Пространственное строение молекул углеводородов
план-конспект урока по химии (9 класс)

Борщевская Светлана Владиславовна

Организовать исследовательскую деятельность, направленную на усвоение знаний по изомерии и гомологии органических веществ. Научить составлять структурные формулы и шаростержневые модели на примере алканов по их молекулярным формулам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostranstvennoe_stroenie_uglevodorodov.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ

Тема урока:

«Пространственное строение

углеводородов».

(Изготовление шаростержневых моделей

молекул  углеводородов.)

Выполнила:

Учитель биологии, химии  Борщевская С.В.

высшая категория

Улан-Удэ

2023 г.

Тема урока:

«Пространственное строение углеводородов».

Цель урока: организовать исследовательскую деятельность, направленную на усвоение знаний по изомерии и гомологии органических веществ. научить составлять структурные формулы и шаростержневые модели молекул алканов  по их молекулярным формулам;

Задачи:

образовательные: закрепить знания учащихся о составе, структурных формулах и шаростержневых моделях молекул органических веществ, изомерии и гомологии алканов и алкенов;

развивающие: развивать творческую активность и самостоятельность учеников, образное и логическое мышление, объективную самооценку;

воспитывающие: дисциплинированность, аккуратность, внимательность, ответственное отношение к  учебному труду, умение работать в парах.

Личностные результаты:  уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; формировать устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ; целеустремленность и настойчивость в достижении целей;  выполнять  самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы; подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;

 Предметные результаты: понимать смысл формулы химического соединения; использовать такие интеллектуальные операции, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов;

Метапредметные результаты: применять имеющиеся знания и навыки по составлению структурных и шаростержневых формул изомеров и гомологов среди алканов ; осуществлять химический эксперимент по составлению формул органических веществ; иллюстрировать на примерах углеводородов сложность строения материи, многообразие веществ; объяснять причины этого многообразия; моделировать строение гомологов и изомеров углеводородов.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Пространственное строение углеводородов»

пластилин, наборы «Комплекты для составления шаростержневых моделей молекул различных веществ», карточки «Гомологический ряд алканов»

Тип урока: комбинированный урок.

Литература:

  1.  Н.Е. Кузнецова «Химия» учебник для 9 класса. Москва «Вентана-Граф» 2021 г.
  2.  А. Азимов «Мир углерода» М.; Химии 1978. — 208 с.,
  3. Диск Уроки химии и Кирилла и Мефодия .

Структура урока.

1. Орг.момент

         Организация внимания и порядка в классе, проверка готовности класса к учебной деятельности.

2.   Настрой учащихся на успех.

         Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра. Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей собственной жизни. Это будут ситуации, в которых ты добился успеха и чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном уединении и сконцентрировать все свое внимание на экране. Пусть для тебя окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие именно картины ты увидишь. Может быть, ты увидишь, как впервые поплыл без посторонней помощи. А может быть, как в первый раз без поддержки поехал на двухколесном велосипеде. Возможно, это будет ситуация, в которой ты довел до конца сложную работу. А может быть, гром аплодисментов после твоего выступления на школьной сцене. Потрать достаточно времени на то, чтобы получше разглядеть лучшие свои достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся тебе картину, перемотать вперед или назад. (1 минута.)

         Теперь с помощью пульта управления высвети на экране лучший из твоих успехов. Насладись этим мгновением... Обрати внимание, какие ощущения возникают в твоем теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни, как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу и дышать в этом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового успеха.

           А теперь вспомни какую-нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться лучшего, чем то, что у тебя получилось. Обрати внимание на твои ощущения и чувства в этот раз... (10 секунд.)

Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь свою позу успеха и дыши гордо и уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его... Это чувство ты сможешь вызывать у себя всякий раз, когда ты этого захочешь: просто прими эту позу и дыши как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои ощущения, используй "закладку". Для этого соедини большой и указательный пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда в будущем захочешь вновь почувствовать себя успешным и начать дышать так, чтобы все тело звенело от этого чувства...

А теперь ты можешь выключить фильм. Посмотри, как темнеет экран, а в зрительном зале все ярче загорается свет. Потянись и напряги все свои мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой глаза свежим и бодрым.

3. Мотивация учебной деятельности.

Итак начинаем наш путь к успеху.

          Давайте вспомним, о чём же мы с вами вели речь на уроках химии в последние два урока? Выслушиваю ответы учащихся, а затем совместно делаем вывод о том, что речь вели об органических веществах.

          Хорошо, а что мы с вами узнали  об органических веществах? Вновь выслушиваю ответы учащихся и вновь делаем вывод о том, что изучает предмет органическая химия, основные положения теории Бутлерова. Учились  составлять формулы гомологов и изомеров.

          Тогда напомните нам, а что же такое гомологи? Слушаем ответ и учащиеся приводят примеры гомологов для класса алканов. (Гомологи – это вещества, имеющие сходное строение и сходные свойства, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп атомов - СН2).  Затем вновь делаем вывод о явлении гомологии и её значении.

           Такое многообразие органических веществ объясняется только существованием гомологов или есть и другие объяснения? Учащиеся отвечают, что на многообразие органических веществ влияет и такое явление как изомерия. А что же это такое? Выслушиваем ответы учащихся (изомерия – это явление существования веществ с одинаковым химическим составом, но разных по строению, а значит и по свойствам). Приведите примеры  изомеров для вещества класса алканов и алкенов. Учащиеся приводят по одному примеру для каждого класса.

           На предыдущих уроках мы теоретически учились составлять формулы гомологов и изомеров  органических веществ, а как вы думаете, чем мы займёмся сегодня на уроке, закрепляя эти знания? Учащиеся предполагают, что будут практически составлять формулы гомологов и изомеров органических веществ. Хорошо, молодцы. Вы правильно поняли цель урока. А раз мы будем выполнять практическую работу, то придётся делать записи. Поэтому открываете тетради для практических работ, на полях подписываете сегодняшнее число, месяц, год (всё на доске записано).

             Затем учащиеся подписывают практическую работу и её название «Изготовление шаростержневых моделей молекул углеводородов», а также цель работы.

Проблемный вопрос.

Сравнить написание 3 формул пентана. Что изображено 1 или 3 вещества. Будут ли данные формулы являться формулами изомеров.

СН3-СН2-СН2-СН2-СН3                     СН3-СН2-СН2                                                             СН3- СН2

                                                               СН2-СН3                                                   СН2

                                                                                                                                                                                                                                           СН3-СН2                           

                                                                                                                                                                                                                           

4. Актуализация знаний.

         Чтобы составлять структурные формулы вы должны вспомнить правила их составления. .

1. Прежде всего напомните нам всем – какое положение теории строения веществ А.М. Бутлерова объясняет строение веществ? Это первое положение – атомы в молекулах находятся не в беспорядке, а в определённой последовательности, согласно их валентности. 2. А что такое валентность?    Это число ковалентных связей, которое один химический элемент образует с другими элементами. Вспомните значение валентности углерода и  водорода в органических веществах. У углерода в органических веществах валентность всегда равна четырём, а у водорода – одному.  Итак, валентность – это свойство элементов, лежащее в основе составления структурных формул веществ.

3. Строение атома углерода. Объяснить почему углерод в соединениях 4-х валентный.

4. Понятие гибридизации. Гибридные облака.

5. Второе положение Бутлерова. Атомы углерода способны соединятся между собой образуя длинные цепи.

           Чем являются первые четыре формулы веществ на этом слайде. Учащиеся отвечают, что это гомологи. А чем являются четвёртая и пятая формулы этого слайда? Это изомеры – говорят учащиеся (и поясняют  как они в этом разобрались). А это гомологи и изомеры какого гомологического ряда? Учащиеся отвечают, что это гомологи и изомеры гомологического ряда предельных углеводородов или алканов.  А как вы это определили? Учащиеся отвечают, что по составу (отвечают составу Сn Н2n+2) и строению (простые связи).

           Мы с вами ещё раз вспомнили особенности структурных формул органических веществ . А теперь вспомним, что же из себя представляют  шаростержневые модели молекул углеводородов.

       На шаростержневых моделях молекул изображены те же самые алканы, структурные формулы которых мы уже рассмотрели. Здесь атомы элементов изображены шариками разных цветов и размеров. А связи в виде стерженьков.

А вот примеры шаростержневых моделей молекул непредельных углеводородов класса алкены. Посмотрите внимательно на особенности строения алканов и алкенов и скажите, почему они отличаются по составу?

            У алкенов есть двойная связь в молекуле, поэтому в составе на два атома водорода меньше. На это мы обратили внимание, чтобы вы при составлении молекул об этом не забыли. Как выполнять действия по изготовлению шаростержневых моделей молекул посмотрим с помощью следующего слайда

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)

4. Выполнение практической части работы

Учащиеся выполняют работу, а учитель проверяет, что делают учащиеся за своими столами. Работают они парами, помогая друг другу, исправляя ошибки, поясняют почему так, а не по другому. При этом развивается умение общаться, отстаивать свою точку зрения.

     По ходу выполнения работы учитель оказывает помощь тем, кто в этом нуждается. Проверяется каждая шаростержневая  модель формул веществ, составленных учащимися. При необходимости вносятся коррективы.

1. Изготовить модель метана – индивидуально, записать структурную формулу

2. Соединить 2 молекулы метана- парная, записать структурную формулу

3. соединить 2 молекулы этана –групповая, записать структурную формулу

 Какая закономерность наблюдается? Как называются эти вещества .Еще раз проговорить определение Гомологи отличие на СН2 группу

4. Составить изомер бутана. Записать формулу. Дать название понятию «Изомеры»

5. Работа у доски составить изомеры пентана

Дать понятие изомерам.

6. Подведение итогов урока

7. Рефлексия. Выставление оценок

    Для оценки своей деятельности на уроке учащиеся могут воспользоваться слайдом «Лестница  успеха  оценить урок, деятельность других учащихся и главное свою .

По окончании работы проверить сохранность наборов для составления шаростержневых моделей молекул и инструктивных карточек, а также порядка на столе.

7.Домашнее задание.

Написать изомеры С6Н14 

Приложение 1

http://www.yoursystemeducation.com/wp-content/uploads/2016/08/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D1%8F%D0%B4-%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2-768x576.jpg

Приложение 2.

Инструктивная карта

к практической работе по теме:

«Изготовление шаростержневых моделей молекул углеводородов».

1.Составьте структурные формулы для веществ С3Н8 и С4Н10.Изобразите их в тетради.

2.Соберите шаростержневые модели молекул этих углеводородов. Изобразите их в тетради.

3.Составьте по одной молекулярной формуле гомолога для каждого из этих веществ. Запишите их структурные формулы в тетради.

4.Соберите шаростержневые модели молекул для этих гомологов. Изобразите их в тетради.

5.Запишите структурную формулу одного изомера для каждого из первоначальных веществ.

6.Соберите их шаростержневые модели молекул. Изобразите их в тетради.

7.Сделайте вывод о сходстве и различиях веществ С3Н8 и С4Н10 по составу и строению.

8.Оцените свою деятельность по шкале на слайде.

По окончании работы приведите стол в порядок, разобрав и уложив все детали ваших моделей в отделения коробки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы»с использованием технологии проблемного обучения

Цель урока - ввести понятие об ароматичности связи и обуславливаемых ею химических свойствах, особенностях электронного строения молекулы бензола....

Электронное и пространственное строение молекулы метана

Дать представление о гибридизации электронных облаков, электронном и пространственном строении молекул предельных углеводородов на примере молекулы метана....

Электронное и пространственное строение молекулы метана

Дать представление о гибридизации электронных облаков, электронном и пространственном строении молекул предельных углеводородов на примере молекулы метана....

Электронное и пространственное строение молекулы метана

Дать представление о гибридизации электронных облаков, электронном и пространственном строении молекул предельных углеводородов на примере молекулы метана....

Открытый урок по химии «Пространственное строение углеводородов».(9 класс)

Открытый урок для учащихся 9 класса по теме «Пространственное строение углеводородов», включающий в себя теоретический материал, практические задания и домашнее задание....

Разработка урока по теме "Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы"

Тип урока изучения нового материала. Урок даётся в виде лекции....

Пространственное строение молекул углеводородов

Материал представляет собой презентацию для учащихся 10 класса, изучающих курс органической химии. В презентации рассматривается строение молекул углеводородов: метана, этилена, ацетилена в свете учен...