Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
статья по химии

 Вера Александровна Иванова

Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образовательных технологий. Сформированный интерес позволяет развивать творческие и личностные способности учащихся, способствует глубокому и активному приобретению знаний, готовности к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivanova_1.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный интерес в формировании учебной-познавательной деятельности на уроках химии

                                                                            Иванова В.А. учитель химии

  Для формирования образовательных компетенций обучающихся необходимым фактором является активно проявляемый познавательный интерес на всех уровнях обучения. Джон Дьюи высказывал мнение о школьном образовании: «Ценность школьного образования определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами существования этого стремления в жизни». Сформированность познавательного интереса способствует развитию личности обучающегося и является базовым качеством для усвоения содержания образования. Именно в процессе учебной деятельности у учащихся формируется и развивается познавательный интерес, формируется мотивационная сфера. Учителю необходимо создать условия, образовательную среду для формирования и активизации познавательной деятельности. Вопрос о формировании и развитии познавательного интереса обучающихся на уроках является весьма актуальным. Формирование познавательного интереса начинается в начальной школе, но как отмечают педагоги и психологи, у подростков, учащихся старшей школы наблюдается недостаточная сформированность познавательной сферы. Важнейшей дидактической задачей в педагогике является проблема воспитания интереса к учению.

   Причем необходимо не только сформировать у учащихся интерес к предмету, но и вызвать устойчивый познавательный интерес. Сформированный познавательный интерес у проявляется в увлеченности, самостоятельности, творческом подходе в поиске способов решений заданий, а также является важным фактором повышения качества образования.

Психолого-педагогической литературе приведено множество трактовок понятия интерес, но несмотря на их различия, выделяются и общие признаки, в которых отмечается связь с различными психическими процессами, среди которых выделяют: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные.

  Следует отметить, что интерес оказывает влияние и на психические процессы личности, активизируя их. Интерес становится существенным психологическим механизмом деятельности. Причем интересы не только побуждают человека к деятельности, но и сами формируются в процессе деятельности.

   Ведущее место в изучении проблемы познавательного интереса занимают работы Г.И. Щукиной. Автор отмечает, что сущность познавательного интереса заключается в том, что он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и процессу добывания знаний, к оперированию уже приобретенными, к овладению новыми знаниями и их совершенствованию, т.е. к процессу познавательной деятельности.

    Различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Эти стадии выделены чисто условно, но характерные для каждой стадии признаки являются общепризнаннными.

    У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявления, обусловленный различным опытом и различными путями индивидуального развития.

   Анализ возрастных особенностей подростков показывает, что их познавательные интересы обращены к содержательной стороне избираемого предмета. Чем легче дается предмет, тем учащиеся равнодушнее к нему относятся.  В подростковом возрасте проявляется интерес к обобщенным закономерностям и способам их установления, интерес к коллективным формам учебной работы, практическому применению результатов учебной деятельности.

В исследованиях Г.И. Щукиной рассмотрен познавательный интерес в структуре личности школьника, выявлены уровни развития познавательного интереса и выделены критерии каждого уровня.

 Как в учебной деятельности проявляется высокий уровень познавательного интереса?

 Высокий уровень развития интереса проявляется в высокой самопроизвольной познавательной активности школьника: в умении организовать и планировать свою деятельность, работать с информацией, полученных из разных источников, умении сравнивать, классифицировать, выявлять закономерности, устанавливать общие признаки явлений, причинно-следственным связи.

 Таким образом, уровень развития познавательного интереса учащихся неразрывно связан с показателем качества обучения, его результативностью.

На практике используются различные формы и методы обучения для активизации познавательной деятельности школьников. И прежде всего применение современных педагогических технологий в образовательном процессе. Приоритетными в основной школе являются следующие технологии:

  • - технология проблемного обучения
  • - технология развития критического мышления
  • - технология организации проектной деятельности
  • - технология организации самостоятельной деятельности школьников
  • - технология организации исследовательской деятельности

       Главная задача - направить деятельность учащихся на творческое овладение изучаемого материала, вызвать интерес к предмету, обеспечить мотивационную сторону деятельности. Формирование познавательных интересов и познавательной активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

      Поиск путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В организации образовательного процесса необходимо постоянно совершенствовать способы и методы познавательной деятельности, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями:

  •  Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая учащихся к различному подходу в их решении
  • Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний
  • Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор
  • Применять познавательные задачи творческого характера, постепенно усложняя задания, побуждать к различному подходу в их решении
  • Развивать и поддерживать готовность учеником к самостоятельному овладению материалом; готовности к самообразованию
  • Применять индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы.

    Познавательный интерес элемент развивающего обучения является одним из самых значимых мотивов учения, в процессе которого развиваются также и личностные качества  школьника.

В образовательном процесс необходимо продолжать формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, развивать познавательную деятельность обучающихся, что позволит учащимся быть субъектом учения, способствует развитию личности каждого учащегося, активному приобретению знаний, готовности к самообразованию.

Литература

1. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2011. - 350 с.

2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Санкт-Петербург: КАРО, 2015- 176 с.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательного интереса обучающихся через развитие творческого мышления на уроках химии

материал содержит рекомендации по проведению уроков, направленных на развитие творческих способностей детей, на воспитание личности, способной самостоятельно синтезировать и анализировать предлагаемый...

Развитие познавательной активности обучающихся посредством опытно-экспериментальной деятельности на уроках химии.

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ.

Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в Российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций...

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках химии в условиях ФГОС.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что залог успешности обучения – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Объектом моего педагогического наблюдения явл...

Статья "Формирование учебно-познавательной компетенции школьников в урочной и внеурочной деятельности".

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности....