КИМ
тест по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берескинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов)
для выявления знаний и умений, уровня подготовки учащихся
по учебному предмету
«Химия»
для учащихся 10 класса
Разработчик: учитель химии
Ганиева Рамиля Йосыфовна
Пояснительная записка КИМа по химии для 10 класса
1. Назначение КИМа для промежуточной аттестационной работы
Контрольно-измерительный материал предназначен для проведения контрольной работы в форме ЕГЭ в 10 классес фиксацией результатов по пятибалльной системе по УМК Рудзитиса, Фельдмана.
Цель работы: Выявить сформированность базовых умений по химии на третьей ступени общего образования.
2. Документы, определяющие содержание ВПР
Содержание контрольно-измерительного материала по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМа
Разработка КИМа по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:
КИМ ориентирован на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);
проверка сформированности усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и повышенном;
учебный материал, проверяемый заданиями КИМа, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
4. Структура и содержание КИМа
Каждый вариант КИМа содержит 14 заданий различных типов и уровней сложности.
Форма задания | Номера заданий |
С выбором 1 ответа | 1,2,3 |
С выбором 2 ответов | 5,6,7 |
На установление соответствия | 4,8,9 |
С кратким ответом | 10,11,12 |
С развернутым ответом | 13,14 |
Данная работа соответствуют обязательному минимуму содержания по химии и требованиям к уровню подготовки выпускников 10-го класса средней общеобразовательной школы. Каждый вариант содержит четырнадцать заданий из них двенадцать базового уровня:три задания с выбором 1 ответа по разным темам курса, три задания с выбором 2 ответов, три на установление соответствия, три с кратким ответом и два задания с полным решением, два задания – повышенного уровня
Проверяемые ключевые элементы
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ | |
№ заданий | Проверяемые умения |
Называть | |
№1 | Называть вещества по номенклатуре ИЮПАК. |
Определять | |
№2 | Определять пространственное строение молекул |
№3 | Определять химические связи в органических веществах |
№4 | Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений |
№5 | Определять изомеры |
№6 | Определять гомологи |
№10 | Определять типы химических реакций в органической химии |
Характеризовать | |
№7,8,9 | Характеризовать общие свойства основных классов органических веществ. |
Понимать | |
№11 | Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами |
Проводить | |
№12 | Проводить вычисления количества вещества, объема или массы по количеству вещества, объему, или массе реагентов, или продуктов реакции. |
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ | |
№13 | Проводить вычисления по химическим формулам |
№14 | Составлять уравнения реакций, подтверждающие взаимосвязь органических соединений |
Инструкция для учителя
Условия:
- Количество вариантов заданий
Для проведения итоговой аттестационной работы предусмотрено 2 варианта.
- Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование
В процессе выполнения работы учащийся может использовать следующие дополнительные материалы:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов;
непрограммируемый калькулятор.
- Последовательность выполнения заданий
При выполнении работы сначала выполняются задания базового уровня сложности (1-12), затем повышенного.
- Правила оформления работы
Ответы на задания промежуточной аттестационной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.
- Перечень литературы, учебников рекомендованный учащимся для подготовки к аттестации по данному учебному предмету, курсу
К выполнению работы можно готовиться по учебникам:
- Химия 10 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (2012 год)
Критерии оценки
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания 1,2,3,10,11 оцениваются по 1 баллу. Задания 4,5,6,7,8,9,12 – в 2 балла. Задания 13,14 – в 3 балла. Всего – 25 баллов.
Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе.
Оценивание:
13 -17 первичных баллов – оценка «3»
18-22 – оценка «4»
23-25 – оценка «5»
.
Эталоны ответов
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 4 | 2 |
2 | 3 | 2 |
3 | 4 | 3 |
4 | 4,2,1 | 2,3,4 |
5 | 2,5 | 1,5 |
6 | 1,5 | 2,5 |
7 | 3,4 | 3,5 |
8 | 4,1,3,2 | 2,4,1,5 |
9 | 4,2 | 1,4 |
10 | гидрогалогенирование | дегидрирование |
11 | этанол (этиловый спирт) | уксусная кислота |
12 | 126г | 7,8 л |
13 | С8Н18 | С3Н8 |
14 |
Инструкция для учащихся
На выполнение контрольной работы по химии дается 45 минут. Работа включает 14 заданий.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, а также калькулятором.
Задания 1,2,3,10,11 оцениваются по 1 баллу. Задания 4,5,6,7,8,9,12 – в 2 балла. Задания 13,14 – в 3 балла. Всего – 25 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы.
X | Y |
3 | 5 |
Ответ:
Ответ:
4 | 2 |
Ответы к заданиям 13-14 включают в себя подробное описание всего хода выполнения задания. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Вариант 1
1. Из предложенных вариантов выберите название вещества, структурная формула которого CH3CH2CH(CH3)CH2СООН
1) 2- метилгексаналь; 3) 3 – метилгексановая кислота;
2) 3 – метилпентаналь; 4) 3 – метилпентановая кислота.
Ответ:
2. Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода, обозначенного
звёздочкой в веществе, формула которого СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С* ≡ СН
1) sp3 3) sp
2) sp2 4) не гибридизован
Ответ:
3. Две π-связи содержатся в молекуле
1) этена; 2) бутана; 3) бутена; 4) этина
Ответ:
4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | КЛАСС/ГРУППА |
А) метилбензол | 1) альдегиды |
Б) анилин | 2) амины |
В) 3-метилбутаналь | 3) аминокислоты |
4) углеводороды |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответ:
5. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются
структурными изомерами бутена-1.
1) бутан
2) циклобутан
3) бутин-2
4) бутадиен-1,3
5) метилпропен
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
6. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются
гомологами бутана.
1) пропан
2) циклобутан
3) бутин-2
4) бутадиен-1,3
5) гексан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
7. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует формальдегид.
1) Сu
2) N2
3) H2
4) Ag2O (NH3 р-р)
5) СН3ОСН3
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
8. Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом, полученным в результате их взаимодействия
Исходные вещества Основной продукт реакции
А. СН3СОН + Н2 1. Углекислый газ
Б. С2Н5ОН+ О2 2. Гексахлорбензол
В. С2Н2 + 2Н2 3. Этан
Г. С6Н6 + СI2 (в присутствии УФ) 4. Этанол
5. Хлорбензол
Ответ: впишите соответствующие буквам цифры
А. | Б. | В. | Г. |
9 . Задана следующая схема превращений веществ:
CH3CH2Cl+X→ CH3CH2OH+Y→ CH3CHO
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) H2
2) CuO
3) Cu(OH)2
4) NaOH (H2O)
5) NaOH (спирт)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующимибуквами.
Х | Y |
Ответ:
10. Реакция присоединения галогено-водородов по кратным связям называется реакцией ________________.
11. Это вещество используется человеком в медицине для приготовления растворов лекарств, как антисептик, как согревающее средство. При чрезмерном использовании этого вещества внутрь возникает зависимость от него. Это вещество_____________________________.
12. Вычислите массу пропена, необходимого для взаимодействия с 67,2 л водорода.
(ответ запишите с точностью до десятых) Ответ: __________.
13. Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором 15,79 %, а плотность паров этого вещества по воздуху равна 3,93.
Дано: Решение:
Найти:
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществитьследующие превращения:СаС2 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н5NO2
Ответ:
Вариант 2
1. Из предложенных вариантов выберите название вещества, структурная формула которого (СН3)2С = СН – СН2 – СН3
1) 3-метанпентадиен-1,3 3) 2-метилбутадиен-1,3
2) 2-метилпентен-2 4) 3-метилбутен-1
Ответ:
2. Вид гибридизации электронных орбиталей атома углерода, обозначенного
звёздочкой в веществе, формула которого СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С*Н = СН2
1) sp3 3) sp
2) sp2 4) не гибридизован
Ответ:
3. Одна π-связь содержатся в молекуле
1) этана; 2) бутана; 3) бутена; 4) этина
Ответ:
4. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | КЛАСС (ГРУППА) ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ |
A) метаналь Б) глицерин B) глицин | 1) арены 2) альдегиды 3) спирты 4) аминокислоты |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответ:
5.Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами гексена-2
1) циклогексан
2) циклобутан
3) гексан
4) гексен-1
5) 2,3-диметилпентен-2
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
6. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются гомологами метилпропанола-1
1) бутанол-1
2) 2-метилпентанол-1
3) пропанон
4) пропандиол-1,2
5) 2-метилбутанол-1
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
7. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует
метиламин.
1) пропан
2) хлорметан
3) вода
4) гидроксид натрия
5) соляная кислота
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Ответ:
8.Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом, полученным в результате их взаимодействия
Исходные вещества Основной продукт реакции
А. СН3СООН + СН3ОН 1.СН3СНО
Б. СН3СООН+ NaHCО3 2. СН3СООСН3
В. С2Н5 OH+ CuO (наревание) 3. СН3СОCl
Г. СН3COOH + СI2 (в присутствии УФ) 4. СН3COONa
5. СН2ClСООН
Ответ: впиши соответствующие буквам цифры
А. | Б. | В. | Г. |
9 . Задана следующая схема превращений веществ:
С2Н6 +X→ C2H5CI+Y→ C2H5ОН
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) Cl2
2) CuO
3) Cu(OH)2
4) NaOH (H2O)
5) NaOH (спирт)
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующимибуквами.
Х | Y |
Ответ:
10. Реакция отщепления водорода от органических веществ называется реакцией ________________.
11. Это вещество прозрачная жидкость, имеющая очень резкий и неприятный запах, обладает очень кислым вкусом.Применяется очень широко в приготовлении домашних консервов из овощей и фруктов. Из него готовят маринады различных составов, благодаря которым овощные заготовки хранятся всю зиму и не портятся.
Это вещество _____________________________.
12. Рассчитайте объём (н. у.) кислорода, необходимый для полного сгорания 4,6 г этанола.(ответ запишите с точностью до десятых) Ответ: __________.
13. Углеводород содержит 81,82% углерода. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 22. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.
Дано: Решение:
Найти:
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществитьследующие превращения:
Ответ: