Материал к открытому уроку по теме "Соединения железа"
методическая разработка по химии (9 класс)

Унжакова Мария Владимировна

Данный материал поможет вам при проведении урока из циклла "Курс химии 9-го класса из раздела "Металлы". данная разработка содержит конспект урока, презентацию, тестовую работу, которая поможет проверить знания учащихся, а также полный самоанализ урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. Соединения железа.

Слайд 2

Охарактеризуйте Fe как химический элемент, составив предложения со словами и словосочетаниями: Порядковый номер, номер периода , группа, подгруппа Порядковый № 26, 4 период , VIII В группа Заряд ядра, распределение электронов по уровням Заряд ядра +26, распределение é 2 , 8, 14 , 2 Электронная формула внешнего уровня …4 s 2 3d 6 Степень окисления

Слайд 4

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: 1. Оксиды и гидроксиды железа +2 и +3, их характер 2. Получение гидроксидов железа (лабораторная работа) 3. Качественные реакции на ионы железа (лабораторная работа) 4. Биологическая роль железа, токсичность железа

Слайд 5

Степень окисления железа Соединения железа оксид основание Соль (хлорид) Fe 2+ Fe 3+

Слайд 6

Fe Fe ² ⁺ Fe ³ ⁺ FeO Fe(OH) ₂ FeCI ₂ Fe ₂O₃ Fe(OH) ₃ FeCI ₃ Основные соединения железа Fe ² ⁺Fe ³ ⁺ Fe ₃O₄ (FeO•Fe ₂O₃)

Слайд 7

Экспериментальная Соблюдайте ПТБ!

Слайд 8

Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Опыт 1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.

Слайд 9

Получение гидроксидов железа FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH)₂↓ +2NaCI FeCI ₃ + 3NaOH = Fe(OH)₃↓ + 3NaCI Fe(OH) ₂ окисляется на воздухе: сначала зеленеет, потом приобретает бурую окраску 4 Fe(OH)₂ + 2H₂O + O₂ = 4Fe(OH)₃

Слайд 10

Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа ( II ) и ( III ) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислородом воздуха. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций

Слайд 11

Качественные реакции на ионы Fe ² ⁺ и Fe ³ ⁺ Fe ³ ⁺ реактив – роданид калия KSCN Fe ³ ⁺ реактив – желтая кровяная соль – K4[Fe(CN)₆] Fe ² ⁺ реактив – красная кровяная соль - K3[Fe(CN)₆]

Слайд 12

Биологическая Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо -белковых комплексов, которые находятся в печени и селезёнке. В теле взрослого человека содержится примерно 4-6 г железа, из них 65 % в крови. Ежедневно с пищей должно поступать 5- 15 мг железа.

Слайд 13

Токсичность железа Избыточная доза железа – 200мг и выше может вызвать отравление Железо занимает 5 –е место по уровню токсичности после ртути, свинца, кадмия и мышьяка. Соединения Fe ² ⁺ токсичнее соединений Fe ³ ⁺ Ионы тяжелых металлов содержащиеся в водоемах, растениях, не только причиняют вред здоровью, но и разрушают его генофонд

Слайд 14

Генетические связи Fe ПРОЙДИТЕ, СОСТАВИВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СХЕМУ РЕАКЦИЙ, ОТ ОДНОГО УКАЗАННОГО В ЗАДАНИИ ВЕЩЕСТВА К ДРУГОМУ: - ОТ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА ( II ) ДО ЖЕЛЕЗА - ОТ ЖЕЛЕЗА ДО ОКСИДА ЖЕЛЕЗА( III ) FeCl 2 Fe FeCl 3 Fe(OH) 2 Fe 3 O 4 Fe(OH) 3 Fe O FeSO 4 Fe 2 O 3

Слайд 15

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… Я УДИВИЛСЯ… ТЕПЕРЬ Я УМЕЮ… Я ХОТЕЛ БЫ…

Слайд 16

Домашнее задание § 14, упражнение 4 стр. 82



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Инструктивная карта к лабораторной работе

Качественные реакции на ионы железа

Лабораторный опыт 1.  

Получение гидроксида железа(II) и гидроксида железа(III)

Получить гидроксиды железа в лаборатории можно взаимодействием солей железа со щелочью

а) Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфат  железа(II).  Добавьте к нему по каплям раствор щелочи  до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка. Записать уравнения реакций

б) К хлориду железа(III) прилейте по каплям раствор щелочи до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

Что наблюдаете? Записать уравнения реакции.

Слайд1 – уравнение реакций (самопроверка)

Вывод: Это один из способов распознавания соединений железа с различной степенью окисления, качественные реакции на ионы Fe2+  Fe3+

Fe(OH)2 окисляется на воздухе: сначала зеленеет, потом приобретает бурую окраску

4Fe(OH)2  + 2H2O + O2  = 4Fe(OH)3  Слайд 2

Лабораторный опыт 2

Качественная реакция на ион Fe3+

Реактив – роданид калия KSCN

К раствору хлорида железа(III)  добавить одну каплю раствора роданида калия (KSCN). Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на свету. Отметьте цвет.

Результат воздействия – интенсивно красный цвет

FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl.

2.Реактив – желтая кровяная соль K4 [Fe(CN)6]

г) К раствору хлорида железа(III)  Во 2-ю пробирку добавьте 1–2 капли раствора гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной соли). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.

Результат воздействия – синий осадок берлинской лазури

K4 [Fe(CN)6] + FeCI3 =  3KCI + KFe[Fe(CN)6]

Лабораторный опыт 3

Качественная реакция на ион Fe2+

Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]

Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор осадка. гексацианоферрата(III)  калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной соли). Отметьте цвет осадка.

Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)

FeCI2 + K3[Fe(CN)6] = 2КCI  + KFe[Fe(CN)6]↓

Вывод:

Реактивами на ионы Fe2+ являются щелочи  и красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]

Реактивами на ионы Fe3+ являются щелочи, роданид калия и желтая кровяная соль   K4[Fe(CN)6]



Предварительный просмотр:

Тема урока «Соединения железа».

Цель урока: изучить состав, получение и свойства гидроксидов железа, научиться распознавать ионы железа с зарядом 3+; определить содержание железа в некоторых продуктах питания.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию представления о многообразии соединений железа, продолжить изучение  понятия амфотерности на примере  гидроксида железа(III), научить определять с помощью качественных реакций вещества, содержащие железо +2 и +3.

Развивающие: раскрывать причинно-следственные связи,  развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитательные: продолжить формирование навыка самонаблюдения, взаимопомощи, стимулировать развитие познавательного интереса к предмету.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная работа.

Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование:мультимедийный проектор,ПК ,раздаточный материал

Реактивы:растворы сульфата железа (II)(FeSO4), хлорида железа(III)(FeCl3), гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), роданида аммония (NH4CNS), пробирки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Отметить отсутствующих в классе, проверить готовность учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

  1. положение железа в ПСХЭ (работает 1 ученик у ПСХЭ);
  2. показать карточки с названиями тех продуктов, в состав которых водит железо (коллективная работа);
  3. применение железа (работа с классом);
  4. химические свойства железа (работа у доски трех человек);
  5. демонстрационный опыт на физические свойства железа (При помощи какого опыта можно отделить железные стружки от серы? О каком физическом свойстве свидетельствует этот опыт?).

3. Актуализация знаний учащихся.

А сможете ли вы прожить без железа, а без его соединений? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

 4. Изучение нового материала.

Тема урока: «Соединения железа».

– Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?

(ответы учащихся)

– Напишите два ряда соединений, образуемых железом со степенью окисления +2 и +3.

Степень окисления железа

Соединения железа

Оксид

Основание

Соль (хлорид)

Fe2+

FeO

Fe(OH)2

FeCl2

Fe3+

Fe2O3

Fe(OH)3

FeCl3

 А как можно получить гидроксиды железа? Можно ли получить гидроксиды железа непосредственно из их оксидов? Почему?

Сегодня вы побываете в роли исследователей. Задача, стоящая перед вами: получить гидроксиды железа, исследовать их свойства.

Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.

Инструкция

Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.

Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа (II) и (III) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха.

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.

Результаты исследований занесите в таблицу.

 Сформулируйте вывод о свойствах гидроксидов железа (II) и (III).

Давайте подведем итог исследования и сделаем выводы:

  1. Как и все нерастворимые основания гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III) получают в лаборатории взаимодействием раствора соответствующей соли железа с раствором щелочи.
  2. Гидроксид железа (II) неустойчив на воздухе, легко окисляется, гидроксид железа (III) устойчив.
  3. Гидроксид железа (II) проявляет основные свойства, гидроксид железа (III) – слабо выраженные амфотерные свойства.

Казалось бы, как далеки наши сегодняшние исследования от жизни. Но соединения железа как никакие другие важны для жизнедеятельности живого организма. Двухвалентное железо входит в состав гемоглобина. Именно железу кровь обязана своим красным цветом. При недостатке железа человек начинает быстро утомляться, возникают головные боли, появляется плохое настроение.  В организм железо поступает вместе с пищей. В пищевых продуктах содержится трехвалентное железо. А клетки кишечника пропускают только двухвалентное. Попав в кишечник, Fe+3 восстанавливается в Fe+2. Если человек плохо пережевывает пищу, Fe+3 не восстанавливается и остается недоступным. На усвоение влияет и состав пищи.  Присутствии витамина С и фруктозы способствуют растворению и усвоению Fe. Но есть враги железа – это чай, кофе, яичные желтки. В их присутствии железо образует труднорастворимые соединения. У человека, страдающего недостатком железа, развивается малокровие.

 А как обнаружить соединения железа? Существует ряд качественных реакций на ионы железа +2,+3. Я хочу познакомить вас, на мой взгляд, с самой яркой. В присутствии иона железа (III) при добавлении роданида калия образуется вещество красного цвета. Это - роданид железа (III). Роданид от греческого "родеос" - красный.

FeCl3 + 3 КCNS  = Fe(CNS)3  + 3 KCl

  1. закрепление изученного материала.

Осуществить цепочку химических превращений, которая показывает взаимосвязь веществ.

  1. Информация о домашнем задании

Параграф 14 №  4 (п).

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

 Итак, наш урок подходит к концу.

Крупинка железа! Насколько она дороже для нас всего золота и всех бриллиантов мира! Сколько жизней погублено, сколько людей принесено им в жертву!

Всего каких нибудь 3 грамма, нужных для одной вязальной спицы, и все-таки это дороже и ценнее для нас, чем все золото мира, чем алмазные копи Сибири и Африки, потому что эти 3 грамма дарят нам кровь, дают дыхание, тепло и радость жизни! 

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по химии.

Дата урока: 24.10.16 г.

Тема урока: Соединения железа».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.

Задачи обучения: способствовать формированию представления о многообразии соединений железа, продолжить изучение  понятия амфотерности на примере  гидроксида железа(III), научить определять с помощью качественных реакций вещества, содержащие железо +2 и +3.

Задачи развития: раскрывать причинно-следственные связи,  развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Урок проходил по следующему плану:

  1. проверка домашнего задания с использованием разноуровневых заданий;
  2. актуализация знаний, где основной упор делался на уже изученный материал;
  3. изучение нового материала с использованием исследовательских методов (проведение лабораторной работе);
  4. закрепление нового материала.

Урок был спланирован с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывались сильные и слабые ученики, был проведен корректный дифференцированный подход ко всему контингенту учеников.

Урок был построен на основе ранее изученных тем о металлах, где учащиеся были ознакомлены с подобными химическими реакциями. На каждом этапе урока вызывались учащиеся к доске.

Данный урок с использованием предложенных форм и методов работы дал возможность учесть познавательные интересы всех учащихся и помог проявить себя каждому ученику по мере его сил.

Считаю, что цели и задачи были достигнуты.

Для устранения ошибок считаю необходимым продолжить написание уравнений реакций в растворе.

Учитель химии: Унжакова М.В.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Тестирование

Железо. Соединения железа.

Вариант 1

  1. Металл, реагирующий с разбавленной серной кислотой при обычных условиях:

 а) Ag;   б) Сu;    в) Fe;     г) Hg.

2. При горении железа в кислороде образуется.

а) FeO .          б) Fe2 O3 .        в) Fe3O4  .    

 3. Гидроксид железа (III) проявляет свойства :

а) амфотерные;  б) кислотные;    в) основные.

        

4. Электронная формула  внешнего энергетического уровня и предвнешнего     d – подуровня:

а)…3d6 4s2;   б) …3d74s2;   в) … 3d84s2  .

5.При взаимодействии солей Fe3+ со щелочами образуется осадок:

а) белого цвета; б) зеленого цвета;      в) бурого цвета.

6. Соли железа (III) получают при взаимодействии железа

а) с растворами кислот;                       б) с концентрированными растворами.

7. Химическое соединение Fe3O4  называется:

а) магнетит;   б) лимонит;  в) пирит.

8. Гидроксид железа (III) проявляет свойства :

а) амфотерные;  б) кислотные;    в) основные.

9.  При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +3?

А) СI2          Б) S             В)  p-рHCI       Г) HNO3

Тестирование

Железо. Соединения железа.

Вариант 2.

  1. С какими из веществ реагирует железо?

А) О2        Б) Na2O          В) p-р H2SO4         Г) СО2

2. .При взаимодействии солей Fe2+ со щелочами образуется осадок:

а) белого цвета; б) зеленого цвета;  а) бурого цвета

3. Гидроксид железа (II) проявляет свойства:

а) амфотерные;  б) кислотные;           в) основные.

      4. Формула соли, с водным раствором которой реагирует железо:

а) Zn (NO3)2; б) Mn (NO3); в) Pb (NO3)2 ;   г) Ca(NO3)2.

5.  Соли железа (II) получают при взаимодействии железа

а) с растворами кислот;                     б) с концентрированными кислотами.

6. Химическое соединение FeS2 называется:

а) магнетит;   б) гематит;                 в) пирит.

     7. Оксид железа (3) проявляет свойства

а) кислотные;  б) основные;                     в) амфотерные.

8. В состав гемоглобина крови человека входит:

а) железо;  б) медь;   в) золото.

  1. При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?

А)  СI2    Б) S    В)  p-р HCI     Г) HNO3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к открытому уроку

План урока по теме Млекопитающие...

Графический материал для Открытого урока 2012_Презентация

В презентации сожержится графический материал по теме Открытого урока 2012...

Открытый урок по теме: "Железо" 9 класс

Разработка открытого урока с использованием ЭОР (информационный, практический модули, тренажёр). Конспект урока прошёл экспертизу в издательстве "Дрофа" и опубликован на информационно-образовательном ...

Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»

Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции»...

Открытый урок на тему: "Железы внутренней секреции"

Формируется понятие желез внутренней секреции, Показывается их роль в регуляции функций в организме человека, Рассматривается влияние гормонов на конкретных примерах, Выясняется гипер- и гиперофункции...

открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."

Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....

Открытый урок на тему: «Железы внутренней секреции» 8 класс

Цели урока:1. ОбразовательныеСформировать понятие желез внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выясн...