Предмет органической химии
методическая разработка по химии (9 класс)

Берестюк Валентина Аликовна

Цель урока: сформировать представление о том, что является предметом изучения органической химии

Тип урока: исследовательский, компетентностно-ориентированный урок

Задачи урока:

 Образовательные:

1)   актуализация знаний о неорганических веществах (состав, строение, генетическая связь)

2) обеспечить усвоение понятия  «органические вещества»

Развивающие:

- формирование исследовательских навыков при изучении нового учебного материала

-развитие умения анализировать,  сравнивать,  выделять общие принципы

-развитие познавательного интереса

Воспитательные:

-формирование умений и навыков работать в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_issledovanie.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Предмет органической химии

Цель урока: сформировать представление о том, что является предметом изучения органической химии

Тип урока: исследовательский, компетентностно-ориентированный урок

Задачи урока:

 Образовательные:

1)   актуализация знаний о неорганических веществах (состав, строение, генетическая связь)

2) обеспечить усвоение понятия  «органические вещества»

Развивающие:

- формирование исследовательских навыков при изучении нового учебного материала

-развитие умения анализировать,  сравнивать,  выделять общие принципы

-развитие познавательного интереса

Воспитательные:

-формирование умений и навыков работать в группе

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка проблемы
  3. Актуализация знаний (состав, строение, свойства неорганических веществ)
  4. Исследование  органических веществ. Теоретическая часть - состав, строение веществ. Практическая часть – исследование свойств предложенных веществ.

5. Определение темы урока, обобщение и закрепление  учебного материала сопровождается презентацией  « Предмет органической химии. Органические вещества».

Урок проводится в проблемно-диалоговой форме, которую организует учитель.

В начале урока класс делится на 3 группы. Для каждой группы на учебных столах имеется набор шаростержневых моделей для конструирования молекул, инструкция, правила техники безопасности, листы черновиков, фломастеры.

На демонстрационном столе готовы   наборы для проведения химического эксперимента.

Оборудование и вещества (одинаковый набор для всех групп):

  Парафиновая свеча,   асбестовая сетка  (4 шт.),  спички,  3 фарфоровые чашки, сахар, поваренная соль, спирт этиловый,  металлический штатив,  тигель, сухое горючее.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие учителя, формирование групп, организация рабочего места ученика)
  2. Постановка проблемы.

Учитель: предлагаю вашему вниманию ряд формул в первом столбце таблицы. Что это за вещества, как вы можете их охарактеризовать?

Fe  HCl   H2SO4    CO2    N2  H2S   Si     F2    H2O   NaCl

C6H12O6                           6H10O5)n

CH4

                     C5H12

C2H4

                             C2H5OH

NH2CH2COOH

                                C2H5Cl

Учащиеся: это вещества, которые мы изучали в курсе неорганической химии.

Учитель: что вы можете сказать о веществах, формулы которых представлены в правой колонке таблицы?

Учащиеся: называют только формулу глюкозы (знают из курса биологии).

Учитель: поговорим об этих веществах немного позже.

  1. Актуализация знаний 

Учитель: что можно сказать о составе неорганических веществ?

Посмотрите на примеры.

Учащиеся: элементный состав разнообразный, каких-либо закономерностей нет.

Учитель: как можно отобразить строение этих веществ?

Учащиеся: существуют структурные формулы, атомы соединяются согласно их валентностям.

Учитель: изобразите структурные формулы нескольких веществ, соберите модели молекулы воды и углекислого газа.

Работа в группах. Ученики представляют структурные формулы веществ на интерактивной доске и шаростержневые модели молекул.

Учитель: что вы можете сказать о свойствах  неорганических веществ?

Ученики: существует 4 основных класса неорганических веществ и между ними существует генетическая связь.

Учитель: на сегодняшний день насчитывается более 500 тысяч неорганических веществ. Переходим к анализу веществ из второй колонки.

А. Исследование  органических веществ (ТЕОРИЯ)

Учитель: Внимательно проанализируйте состав веществ.

Учащиеся:  в составе всех веществ углерод и водород, в некоторых ещё есть кислород, азот, хлор.

Учитель:

-изобразите структурные формулы и постройте шаростержневые модели нескольких веществ (работа в группах).

-обратите внимание, что строение молекулы, имеющей в составе 5 атомов углерода можно отразить по-разному!

          Учащиеся  моделируют молекулы изомеров пентана.

Выясняют, что основой всех молекул является УГЛЕРОД!

С помощью учителя ученики определяют строение цепочек из атомов углерода (линейные, замкнутые, разветвлённые).

-Каким образом мы сможем начать изучение свойств этих веществ? Что в первую очередь можно исследовать? Какие свойства можно изучить прямо сейчас на уроке?

      Учащиеся: Растворимость в воде, нагреть, сжечь.

Б. Исследование  органических веществ (ПРАКТИКА)

А. горение спирта

Б. горение сахара

В. Горение парафиновой свечи

Учитель: заполните таблицу, используя практические знания.

Поставьте в соответствующей колонке знак «+» или «-».

вещество

растворимость в воде

Отношение к нагреванию, КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ?

C6H12O6

ГЛЮКОЗА

С12H22H11

САХАРОЗА

CH4

МЕТАН

C2H5OH

ЭТАНОЛ

C2H4

ЭТИЛЕН

-

-

C5H12

ПЕНТАН

--

-

NH2CH2COOH

ГЛИЦИН

-

-

C2H5Cl

ХЛОРЭТАН

-

-

6H10O5)n

ЦЕЛЛЮЛОЗА,

ДЕВЕСИНА,БУМАГА

Учитель: какие продукты образуются при горении свечи, сахара, парафина?

Учащиеся: углекислый газ и вода.  Следовательно в составе веществ С и Н. 

  1. Определение темы урока, обобщение и закрепление  учебного материала.

Учитель: ребята, мы проанализировали состав, строение и некоторые свойства ряда веществ. К этому ряду я добавляю следующие: жиры, белки, углеводы, эфиры, карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная, щавелевая, лимонная), аминокислоты, альдегиды, галогенпроизводные, РНК, ДНК и т.д. Что вы можете сказать о природе этих веществ?

Учащиеся: это вещества растительного и животного происхождения.

Учитель: т.е. растительных и животных организмов. Соответственно как называются эти вещества? Как можно определить тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: ОРГАНИЧЕСКИЕ!  Органическая химия, предметом изучения которой являются органические вещества.

Учитель: подведём итоги:

-органические вещества – вещества растительного и животного происхождения. Являются предметом изучения органической химии.

-их состав и свойства очень разнообразные – на 2003 год насчитывалось 27 миллионов органических веществ и их производных, многие из них синтезированы человеком для своих нужд.

-Органическая химия – это химия углеводородов и их производных

И в заключение.  Когда-то немецкий учёный-химик Фридрих Вёлер сказал: «Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она кажется  мне дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чащей, из которой невозможно выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть…».

Огромный вклад в развитие органической химии внёс великий русский учёный А.М. Бутлеров, автор теории строения органических веществ. Именно благодаря этой теории человек смог объяснять свойства органических веществ, их многообразие, научился синтезировать многие вещества для своих целей.

Домашнее задание.

Разделите вещества, формулы которых вам предложены на неорганические и органические:

C6H12O6      NaCl   H2CO3        CH4              C2H5OH        CO2

С12H22H11    OF2     C2H4       C2H5Cl    K2SO4      NaOH     C5H12

 (С6H10O5)n         NH2CH2COOH         Al2S3    CH3COOH


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Предмет органической химии. Органические вещества"

понятие органической химии, история возникновения, основные особенности органических веществ....

предмет органической химии. Строение органических веществ

понятие органическая химия, вклад ученых. строение органических веществ...

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Предмет органической химии. Органические вещества

Предмет органической химии. Органические вещества....

Тест по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений».

Тест №1 по проверке знаний в профильных классах по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений»....