"Алюминий"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Пронченкова Елена Александровна

Урок с применением технологии  развития критического мышления  "Алюминий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_otkrytomu_uroku_alyuminiy.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по химии

Тема: Алюминий и его свойства. (с использованием стратегии “Знаю – хочу узнать – узнал”)

Класс: 9 класс

УМК: «Химия» О.С. Габриелян

Цель: формирование представлений о положении элемента в Периодической системе, о строении атома, физических и химические

свойствах простого вещества.

Задачи:

Формирование личностных результатов: самостоятельная постановка обучающимися учебной задачи, развитие навыков самооценки, умение вести диалог

Формирование метапредметных результатов: дальнейшее развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи и делать выводы;

Формирование предметных результатов: продолжить работу над понятиями «вещество» на примере алюминия, на основе строения атома познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами алюминия;

Форма работы: индивидуальная,  работа в малых группах, фронтальная

Ресурсы урока: учебник (текст и задания), опорный конспект, лабораторное оборудование и реактивы, ЭОР.

Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
  • пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

На стадии Осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексии).

Основные задачи деятельности на этой стадии:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (“новый вызов”);
  • анализ всего процесса изучения материала.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

учителя.

Содержание деятельности

ученика

Формирование УУД

Приложение

Организационный

момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Готовность к уроку, настрой на изучения темы.

Личностные (Л):умение сконцентрироваться,

слушать и слышать.

Опорный конспект для

каждого учащегося

Вызов

Проблематизация,

актуализация, мотивация

Учитель использует метод мозговой штурм. 1.Какое положение занимают металлы в

ПСХЭ Д.И. Менделеева?

2.Сколько электронов на последнем энергетическом уровне в атоме металлов? З.Чем являются металлы в окислительно- восставновительных реакциях? 4.Каковы химическая связь и кристаллическая решетка металлов?

Стадия вызова

У каждого химического элемента есть своя «квартира» в большом семиэтажном доме. Сегодня мы познакомимся с одним из «жильцов».

В черном ящике находится тело, сделанное из этого вещества.

Угадайте:

Спрятан в ящике предмет

- Без него не съесть обед.

 Вещь незаменимая,

Вещь необходимая.

Если мы садимся кушать

Тот предмет нам очень нужен.

Из чего же сей предмет?

Серебристо-белый цвет.

Вам позволит дать ответ.

3. Организует заполнение таблицы ЗХУ учащимися.

1.Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, на основе знаний заполняют кластер в группе:

После заполнения кластера, осуществляют проверку совместно с учителем.

2. Заполняют таблицу ЗХУ

Познавательные(П): Умение : моделировать,

сравнивать, Выражать свои мысли, составлять целое из частей, строить логические цепи рассуждений, сопоставлять. Коммуникативные(К):умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Л: выражать своё мнение. Регулятивные(Р): умение самостоятельно выделять учебную задачу.

Осмысление

Первичное ознакомление с материалом

Учитель объясняет ход работы, устанавливает ограничительный период времени на выполнение заданий. . Напоминает о ТБ и ОТ (учитель - консультант, помощник).

Работают самостоятельно, используя учебник, оформляют результат на отдельных листах. В это же время заполняют опорный конспект по своему вопросу.

1 группа: Положение в ПСХЭ.

а)        порядковый номер;

б)        период;

в)        группа;

г)        подгруппа;

д)простое        вещество. Е) Ar (Al) =

  1. группа: Строение атома

а)        Электронно-графическая формула

б)        Р = n =

e =

  1. группа: Физические свойства.

а)        вид кристаллической решетки;

б)        вид химической связи;

в)        физический свойства: цвет, запах, металлический блеск, твердость, теплопроводность, электропроводность, температура плавления, плотность.

  1. группа: Химические свойства алюминия с простыми веществами:

кислородом, водородом, галогенами, серой и др.)

  1. группа: Химические свойства алюминия с сложными веществами: водой, растворами кислот, солей, щелочей (проведение л/о с солью, кислотой)

Регулятивные(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения на основе переговоров. П: умение структурировать текст, выделяя главное;

давать определения; навыки правильного написания химического уравнения; проводить эксперимент. Л: высказывание своего мнения,

К: умение работать в группе.

Отработка и закрепления

Учитель- организатор, слушатель (слушает учащихся, дополняет их ответ, если требуется)

Заполняет со слов учащихся графу “узнал” на доске.

Чтение текста с пометками, индивидуальное заполнение в таблице графы “узнал”.

Защищают свои результаты работы, выступая перед классом. Слушатели заполняют опорный конспект.

На основе знаний заполняют кластер в группе:

После заполнения кластера, осуществляют проверку совместно с учителем

К: умение сотрудничать Р: умение делать вывод.

Рефлексия

Обобщение,

систематизация,

применение

Учитель предлагает выполнить тест на закрепление. Тест выводится на экран, учитель предлагает ответить на вопрос

одному представителю из группы.

Отвечают на вопросы.

 Фронтальное обсуждение с опорой на текст. Заполняют графу в таблице “что бы еще хотели узнать о соединениях алюминия”.

П, Р

Тест по теме

«Алюмини

й»

http://fcior.e

du.ru/card/1

1621/testy-

po-teme-

alyuminiy.ht

ml (сцена

1, 4, 6, 7, 8)

Обратная связь

Стадия рефлексии.

Учитель предлагает оценить работу других групп

Д/з: параграф 13, упр. 8 стр. 62. Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у алюминия.

Оценивают работу других групп

Л: моя позиция

Р: оценка своей деятельности других

Стадия рефлексии.

Учитель предлагает оценить работу других групп

Д/з: параграф 13, упр. 8 стр. 62. Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у алюминия.

Л: моя позиция

Р: оценка своей деятельности других

Л: моя позиция 

Р: оценка своей деятельности других

Приложение

Текст для работы учащихся на уроке

“Люди гибнут за металл”

(В. Гете)

Алюминий – типичный р-металл.

Конечно, слова поэта В. Гете сказаны о золоте, но в ХIX веке алюминий тоже ценился на вес золота, так Д.И. Менделееву в знак его больших научных заслуг на международном съезде ученых химиков был вручен ценный подарок в виде большой алюминиевой кружки.

Подумайте, почему алюминий так дорого ценился?

Алюминий – основной представитель металлов главной подгруппы III группы периодической системы. Свойства его аналогов – галлия, индия и таллия – во многом напоминают свойства алюминия, поскольку все эти элементы имеют одинаковую электронную конфигурацию внешнего уровня ns2np1 и поэтому все они проявляют степень окисления 3+.

Алюминий – серебристо-белый металл, обладающий высокой тепло- и электропроводностью. Поверхность металла покрыта тонкой, но очень прочной пленкой оксида алюминия Al2O3.

Алюминий весьма активен, если нет защитной пленки Al2O3. Эта пленка препятствует взаимодействию алюминия с водой. Если удалить защитную пленку химическим способом (например, раствором щелочи), то металл начинает энергично взаимодействовать с водой с выделением водорода:

http://festival.1september.ru/articles/100125/img1.jpg

Алюминий в виде стружки или порошка ярко горит на воздухе, выделяя большое количество энергии:

2Al + 3/2O2 = Al2O3 + 1676 кДж.

Эта особенность алюминия широко используется для получения различных металлов из оксидов путем восстановления алюминия. Метод получил название алюмотермии. Алюмотермией можно получить только те металлы, у которых теплоты образования оксидов меньше теплоты образования Al2O3, например:

Cr2O3 + 2 Al = 2 Cr + Al2O3 + 539 кДж.

При нагревании алюминий реагирует с галогенами, серой, азотом и углеродом.

Алюминий легко растворяется в соляной кислоте любой концентрации:

http://festival.1september.ru/articles/100125/img2.jpg

Концентрированная серная и азотная кислоты на холоде не действуют на алюминий. При нагревании алюминий способен восстанавливать эти кислоты без выделения водорода:

2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + SO2 + 6H2O,

Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3 H2O.

В разбавленной серной кислоте алюминий растворяется с выделением водорода.

Применение алюминия и его соединений.

Важнейший сплав алюминия – дюралюминий. Замечательный сплав дюралюминий получил свое название от города Дюрен в Германии. Отечественный сплав похожего состава одно время называли “кольчугалюминием” - по имени поселка металлургов Кольчугино во Владимирской области. Алюминиевые сплавы незаменимы для авиации – они почти в три раза легче стали и меди и вместе с тем тверды, жаростойки и прочны. Так, проволока из дюралюминия сечением 1 мм2 не рвется под грузом 50 кг.

Оксид алюминия (корунд) находит широкое применение в производстве стекла и кристаллов для лазеров.

Гидроксид алюминия – основной компонент всем известных лекарств: “маалокс”, “альмагель” и др., которые понижают кислотность желудочного сока. Подумайте, с точки зрения химии, как это происходит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Алюминий в пищевой промышленности. Посуда из алюминия"

Данная статья применяется на уроках химии при изучении темы "Металлы", расширеят кругозор обучающихся, имеет профессиональную направленность....

Урок по химии в 9 классе на тему "Алюминий. Нахождение в природе.Свойства алюминия".

3 А төркеме металларының үзлекләрен алюминий мисалында өйрәнү.Химик элементларның периодик системасында элементның урнашуы буенча  аңа характеристика бирү.Атом төзелешенә нигезләнеп, ...

Презентация по теме "Алюминий" и обучающий тест по теме "Алюминий"

Данные материалы  могут быть использованы  учеником для самостоятельного изучения темы "Алюминий" и организации самоконтроля....

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.

Тема урока: Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Цели урока: рассмотреть распространение алю...

Презентация к уроку "Алюминий:физические и химические свойства. Применение алюминия"

Презентация для 9 класса:учащиеся сами определяют тему урока, задачи, делают выводы.В презентации самостоятельная работа для актуализации опорных знаний, прослеживается связь строение - свойства - при...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

Алюминий и сплавы алюминия

В период открытия алюминия этот металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изг...