Особенности разноуровневого обучения химии.
методическая разработка по химии (9 класс)

Особенности разноуровневого обучения химии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разноуровневое обучение в химии. Учитель химии МБОУ СОШ № 44 Леушина Н.А.

Слайд 2

Особенности разноуровневого обучения. Разноуровневое обучение -- это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание учебного материала едино для всех.

Слайд 3

Цель разноуровневого обучения: обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования;

Слайд 4

Основные правила технологии разноуровневого обучения. 1 . Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и сдача уровней. 3. За одно занятие можно сдать только одну тему. 4. Для получения оценки "3" необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на "4" - 70-80 %, на "5" - 90-100 %. 5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку. 6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Слайд 5

Общие требования к разноуровневым заданиям. Особое значение имеет создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания, которые включают в себя следующие уровни: А,В,С

Слайд 6

Уровень А Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения. На уровне А проверяется знание фактического материала. Эта часть тестового задания соответствует обязательному минимуму содержания и уровню воспроизведения учебной информации конкретной темы и не зависит от дидактической цели, определяющий умения учебно-познавательной компетенции учащихся.

Слайд 7

Уровень В Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей. На уровне В проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций.

Слайд 8

Уровень С Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде. На уровне С проверяется умение излагать собственные мысли в форме письменной речи. А также проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе сложных мыслительных операций. Задания этих двух уровней являются вариативной частью теста, так как зависят от дидактической цели, определяющей диагностику сформированности умений учебно-познавательной компетенции учащихся.

Слайд 9

Примеры заданий разноуровневого обучения по химии (8 класс) . Уровень А Уровень В Уровень С 1. Вычислить массу, которую составляет 0,2 моль оксида меди ( II ). 2. Вычислить количество вещества в 7г железа; 1. Где содержится больше молекул – в 100г О 2 или в 100г озона О 3 ? 2. Баллон с сжиженным водородом вмещает 0,5кг водорода. Ка кой объем при н.у . займет водород такой массы? 1.В четырех одинаковых емкостях содержатся одинаковые массы следующих газов: NH 3 , N 2 , SO 2, О 2 . В какой емкости содержится наибольшее число молекул? 2. Можно ли при помощи закона Авогадро можно доказать, что молекула О 2, Н 2, N 2 состоит из двух атомов?

Слайд 10

Примеры заданий разноуровневого обучения по химии (8 класс) . Уровень А Уровень В Уровень С Закончить уравнения реакций: а ) NaOH +….→Na 2 SO 4 +….; в )…+ HCl→AlCl 3 +…; б )…. + …. → Fe(NO 3 ) 2 + H 2 O; г ) КОН +…→ K 3 PO 4 + ….; Напишите уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются соли: K 2 SO 4 , Mg ( NO 3 ) 2 , BaCO 3 , Ca 3 ( PO 4 ) 2 . Составить уравнения возможных реакций: Ba(OH) 2 Al(OH) 3 CuCl 2 H 3 PO 4 H 2 S

Слайд 11

Примеры заданий разноуровневого обучения по химии (9 класс) . Уровень А Уровень В Уровень С Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов: H 2 SO 3 → BaCl 2 → NaOH → Fe 2 (SO 4 ) 3 → Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения: А) HCl + KOH → Б) * MgCl 2 + NaOH → 1. Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение: 2 H + + SiO 3 2- = H 2 SiO 3 2. Допишите уравнения реакций. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме: FeCl 3 + … → AgCl + …

Слайд 12

Примеры заданий разноуровневого обучения по химии (10 класс) . Уровень А Уровень В Уровень С 1. Определите вещество Х: С 2 Н 5 Br + Х = С 2 Н 5 ОН 2. Рассчитайте, какую массу этилового эфира уксусной кислоты можно получить из 30 г, уксусной кислоты и 46г спирта. Выход эфира равен 85% от теоретического. 1. Осуществите превращения: Метиловый спирт → метаналь → муравьиная кислота → этиловый эфир муравьиной кислоты 2. Какую массу эфира можно получить нагревая 30 г уксусной кислоты и 40 г этилового спирта, если выход эфира составляет 85 % по сравнению с теоретическим. Какой основной продукт реакции А образуется в результате превращений: В r 2 Н 2 О (О) СН3 ─ СН 3 → Х 1 → Х 2 А g 2 О → Х 3 → А Напишите уравнения химических реакций, назовите все вещества. 2. Какова масса эфира (при 80 % - ном выходе), полученного при взаимодействии 40 % раствора уксусной кислоты объемом 240 мл ( плотность 1,05 г/см 3 ) и 90 % метанола объемом 120 мл ( плотность 0,7 г/см 3 ).

Слайд 13

Источники информации: https://infourok.ru/material.html?mid=21854 https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-geldenberg/primery-raznourovnevyh-zadanii-po-blumu-tema-kisloty-himija-8-klas.html https://kopilkaurokov.ru/himiya/prochee/mietodichka-razvivaiushchiie-zadaniia-po-khimii-dlia-uchashchikhsia-8-klassa https://infourok.ru/raznourovnevie-raschetnie-zadachi-po-himii-klass-742346.html https://pedsovet.org/publikatsii/himiya/differentsirovannye-kontrolnye-raboty-po-himii-9-klass https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/12/02/raznourovnevye-kontrolnye-raboty-no1



Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания,

контрольные работы

по химии 9 класс

Контрольная работа № 1

Электролитическая диссоциация

1 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются электролитами: сахар, H2, KCl, H3PO4, CuO, Ba(OH)2 , Fe(NO3)3, бензин?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

H2SO3 →                         BaCl2 →

NaOH →                                Fe2(SO4)3 →

3.Приведите формулы 2-3 веществ, при растворении которых в водном растворе образуются ионы железа Fe3+.

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А) HCl + KOH  →

Б)*  MgCl2 + NaOH →

Уровень С

5.* Допишите уравнение реакции. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме:

K2CO3 + … → … + H2O + CO2

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение:

        2H+ + SiO32- =H2SiO3


Контрольная работа № 1

Электролитическая диссоциация

2 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются неэлектролитами: сахар, H2, NaCl, H2SO4, MgO, KOH , Ba(NO3)2, спирт?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

HNO3 →                                 ZnCl2 →

Ca(OH)2 →                        Na3PO4 →

3.Напишите химические формулы электролитов, если известно, как они диссоциируют:

А) ? ↔ Mg2+ + 2NO3 -                 Б) ? ↔ 2К+ + SO42-

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А) KCl + AgNO3  →

Б)*  Ba(NO3)2 + Na2SO4 →

Уровень С

5.* Допишите уравнение реакции. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме:

Cu(NO3)2 + … → Cu(OH)2 +  

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение:

3Ca2+ + 2PO43- = Ca3(PO4)2

Контрольная работа № 1

Электролитическая диссоциация

3 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются неэлектролитами: сахар, O2, MgCl2, H2SO4, FeO, KOH , Zn(NO3)2, спирт?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

KNO3 →                                 AlCl3 →

Ba(OH)2 →                        Na2SO4 →

3.Напишите химические формулы электролитов, если известно, как они диссоциируют:

А) ? ↔ Fe2+ + 2NO3 -                 Б) ? ↔ 3Na+ + PO43-

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А) NaBr + AgNO3  →

Б)* BaCl2 + CuSO4 →

Уровень С

5.* Допишите уравнения реакций. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме:

CuCl2  +  … → Cu(OH)2 + …

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение:

3Zn2+ + 2PO43- = Zn3(PO4)2


Контрольная работа № 1

Электролитическая диссоциация

4 вариант

Уровень А

1.Какие из перечисленных веществ являются электролитами: сахар, N2, BaCl2, HNO3, CO, Ca(OH)2 , FeSO4, бензин?

2.Напишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

Na2SO3 →                         MgCl2 →

KOH →                                Al2(SO4)3 →

3.Приведите формулы 2-3 веществ, при растворении которых в водном растворе образуются карбонат-ионы  СО32-.

Уровень В

4.Допишите уравнения реакций, составьте полные и сокращенные ионные уравнения:

А) HNO3 + NaOH  →

Б)*  ZnCl2 + KOH →

Уровень С

5.* Допишите уравнения реакций. Составьте ионные уравнения в полной и сокращенной форме:

FeCl3 + … → AgCl +  …

6.** Составьте в молекулярной форме уравнение реакции, которому соответствует следующее ионное уравнение:

        Ba2+ + SiO32- =BaSiO3

Контрольная работа по теме “Неметаллы»

1 вариант

Уровень А

Выберите один правильный ответ.

  1. Какой заряд ядра атома кремния:
  1. +14
  2. +28
  3. +3
  4. +4

  1. Количество валентных электронов углерода:
  1. 2
  2. 4
  3. 6
  4. 12

  1. Возможная валентность серы:
  1. II
  2. II, IV
  3. II, IV, VI
  4. II, IV, VI, VIII

  1.   Возможная валентность фосфора:
  1. I
  2. III
  3. III, V
  4. I, III, V, VII

  1. Степень окисления углерода:
  1. +2; -2
  2. +4
  3. -4
  4. -4; +4; +2

  1. Может быть красным или белым:
  1. кислород
  2. азот
  3. сера
  4. фосфор

  1. Основной компонент воздуха:
  1. кислород
  2. азот
  3. хлор
  4. углекислый газ
  1. Графит и алмаз состоят из:
  1. фосфора
  2. кремния
  3. углерода
  4. водорода
  1. Формула оксида углерода (II):
  1. CO
  2. H2CO3
  3. CO2
  4. C2H2

  1. Явление аллотропии не свойственно:
  1. сере
  2. азоту
  3. фосфору
  4. углероду

  1. Формула летучего водородного соединения азота:
  1. N2
  2. NH3
  3. NH4
  4. NO

  1. Формула сильного окислителя, который обугливает органические вещества:
  1. H2SO4
  2. H2S
  3. H2SO3
  4. SO3

  1. Ядовитое вещество, светится в темноте, воспламеняется при 400 С:
  1. Пластическая сера
  2. Красный фосфор
  3. Белый фосфор
  4. Озон

  1. Формула оксида кремния IV:
  1. Si
  2. SiO2
  3. H2SiO3
  4. SiO

  1. Какой газ нельзя собрать в сосуд методом вытеснения воды:
  1. водород
  2. кислород
  3. азот
  4. аммиак

  1. Формула соды:
  1. CaCO3
  2. Na2CO3
  3. K2CO3
  4. H2CO3

Уровень В

Допишите правильный ответ

  1. Какое вещество используют в медицине, для приведения человека в чувства ______.

  1. Для получения газированной воды используют _______ газ.

  1. Это газообразное соединение углерода является сильным ядом ________.

  1. Вещества, образующиеся при взаимодействии аммиака с кислотами называются  _______.

  1. Самый твердый природный минерал - ______.

  1. Основные отрасли силикатной промышленности – это ________.


Уровень С

  1. Допишите уравнения реакций

  1. S   +   O2🡪
  2. H2S   +   Zn 🡪
  3. H2SO4   +   CuO 🡪
  4. HNO3   +   NaOH 🡪
  5. HCl   +   K2CO3 🡪
  6. H2SO4   +   BaCl2 🡪
  7. NH3  +  HСl 🡪
  8. CO2  +  CaO 🡪

  1. Составьте уравнения реакций по схеме:

H2 → NH3 → (NH4)2SO4 → BaSO4

  1. Запишите уравнение реакции по схеме в молекулярном и ионном виде:

Na2SiO3 → H2SiO3


Контрольная работа по теме “Неметаллы»

2 вариант

Уровень А

Выберите один правильный ответ.

1.Какой заряд ядра атома азота:

  1. +14
  2. +28
  3. +7
  4. +5
  1. Количество валентных электронов серы:
  1. 6
  2. 4
  3. 2
  4. 12
  1. Возможная валентность углерода:
  1. II
  2. II, IV
  3. II, IV, VI
  4. II, IV, VI, VIII

  1.   Возможная валентность азота:
  1. I
  2. III
  3. III, V
  4. I, II, III, IV, V

  1. Степень окисления фосфора:
  1. +3; +5; -3
  2. +3; +7
  3. -5; +5
  4. +3; +5

  1. Может быть кристаллической или пластической:
  1. кислород
  2. азот
  3. сера
  4. фосфор

  1. Явление аллотропии свойственно:
  1. водороду
  2. азоту
  3. хлору
  4. фосфору

  1. Очень твердый, прозрачный минерал:
  1. алмаз
  2. кремний
  3. графит
  4. фуллерит

  1. Формула оксида углерода (IV):
  1. CO
  2. H2CO3
  3. CO2
  4. C2H2

  1. Явление адсорбции  свойственно:
  1. сере
  2. азоту
  3. фосфору
  4. углероду

  1. Формула аммиака:
  1. N2
  2. NH3
  3. NH4
  4. NO

  1. Формула сильного окислителя, который с белками образует вещества желтого цвета:
  1. H2SO4
  2. NH3
  3. HNO3
  4. SO3

  1. Ядовитое вещество с неприятным запахом тухлых яиц:
  1. Пластическая сера
  2. Сернистый газ
  3. Белый фосфор
  4. Сероводород

  1. Формула кремниевой кислоты:
  1. Si
  2. SiO2
  3. H2SiO3
  4. SiO

  1. Какой газ в промышленности получают из азота и водорода:
  1. оксид азота (II)
  2. угарный газ
  3. фосфин
  4. аммиак

  1. Формула известняка, мела:
  1. CaCO3
  2. Na2CO3
  3. K2CO3
  4. H2CO3

Уровень В

Допишите правильный ответ

  1. Какое вещество используют в производстве спичек, для вулканизации каучука ______.

  1. «Сухой лед» - это твердый _______.

  1. В быту нашатырным спиртом называют водный раствор ________.

  1. Распознать кислород и оксид углерода (IV) можно с помощью  _______.

  1. Ядовитое, желтоватое вещество  с чесночным запахом, светящееся в темноте  - ______.

  1. Основное сырье  силикатной промышленности – это ________.


Уровень С

  1. Допишите уравнения реакций

  1. P   +   O2🡪
  2. H2SO4(разб)  +   Zn 🡪
  3. HNO3   +   CaO 🡪
  4. HNO3   +   Na2CO3 🡪
  5. H2SO4   +  NH3  🡪
  6. Na2SiO3   +   HCl 🡪
  7. NH4Сl 🡪
  8. SO3  +  MgO 🡪

  1. Составьте уравнения реакций по схеме:

CO2 → Na2CO3 → CO2 → CaCO3 

  1. Запишите уравнение реакции по схеме в молекулярном и ионном виде:

H2SO4  → BaSO4

Контрольная работа по теме «Металлы»

1 вариант

Уровень А.  Выберите один правильный ответ.

1.Какой из металлов, электронные формулы которых записаны ниже, наиболее химически активен?

а) 1s2s2p3s         

б)  1s2s2p3s3p3d4s               

в)  1s2s2p3s3p4s   

                   

2.Восстановительные свойства в ряду элементов:Mg––Na––K––Rb                                                              
а) усиливаются

 б) ослабевают

 в) изменяются периодически  

                                                                                 

 3.  Схема превращений    Fe→ Fe                                                                      представляет собой процесс:

 а) окисления

 б) восстановления

 в) не относится к окислительно-восстановительным процессам

4. Какой из гидроксидов проявляет амфотерные свойства?

а) Fe(OH)                                                             

б) Ca(OH)                                                             

в)  Al(OH)     

                                                         

5.Соли какого металла окрашивают пламя

в желтый цвет:                                                  

а) Ca                                                                      

б) Na                                                                      

в)  Ba      

   

6. Какое из веществ можно использовать для устранения  жесткости воды:

а) NaOH                                                                  

б) CaCl                                                                 

в) NaCO           

                                                 

                                         

                                                 

7. Степень окисления +2 проявляют металлы:

а) Mg, Ca, Ba

б) Li, Na, Ca

в) Al, Fe, Mg

8.Какой из металлов является самым легким?

a) натрий

б) литий      

в) алюминий  

9. Самый тугоплавкий металл:

а) железо

б) хром

в) вольфрам

10. Электропроводность и теплопроводность металлов объясняется особым строением кристаллической решетки:

а) наличием свободных электронов

б) наличием ионов металла в узлах решетки

 в) наличием нейтральных атомов в узлах    

   

11. Практически осуществима следующая реакция:

а) MgSO4 + Fe  →        

б) FeCl2 + Cu →          

в) CuSO4 + Zn →    

                                                                                                                                               

12. Формула гашеной извести:

а) Са(ОН)2

б) СаО

в)CaСО3 

13. Какой металл называют «крылатым»?

а) железо

б) алюминий

 в) кальций      

                                                                                                                     

14. При взаимодействии хлорида железа (II) с гидроксидом натрия наблюдается выпадение:

а) коричневого осадка

б) синего осадка

в) белого осадка (на воздухе зеленеет)

Уровень В.  Допишите правильный ответ.

  1. Наличие в природной воде солей кальция и магния обуславливает …… .
  2. Связь, которую осуществляют свободные электроны между ионами металлов, называют ….
  3. Самый распространенный металл в земной коре – это …..
  4. Металлы, находящиеся в I группе главной подгруппе периодической системы называют …..
  5. Сплав железа, содержащий 2-4% углерода, называется ….

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:

Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

А) Са + H2SO4(разбавл.)          ;

Б) Са + N2           ;

В) Са(HCO3)2          ;

Г) Са(OH)2 + H2SO4       

1) СаO + CO2;

2) СаCO3 + CO2 + H2O;

3) Са3N2;

4) СаSO4 + H2S + H2O;

5) СаSO4 + H2;

6) СаSO4 + H2O.

Уровень С.

  1. Восстановите левые части уравнений:

… + …  = 2NaOH + H2

… + …  = 2AlCl3 + 3H2

… + …  = MgSO4 + 2H2O

… + …  = Cu + ZnSO4

… + …  = Ca(OH)2 

… + …  = Fe(OH)3 + 3KCl

  1. Запишите уравнения реакций по схеме:

Li → Li2O → LiOH → Li2SO4 

   LiOH

Контрольная работа по теме «Металлы»

2 вариант

Уровень А.  Выберите один правильный ответ.

1. Степень окисления +1 проявляют металлы:

а) Mg, Ca, Na        

б) Li, Na, Al            

в) Li, Na, K  

                     

2.  Какой из металлов имеет самую низкую температуру плавления?                                                            
а) ртуть

 б) литий

 в) цезий      

                                                                           

 3.  Самый твердый металл – это:                                            

 а) хром

 б) осмий

 в) марганец

4. В виде солей в природе встречаются металлы:

а)  железо, медь, магний                                                            

б) натрий, калий, кальций                                                          

в) серебро, золото, платина

                                                           

5. Практически осуществима следующая реакция:                                                

а) CaCl2 + Fe                                                                      

б) SnCl2 + Al                                                                    

в) CuSO4 + Mg      

   

6. При взаимодействии хлорида железа (III) с гидроксидом натрия наблюдается выпадение:

а)   коричневого осадка                                                              

б) синего осадка

в)  зеленого осадка  

                                                         

7. Какой металл в некоторых древних языках называли «небесным камнем»?

а)  алюминий                                        

б) магний                                                                                                    

в) железо                                                      

                                                       

                                                 

8.Какой из металлов, электронные формулы которых записаны ниже, наиболее химически активен?

a) 1s2s2p3s3p3d4s

б)  1s2s       

в) 1s2s2p3s   

9.Восстановительные свойства в ряду элементов: Sr––Ca––Mg––Be

а) усиливаются

б) ослабевают

в) изменяются периодически

10. Схема превращений  Fe→  Fe     

представляет собой процесс:

а) восстановления

б) окисления

 в) не относится к окислительно-восстановительным процессам  

     

11.Какой из гидроксидов проявляет амфотерные свойства?

а) Mg(OH)           

б) Fe(OH)           

в) Ba(OH)     

                                                                                                                                               

12.Соли какого металла окрашивают пламя

в кирпично-красный цвет:

а) Al

б) Mg

в) Ca  

       

13. Какой ион обусловливает жесткость воды:

а) Ba

б) Mg

 в) K                                                                                                                             

14. Формула негашеной извести:

а) СаО

б) Ca(ОН)2                                                                 

в) СаCO

Уровень В.  Допишите правильный ответ.

  1. Способность металла изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку называется  …… .
  2. Металлы располагаются в основном в ….  и ….. части периодической таблицы.
  3. Второе место по распространенности  среди металлов в земной коре занимает …..
  4. Металлы в химических реакциях являются …..
  5. Сплав железа, содержащий 0,3-2% углерода, называется ….

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия:

Реагирующие вещества

Продукты взаимодействия

А) Fe + Cl2          ;

Б) Fe + O2           ;

В) Fe + H2SO4(разб.)         ;

Г) Fe +  HCl  

1) Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O;

2) FeCl3;

3) FeCl2 + H2;

4) FeSO4 + H2;

5) Fe3O4;

6) Fe3O4 + H2.

Уровень С.

  1. Восстановите левые части уравнений:

… + …  = 2NaCl + H2

… + …  = 2AlCl3 

… + …  = CaSO4 + H2O

… + …  = Sn + MgSO4

… + …  = AlCl3 + 3H2O

… + …  = Fe(OH)2 + 2NaCl

  1. Запишите уравнения реакций по схеме:

Са → СаO → Са(OН)2 → СаСO3 

   Са(OH)2 

РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ.

Вариант №1

 Уровень А

1.Сколько грамм сульфата цинка получится, если цинк массой 6 г. положить в раствор серной кислоты

массой 5 г?

Ответ: 8,211 г.

2.Какова масса гидроксида железа (II), полученного при реакции 16 г. гидроксида натрия и 16 г. сульфата железа (II)?

Ответ: 9,45 г.

Уровень В

3.Определите массу гидроксида алюминия полученного при взаимодействии 21,3 г. нитрата алюминия и 50 г.     40 %-ного раствора гидроксида натрия?

Ответ: 7,8 г.

4.При взаимодействии 168 г. гидроксида калия и раствора сульфата меди (II) массой  200 г., в котором 0,08 массовых долей соли, выпадает осадок. Определите массу осадка гидроксида меди (II)?

Ответ: 98 г.

Уровень С

5.К раствору, содержащему 6,5 г. нитрата серебра прилили 36 мл. 26%-го раствора хлорида натрия (ρ=1,2 г/мл). Какие вещества и сколько по массе остались в растворе после того, как осадок отфильтровали?

Ответ: 8,99 г NaCI;                3,25 г NaNO3

Вариант №2

Уровень А

1.14 г. оксида кальция обработали раствором, содержащим 35 г. азотной кислоты. Определите массу образовавшейся соли.

Ответ: 41 г.

2.К раствору, содержащему 14,2 г. сульфата натрия добавили раствор, содержащий 30 г. хлорида бария. Сколько образовалось сульфата бария?

Ответ: 23,3 г.

 Уровень В

3.К 30 г. раствора, содержащего 10 % хлорида железа (III) добавили 30 г. раствора, который содержит 12 % гидроксида натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Ответ: 1,926 г.

4.Сколько соли может образоваться, если в качестве исходных веществ взять 20 г. 2 %-го раствора гидроксида натрия и раствор, в котором содержится 100 г. серной кислоты?

Ответ: 0,71 г.

Уровень С

5.К раствору, содержащему 11,9 г. нитрата серебра, прилили раствор, содержащий 2,67 г. хлорида алюминия. Осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка и массу остатка после выпаривания фильтрата.

Ответ: 8,61 г AgCI;                 9,2 г остатка

Вариант №3

Уровень А

1.В раствор, содержащий     60 г. сульфата меди (II), поместили 20 г. железных опилок. Какие вещества образовались в результате реакции и какова их масса?

Ответ: 54,26 г FeSO4;          22,85 г Cu

2.К раствору, содержащему 21,3 г. нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 17,49 г. карбоната натрия. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Ответ: 7,8 г.

Уровень В

3.Какая масса соли образовалась при взаимодействии 10 г. гидроксида натрия и 200 г.   15 %-го раствора бромоводородной кислоты?

Ответ: 25,75 г.

4.К раствору, содержащему 3,17 г. хлорида хрома (III), прилили раствор, содержащий 3,4 г. сульфида аммония. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили. Какова масса сухого остатка после прокаливания?

Ответ: 1,52 г.

Уровень С

5.К раствору, содержащему 9,84 г. нитрата кальция, прилили раствор, содержащий 9,84 г. фосфата натрия. Осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка и массу остатка после выпаривания фильтрата.

Ответ: 6,2 г Сa3(PO4)2; 13,48 г остатка

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

Вариант №1

Уровень А

1.Рассчитайте скорость реакции между молекулярным азотом и молекулярным кислородом с образованием оксида азота (II)

если на момент времени 80 с. и 150 с. концентрация азота составляла 0,09 и 0,03 моль/л соответственно.

Ответ: 8,57·10-4 моль/л с.

2.Определите скорость реакции:

      СО2 + Н2 → Н2О(пар) + СО

если через 1 мин 30 с после её начала концентрация пара была 0,34 моль/л, а через      2 мин 30 с она стала 0,45 моль/л.

Ответ: 1,83·10-3 моль/л с.

Уровень В

3.Определите молярную концентрацию (моль/л) реагента на момент реакции t после начала реакции А → 3D, если на момент времени t

(t12) она составляла 1,2 моль/л, а концентрация продукта – соответственно 3,62 и 0,08 моль/л.

Ответ: 0,02 моль/л.

Уровень С

4.Скорость некоторой реакции при 10°С составляет 2 моль/(л с). Рассчитайте скорость этой реакции при 50°С, если температурный

коэффициент равен 3.

Ответ:162 моль/

Вариант №2

Уровень А

1.Вычислите среднюю скорость реакции, если через 20 с. после начала реакции концентрация

вещества была 0,055 моль/л, а через 40 с.  стала 0,025 моль/л.

Ответ: 0,0015 моль/лс.

2.Рассчитайте скорость реакции:

       СО + CI2 → ССI2О

если через 2 мин 40 с после её начала молярная концентрация СО стала 0,4 моль/л; начальная

концентрация была 4,4 моль/л.

Ответ: 0,025 моль/лс.

Уровень В

3.Через некоторый промежуток времени после начала реакции 2А → 3D молярные концентрации реагента и продукта оказались равными 0,06 и 1,2 моль/л соответственно. Рассчитайте начальную концентрацию реагента (моль/л).

Ответ: 0,86 моль/л.

Уровень С

4.Реакция при температуре 50°С протекает за 2 мин 15 с. За сколько времени закончится эта реакция при температуре 70°С, если в данном температурном интервале температурный коэффициент скорости реакции равен 3.

Ответ: 15 с.

Источники информации:

  1. Зуева М. В., Гара Н. Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл.: методическое пособие. М.: Дрофа, 2002.
  2. Иванова Р. Г. Вопросы, упражнения и задания по химии: пособие для учащихся 8-9 кл. М.: Просвещение, 2002.
  3. Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.
  4. https://infourok.ru/raznourovnevie-raschetnie-zadachi-po-himii-klass-742346.html
  5. https://pedsovet.org/publikatsii/himiya/differentsirovannye-kontrolnye-raboty-po-himii-9-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования

Мастер-класс посвящен организации обучения химии в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели. Дан сравнительный анализ традиционного подхода в обучении и компетентностно-ориентированного. На...

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (...

Особенности дистанционного обучение химии в средней школе.

Что дает дистанционное обучение? Для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников сущ...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Статья «Особенности дистанционного обучения химии в средней школе»

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на ...

Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя &laqu...