Методическая разработка урока химии по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее" (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс)

Русинова Татьяна Михайловна

Углубленное изучение химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

9 класс - углубленное изучение

Тема: Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее.

Автор: Русинова Татьяна Михайловна

Цели и задачи: расширить и углубить знания учащихся о скорости химической реакции и факторах, влияющих на нее, продолжить формирование навыков исследовательской деятельности в рамках практико – ориентированного обучения, продолжить формирование универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Оборудование: -  бутылка с газированной водой фабричной расфасовки;

                            -  статья о Чернобыльской трагедии, журнал  «Вокруг света»,

                               2006г, №4

Приборы и реактивы для лабораторных работ: пробирки, спиртовки, спички, держатели, шпатели, химические стаканы, цинк -   гранулы, железо -  гранулы, гидроперит в таблетках,  растворы серной, соляной, ортофосфорной кислот 1% и 10%, кусочки сырого картофеля, оксид марганца (IV), оксид меди.

Оформление доски:

Слева:   Нужно ли управлять скоростями реакций?

              Если да, то как?

Справа: математические выражения скоростей гомогенной и гетерогенной

               реакции

Середина:

Фактор, влияющий на Vр.

Уравнения реакций лабораторных экспериментов

Выводы

1.Природа реагирующих веществ

2. Концентрация

3.Температура

4.Катализаторы

*Содержание таблицы заполняется по ходу урока.

План урока.

  1. 5 мин. Актуализация знаний: на прошлом уроке мы познакомились с понятием скорости химической реакции, где применяется скорость реакции в практической деятельности человека. Дайте понятие скорости реакции (1 уч-ся – отвечает, 2-ой – записывает формулы на доске).
  2. В процессе сегодняшней работы нам предстоит ответить на вопросы,  

     представленные на доске: Нужно ли управлять скоростями реакций?  

     Если да, то      как?

  1. Зачитать отрывок статьи о Чернобыле: «26 апреля 1986г. в 1 час 23 минуты 58 секунд серия взрывов разрушила реактор и здание 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. Высокий радиационный фон был зарегистрирован в 14 странах. Меньше чем за неделю Чернобыль стал проблемой всего мира. До сих пор многие цифры держат в тайне, так как они чудовищны. СССР послал на место катастрофы 800 тысяч солдат срочной службы и ликвидаторов. По данным Минздрава, с 1990 по 2003 год 8553 ликвидатора умерли – по два человека в день. В радиусе 30 километров от эпицентра взрыва – зона отчуждения, где никто не живет до сих пор. В зоне обнаружены радиоактивные изотопы, период полураспада которых 24 000 лет. Что же явилось причиной катастрофы? – Ошибок в проектировании нет, причина – неуправляемая термоядерная реакция, вышедшая из-под контроля из-за нарушений правил эксплуатации реактора».

      В чем проблема? Как эта информация связана с темой урока?   

      (Неуправляемые  реакции на производствах могут привести  к

      катастрофам).

4.   А теперь попытаемся ответить на вопрос – как? Перед вами бутылка с

      газированной водой. Какие химические вещества находятся в

      бутылке? (Вода и угольная кислота). Открываю бутылку - что

      происходит? (Реакция разложения угольной кислоты на воду и

      углекислый газ).

      Как долго будет выделяться газ? – Скорость разложения будет

      уменьшаться по мере уменьшения концентрации угольной кислоты.

      Как можно управлять этой реакций? (Факторы, влияющие на скорость:

      концентрация, температура, катализаторы) на скорость реакции

      влияет, безусловно, природа реагирующих веществ. Заполняется

      первый столбец таблицы.

  1. 5 мин.  Лабораторные опыты. Итак, какую гипотезу можно сформулировать? – на скорость реакции  влияют указанные в таблице факторы. Вам предстоит выполнить разнообразные   лабораторные эксперименты, которые позволят сделать выводы, доказывающие или опровергающие гипотезу. На столах у учащихся – оборудование и    рекомендации по выполнению исследований.

Не забывать о правилах техники безопасности:

- с реактивами работать над столом, аккуратно, не торопясь,

- попавшие на руки вещества смыть водой, сообщить учителю,

- в опытах с нагреванием помнить о правилах нагревания, греть пробирку в верхней   части пламени, предварительно прогрев ее всю.

   Через 5 минут каждая исследовательская  группа представляет свой отчет классу.

  1. 8 мин.  Отчеты групп по экспериментам:  1 учащийся –  на доске записывает уравнения, 2-ой  -  с места объясняет суть опыта, результаты и выводы.

1-2) природа реагирующих веществ – цинк активнее, чем железо, поэтому и скорость реакции с ним больше. Вывод: на скорость реакции влияет природа реагирующих веществ. Гипотеза подтвердилась.

  1. цинк с 10%-ной серной кислотой взаимодействует активнее, чем с 15%-ной, так как число эффективных столкновений частиц больше. Вывод:  концентрация реагирующих веществ  прямо пропорциональна скорости    реакции. Гипотеза подтвердилась.

4)  оксид меди с серной кислотой реагирует активнее при нагревании, так как   при нагревании частицы движутся быстрее. Вывод: при нагревании   скорость реакции увеличивается. Гипотеза подтвердилась.

  1. неорганический катализатор ускоряет реакцию разложения пероксида водорода больше, чем органический. Вывод: катализаторы ускоряют скорость реакций и обладают разной каталитической активностью. Гипотеза   подтвердилась.

7. 2 мин. Общий вывод занятия: итак, сегодня нам удалось сделать ряд открытий, которые были уже сделаны, к сожалению,  до нас в середине 19 века, что никак не умаляет их значения; на скорость реакции влияет ряд факторов, их подбором можно управлять реакциями. (А так же выявить закономерности влияния того или иного фактора, чем мы и займемся на следующем занятии).

                 Приведите в порядок рабочее место. Всем спасибо.

Задания для лабораторных опытов.

9 класс

СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.

Лабораторный опыт №1

Скорость реакции и природа реагирующих веществ.

В пробирку №1 поместите 2 мл 10%-ной соляной кислоты (HCl),

в пробирку №2 поместите 2 мл 10%-ной фосфорной кислоты (H3РO4).

В обе пробирки поместите по одной грануле цинка.

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?

Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.

факторы, влияющие на скорость реакции

уравнения происходящих реакций

выводы

9 класс

СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.

Лабораторный опыт №2

Скорость реакции и природа реагирующих веществ.

В пробирку №1 и №2  поместите по 2 мл 10%-ной соляной кислоты (HCl).

В пробирку №1  поместите гранулу цинка, в пробирку №2 – гранулу железа

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?

Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.

факторы, влияющие на скорость реакции

уравнения происходящих реакций

выводы

9 класс

СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.

Лабораторный опыт №3

Скорость реакции и концентрация реагирующих веществ.

В пробирку №1 поместите 2 мл 10%-ной серной кислоты (H2SO4),

в пробирку №2 поместите 2 мл  1%-ной серной кислоты (H2SO4)).

В обе пробирки поместите по одной грануле цинка.

Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?

Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.

факторы, влияющие на скорость реакции

уравнения происходящих реакций

выводы

9 класс

СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.

Лабораторный опыт №4

Скорость реакции и температура.

В пробирку №1 и №2 поместите по 2 мл 10%-ной серной кислоты (H2SO4),

В каждую пробирку добавьте порошок оксида меди (II) на кончике шпателя.

Пробирку №1 нагрейте на пламени спиртовки.

Сравните содержимое пробирок №1 и №2.Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?

Напишите уравнения происходящих реакций. Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.

факторы, влияющие на скорость реакции

уравнения происходящих реакций

выводы

9 класс

СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛЯЮЩИЕ НА НЕЕ.

Лабораторный опыт №5

Скорость реакции и катализаторы.

В 3 стакана налейте по 20 мл воды и добавьте по одной таблетке

гидроперита (Н2О2). Что наблюдаете?

В стакан №1 добавьте порошок оксида марганца (IV) – MnO2 на кончике шпателя, в стакан №2 добавьте кусочки мелко нарезанного картофеля. Сравните интенсивность выделения кислорода в трех стаканах.

Какой вывод можно сделать на основании наблюдений?  Напишите уравнение  происходящей  реакции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Уравнения и выводы поместите в соответствующие графы таблицы в тетради.

факторы, влияющие на скорость реакции

уравнения происходящих реакций

выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё".

Данный урок даёт возможность получить основные знания для дальнейшего использования их при подготовке к ЕГЭ по химии....

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана "Химия-9"...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....