программа работы кружка
методическая разработка по химии

Программа  предназначена для  обучающихся  I  курсов  СОГБПОУ  «Рославльский многопрофельный колледж»

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_po_himi.docx55.42 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

 «Рославльский многопрофельный колледж»

Программа кружка

«Юный химик »

на 2017 – 2018 учебный год

Руководитель: Маликова Т.А.

Пояснительная записка

Программа  предназначена для  обучающихся  I  курсов  СОГБПОУ  «Рославльский многопрофельный колледж»

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Программа кружка предназначена помочь обучающимся расширить представления о научно- обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых  в медицине и в быту, и должна способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Кружок «Юный химик» призван  развивать интерес к таким наукам как химия,  а также формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области применения некоторых химических веществ в быту и в медицине; поэтому он будет полезен широкому кругу обучающихся. Привлечение дополнительной информации о значимости химии в различных областях медицины и в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать обучающихся практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

При изучении этого курса формируются понятия о веществах, их химических свойствах, методах их анализа и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».                            

    Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.

Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни и в медицине, позволяет расширить знания обучающихся о химических методах анализа веществ, способствует овладению методиками исследования, позволяет ознакомиться с лекарственными средствами и методами их анализа. Программа кружка содержит информацию по  химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.

Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Новизна программы состоит в том, что  содержание программы кружка направлено на развитие у обучающихся понимания социальной значимости выбранной специальности, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе изучения данного курса у обучающихся совершенствуются практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Выполнение практических работ в ходе освоения программы воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

Цели:

- расширять и углублять знаний обучающихся по изучаемой дисциплине;

- развивать общие и профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности будущих специалистов;

- формировать и закреплять полученные умения и навыки при  проведении лабораторных работ;

- формировать информационную культуру;

- проводить поисковую научно- исследовательскую работу с обучающимися;

- применять полученные знания на практике;

Задачи:

 - закрепить навыки правильного обращения с реактивами и оборудованием в лаборатории;

- закрепить навыки работы со справочной литературой и НТД;

- воспитывать личностные качества, ответственность и любовь в будущей профессии;

- активизировать творческую деятельность обучающихся;

- осуществить поисковые и научные исследования, направленные на изучение влияния химии на здоровый образ жизни;

- обеспечить участие обучающихся в научно- практических конференциях и олимпиадах.

Планируемые результаты:

- повысить умение выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

- совершенствование навыка пользования информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

- совершенствовать навык осуществления лабораторного эксперимента, соблюдая технику безопасности;

- формировать умение  находить проблему и варианты ее решения;

- развивать навык работатьв сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

- совершенствовать умение

Рабочая программа кружка «Юный химик» составлена на 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Содержание программы кружка «Юный химик»

Введение (1 ч)

Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

Тема №1. «Химия и планета Земля» (6 ч)

Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы. Углекислый газ и его

значение для живой природы и человека. Вода. Свойства воды. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Кристаллы. Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы. Растения – индикаторы. Состав земной коры. Минералы и горные породы. Природные ресурсы и их химическая переработка. Представление о рудах. Биосфера. Растительный и животный мир на земле. Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.

Практические работы

№1 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.

№2 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

 №3 «Приготовление насыщенного раствора соли. Выращивание кристаллов».

№4 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты» №5 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

Тема №2. «История химии» (3 ч)

Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.

Тема №3. «Химия в быту» (11ч)

Кухня. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки. Аптека. Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотнозакупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин. Перекись водорода и гидропирит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке. Ванная комната или умывальник. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с ней. Туалетный столик. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама, применяя питательный крем и другую парфюмерию. Папин «бардачок». Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы » и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства. Садовый участок. Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Тема 4. «Химия за пределами дома» (9ч)

Магазин. Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина. Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль». Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим. Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов. Аптека. Аптека – рай для химика. Аптечный йод, чем он отличается от истинного иода. Марганцовка и глицерин – опасное сочетание. Формалин. Как посеребрить монету и стекло. Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок. Необычный препарат «Ликоподий». Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы. Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам». Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые. Кто готовит и продаёт нам лекарства. Берег реки. Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек. Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы. Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор. Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.

Тематическое планирование кружка «Юный химик» 1 ч в неделю, всего 34 ч

Тема занятия

Содержание

Кол-

Во

Час

1

Введение – 1 часа

Просмотр

мультипликационного

фильма,

1

Химия   –   наука

о

который знакомит учащихся с понятием химия

веществах

и что в него включают

Химия вокруг нас

Беседа о веществах, их отличиях друг от друга,

свойствах веществ.

История химии

Краткие   сведения   из   истории   развития

химической  науки  от  отдельных  знаний  до

целенаправленного   изучения   веществ   и

процессов

Тема №1. «Химия и планета Земля» (6ч)

1

Состав

атмосферы.

Краткая

история

открытия

кислорода.

Кислород

как

Получение кислорода из перманганата калия.

важнейший

компонент

Реакции окисления. Окисление как источник

атмосферы.

энергии.

Углекислый

газ

и

его

Круговорот  углекислого  газа  в  природе.

значение

для

живой

Загрязнение атмосферы. Вред табакокурения.

природы и человека

Вода. Свойства воды.

ПР  №4  «Растворение  в  воде  сахара,  соли.

2

Заваривание чая, кофе, приготовление настоев,

отваров

Чистые

вещества

и

ПР   №5   «Методы   разделения   смесей:

смеси.

Способы

фильтрование,  выпаривание,  разделение  при

разделения смесей.

помощи  делительной  воронки;  разделение

твердой смеси песка и железных опилок при

помощи магнита»

3

Растворы насыщенные и

Понятие  о  насыщенных  и  ненасыщенных

ненасыщенные.

растворах.

Кристаллы

ПР №6 «Приготовление насыщенного раствора

соли. Выращивание кристаллов».

Растворы

с

кислотными

ПР №7 «Испытание индикаторами растворов

4

и

основными

соды, мыла, лимонной кислоты»

свойствами.

Индикаторы. Растения –

ПР  №8  «Испытание  индикаторных  свойств

индикаторы.

соков, отваров, варенья».

Состав

земной

коры.

Земная кора и ее состав. Формирование земной

5

Минералы

и

горные

коры. Краткие сведения о строении атомов.

породы.

Природные ресурсы и их

Что  такое  природные  ресурсы.  Экономия

химическая переработка.

природных ресурсов и сохранение окружающей

Представление о рудах

среды.

6

Биосфера. Растительный

Что происходит в биосфере нашей земли. Роль

и  животный  мир

на

почвы.

Какие

элементы

называются

земле.

биогенными и почему.

Химия  и

окружающая

Влияние

деятельности

человека

на

среда.

Химическое

окружающую

среду.

Способы

защиты

загрязнение

окружающей среды.

окружающей среды

Тема №2. «История химии» (3ч)

Алхимический период в

Алхимия  –

древнейший

прообраз

химии.

1

истории химии

«Философский камень» и «эликсир молодости».

Алхимисты в России

Жизнь

и

научная

Вклад великого ученого в развитие химии

деятельность

Д.И.

Менделеева

Жизнь

и

научная

Основная

характеристика

химической

2-3

деятельность

М.В.

революции

Ломоносова.

Химическая революция

Основная

характеристика

химической

революции

             

                                                               

                                               

Тема 3. « Химия в быту» (11 ч)

Кухня. Поваренная соль

Поваренная соль и её свойства. Применение  

и её свойства

хлорида натрия в хозяйственной деятельности

человека. Когда соль – яд.

Кухня.  Сахар  и  его           Сахар и его свойства. Полезные и вредные  

свойства

черты сахара. Необычное применение сахара.

                   Кухня.  Растительные  и  Растительные   и   другие   масла.   Почему  

другие масла

растительное масло полезнее животных жиров.

Что такое «антиоксиданты»

Кухня. Сода пищевая

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его  

свойства. Опасный брат пищевой соды – сода

кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и

может ли она быть опасной

                Кухня. Столовый уксус и  Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства  

уксусная эссенция

уксусной  кислоты  и  её  физиологическое

воздействие.

Кухня.Душистые  Душистые  вещества  и  приправы.  Горчица.  

вещества и приправы

Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые

эссенции. Какую опасность могут представлять

ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

                              Кухня.Душистые  Душистые  вещества  и  приправы.  Горчица.

вещества и приправы

Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые

эссенции. Какую опасность могут представлять

ароматизаторы пищи и 1 вкусовые добавки

Аптечка. Аптечный йод

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо  

и его свойства

держать в плотно закупоренной склянке

                   Аптечка. «Зелёнка» или  «Зелёнка»   или   раствор   бриллиантового  

раствор  бриллиантового  зелёного.   Необычные   свойства   обычной

зелёного.        зелёнки.

Домашняя

аптечка.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его

Аспирин

свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин,

нурофен или ибупрофен?

Домашняя

аптечка.

Перекись  водорода  и  гидропирит.  Свойства

4

Перекись

водорода

и

перекиси водорода

гидропирит

Домашняя

аптечка.

Перманганат калия, марганцовокислый калий,

Перманганат

калия,

он же – «марганцовка». Необычные свойства

марганцовокислый калий

марганцовки.

Какую

опасность

может

представлять марганцовка

Домашняя аптечка.

Чего

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

не  хватает

в

вашей

Старые лекарства, как с ними поступить. Чего

аптечке?

не хватает в вашей аптечке.

Ванная

комната

или

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла

умывальник. Мыло.

от

туалетного.

Щелочной

характер

хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое

«жидкое мыло».

Ванная

комната.

Стиральные  порошки  и  другие  моющие

Стиральные

порошки

и

средства. Какие порошки самые опасные. Надо

другие моющие средства

ли   опасаться   жидких   моющих   средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат –

для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с

ней.

Ванная

комната.

Кальцинированная сода и тринатрий фосфат –

Кальцинированная

сода

для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с

и тринатрий фосфат

ней.

Туалетный

столик.

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия.

Лосьоны, духи, кремы и

Могут

ли

представлять

опасность

прочая парфюмерия.

косметические препараты. Можно ли самому

изготовить  питательный  крем.  Чего  должна

опасаться мама

Папин

«бардачок».

Каких только химикатов здесь нет –  и все

Суперклей

и

другие

опасные! Паяльная кислота это на самом деле

строительные

кислота?  Суперклеи  и  другие  строительные

материалы.

материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что

они себя обрекают. Электролит – это что-то

знакомое.

Хозблок

или

гараж.

Бензин,   керосин   и   другие   «-   ины».

Бензин, керосин и другие

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

Садовый

участок.

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить

Медный

и

другие

медный купорос в алюминиевой посуде.

купоросы

Сад

и

огород.

Ядохимикаты.  Забытые  ядохимикаты:  что  с

Ядохимикаты.

ними делать.

Сад

и

огород.

Минеральные удобрения. Значение различных

Минеральные

минеральных удобрений. Чем опасны нитраты.

удобрения.

Как распознать минеральные удобрения. Как

долго хранят минеральные удобрения.

Тема 4. «

Химия за пределами дома» 9 (ч)

Магазин.

За

реактивами

За реактивами в хозяйственный магазин. Сера

1

в

хозяйственный

молотая – для чего она и что с ней можно

магазин.

сделать. Калийная селитра (калиевая селитра) и

аммиачная селитра. А при чём тут порох?

Хозяйственный

магазин.

Раствор

аммиака.

Стеклоочистители.

2

Раствор аммиака

Хозяйственный магазин каждому необходим.

5

Продуктовый

магазин.

Этот   прозаический   крахмал!   Опыты   с

3

Крахмал

крахмалом.  Его  обнаружение  в  продуктах

питания   и   листьях   растений.   Зачем   в

продуктовом  магазине  сорбит.  Сорбит  тоже

спирт, только многоатомный.

Продуктовый

магазин.

Сахар,  соль,  крахмал,  сода,  уксус,  спички.

Сахар,  соль,  крахмал,

Знакомые незнакомцы.

сода, уксус, спички

Магазин.

Опасные

Могут ли представлять опасность вещества из

Вещества

хозяйственного и продуктового магазинов?

Аптека. Реактивы

Аптека – рай для химика. Каждое лекарство –

4

химический  реактив.  Начинаем  с  перекиси

водорода

Аптека.

Ядовитые

Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что

Вещества

же  между  ними  общего?  Серебрим  медные

изделия  и  делаем  ёлочные  шары.  А  как

получить медное зеркало?

Аптека. Индикаторы

Индикаторы для кислот и щелочей из аптеки.

5

Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой,

исландским мхом и другими лекарствами

Аптека.

Необычные

Ещё   необычные   лекарства.

«Карболен»,

Лекарства

«Вьетнамский бальзам», «Ликоподий» и опыты

с ними.

Берег  реки.

Железная

Можно   ли   случайно   сделать   открытие?

6

Руда

Обнаружение

железной

руды

среди

«булыжников».

Берег реки. Медная руда

Там же ищем и находим медную руду. Можно

ли спутать золото и медный колчедан? А свинец

и галенит?

Берег реки. Мрамор

Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём

карбонатные породы.

7

Работа над проектом.

Выбор темы и поиск материалов.

1

8

Работа над проектом.

Оформление проекта.

1

9

Работа над проектом.

Защита проекта.

1

Подведение итогов.

Химия – повсюду. Подведение итогов занятий в

1

кружке.

Литература:

  1. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
  2. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
  3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
  4. Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191
  5. Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
  1. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  2. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  4. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
  5. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  6. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
  7. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
  8. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  9. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
  10. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
  11. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  12. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Фантазия"

Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Программа работы кружка "Золотое перо"

Программа работы кружка юных журналистов...

Программа работы кружка "Подарки своими руками"

Программа рассчитана для учащихся 5 -9 классов малокомплектных сельских школ. Включает в себя пояснительную записку, содержание программы, цели и задачи, тематическое планирование....

Программа работы кружка "Школа китайской каллиграфии"

Программа образовательно-развивающего кружка «Школа китайской каллиграфии» для углубленного овладения китайским языком, расширения кругозора и развития творческих способностей учащихся составлен...

Программа работы кружка рукоделия «Волшебные нити»

Программа  кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида.  Содержание курса направлено на развитие...