Ситуационные задачи
учебно-методический материал по химии (10 класс)

Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить ключевые компетентности, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению.

Одна из составляющих качества образования – компетентность обучающихся в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Сформирована, такая компетентность может быть только в процессе решения проблем повседневной жизни и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.

Так как знания формируются не до, а в процессе применения их применения на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании.

В силу своей межпредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда учащиеся, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Я хочу привести примеры таких задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_situatsionnyh_zadaniy.docx204.85 КБ

Предварительный просмотр:

Банк ситуационных заданий для оценки сформированности у обучающихся естественнонаучной грамотности и метапредметных умений.

Разработала учитель химии Гвоздева Е. А.

«Сладкий наркотик»

Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Однако ее можно отнести к категории «наркотиков», так как он вызывает прямую зависимость. А для некоторых млекопитающих сладкое даже более привлекательнее, чем кокаин. Исследователи Института Джеймса Кука говорят, что объяснятся это просто: при употреблении сахара в организме человека, а именно, в центре удовольствия мозга, вырабатывается выброс гормона допамина.

Такие моменты формируют приятные ощущения, требуют повтора и в итоге вызывают привыкание. Именно такие чувства, кстати, являются одной из основных причин детского ожирения. Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древние Бенгалия явилась родиной сахарного тростника.

         В России первоначально сахар продавали в аптеках. В России первые свекловичные сахаропроизводящие предприятия появились в 1801-02 годах. В начале 20 века в течение года человек съедал 2 кг сахара, сейчас – 40 кг. Как же быть, если очень хочется сладкого?

             Задание.

1. Ознакомление. Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.

2. Понимание. Обрисуйте в общих чертах способ извлечения сахарозы из свеклы или других растений. Как сахар образуется в растении? В результате какого процесса? Составьте схему, которая показывает процесс получения сахара. Составьте уравнения реакций образования сахара в клетках растения.

3. Применение.  Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:

а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании;

б) реакция с «известковым молоком».

     Рассчитайте процентное содержание сахара в сахарной свекле, если из 630 тонн свеклы получили 119,7 тонн сахара?

4. Анализ. Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов. Можете ли вы предложить свой способ защиты зубов, позволяющий любителям сладостей потреблять их без ограничения?

5. Синтез. На основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека. Предложите альтернативные растения кроме сахарной свеклы и тростника из которых можно получить сахар.

6. Оценка. Выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните.  Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.

«Белое золото Таиланда»

Под латексом понимают млечный сок каучукового растения - гивеи. Делая надрезы на стволах, через которые вытекает белая жидкость - это и есть латекс. Под воздействием солнца и воздуха она темнеет и может принимать любые формы. Хотя родиной латекса считается Бразилия, основным производителем изделий из белого золота является Таиланд.

Эта история началась со времён Великих географических открытий. Когда Колумб вернулся в Испанию, он привёз из Нового Света множество диковин. Одной из них был эластичный мяч из «древесной смолы», который отличался удивительной прыгучестью. Индейцы делали такие мячи из белого сока растения гевея, растущего на берегах Амазонки. Этот сок темнел и затвердевал на воздухе. Мячи считались священными и использовались в религиозных обрядах. У племён майя и ацтеков существовала религиозная игра – командная игра с их использованием, напоминающая баскетбол. Победившей команде оказывались высшие почести – её членам отрезали головы и приносили в жертву божеству. Впоследствии испанцы полюбили играть вывезенными из Южной Америки мячами. Модифицированная ими индейская игра послужила прообразом современного футбола. Сок гевеи индейцы называли «каучу» - слёзы млечного дерева («кау» - дерево, «учу» - течь, плакать). От этого слова образовалось современное название материала – каучук. Кроме эластичных мячей, индейцы делали из каучука непроницаемые ткани, обувь, сосуды для воды, ярко раскрашенные шарики – детские игрушки.

Все производство каучука, в то время, в основном находилось в Бразилии и эта страна хотела остаться монополистом по выращиванию растений Гивеи и производству из ее сока различных изделий. Но уже в начале XX века одному из жителей Британии удалось вывезти из Бразилии драгоценные семена гевеи. Правда в старом свете растение не прижилось, а вот в Таиланде, даже очень.

Сбор сока гивеи. Таиланд.  Первые станки по изготовлению латекса. Таиланд.

         Сбор сока Гивеи. Таиланд.               Первые станки по изготовлению латекса.

В наше время, Таиланд является производителем более 60% всех изделий из сока Гивеи. Само растение тайцы называют плачущим деревом. Гивея очень хорошо растет в тропическом климате Таиланда и уже через 7-10 лет начинает выделять сок. Сами деревья живут около 30 лет и в течении этого срока снабжают производителей драгоценной влагой. Хотя для Таиланда Гивея не является святыней, но вывозить за рубеж семена данного растения запрещено.

В Таиланде из латекса производят все постельные принадлежности: подушки , матрацы, одеяла, все очень высокого качества и самое главное данная продукция является гипоаллергенной и долговечной. В изделиях из латекса не заводятся насекомые, они принимают форму вашего тела и не имеют синтетического запаха.

Задание.

1.Знание. Прочитайте текст параграфа о природном каучуке, приведите формулу природного каучука.

2. Понимание. Объясните причины отличия каучука от его природного геометрического изомера – гуттаперчи.  Дайте определение процессу вулканизации каучука.

3. Применение.  Докажите, что каучук является высокомолекулярным соединением, то есть состоит из обычных, хотя и гигантских молекул, атомы в которых связаны ковалентными связями.

4. Анализ. Проанализируйте реакцию вулканизации каучука, где в качестве вулканизирующего агента выступает сера, и объясните, почему у Гудьира каучук после нагревания не размягчился и не стал липким, а наоборот, получил свойства упругости и эластичности.

5. Синтез. Прочитайте в параграфе о методе С. В. Лебедева. Предложите свой вариант получения синтетического каучука.

6. Оценка. Оцените значимость открытия синтетического каучука для современной жизни. Найдите информацию из различных источников об объемах промышленного производства каучука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

использование ситуационных задач на уроках химии

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...

Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....

Ситуационные задачи по теме: "Вооруженные Силы РФ. Дни Воинской Славы"

Презентация- задание для обучающихся по решению ситуационных задач к уроку....

Ситуационные задачи по ФЗ "О гражданской обороне"

Ситуационные задачи позволяют проверить знания ФЗ "О гражданской обороне"...

Ситуационные задачи по внутренним болезням

задачи для самостоятельной подготовке студентов  к экзамену по дисциплине "Лечение пациентов терапевтического профиля" по специальности "Сестринское дело"...