Урок на тему «Строение веществ. Химическая связь». 11 класс.
методическая разработка по химии (11 класс)
Обобщающие уроки важны для завершения изучения любой темы. Надеюсь, этот материал пригодится для коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока на тему
«Строение веществ. Химическая связь». 11 класс.
Цели:
обучающие: на основании известных знаний о строении веществ повторить, систематизировать, углубить и обобщить сведения по данной теме;
развивающие: развить «химическое мышление», умение использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
воспитывающие: формирование познавательного интереса к учению, стремление добиться успеха за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Тип урока: повторения, систематизации и обобщения знаний.
Методы: проблемный, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Формы организации: групповая, индивидуальная работа, диалог.
Средства: таблицы « Химические связи», карточки с формулами простых и сложных веществ, заготовки для игры «Крестики и нолики», тестовые задания для индивидуальной работы, презентации учеников, проектор, компьютер.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Обобщение материала.
4.Закрепление материала.
5.Самостоятельная работа
6.Домашнее задание.
7.Рефлексия.
Ход урока:
1.Орг. момент (стихи…Химия – такая есть наука,
Учить ее по книжкам – скука:
Формулы, законы, элементы
Уравнения…и прочие моменты.
Из неё, однако, можем мы узнать
Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить
Чтоб потом себя не хоронить.
Из чего все вещи, что вокруг…
Чтобы это знать и более,
Учат химию в нашей школе!)
- Сегодня, ребята, мы с вами работаем по новой теме в разделе общей химии 11 класса, но не новой вообще «Строение веществ. Химическая связь» (запись темы в тетрадях). Эта тема вами должна быть усвоена и понята на протяжении изучения химии всех лет с 8 по 11 классы. Поэтому цели поставлены следующие: (сообщаю)
И начнем мы с вами с диалога, обсуждая извечные философские вопросы
«Что?», «Почему?», «Зачем?» и «Как? (стихи)
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо?
И хорошо не очень
О чем-то знаешь ты?
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно?
2.Актуализация знаний.
«Что?».
Начинаю этот разговор, зачитывая отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обращаю внимание на строки:
« - А как это – приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы».)
- Как вы думаете, какое отношение этот отрывок имеет к теме нашего урока? (учащиеся в ходе рассуждений приходят к выводу, что в обоих случаях речь идёт о связях.)
- О какой связи шла речь в диалоге Лиса и Маленького принца? (о дружеской.)
- А какие ещё связи вам известны? (Сотовая, родственная, телефонная, Интернет, супружеская, любовная, преступная и т.д.)
- Что такое связи? Каким ёмким словом можно было бы заменить все перечисленные связи?
( Рассказываю, как древние греки представляли себе химическую связь). Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки (показываю два кулака и согнутые указательные пальцы обеих), посредством которых атомы удерживались друг возле друга. Чтобы разъединить связанные атомы, нужно приложить усилие (демонстрирую сцепленные кулаки). Школьники приходят к выводу, что связи – это сила.
- Что же такое химическая связь? (это силы между атомами в молекулах, ионами в кристаллах.)
- А в чем сила человека? (Учащиеся дают самые разные варианты ответов. Например: в красоте, уме, физическом превосходстве и т. д.)
Рассказываю, что по мнению китайского философа Лао- Цзы, человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жёстким и крепким. Все живые существа и растения входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жёсткими. Мягкость и гибкость – символы жизни. Жёсткость и сила – спутники смерти.
- А есть ли в природе вещество, сочетающее эти качества?
Демонстрирую фрагмент фильма «Тайны воды».
- Только ли воде, а может быть, вовсе и не ей посвятил мудрец эти проникновенные строки?
Учащиеся приходят к выводу о том, что побеждать других можно только разумом. Разум – самое мягкое и в то же время самое действенное орудие. Грубая сила вызывает отпор, а терпеливость и снисходительность заставляют задуматься и понять. «Кто знает других – тот умён, кто знает самого себя – тот мудр» - эта древняя мысль – подлинное начало любой философии.
«Почему?».
- В чем причина возникновения любых связей: сотовых, дружеских, семейных и т. д.? (Это нужно, необходимо).
- Почему и как происходит соединение нейтральных атомов?
Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два протона – ядра атома водорода.
- Как они будут взаимодействовать? (они будут отталкиваться, так как заряжены одноимённо).
Поместим между ними электрон.
- Что произойдет? (оба протона к нему притянутся, образуется связанная система, т. е. связь.)
При этом выделится энергия связи. Такая система энергетически более выгодна, чем отдельный атом водорода и протон, т. е. она будет возникать самопроизвольно.
- Итак, в чем причина возникновения химических связей? (они энергетически выгодны).
«Зачем?».
- Какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны? (устойчивые).
- Какие электронные структуры устойчивы? (с завершенным внешним уровнем: ns2np6 или дуплет 1s2)
- А зачем вы вступаете в связи? Зачем дружите, разговариваете по телефону и т. д.? (Возможно, для получения информации, для удовлетворения своих потребностей и т. д.)
3. Обобщение материала.
«Как?».
- Как возникают и какие виды химической связи в зависимости от путей завершения внешнего энергетического уровня различают? (Два вида: ионную и ковалентную: полярную и неполярную.)
Предлагаю 3 группам учеников согласно плану (план ответа дан заранее), представить презентацию каждого вида связи.
План ответа:
1.Название вида.
2.В чем особенности образовании данного вида связи? (характеристика связываемых элементов и частиц)
3. Механизм образования связи.
4.Примеры веществ с этим видом связи.
- Что такое σ- и π- связи?
- Какую связь называют одинарной? Двойной? Тройной? Полуторной?
- Какие ещё виды химической связи вам известны? (Металлическая, водородная).
-Как возникает металлическая связь? В чем особенность водородной связи?
Предлагаю презентацию по данным видам связей.
4.Закрепление материала.
Игра «выбери меня».
На доске – карточки с формулами веществ. Каждая группа (по названию представленного вида связи) обсуждая, выбирает нужные вещества, и представитель комментирует свой ответ.
Игра «Крестики и нолики».
На доске – три заготовки для игры. Исходя из вида химической связи, группы определяют свой выигрышный путь. Решение демонстрируется на доске.
5. Самостоятельная (индивидуальная) работа.
Предлагаю тест – задание по вариантам. Время выполнения – 3 минуты.
Заканчиваю урок чтением отрывка из «Маленького принца», где звучат давно ставшие афоризмом слова:
«- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Выставляю оценки за урок.
6 .Домашнее задание (творческое).
Написать мини-сочинение на тему: «Связи, которые меня окружают».
7. Рефлексия.
Прочитайте внимательно слова, предлагаемые ниже, и выберите три из них, которые наиболее точно передают ваше состояние на данном уроке (запишите соответствующие числа).
1) раздражение;
2) злость;
3) радость;
4) безразличие;
5) удовлетворение;
6) вдохновение;
7) скука;
8) тревога;
9) тоска:
10) спокойствие;
11) уверенность;
12) неуверенность.
Литература.
- И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Химия. 10 класс. – М.: ОНИКС, 2005.
- Фельдман Ф, Г., Рудзитис Г. Е. Основы общей химии. 11 класс. – М.: «Просвещение»,1985.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир. Философия». – М,: Астрель, 1999.
- Шилина Л. Я. Урок по теме «Химическая связь» // Химия в школе. – 2009. – №3.
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Терра, 1996.
- Фрагмент фильма «Тайны воды».
- Презентации учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-71078-1707149800.jpg)
Презентация к уроку на тему "Строение атома" в 8, 11 классе
На примере истории развития научных представлений о строении атома формировать у учащихся научное мировозрение, умение выделять и описывать физические явления, строитть гипотезы. В данной презен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138454-1352205315.jpg)
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-266026-1371135484.jpg)
Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.
Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-704112-1448210955.jpg)
Тесты по темам: "Строение атома " и "Химическая связь"
В тестах собраны задания по строению атома, электроотрицательности, степени окисления, видам связи....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-425217-1673276552.jpg)
Урок химии в 8 классе по теме "Строение атома. Виды химических связей"
Обобщающий урок химии в 8 классе по теме "Строение атома. Виды химических связей"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1088356-1547219628.jpg)
Урок по теме «Строение и функции кожи» 8 класс
Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107748-1548419690.jpg)
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...