №19 Л.о. №20 Л.о. №21 Л.о.№ 22 | Химические свойства фенола. Применение фенола. Демонстрации. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III). Реакция фенола с формальдегидом. ИОТ. Лабораторные опыты № 19. Взаимодействие фенола с раствором щелочи. №20. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия (барботаж выдыхаемого воздуха или действие сильной кислоты). №21. Взаимодействие фенола с бромной водой. №22. Распознавание водных растворов фенола и глицерина. | |||
58/7 | П.р.№3 | ИОТ. Практическая работа №3 по теме «Спирты и фенолы». | |||
59/8 | Решение задач на вычисления по термохимическим уравнениям. | ||||
60/9 | Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. | ||||
61/10 | Л.о. №23 | Строение молекул и физические свойства альдегидов Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. ИОТ. Лабораторный опыт № 23. Знакомство с физическими свойствами отдельных представителей альдегидов и кетонов: ацетальдегида, ацетона, водного раствора формальдегида | |||
62/11 | Л.о.№ 24 Л.о.№ 25 Л.о.№ 26 Л.о.№ 27 | Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды. Демонстрации. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). ИОТ. Лабораторные опыты№ 24. Окисление этанола в этаналь. №25. Реакция «серебряного зеркала». №26. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). №27. Получение фенолоформальдегидного полимера. | |||
63/12 | Р.с. 5 | Способы получения. Отдельные представители альдегидов и их значения. Р.с. 5 Фурфурол – альдегид, образующийся при кислотном гидролизе древесины. | |||
64/13 | П.р.№4 | ИОТ. Практическая работа №4 по теме «Альдегиды и кетоны». | |||
65/14 | Решение расчетных задач. | ||||
66/15 | Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | ||||
67/16 | К. р. №3 | Контрольная работа №3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения» | |||
68/17 | Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. | ||||
69/18 | Л.о. №28 | Химические свойства предельных карбоновых кислот. Демонстрации. Сравнение кислотности среды водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. ИОТ . Лабораторный опыт № 28. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием (цинком), оксидом меди (II), гидроксидом железа (III), раствором карбоната натрия, раствором стеарата калия (мыла) | |||
70/19 | Химические свойства непредельных карбоновых кислот. Демонстрации. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. | ||||
71/20 | Л.о. №29 Л.о. №30 Л.о. №31 | Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства. Демонстрации. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. ИОТ. Лабораторные опыты №29. Ознакомление с образцами сложных эфиров. №30. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам (например, красителям). №31. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. | |||
72/21 | П.р.№5 | ИОТ. Практическая работа №5 по теме «Карбоновые кислоты» | |||
73/22 | Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза). | ||||
74/23 | Л.о. №32 Л.о. №33 | Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС. Демонстрации. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия. ИОТ. Лабораторные опыты № 32. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. №33. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4. | |||
75/24 | Л.о. №34 Л.о. №35 | Мыла и СМС. ИОТ. Лабораторные опыты №34. Получение мыла. №35. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде. | |||
76/25 | Обобщение знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» | ||||
77/26 | К.р.№ 4 | Контрольная работа №4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные» | |||
78/27 | Э.з. | ИОТ. Решение расчетных и экспериментальных задач. Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов ацетата натрия, карбоната натрия, силиката натрия и стеарата натрия. 2. Распознавание образцов сливочного масла и маргарина. 3. Получение карбоновой кислоты из мыла. 4.Получение уксусной кислоты из ацетата натрия. | |||
Тема 5. Углеводы (8 ч) 7ч + 1 практикум | |||||
Личностные - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,участие в профильных олимпиадах различных уровней в соответствии с желаемыми результатами и адекватной самооценкой; Регулятивные - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; Познавательные - искать и находить обобщенные способы решения задач; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, Коммуникативные – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; | |||||
79/1 | Углеводы, их состав и классификация Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция | Характеризуют состав углеводов и их классификацию на основе способности к гидролизу. Устанавливают межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств важнейших представителей моно-, ди- и поли- сахаридов. Наблюдают, описывают и проводят химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Описывают состав и строение молекулы глюкозы, как вещества с двойственной функцией (альдегидоспирта). На этой основе прогнозируют химические свойства глюкозы и подтверждают их соответствующими уравнениями реакций. Раскрывают биологическую роль глюкозы и ее применение на основе ее свойств. Сравнивают строение и свойства глюкозы и фруктозы. Сравнивают строение и свойства крахмала и целлюлозы. Характеризуют полисахариды в природе, их биологическая роль. Описывают взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров. Обобщают и систематизируют сведения о строении, свойствах, применении и значении углеводов. Выполняют упражнения в составлении реакций с участием представителей углеводов. Записывают уравнения реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами органических соединений. Экспериментально идентифицируют растворы глюкозы и глицерина. Определяют наличие крахмала в меде, хлебе, маргарине. | |||
80/2 | Л.о.№ 36 | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза Строение молекулы. Глюкоза, ее физические свойства. ИОТ. Лабораторный опыт № 36. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки). | |||
81/3 | Л.о. №37 | Химические свойства глюкозы. Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. ИОТ. Лабораторный опыт№ 37. Взаимодействие с Cu(OH)2 при различной температуре | |||
82/4 | Л.о.№ 38 | Дисахариды. Важнейшие представители. Демонстрации. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. ИОТ Лабораторный опыт№ 38. Кислотный гидролиз сахарозы | |||
83/5 | Л.о.№ 39 Л.о.№ 40 Р.с.6 | Полисахариды. Крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Демонстрации. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде. Получение нитрата целлюлозы. ИОТ. Лабораторные опыты № 39. Знакомство с образцами полисахаридов.№ 40. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине. Р.с. 6 Целлюлозно-бумажный комбинат г. Новодвинска | |||
84/6 | Л.о. 41 Р.с. 7 | Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. ИОТ. Лабораторные опыты. 41. Знакомство с коллекцией волокон. Р.с. 7 «Представление о полисахаридах водорослей – агар-агар. | |||
85/7 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводы». ИОТ . Решение экспериментальных задач. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине. | ||||
86/8 | П.р.№6 | ИОТ. Практическая работа №6 по теме «Углеводы». | |||
Тема 6. Азотсодержащие соединения (10 ч) 9ч + 1 практикум | |||||
Личностные — умение управлять своей познавательной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни. Регулятивные - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; Познавательные - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; Коммуникативные - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; | |||||
87/1 | Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Анилин. | Характеризуют строение, классификацию, изомерию и номенклатуру аминов. На основе состава и строения аминов описывают их свойства как органических оснований. Сравнивают свойства аммиака, метиламина и анилина на основе электронных представлений и взаимного влияния атомов в молекуле. Устанавливают применение аминов как функцию их свойств. Раскрывают роль личности в истории химии на примере реакции Зинина. Наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Моделируют строение молекул аминов Раскрывают роль аминокислот в формировании белковой жизни на планете. Характеризуют строение (структуры белковых молекул), химические и биологические свойства белков на основе межпредметных связей с биологией. Раскрывают содержание проблемы белкового голодания на планете и предлагают пути ее решения. Раскрывают суть и значение генной инженерии и биотехнологии. Аргументируют свою позицию по вопросу безопасности применения трансгенных продуктов питания (ГМО). | |||
88/2 | Л.о. №42 | Физические и химические свойства аминов. Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к бромной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Лабораторный опыт № 42. Изготовление шаростержневых моделей молекул изомерных аминов | |||
89/3 | Л.о. №43 | Аминокислоты. Состав и строение молекул. Номенклатура. Получение аминокислот. Лабораторные опыты № 43. Изготовление моделей изомерных молекул состава СзН7NO2 | |||
90/4 | Свойства аминокислот. Демонстрации. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. | ||||
91/5 | Р.с. 8 | Белки как природные биополимеры. Биологические функции белков. Значение белков. Р.с. 8 «Содержание, белков в различных продуктах» | |||
92/6 | Л.о. №44 Л.о. №45 | Химические свойства белков. Демонстрации. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. ИОТ. Лабораторные опыты № 44. Растворение белков в воде и их коагуляция. №45. Обнаружение белка в курином яйце и в молоке | |||
93/7 | Обобщение и систематизация знаний по углеводам и азотсодержащим соединениям. | ||||
94/8 | К.р. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс 10 класса (углубленный уровень) | |||
95/9 | Нуклеиновые кислоты. Демонстрации. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии. | ||||
96/10 | П.р. №7 | ИОТ. Практическая работа №7 Амины, аминокислоты, белки. | |||
Тема 7. Биологически активные соединения (6 ч) | |||||
Личностные - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотико) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ. Регулятивные – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Познавательные - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; Коммуникативные - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); | |||||
97/1 | Л.о. №46 Л.о.№ 47 Л.о. №48 Р.с. 9 | Витамины. Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. ИОТ. Лабораторные опыты № 46. Обнаружение витамина А в растительном масле. № 47. Обнаружение витамина С в яблочном соке. № 48. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. Р.с. 9 «Витамины в северных овощах» | На основе межпредметных связей с биологией и экологией характеризуют роль витаминов для сохранения и поддержания здоровья человека. Классифицируют витамины по признаку их отношению к воде или жирам. Описывают авитаминозы и их профилактику. Распознают витамины А, С и Д Характеризуют ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Сравнивают ферменты с неорганическими катализаторами. Раскрывают их роль в биологии и применение в промышленности. Классифицируют ферменты. Устанавливают зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Характеризуют применение лекарств в фармакотерапии и химиотерапии. Осваивают нормы экологического и безопасного обращения с лекарственными препаратами. Формируют внутреннее убеждение о неприемлемости даже однократного применения наркотических веществ. Соблюдают правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами, а также химическими реактивами, экономно и экологически грамотно обращаться с ними. Исследуют свойства изучаемых веществ. Идентифицируют орг нические вещества с помощью качественных реакций. Наблюдают самостоятельно проводимые опыты и отражают их на письме с помощью соответствующих уравнений. Фиксируют результаты наблюдений и формулируют выводы на их основе. | ||
98/2 | Л.о. №49 Л.о.№ 50 Л.о. №51 | Ферменты. Демонстрации. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FеCl3, MnO2). ИОТ. Лабораторные опыты. 49. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 50. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 51. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. | |||
99/3 | Гормоны. Свойства. Номенклатура. | ||||
100/4 | Л.о. №52 | Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Демонстрации. Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). ИОТ. Лабораторный опыт№52. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте | |||
101/5 | Л.о. №53 Р.с. 10 | Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Демонстрации. Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина. ИОТ. Лабораторные опыты. №53. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия). Р.с. 10 Лекарственные препараты на основе беломорских водорослей | |||
102/6 | Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-292770-1378653876.jpg)
рабочая программа по английскому языку (углубленный уровень) 7 класс
Рабочая программа по английскому языку 7 класс составлена в соответствии со всеми требованями ФГОСа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-314499-1392732876.jpg)
Рабочая программа 8-9 класс углубленный уровень ФКГОС к УМК Афанасьева О.В.
Сквозная рабочая программа 8-9 класс включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование и календарно-поурочное планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1066427-1538909821.jpg)
рабочая программа по химии 10кл углубленный уровень
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы среднего (полного) общег...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-283468-1377165652.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (углубленный уровень), 10 класс
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ (углублённый уровень ) и составлена на основе материалов Федерального государстве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-1146166-1558843676.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (углубленный уровень) для учащихся 8-х классов на домашнем обучении
Данная рабочая программа по английскому языку для учащихся 8 класса, находящихся на домашнем обучении (МБУ СОШ №89, г. Тольятти), составлена на основе авторской рабочей программы В.Г.Апалькова (Англий...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-993352-1515765591.jpg)
Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г.
Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1268866-1600114460.jpg)
Авторская рабочая программа по предмету "Право" углубленный уровень 10-11 класс
Авторская программа Е.А. Певцовой по праву для 10-11 кл. согласно ФГОС СОО, 2015г к учебнику «Право. Основы правовой культуры». 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт....