план урока 7 класс Физические и химические явления
план-конспект урока по химии (7 класс)

Емельянова Галина Владимировна
Тема урока: Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки. Тип урока и его структура: урок – исследование, приобретение новых знаний и первичное закрепление нового материала. Данный урок является одним из первых в разделе «Повторение и углубление основных понятий курса химии за 7класс». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Цель урока: изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций; совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_yavleniya_i_priznaki_reaktsiy.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Авторы:  Емельянова Г.В., Кириллова О.В.

Предметы: химия, физика

Тема:  «Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки» или «Путешествие Незнайки в мир физических и химических явлений».

Класс: 7 «Б»

Учебник: Химия: Вводный курс. 7 класс: учебник/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. – 2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2015.- 159, [1]с.:

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, экспериментальный. 

Тип урока: урок – исследование, приобретение новых знаний. 

Цель урока: совершенствовать умения отличать физические процессы от химических, выяснение признаков и условий протекания химических реакций, формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;

развивающие:

  • развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи;
  • вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ;
  • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
  • развивать способность к само- и взаимоконтролю.

воспитывающие:

  • воспитывать культуру общения через работу в группах;
  • формировать культуру монологической и диалоговой речи. 

содействовать развитию мотивации к обучению, управлению своей учебной деятельностью; 

Предметные результаты:    

  1. Выявлять признаки,  называть признаки химических реакций, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с текстом – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Метапредметные: 

  1. Развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи
  2. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 

Личностные:

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
  2. Проявлять  познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, формировать экологическую культуру.

Средства обучения: ПК, мультимедийная презентация, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, листы контроля, задания для самостоятельной работы, мини проекты учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок необычен. Вместе с Незнайкой  мы будем путешествовать в мире физических и химических явлений.

 Перед вами стоят сразу два учителя: учитель физики и учитель химии. Это не случайно, ведь обе науки описывают процессы, происходящие в окружающем нас мире, с двух сторон. И сегодня на знакомые вам процессы мы предлагаем посмотреть глазами двух тесно связанных наук: физики и химии. Я надеюсь, что наше путешествие будет интересным и полезным для вас.

2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. (7 мин)

Учитель физики предлагает продолжить стихотворение

В природе с момента ее зарожденья: (слайд 3)
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные измененья 
Мы с вами сказали бы:
“Это явленья!”
Явленья бывают различными,
Рассмотрим химические и физические.

Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое уметь различать.

Проверим себя знаем ли мы о этих явлениях и их отличая друг от друга.

Завершите предложение  (слайд  4)

Химия  и физика–науки, помогающие познать тайны природы. Но этому надо учиться.

Сегодня к нам пришел Незнайка у него проблема в школе он не знает, как оформить и защитить  проект. Ребята покажем  Незнайке, как подготовить проект к защите.

Вы распределились на четыре группы.

В течение урока каждой группе  предстоит составить мини проект и защитить его в конце. Урок состоит из пяти этапов, на столах лежат папки в которых находятся рабочие листы, которые вы должны заполнять в течение урока, и текст с описанием одного дня из жизни Незнайки.

Достаньте из папки лист заданий прочитайте задание №1, прочитайте текст  «Один день из жизни Незнайки» 

Ваша задача  -  определить,  какие  явления физические или химические описаны в тексте. Выберите картинки и приклейте их на картинку Незнайка.

 1,2 группа на листе где нарисован Незнайка  приклейте картинки -физических явлений;

3,4 группа приклейте картинки - химических явлений.

Учитель химии.

  — Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

- Достаточно ли ваших знаний для этого?

- Какой главный отличительный признак химической реакции? (образование новых веществ)

- Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

    При химических процессах происходит превращение одних  веществ, в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Как называются эти наглядные изменения признаки.  (слайд)

  • изменение цвета;
  • выделение газа;
  • появление запаха;
  • образование осадка;
  • выделение тепла и света

запишите перечисленные признаки себе на лист ватмана (цветными фломастерами)

- Какой главный признак химической реакции?

Главный признак химической реакции – это образование новых веществ с новыми свойствами. Вы знаете много веществ, но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке вы должны

Реализация деятельностного  метода путем  создания проблемной ситуация.

Практическая работа

Для проекта Незнайка решил провести опыты, но не знает, где прошла химическая реакция, а где просто физическое явление.

Давайте вместе с Незнайкой проведем исследования.

- В ходе исследования вы будете  выступать в роли юных химиков - экспериментаторов. Вам предстоит работать с реактивами. Вспомним правила ТБ, которые необходимо знать при работе с веществами.

- Проводя практическое исследование, не забывайте записывать свои наблюдения на листе и делать выводы.

- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Работают учащиеся в группах, но  одни  - с веществами доказывающими физические явления (плавление парафина, растворение сахара, соли, изменение формы); другие– с  химическими реактивами (сода, мел, лимонная, уксусная  кислоты, йод, картофель, молоко. ).  После проведения опытов записывают в лист контроля полученные результаты.

Учитель физики. Незнайке дали для оформления проекта картинки и стихи  с физическими, химическими явлениями,  но пока он шел, растерял все листочки по дороге. Помогите Незнайке собрать листы в соответствии с заданием 4. Прочитайте в листе заданий.

По два представителя от группы соберите рисунки и стихи соответствующие:

1группа физические явления  в картинках,

2 группа физические явления в стихах

 3 группа химические  явления  в картинках.

4 группа химические явления в стихах. 

- Молодцы, ребята! Вы помогли Незнайке собрать картинки, но у него возник вопрос, а зачем  нужно знать явления физические и химические?

 А, как вы думаете?

- Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, где человек в своей повседневной жизни может встретиться с химическими и физическими явлениями и наблюдать их в природе, быту, технике. Для этого приступаем к выполнению 5 задания.  

Прочитайте задание №5. Стрелками соотнесите применение явлений в быту, технике, природе.

Вы очень хорошо потрудились и помогли Незнайке.   

А сейчас вы должны оценить работу каждого участника вашей группы.

Пользуясь рекомендациями в виде листа - шаблона   Представителям от каждой группы приготовится к защите проектов.

Рефлексия (2 мин)

- Вместе с Незнайкой вы научились работать с проектом, находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования, отстаивать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей в группе.

Без физических явлений и химических реакций невозможна жизнь. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Продолжите предложение:

(Слайд 15)

1. Теперь я знаю, что  …

2. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

4. Меня удивило…   

- В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество.

 Дифференцированное домашние задание:   (слайд 16) 

Незнайке понравилось работать с проектом, и он решил продолжить. Но  для работы еще нужна информация.

Соберите в конверт не достающую информацию.

Учащиеся выбирают домашнее задание по желанию:

  1. Примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей.
  2. Нарисуйте или подберите рисунки из книг журналов, которые бы иллюстрировали химические реакции в окружающем мире.  
  3. Составить свой тест по изученной теме.

Один день из жизни Незнайки.

Незнайка решил, что он непременно должен быть полезен своим друзьям. Он  проснулся к обеду за окном  моросил мелкий дождик. Он  зажег газ и поставил старый покрытый накипью чайник на плиту. А сам сел лепить из пластилина. Незнайка так увлеченно лепил маленьких человечков, что не заметил, как чайник закипел. Он все продолжал свое занятие, пока  Шпунтик, сердито ворча, не убрал с плиты выкипевший чайник. Чай не получился. Незнайка вспомнил о булочках, которые приготовил Пончик открыл шкаф, но булочки были покрыты плесенью. Тогда Незнайка задумал приготовить кашу. Для этого достал из холодильника молоко и поставил его на стол. Делать ему больше ничего не хотелось, и он развлекал себя тем, что доставал кубики льда из холодильника и катал их по кухонному столу. Стол вскоре стал мокрым. А Незнайка, забыв о своем обещании, убежал гулять. Вернулся он поздно и вспомнил про молоко. Но в пакете на столе молоко стало кислым. Вот какой помощник!

Рабочий лист группы №1

Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков  те, которые характеризуют физические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.

Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (фломастерами)

Задания 3.    Практическая работа

Задания для изучения химических явлений

Задания для изучения физических явлений

Опыт №1.  Лимонную  кислоту и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются.

Инструкция:  Добавьте к пищевой соде раствор лимонной кислоты, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора лимонной кислоты наблюдается бурное выделение ___________ с шипением («вскипание» углекислого газа).

Опыт №2.  Плавление парафина.

Зажгите свечу. Наблюдайте , что произошло с материалом свечи при горении. После  расплавления парафина потушите пламя свечи спичечным коробком.

       Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях).

  1.При нагревании парафина, он ________                , переходит в ____________ состояние.

2.Сохраняет ли парафин  свои свойства?

   Вывод: Это_______________________ явление.

- Какие опыты вы проводили и  какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Задание 4. Каждая группа получает задание. Найдите картинки  физических явлений. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это физические явления.

 

Задание 5. Стрелочками покажите, какие физические явления применяются в быту, а какие в природе.  (это задание прикрепите к ватману)

  1. Запотевание стекла

  1. Сгорания топлива в двигателе

  1. Северное сияние

  1. Туман

  1. Гашение соды уксусом

  1. Метель

В быту

  1. Магнитные застежки

В природе

  1. Землетрясение

  1. Горение

  1. Торнадо

  1. Образование накипи в чайнике

  1. Засолка

  1. Вспышка молнии

Рефлексия.

  1. Теперь я знаю, что  …

2. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

4. Меня удивило… 


Рабочий лист группы №2

Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков  те, которые характеризуют физические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.

Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (маркером)

Задание 3.    Практическая работа

Задания для изучения химических явлений

Задания для изучения физических явлений

Опыт №1. «Волшебная картошка»  Крахмал в том или ином количестве имеется в большинстве продуктов, которые мы едим. Давайте вооружимся пипеткой и стаканчиком с иодной настойкой (разбавленной пополам кипяченой водой) и определим, есть ли крахмал в картофеле или хлебе.

Инструкция: На срез картофеля нанесите одну каплю йодной настойки с помощью пипетки. Из хлеба сделайте мякиш и капните каплю разбавленной йодной настойки. Как узнать, где крахмала больше – в картофеле, хлебе?

Наблюдения: При добавлении к крахмалу раствора йодной настойки наблюдаем изменение _____________.

 Опыт №2  Растворение сахара.

     Растворите сахар в воде. Наблюдайте, что происходит с сахаром. Запишите свои  наблюдения. Какое  это явление?

  1. Растворяется ли сахар в воде?  ---------------------------------

  1. Теряет ли свой вкус сахар?------------------------------------

  1. Остается сахар сладким или нет?------------------------------
  2. Какое это явление --------------------------------------------

- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Задание 4. Каждая группа получает задание. Выберите стихи известных поэтов о физических явлений. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это физические явления.

 

Задание 5. Стрелочками покажите, какие физические явления применяются в технике, а какие в повседневной жизни (это задание прикрепите к ватману)

Физические  явления

  1. Стеклодувное производство

  1. Горение бензина

  1. Плавка металлов

  1. Получение сплавов

  1. Горение дров

  1. Испарение бензина

В технике и производстве

  1. Изготовление украшений

В повседневной жизни

  1. Таяние снега

  1. Ржавление железа

  1.  Скисание молока

  1.  Нагревание двигателей

  1.  Гниение листьев

  1.  Протухание яйца

  1. Стеклодувное производство

Рефлексия.

  1. Теперь я знаю, что  …

  1. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

4. Меня удивило…   

Рабочий лист группы №3

Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков  те, которые характеризуют химические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.

Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (маркером)

Задания 3.    Практическая работа

Задания для изучения химических явлений

Задания для изучения физических явлений

Опыт №1. Вряд ли кто-то, намыливая руки, задумывается,  как появилось мыло.    А зря!!!!!!!! В том виде, в котором мы знаем мыло сейчас, оно появилось только в 8 веке нашей эры – его изобрели арабы. Долгое время мыло использовали лишь в лечебных целях

Инструкция: Добавьте к жидкому мылу в пробирке каплю  раствора  фенолфталеина, определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

 Наблюдения: При добавлении к мылу раствора фенолфталеина наблюдаем изменение _____________.

Опыт №2 Деформация твердого тела

Возьмите проволоку, намотайте ее на карандаш     ( виток к витку). Уберите карандаш .Ответьте на вопросы:

Изменились ли:

а) объем ____________________

б) форма____________________

в) свойства _________________

Вывод: Это_________________      явление

- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Задание 4. Каждая группа получает задание. Найдите картинки  химических явлений. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это химические явления. Перечислите признаки химических реакций.

Задание 5.  Стрелочками покажите, какие химические явления применяются в быту, а какие в природе это (задание прикрепите к ватману)

Химические  явления

  1. Запотевание стекла

  1. Сгорания топлива в двигателе

  1. Северное сияние

  1. Туман

  1. Гашение соды уксусом

  1. Метель

В быту

  1. Магнитные застежки

В природе

  1. Землетрясение

  1. Горение

  1. Торнадо

  1. Образование накипи в чайнике

  1. Засолка

  1. Вспышка молнии

Рефлексия.

   1. Теперь я знаю, что  …

2. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

4. Меня удивило…   

Рабочий лист группы №4

Задание 1. Прочитайте текст «Один день из жизни Незнайки». Выберите из предложенных картинок-рисунков  те, которые характеризуют химические явления и закрепите их на листе с изображением Незнайки.

Задание 2. Перечислите признаки химических реакций и запишите их на ватмане (маркером)

Задания 3.    Практическая работа

Задания для изучения химических явлений

Задания для изучения физических явлений

Опыт №1 Большинство кислот находится в жидком агрегатном состоянии. Но есть кремниевая кислота, которая имеет твёрдое агрегатное состояние. Получить её можно из раствора силикатного клея, действуя на него  сильной кислотой.

Инструкция: В пробирку находится 10 мл силикатного клея (силикат натрия), добавьте 2-3 мл раствора соляной кислоты, перемешайте стеклянной палочкой.

Наблюдения: При добавлении к силикатному  клею кислоты наблюдаем выпадение ________________,     ______________ цвета.

Опыт №1  Растворение соли.

             Растворите соли в воде. Наблюдайте, что происходит с солью. Запишите свои  наблюдения. Какое  это явление?

1.Растворяется ли соль в воде?_____________

2.Теряет ли свой вкус соль________________

3. Можно ли воду выпарить?______________

3.Какое это явление? ______________________

- Какие опыты, вы проводили и какие признаки наблюдали?

- Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Задание 4. Каждая группа получает задание. Выберите стихи известных поэтов о химических явлениях. Приклейте картинки к ватману и объясните, почему это химические явления.

Задание 5.  Стрелочками покажите, какие химические явления применяются в технике, а какие в повседневной жизни (это задание прикрепите к ватману)

.

Химические  явления

  1. Стеклодувное производство

  1. Горение бензина

  1. Плавка металлов

  1. Получение сплавов

  1. Горение дров

  1. Испарение бензина

В технике и производстве

  1. Изготовление украшений

В повседневной жизни

  1. Таяние снега

  1. Ржавление железа

  1. Скисание молока

  1. Нагревание двигателей

  1. Гниение листьев

  1. Протухание яйца

Рефлексия.

  1. Теперь я знаю, что  …

               2. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

4. Меня удивило…   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Физические и химические явления"

Методическая разработка урока....

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...

Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)

Конспект урока представлен  в форме технологической карты   в свете  требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"...

Урок химии "Физические и химические явления" 8 класс

Урок химии "Физические и химические явления" в 8 классе. Урок с с использованием местного материала. Проблемным вопросом к уроку является разрушение моста через реку Камелик. Через практичес...

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...