Конкурс "Юный химик-лаборант"
опыты и эксперименты по химии

Румянцева Юлия Александровна

Данный конкурс проводился в рамках предметной недели химии. Участие в нем принимали участие школьники 9-11 класса, в качестве зрителей 8 класс. Первый этап конкурса основан на теоретические знания по предмету, второй этап - практический. Ребята попробовали себя в качестве лаборантов в кабинете химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка конкурса23.7 КБ
Файл презентация1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя Общеобразовательная школа № 10

Мероприятие по химии

 «Предметная неделя»

9-11 класс

Тема: «Юный химик-лаборант»

Разработала: учитель химии

Румянцева Юлия Александровна

Домодедово

2019

Цель мероприятия:

Формировать у учащихся практические знания, умения и навыки при работе с лабораторным оборудованием, химическими реактивами, а также познавательный интерес к предмету. Проверить свои интересы и склонности в химическом профиле и соотнести их с требованиями, которые предъявляет профессия химика-лаборанта.

Оборудование и реактивы: штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатели для пробирок, штативы с муфтами и лапками, фильтровальная бумага, воронки, индикатор фенолфталеин, растворы соляной и серной кислоты, цинк, медь, сульфат натрия, карбонат натрия, хлорид бария, гидроксид натрия, сульфат цинка, сульфат меди (II).

Подготовка: создаются две группы из учащихся 9-11 классов, проводится инструктаж по технике безопасности и методике работы с оборудованием и реактивами. Руководитель мероприятия – учитель химии. Помощник в мероприятии – лаборант. Жюри – учащиеся старших классов, отличающиеся отличными знаниями по химии. В качестве зрителей приглашаются учащиеся 8 класса.

Проведение мероприятия: руководитель и помощник следят за соблюдением техники безопасности и методики работы. Оценивают правильность, четкость и логичность проведения практической работы, ответов на поставленные вопросы и оформления отчета.

Ход мероприятия:

  1. Знакомство с профессией  химика-лаборанта:
  1. НУЖНО: для успешного освоения профессии химика-лаборанта необходимы базовые знания по химии и биологии.
  2. КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: эмоциональная устойчивость, ответственность, внимательность.
  3. СПОСОБНОСТИ:  склонность к работе с информацией, развитые логические способности,     способность к концентрации внимания,  склонность к работе с объектами природы,  развитые математические способности.
  • ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ:   работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
  • органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
  • сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
  • органов пищеварения (хронические заболевания печени, хронический гастрит и др.);
  • почек и мочевых путей (нефрит, почечно-каменная болезнь и др.);
  • нервной системы (менингит, миастения и др.);
  • кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
  1. УСЛОВИЯ ТРУДА: работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов.
  2. ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ:  химики-лаборанты могут работать в таких организациях и сферах, как:
  • химические и нефтехимические производства;
  • научно-исследовательские институты и различные лаборатории;
  • предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности.

  1. Техника безопасности для химика-лаборанта и должностные обязанности.

Лаборант должен:

  • все работы выполнять в рабочей одежде;
  • соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте;  
  • во время лабораторных работ находиться в учебном кабинете; 
  • оказывать помощь учителю химии в проведении практических работ; 
  • помогать учителю химии оказывать первую медицинскую помощь; эвакуировать учащихся из помещения; 
  • мыть лабораторную посуду в резиновых перчатках, пользуясь «ершом»; 
  • сушить посуду на специальных подставках; 
  • убирать посуду, реактивы, химические вещества в места хранения; 
  • наклеить бирку с названием на все реактивы; 
  • собирать у учащихся остатки растворов, реактивов, помещать их в специальную посуду для последующей нейтрализации;
  • отметить опасные вещества красной полосой;
  • отключать вытяжной шкаф, освещение;
  • следить за уборкой лабораторных столов; проветривать кабинет и следит за его уборкой;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации. 
  1. Предстоящая работа химика-лаборанта:

(Зачитывает учитель)

  • заправка спиртовки;
  • проведение нагревания пробирки;
  • взятие навески твердого вещества;
  • взвешивание веществ;
  • измельчение твердого вещества;
  • забор объема концентрированных кислот;
  • размешивание веществ;
  • переливание веществ;
  • приготовление фильтра;
  • фильтрование неоднородной смеси;
  • мытье посуды (пробирки, колбы);
  • оформление этикетки для реактива;
  • сборка прибора для получения газа;
  • составление и приготовление растворов различных концентраций;
  • ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных инструктажей.

  1. Выполнение работы юных химиков-лаборантов.

1 часть.

Группам выдаются инструктивные карты № 1, где указаны задания (Приложение 1). Группы заполняют их. На работу дается 5-10 мин. В это время учитель проводит игру с болельщиками – загадывает химические загадки (Приложение 2).

По завершению работы карты сдаются жюри для проверки.

2 часть.

Выполнение практической части.

Группы получают инструктивные карты № 2 с алгоритмом выполнения опытов и по ТБ (Приложение 2).

  1. Вручение грамот и дипломов «Юный химик-лаборант».

(дипломы вручаются победителям конкурса – всей группе, грамотами принятие участия в конкурсе «Юный химик-лаборант» награждается другая группа).

Инструктивная карта №1

«ЗАГАДКА ФИОЛЕТОВОГО ВЕЩЕСТВА»

История про одного уважаемого химика. Однажды пришел к нему купец, принес с собой банку с каким-то веществом и попросил ученого определить, что это за вещество. Химик открыл банку, понюхал и с удивлением спросил купца, где он взял это вещество. Купец рассказал, что торговал он в далекой заморской стране, а когда возвращался домой, то корабль, на котором он плыл попал в шторм. Он случайно задержался на палубе и услышал крик о помощи. Преодолевая ветер, он постарался обнаружить того, кто кричал. Человек висел за бортом, ухватившись одной рукой за металлический поручень. Купец спас этого человека.

Много позже , после выздоровления, человек нашел купца и подарил ему  в благодарность за спасение банку с каким-то веществом. При этом он сказал: «Да хранит вас это вещество от порезов, нарывов, болезни зубов!»

Купец ушел оставив банку с веществом химику, который стал его исследовать. Достав из банки он положил его на лист бумаги и стал рассматривать. Вещество лежало перед ним красивым кристаллом черно- серого цвета. Солнечный луч, падая на него подчеркивал его серебристо – фиолетовый блеск. «Что за дивное вещество? Давненько я хотел познакомиться с тобой поближе», - проговорил химик.

Прежде всего он убедился, что это вещество не  проводит электрический ток. Потом он взял вещество в руки, обратив внимание на желто – бурые пятна, оставшиеся на бумаге. Через несколько секунд и на пальцах он обнаружил такие же пятна. Вещество источало специфический запах. Затем он решил проверить, как вещество растворяется в воде, и обнаружил, что оно мало растворимо. На столе стояла банка с крахмальным клейстером. Он решил опустить это вещество в клейстер. Содержимое банки окрасилось в темно-синий цвет.

Насыпав вещество в реторту, химик попытался его нагреть. Сразу же появились фиолетовые пары, которые оседали на холодной части пробирки. превращаясь опять в темно-серые кристаллы.

Что же это  было за вещество?________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Где его можно найти в природе?_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Где оно применяется?______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какое значение имеет в жизни человека?______________________________________

_____________________________________________________________________________

Инструктивная карта №2

1. Получите  водород (используя имеющиеся реактивы и оборудование) и соберите его методом вытеснения воздуха.

2. Получение оксида меди:

  1. Комплектация химической посуды, реактивов.
  2. Отмер определенного объема веществ (2 мл NaOH  и 4 мл CuSO4).
  3. Определение индикатором среды образовавшегося вещества.
  4. Проверка рабочего состояния спиртовки.
  5. Закрепление пробирки с веществом держателем.
  6. Проведение нагревания пробирки.
  7. Изготовление фильтра.
  8. Проведение фильтрования.
  9. Приведение рабочего места в порядок: демонтаж приборов, проверка спиртовок, слив отработанных веществ, мытье х. посуды.

3. Какие правила ТБ здесь можно выделить:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметная неделя химии Участники конкурса – учащиеся 8-11 классов Ведущий мероприятия – учитель химии Румянцева Ю.А. «Юный химик-лаборант» 2019 г.

Слайд 2

Знакомство с профессией химика-лаборанта Базовые знания по химии и биологии; Эмоциональная устойчивость, внимательность, ответственность; Склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности; Работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов; Требования к здоровью.

Слайд 3

ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ Х имики-лаборанты могут работать в таких организациях и сферах, как: химические и нефтехимические производства; научно-исследовательские институты и различные лаборатории; предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности; в лабораториях пищевых предприятий.

Слайд 4

Лаборант должен: все работы выполнять в рабочей одежде; соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте; следить за уборкой лабораторных столов; проветривать кабинет и следит за его уборкой; мыть лабораторную посуду в резиновых перчатках, пользуясь «ершом»; сушить посуду на специальных подставках; убирать посуду, реактивы, химические вещества в места хранения; наклеить бирку с названием на все реактивы; собирать у учащихся остатки растворов, реактивов, помещать их в специальную посуду для последующей нейтрализации; отметить опасные вещества красной полосой; отключать вытяжной шкаф, освещение .

Слайд 5

Предстоящая работа химика-лаборанта : заправка спиртовки; проведение нагревания пробирки; взятие навески твердого вещества; взвешивание веществ; измельчение твердого вещества; забор объема концентрированных кислот; размешивание веществ; переливание веществ; приготовление фильтра; фильтрование неоднородной смеси; мытье посуды (пробирки, колбы); оформление этикетки для реактива; сборка прибора для получения газа; составление и приготовление растворов различных концентраций; ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных инструктажей.

Слайд 6

I ЧАСТЬ Учащиеся делятся на две группы. Группам выдаются инструктивные карты № 1, где указаны задания. Они заполняют их. На работу дается 5-10 мин. По завершению работы карты сдаются жюри для проверки.

Слайд 7

II ЧАСТЬ Выполнение практической части. Группы получают инструктивные карты № 2 с алгоритмом выполнения опытов и по ТБ. Заполняют их. Учитель химии следит за правильностью выполнения опытов и ТБ. Подведение итогов конкурса.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа допрофильного модульного курса "Клуб химиков-лаборантов"

Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия  для удовлетворения  познавательного интереса учащихся в области естествознания,  проектирования будущей профессии. Зна...

Конкурсная программа "Смотр химиков - лаборантов"

Смотр - конкурс химиков-лаборантов состоит из 4 практических  этапов, в каждом из которых ученики демонстрируют отработанные умения и навыки по работе с химическим оборудованием, веществами и с с...

Профессиональные пробы профессии химик-лаборант

В данной разработке предлагается ученикам выпускных классов пройти профпробы в типе профессий "Ч-П", "Ч-Т" по специальности лаборант. Для проведение проб используется оборудование лаборантской кабинет...

Занятие по внеурочной деятельности по химии 6 класс "ХИМИК-ЛАБОРАНТ"

Занятие по внеурочной деятельности по химии предназначенно для учащихся 6-7 классов, которые интересуются данным предметом и знакомятся с первоначальными понятиями по химии. Занятие построенно в игров...