Методическая разработка урока химии по теме "Непредельные углероды" (10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс)

Русинова Татьяна Михайловна

Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._mru_nepredelnye_uglevodorody.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Повторение и обобщение знаний по теме «Непредельные углеводороды».

Цель урока:

  1. Повторить, углубить и расширить знания учащихся по теме на основе представлений о взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.
  2. Продолжить развитие аналитико-синтетических способностей учащихся через выполнение заданий нестандартного характера; совершенствовать практические навыки проведения экспериментов и анализа их результатов; развитие коммуникативных способностей в групповых формах работы.
  3. Продолжить формирование у учащихся убеждений о ценности знаний для их разумного практического применения.

Оборудование:

1) Для практических заданий- №1: этанол+конц.серн.кислота,  йодная вода, спиртовка,                                                          

                                                            спички, штатив,  пробирки, газоотводная трубка.

                                                       №2: этанол+конц.серн.кислота,  роз. раствор перманганата      

                                                            калия, спиртовка,  спички, штатив,  пробирки,                      

                                                            газоотводная трубка.

                                                     №3: карбид кальция, вода,   роз. раствор перманганата            

                                                            калия,   пробирки, газоотводная трубка, спички.  

2) Полиэтиленовый пакет, воздушный шарик,  пластиковый стаканчик, упаковка жевательной резинки, комп. «мышь», диск DVD.

3) Черные конверты с формулами органических веществ.

4) Карточки с химическим символом углерода (20 штук).

5) Листы ватмана, маркеры, фломастеры.    

6) Эмблемы капитанов, таблички с названиями команд: «Алкены», «Алкадиены», «Алкины».

7) Оценочный лист экспертов.

8) Призы командам.

Ход урока:

  1. Подготовительный этап: заранее из числа наиболее компетентных учащихся выбрать 2-3-х  экспертов, они в течение всего урока будут оценивать работу класса. Все остальные учащиеся делятся на три команды таким образом, чтобы команды были примерно равны по силам. Эксперты и команды рассаживаются за отдельные столы. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны получают у учителя- ведущего карточки с названиями команд «Алкены», «Алкины», «Алкадиены» и название присваивается команде.
  2. Игра - интеллектуальное соревнование.
  3. Подведение итогов урока.

Конкурс 1, (5-7 мин) – разминка: каждой команде по очереди ведущий зачитывает некое утверждение, команда должна оценить правильность утверждения и дать ответ – «верно» или «неверно», в случае правильного ответа команда получает жетон с химическим символом углерода, в случае неверного ответа вопрос переадресуется другой команде. Задача команд – набрать как можно больше жетонов.

Утверждения:

  1. СnH2n  - общая формула класса алкенов. (Неверно, еще и циклоалканов).
  2. Натуральный каучук имеет стереорегулярное строение. (Верно).
  3. Реакция полимеризации – один из случаев реакции присоединения. (Верно).
  4. Стереоизомерия характерна только для алкенов. (Неверно, еще для изолированных и сопряженных диенов).
  5. С помощью реакции обесцвечивания розового раствора перманганата калия можно отличить непредельные углеводороды друг от друга. (Неверно).
  6. Дегидратация спиртов – промышленный способ получения  алкенов. (Неверно).
  7. Реакция полимеризации возможна вследствие присутствия в веществах П-связи. (Верно).
  8. Правило Зайцева указывает на порядок отщепления атома водорода при дегидратации и дегидрогалогенировании. (Верно).
  9. Реакция Кучерова позволяет получать кислородосодержащие органические вещества из алкинов. (Верно).
  10. Для алкинов характерна стереоизомерия, так как у них есть П-связь. (Неверно).
  11. Непредельных углеводородов мало в природе вследствие их химической активности. (Верно).
  12. Основная область применения непредельных углеводородов – изготовление полимеров. (Верно).

Разминка закончена. Каждой команде выдается еще по одной красной карточке с химическим символом атома углерода.

Конкурс 2 (2 мин) - составить как можно больше изомеров для веществ вашего класса с тем числом атомов углерода, сколько было получено карточек в предыдущем конкурсе, изобразить углеродные скелеты на бумаге, сдать жюри. Побеждает та команда, которая составит больше изомеров.

Конкурс 3 (3-5 мин) – экспериментальный: один представитель каждой команды выбирают у ведущего карточки с экспериментальными заданиями и выполняют их;

Задание №1. Собрать прибор для получения этилена. Полученный этилен пропустить

                       через йодную воду, объяснить результаты наблюдаемых явлений.

Задание №2. Собрать прибор для получения этилена. Полученный этилен пропустить

                       через розовый раствор перманганата калия, объяснить результаты

                       наблюдаемых явлений.

Задание №3. Собрать прибор для получения ацетилена (этина). Полученный газ  

                       пропустить через розовый раствор перманганата калия, объяснить  

                       результаты наблюдаемых явлений.

В это время проводится следующий конкурс.

Конкурс 4 (5 мин) – ассоциации: каждой команде по очереди дается слово (каучук, правило Марковникова, стереоизомерия), каждый участник команды должен назвать слово, подходящее по смыслу, например, алкан – метан – природный газ. Побеждает команда, назвавшая больше слов.

  • Подведение итогов конкурса экспериментаторов.

 Конкурс 5 (5 мин) – «Черный конверт». Каждая команда получает конверт, в котором находятся карточки со структурными формулами различных веществ. Необходимо в течение пяти минут составить как можно больше уравнений.

Конкурс 6 (5 мин) – озвучить один из предложенных фрагментов видеофильма (составить 3 – 4 предложения, объясняющих суть фрагментов).

Конкурс 7 (3-5 мин) – лучший рассказчик. Каждая команда выбирает по одному предмету из числа предложенных (полиэтиленовый пакет, воздушный шарик, жевательная резинка, зажигалка, компьютерная «мышка», DVD-диск). За несколько минут должен родиться как можно более интересный рассказ о выбранном предмете с применением терминов: непредельный углеводород, полимер, применение).

Конкурс 8 (10 мин) – каждая команда составляет по 2 вопроса (всего 4) командам – соперницам в соответствии с названием команды. Жюри оценивает и правильность ответов и оригинальность вопросов.

Конкурс 9 (15 мин) – художественный. Представьте, что 3 наши экспедиции терпят бедствие где-то во Вселенной и им необходимо составить послание потомкам, в котором необходимо в сжатой форме на листе ватмана представить информацию о своей команде. За 4 минуты команды должны составить такое послание – проект и прокомментировать его. Побеждает та команда, которая наиболее оригинально, полно и красочно представила свой проект.

Конкурс 10 (5-7 мин) – ситуация. Командам зачитывается ситуация – приключения изопентана. Учащиеся  должны с помощью уравнений реакций пояснить суть описанных явлений. Побеждает та команда, которая наиболее полно и правильно представила уравнения реакций.

Ситуация: вышел изопентан из сауны грустный и пошел домой. В темном переулке на него напала банда самых страшных грабителей – Никель, Платина и Палладий. «Жизнь или водород?» - рявкнул Никель. Изопентан долго не думал, расстался с четырьмя атомами водорода и потерял сознание. Очнулся он уже в больнице, где рядом с ним было много таких же углеводородов, ограбленных бандой Никеля. Все они плакали и ругали грабителя, они не хотели иметь в своем диагнозе суффикс –диен. Врач прописал им успокоительное – водород, но медсестра по ошибке дала им другое лекарство – свободные радикалы, температуру и давление. И тут началось такое!!!  Что же началось?

Конкурс 11 (если осталось время или дать как задание на дом в качестве подготовки к контрольной работе) – составить контрольную работу по теме названия команды.

  1. Подведение итогов игры: эксперты объявляют результаты игры. Наиболее

            активные участники награждаются знаками «Умник» или «Умница».

  1. Подведение итогов урока. Обсуждение с учащимися выбора формы урока, достижения поставленных целей, выставление оценок.

  1. Д/З: подготовка к контрольной работе по теме «Непредельные углеводороды».

                               

                                                         .

Оценочный лист эксперта

(каждый этап оценивается по 5-тибалльной системе)

название конкурса

алкены

алкадиены

алкины

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Сумма

баллов

Примечание

(особое мнение эксперта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Методическая разработка урока химии для учащихся 9 классов.

Основания в свете электролитической диссоциации....

Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"

Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения  представляют особенно широкие ...

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника

Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...