Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки"
методическая разработка по химии (10 класс)

Гаврилова Елена Ревмировна

Урок по химии. 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.35 КБ
Файл instruktsiya_k_uroku.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.      Гаврилова Елена Ревмировна

Предмет: химия

Класс: 10

Тип урока: комбинированный урок

Тема

Нефть и продукты ее переработки

Цель

Развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств и способов переработки нефти

Задачи

Образовательные: дать обучающимся понятие о нефти как о важнейшем углеводородном сырье, изучить ее свойства, продукты переработки нефти.

Развивающие: совершенствовать умения работать с литературными источниками, продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи; развивать интерес к предмету и процессу познания.

Воспитательные: приумножать знания о многообразии веществ в природе, их материальном единстве, иметь представление о социально-экономическом развитии родной республики, перспективных направлениях развития экономики, будущей профессии

УУД

Личностные УУД :

  • умения выделять нравственный аспект в экологическом загрязнении нефтью и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
  • формировать свое отношение к экологическим аспекта вопроса

Регулятивные УУД:

  •  формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки.
  •  планирование учебной деятельности на уроке при выполнении устных и письменных заданий.
  •  контроль, коррекция, оценка, выделение того, что уже освоено и что еще подлежит освоению.
  • умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  • адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  •  отстаивать свою точку зрения, договариваться с обучающимися иных позиций.
  •  контроль, коррекция, оценка своих действий и партнера, умение выражать свои мысли.
  • уметь критично относиться к своему мнению.
  • умение организовывать работу в группах с целью получения новых знаний.
  •  общаясь друг с другом вне школы по данному вопросу, различать в речи собеседника его точку зрения, аргументы, факты, гипотезы, теории.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать свойства углеводородов, входящих в состав нефти и бензинов.
  • выделять существенные характеристики процессов переработки нефти.
  • выделять существенные характеристики видов крекингов нефти.
  • обобщать факты, осуществлять сравнение, характеризовать фракции ректификации нефти.
  •  уметь определять возможные источники необходимых сведений.
  • строить логическое рассуждение, составлять тезисы, производить поиск информации и анализировать ее достоверность.

Планируемые результаты

Предметные:  ученик

  •  называет причины детонационной стойкости бензина.
  • рассказывает о фракционной (первичной) переработке нефти.
  • на основе коллекции характеризует продукты переработки нефти
  • называет основные виды крекинга и условия его протекания.

Личностные:

  • обосновывает своё мнение об экологических проблемах использования нефти и нефтепродуктов.
  •  дает оценку крупнейшим доказанным запасам нефти на планете и в Российской Федерации.
  •  высказывает собственное мнение о химических свойствах углеводородов, входящих в состав бензина, которые определяют качество этого вида топлива.
  •  проявляет активное желание к саморазвитию, потребность в достижении.
  •  обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме.

Метапредметные:

  • находит в тексте необходимую информацию о физических свойствах, химическом составе нефти;
  • устанавливает сходство и отличие в первичной и вторичной переработке нефти и группирует их по определённым признакам: исходные продукты, температурные показатели, продукты переработки нефти.
  •  выделяет основную мысль по тексту учебника о риформинге нефти.
  • устанавливает этапы крекинга, группирует их по признакам для сравнения: условия проведения, скорость процесса, состав продуктов, свойства бензина.

Основные понятия

Перегонка нефти, ректификационная колонна, бензин, лигроин, керосин, крекинг нефтепродуктов, пиролиз

Межпредметные связи

География, экология, биология

Ресурсы:

  • Основные: учебники, коллекция “Нефть и продукты ее переработки”,
  • Дополнительные: медиапроектор, презентация, инструкции для учащихся.

Формы урока

Урок усвоения новых знаний с использованием групповой формы работы обучающихся.

Технология

Групповая учебно-исследовательская деятельность, ИКТ, Технология  проблемного обучения, Технология организации самостоятельной работы, технологии диалогового взаимодействия

Дидактическая структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент:

Время:

1 мин

Приветствие

учителя

Приветствие учеников

Проверка

Готовности к уроку

Актуализация опорных знаний. Время: 4 мин

Этапы:

Проблемный вопрос

 Главный вопрос урока

 Делают попытку объяснить причину такого высказывания.

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют виды топлива

Какие свойства и состав нефти?

В чем состоят особенности свойств нефти?

Запись главного вопроса в тетрадь.

Фронтально.

Как говорил Д.И. Менделеев, «нефть не топливо, топить можно и ассигнациями»

- Почему Менделеев так сказал?

Проблемный вопрос:

Почему нефть называют «черное золото»?

- Как можно сформулировать главный вопрос урока? Какой возникает вопрос?

- Какая будет тема урока?

в) главный вопрос урока

г) выдвижение гипотез

Перечислить какие виды топлива постепенно осваи вались человеком исторически

видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (Мр)

Изучение нового материала:

Время: 20 мин

Этапы:

Теории происхождения нефти

Месторождения нефти, состав нефти

Физические свойства нефти, продукты переработки.

(Работа с коллекцией, учебником, инструктивной карточкой)

Промышленная переработка нефти (Беседа)

Первичная переработка.

Вторичная переработка

(крекинг, пиро- лиз, риформинг)

Беседа, самосто -ятельная работа.

Октановое число бензина (беседа).

Экологические последствия нефтяного загрязнения (рассказ, беседа).

Записывают тему урока: «Нефть».

Вспоминают теории происхождения нефти,

Изучают основные нефтеносные бассейны (по презентации), объем залежей .

по группам, используя коллекцию и инструктивную карточку изучают физические свойства,  продукты переработки нефти, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

определяют пути выхода продуктов перегонки нефти, записывают определение

объясняют причину химических процессов, протекающих при крекингах нефти.

составляют уравнения реакций крекинга бутана.

Составляют структурные формулы веществ

Записывают методы очистки

определение целей и учебных задач. характеризовать нефть на основании изученных физических и химических свойств.

Как образовалась нефть?

Какие месторождения нефти вы знаете? Состав нефти в зависимости от месторождений.

Опишите физические свойства нефти, смотрите в коллекции нефть в запаянной пробирке

Может ли быть у нефти определенная температура кипения?

Нет, это смесь углеводородов.

Как их разделить?

Объясняет работу ректификационной колонны

Рассказывает про способы вторичной переработки нефти.

Сравнивают термический и каталитический крекинг,

Беседует  о качестве бензинов

Рассказывает о разных способах борьбы с нефтяным загрязнением, о  методах очистки сточных вод

Вспомните, какие теории происхождения нефти вы изучали по биологии

Откройте учебник, стр. 78,  коллекцию, прочитайте инст -руктивную карту, запишите опреде -ление и физические свойства,продукты переработки нефти и их свойства.

Смотрите рис 27, стр 83, презентацию, определите пути выхода продуктов перегонки нефти, запишите опреде -ление на стр 81

Запишите опреде -ление на стр 84, 85. Что такое крекинг, пиролиз. Работайте по

инструктивной кар -точке запишите ура- внение крекинга бутана

Составить струк -турные формулы н-гептана и 2.2.4 – триметилпентана (изооктан).

Ваше отношение к экологической проблеме загрязнения?

Проявляет акти -вное желание к саморазвитию, потребность в до -стижении, обосно- вывает ценность и значимость новых знаний по теме (Лр).

Дает оценку кру- пнейшим дока- занным запасам нефти на планете,  в России (Лр).

Находит в тексте необходимую ин -формацию о физи ческих свойствах, химическом со -ставе нефти, офор мляет её в табли -це(Мр).

Устанавливает сходство и отли -чие в первичной и вторичной перера ботке нефти и гру ппирует их по оп- ределённым при -знакам: исходные продукты, темпе-ратурные показа-тели, продукты пе реработки нефти(М) .

Называет основ -ные виды креки- нга и условия его протекания (П)

Называет причи -ны  детонацион- ной стойкости бензина (П).

Анализ, сравне -ние фактов, стро- ить логическое рассуждение, по нимать позицию другого (П). Обосновывает своё мнение об экологических проблемах испо -льзования нефти и нефтепродуктов (Л).

Формировать умения рабо -тать по плану, сверять свои действия с це -лью, при необ- ходимости исправлять ошибки (Р). Планирование учебной деяте- льности на уро- ке при выпол -нении устных и письменных заданий (Р).

Анализировать, сравнивать сво йства углево -дородов, вхо- дящих в состав нефти и бензи- нов (П).

Строить логи- ческое рассу -ждение, выде -лять сущест- венные характе ристики проце- ссов перера -ботки нефти(П).

анализ, сравне ние фактов, строить логи -ческое рассуж -дение, пони- мать позицию другого(П)

уметь корректи ровать свое мнение в дис -куссии, приво- дить аргуме -нты, подтвер- ждать фактами (К)

Закрепление нового материала

Время:5 мин

Этапы:

Отвечают на вопросы, обозначают значение нефти для экономики страны

Что мы сегодня прошли? Почему Д.И.Менделеев так говорил про нефть? Почему нефть –это черное «золото»?

обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме (Л). Называет причины широкого использования нефти (М).

Контроль:

Тесты, ответы в презентации

Время:10 мин

Этапы:

Отвечают на тест, сравнивают с правильными ответами, выставляют себе оценку

У вас на столах лежат тесты, ответьте на них

Ответить на тест

контроль, кор- рекция, оценка своих действий и партнера, умение выра -жать свои мыс- ли, владеть монологичес- кой и диалоги- ческой форма ми речи (К).

Рефлексия:

коллективная беседа

Время: 2 мин

Этапы:

с помощью выполненных на уроке заданий мы узнали о строении, составе, использовании нефти человеком и о способах ее переработки.

анализ эффективности выбранных способов достижения цели

контроль, коррек- ция, оценка, выде ление того, что уже освоено и что еще подлежит освоению (Р).



Предварительный просмотр:

Инструктивная карточка

Физические свойства нефти

Демонстрация образца нефти

  1. Рассмотрите образец и охарактеризуйте физические свойства нефти,

стр. 78

     2. Может ли быть у нефти определенная температура кипения?

Применение продуктов перегонки нефти

Самостоятельная работа с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» и учебником.

Инструкция

1. Прочитайте текст учебника, стр 81-82

2. Рассмотрите образцы нефтепродуктов из коллекции.

3. Выпишите названия продуктов, получаемых при перегонке нефти.

4. Где они применяются?

Виды крекинга

Самостоятельная работа с учебником

Инструкция

1. Прочитайте текст на с.85

2. Сравните термический и каталитический крекинг.

3.Ответьте на вопросы:

  • При какой температуре протекают эти процессы?
  • Какие углеводороды образуются при крекинге? Какие химические реакции протекают при этом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Нефть и продукты её переработки"

тест по органической химии по теме "Нефть и продукты её переработки" для учащихся 10 класса,обучающихся по программе Габриеляна (базовый уровень)...

Деловая игра "Нефть и продукты ее переработки"

В десятом классе , в теме "Природные источники углеводородов" особое внимание уделяется нефти.Урок можно провести в виде деловой игры....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Переработка мусора"

Урок разработан для 5 класса по теме "Спасаем мир" ("Переработка мусора"). В папке размещены технологическая карта урока, презентация к нему и раздаточный материал....

Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)

Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс...

Технологическая карта урока "Нефть и способы её переработки"

Урок направлен на развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств н...

Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Переработка"

Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Переработка"...

Технологическая карта урока по предмету "Домоводство" на тему "Молочные продукты. Правила хранения молочных продуктов" для учащихся 8 класса

Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, Рефлексия.На уроке использовались доступные средства формы и методы обучения, которые позволили достичь положительных результатов в ф...