Урок "Атом. Строение ядра атома"
план-конспект урока по химии

Кобозова Лилия Михайловна

В ГАПОУ МО "МСК имени Момота Н.Е."  обучаются студенты с нарушениями слуха инклюзивно.Инклюзивный урок для обучающихся  с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с затрудненным, неполноценным восприятием на слух материала на ряду с обучающимися с нормальным слухом. Таким обучающимся  рекомендовано обучаться в сопровождении переводчика русского жестового языка (сурдолога). Без сопровождающего учебный процесс для таких студентов крайне затруднен или просто  невозможен. Поэтому выбор методов обучения осуществляется мной в зависимости от содержания изучаемой темы и форм обучения (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, индивидуальная консультация). Без участия специалиста  возникают трудности. На мой взгляд, в данном случае, при изучении предметов наиболее продуктивными являются следующие методы обучения: 

- объяснительно-иллюстративный (лекция, работа с литературой, наглядным пособием и т. п.)

- репродуктивный (студент  получает знания в готовом виде);

- частично-поисковый (развитие познавательной деятельности по схеме, образцу).

Очень важно мотивировать данную категорию обучающихся на изучение материала, вовлекать их в общий процесс обучения на уроке, а также проявлять интерес к их речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atom._stroenie_atoma.yadro_.docx820.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Атом. Строение атома.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: Сформировать представление о строении атома.

Задачи:

1.Способствовать формированию представлений о сложности строения атома,  формированию умений определять состав атома химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

2. Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать самостоятельно и представлять информацию в наглядном виде.

3.Воспитывать  формирование у школьников основ материалистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств личности, развитие познавательных интересов, способностей, самостоятельности и творчества.

  1. Коррекционно-развивающие задачи предполагают активизацию их мыслительной деятельности, формирование слухового восприятия и навыков чтения с губ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуй, имя! Я рада тебя видеть сегодня на уроке.

Не забывай, если тебе что-то не понятно - просто подними руку.IMG_256

  1. Актуализация.

Можешь ли ты ответить на  вопрос?:

«Из чего всё состоит?»

Ещё 2,5 тысячи лет назад философ Демокрит предположил, что все вокруг состоит из маленьких неделимых частиц – «атомов». И он оказался прав. Все состоит из атомов, НО атом (как выяснили ученые позже) делится. Энергия атома может использоваться по-разному: производить тепло, электроэнергию, сохранять пищу, находить новые ресурсы, обнаруживать мины или использоваться в качестве медицинского лечения.

  1. Мотивация.

Сегодня на уроке ты узнаешь из каких частиц состоит атом, научишься рисовать схему атома, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева (таблица Д.И.Менделеева)

Давай начнем.

  1. Изучение нового материала.

Как выглядит атом?Посмотри на рисунок.

IMG_256

А сейчас:

Рассмотри рисунок. Это атом Лития (Li). Найди его в Периодической таблице Д.И. Менделеева.

IMG_256IMG_256

  1. Строение атома:

Зарисуй эту схему строения атома в тетрадь.

IMG_256

  1. Запиши в тетрадь.

В центре атома находится ядро. Вокруг ядра электронная оболочка.

Ядро состоит из: протонов (с зарядом  «+») и нейтронов (без заряда).

 Электронная оболочка состоит из электронов (с зарядом «-»)

  1. Откроем Периодическую таблицу химических элементов. Отметим себе, что порядковый номер элемента, это не просто номер по порядку, а он имеет смысл. 

Запиши схему в тетрадь.

IMG_256                                    IMG_256

  • Порядковый номер =числу протонов = числу электронов.
  • У ядра есть заряд. Какие частицы отвечают за заряд ядра? Посмотри внимательно схему строения атома.

За заряд ядра отвечаю протоны. Заряд ядра положительный (со знаком +)

  • Как посчитать число нейтронов?

       IMG_256

       Число нейтронов = Относительная атомная масса - число протонов

  1. Посмотри на схему строения атома Лития и поробуй посчитать:

    Запиши в тетрадь

Число протонов = 3, Заряд ядра (Z) = +3

Число электронов = 3,

Относительная атомная масса = 6, 941  или 7 (округлим)

Число нейтронов = Относительная атомная масса - число протонов = 7-3 = 4

Еще раз посмотри на схему строения атома Лития и сравни числа.

IMG_256

  1. Заполни таблицу в тетради, пользуясь Периодической таблицей Д.И. Менделеева (есть у тебя на столе):

Литий  (Li)

Кислород (O)

Железо (Fe)

  Аргон (Ar)

Число протонов

3

Заряд ядра

+3

Число электронов

3

Относительная атомная масса

7

Число нейтронов

4

  1. Ответь на вопрос: IMG_256

  1. Работа с классом: ребята поочереди пишут у доски номер, указывая что это: порядковый номер или число протонов или число электронов. Остальные ребята  угадывают химический элемент. Подними руку и прими участие :)

Выводы:   Прочитай и постарайся запомнить.

1. Атом – это сложная система, состоящая из ядра и электронной оболочки.

2. Ядро находится в центре атома и имеет очень маленький размер, но почти вся масса атома сосредоточена в ядре.

3. Ядро имеет положительный заряд, величина которого равна числу протонов в нем.

4. Электроны движутся вокруг ядра, имеют очень маленькую массу и размеры, обладают отрицательным зарядом.

5. Атом электронейтрален, число протонов равно числу электронов и равно порядковому номеру элемента.

  1. Рефлексия.

Придумай к слову «атом»:
1. 1 глагол.
2. 1 прилагательное.

Домашнее задание:

Нарисуй и подпиши частицы атома Неона (Ne)

Не забудь сдать мне тетрадь, я проверю выполненные задания.

Я жду тебя на следующем уроке.

Тестовые задания:

Заряд ядра атома азота равен :

а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11

Число протонов в ядре атома криптона :

а ) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6

Число нейтронов в ядре атома цинка :

а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4

Число электронов в атоме железа :

а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30

https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no43-periodiceskij-zakon-d-i-mendeleeva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+презентация по биологии "Строение ядра клетки. Хромосомный набор" для 9 класса

Данная разработка позволяет провести урок биологии в 9 классе по изучению строения ядра клетки. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. сформировать понятие и строении и функциях клеточного ядра. 2. представление о я...

Самостоятельная работа в 11 классе на тему:"Строение ядра.Ядерные реакции"

Представленный материал проверяет знания учащихся 11 класса о строении ядра атома, альфа- и бетта- распадов, написание ядерных реакций....

Обзор методической литературы по теме: "Строение ядра"

В статье представлен обзор методической литературы по теме: "Строение ядра эукариотической клетки", выявлено как изменялась структура урокасо временем....

Информационная карта по физике. 12 класс. Строение ядра атома.

Краткое изложение темы "Строение ядра атома" в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материалы Интернета....

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....

Урок №78 Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 9 класс гуманитарный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий для обучающихс 9 класса гуманитарного профиля с использование видео материалов....

Презентация Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)"- для 5 класса по естествознанию.

Презентацию Ловцовой А.Ф. по теме. "Первоначальные сведения о строении вещества (Строение вещества. Атомы и молекулы)". Для 5 класса по естествознанию - можно найти по ссылке-  https://...