Конспект урока по теме «Кристаллические решетки».
план-конспект урока по химии (8 класс)

Журов Денис Васильевич

 

Конспект урока по теме «Кристаллические решетки».

 

Конспект урока по теме «Кристаллические решетки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kristallicheskie_reshetki.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока с элементами игровой технологии

Конспект урока по теме «Кристаллические решетки».

Выполнил учитель химии АНОО Ковчег

Журов Д.В.

Форма урока: коллективное изучение и закрепление нового материала с использованием элементов групповой деятельности.

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся о строении вещества: видах химической связи и кристаллических решетках.

Задачи урока:

образовательные – закрепить знания учащихся о видах химических

связей; сформировать представление о кристаллических веществах, разновидностях кристаллических решеток, их строении и свойствах.

развивающие – отрабатывать навыки выявления закономерностей,

зависимости одного от другого, развивать познавательный интерес учащихся, тренировать умение четко выражать свою мысль при ответе.

воспитательные – воспитывать навыки творческого подхода к

осмыслению заданной проблемы, логического мышления, умения работать в коллективе.

здоровьесберегающие – сохранять здоровье учащихся с разным

типом восприятия информации путем смены видов деятельности.

Оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; модели кристаллических решеток; видеофильм Кристаллические решетки (с использованием ИКТ).

Ход урока

1.Организационный момент: объявление плана урока.

а) проверка знаний

б) изучение нового материала

в) закрепление новых знаний

2.Проверка знаний

1) Класс делится на 4 группы, которые отвечают на вопросы:

1.Почему атомы соединяются друг с другом?

(стремятся завершить внешний энергетический уровень)

2.Какие электроны участвуют в образовании связей?

(неспаренные электроны)

3.Как располагается общая пара электронов между атомами одного элемента неметалла, т.е. с одинаковой электроотрицательностью?

(ровно посередине, никуда не смещена)

4.Как называется такой тип связи? (ковалентная неполярная)

5.Приведите примеры (H2, Cl2, F2, N2, O2)

6.Как располагается связующая пара электронов между атомами разных неметаллов, т.е. с разной электроотрицательностью?

(общая пара электронов сдвинута к атому с большей Э.О.)

7.Как называется такой тип связи? (ковалентная полярная)

8.Приведите примеры. Укажите, к какому атому сдвинута общая электронная плотность. (H2O, PH3, H2S) 

9.Что происходит при образовании ионной связи?

(один атом отдает свои валентные электроны другому атому полностью, превращаясь в ионы)

10.Какие атомы участвуют в образовании такой связи?

(атомы с большой разницей в Э.О.,т.е. типичный металл и неметалл)

11.Приведите примеры. (NaCl, KNO3, CaSO4)

Члены группы, давшей наибольшее количество правильных ответов, получают «5».

Остальные ученики, отвечавшие на вопросы – «4»

2)  Определить вид химической связи в веществах (у доски два обучающихся):

1 вариант: Cu, CuO, CO2, C, CaCO3

2 вариант: O2, H2O, Al, С6Н12О6, NaCl

3.Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока.

Учитель задает проблемный вопрос: зависят ли пространственное строение веществ и их свойства от вида химической связи? (демонстрация веществ, формулы которых были в работе на доске; разбираем физические свойства этих веществ).

4.Основной этап урока. Объяснение нового материала.

4.1.Записать тему урока. «Кристаллические решетки»

Определение: Кристаллические решетки - это упорядоченное, периодическое расположение частиц в пространстве.

Точки, в которых расположены частицы, называют узлами кристаллических

решеток.

4.2.На доске начерчена таблица. Учащиеся должны перечертить ее в тетрадь и заполнять в течение урока.

Тип кристаллической решетки

Частицы в узлах решетки

Тип химической связи

Характерные свойства веществ

Примеры

4.3. Учитель демонстрирует видео «Кристаллические решетки».

После просмотра видео группы учащихся с помощью учебника заполняют таблицу (одна группа – ионный вид связи, другая – атомный, третья – молекулярную, четвертая – металлическую)

4.4.Обсуждение изученного.

Проверка заполненной таблицы:

Тип кристаллической решетки

Частицы в узлах решетки

Тип химической связи

Характерные свойства веществ

Примеры

Ионная

кристалл.решетка

Ионы

ионные

(весь кристалл-

гигантская

молекула)

обладают

высокой

твердостью,

тугоплавки,

нелетучие,

электролиты

NaCl, KBr

и т.д.

Атомная

кристалл.

решетка

Атомы

ковалентные

полярные и

неполярные

самые прочные, очень твердые, иногда мягкие (графит), нелетучие,

нерастворимые в воде,

тугоплавкие

C (графит, алмаз), B,Si,Ge,SiO2

(хрусталь и др. кристаллы)

Молекулярная

кристалл.

решетка

Молекулы

Ковалентные полярные и неполярные внутри молекулы, слабые

межмолеку-лярные и

водородные между молекулами

Газы и жидкости при обычных условиях, твердые непрочные,

растворы плохо

проводят эл. ток,

низкие темпера-

туры плавления и кипения

H2O(лед), тв.CO2

(сухой лед), S8

(сера), Р4(фосфор), F2,

Cl2, Br2, I2,N2,O2

Металлическая

кристалл.

решетка

Атомы и катионы

металла

катионы металла связаны

воедино валентными электронами

обладают металлическим блеском, высокой тепло- и электропроводно-стью, пластичны

все металлы,

сплавы

5. Подведение итогов и закрепление знаний.

6. Информация о домашнем задании: Повторить типы кристаллических решеток. Корректировка таблицы.

Класс делится на 4 группы, которые отвечают на вопросы:

1.Почему атомы соединяются друг с другом?

(стремятся завершить внешний энергетический уровень)

2.Какие электроны участвуют в образовании связей?

(неспаренные электроны)

3.Как располагается общая пара электронов между атомами одного элемента неметалла или между атомами с одинаковойэлектроотрицательностью?

(ровно посередине, никуда не смещена)

4.Как называется такой тип связи?(ковалентная неполярная)

5.Приведите примеры. (H2, CL2, F2, N2, O2)

6.Как располагается связующая пара электронов между атомами неметаллов

с небольшой разницей электроотрицательностей?

(общая пара электронов сдвинута к атому с большей Э.О.)

7.Как называется такой тип связи?

(ковалентная полярная)

8.Приведите примеры. (H2O, PH3, H2S) – укажите, к какому атому сдвинута общая электронная плотность.

9.Что происходит при образовании ионной связи?

(один атом отдает свои валентные электроны другому атому полностью, превращаясь в

ионы)

10.Какие атомы участвуют в образовании такой связи?

(атомы с большой разницей в Э.О.,т.е. типичный металл и неметалл)

11.Приведите примеры. (NaCl, KNO3, CaSO4)

Члены группы, давшей наибольшее количество правильных ответов, получают «5».

Остальные ученики, отвечавшие на вопросы – «4»

Группа ______

Участники:___________________________________________________________________________________________________________________________

1.Почему атомы соединяются друг с другом?

_________________________________________________________________ _________________________________________________________________

2.Какие электроны участвуют в образовании связей?

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

3.Как располагается общая пара электронов между атомами одного элемента неметалла, т.е. с одинаковой электроотрицательностью?

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

4.Как называется такой тип связи? __________________________________________________________________

5.Приведите примеры_______________________________________________

6.Как располагается связующая пара электронов между атомами разных элементов неметаллов, т.е. с разной электроотрицательностью?

__________________________________________________________________

7.Как называется такой тип связи?

__________________________________________________________________

8.Приведите примеры. Укажите, к какому атому сдвинута общая электронная плотность._________________________________________________________

9.Какой процесс происходит с электронами атомов при образовании ионной связи?

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

10.Какие атомы участвуют в образовании такой связи?

__________________________________________________________________

11.Приведите примеры. _________________________________________________

Тип кристаллической решетки

Частицы в узлах решетки

Тип химической связи

Характерные свойства веществ

Примеры веществ

Типы кристаллических решеток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Кристаллические решетки".

В презентации представлены виды и модели  кристаллических решеток с примерами веществ и кратким описанием их свойств....

Бинарный урок химии и математики по теме "Кристаллические решетки металлов"

В статье представлен бинарный урок математики и химии по теме "Кристаллические решетки металлов".Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономер...

Открытый урок по теме: Кристаллические решетки. 8 класс

Урок по теме «Кристаллические решетки» Тип урока: Комбинированный .Цель: раскрыть понятия о типах кристаллических решеток; установить зависимость  физических свойств от строения вещества....

конспект урока по химии "Кристаллические решетки" (ФГОС)

Разработка конспекта урока по химии в 8 классе, по теме "Кристаллические решетки"(ФГОС), урок изучения новой темы....

Тест по теме "Кристаллические решетки"

Промежуточный контроль знаний...

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...

Бинарный урок химии и математики по теме "Кристаллические решетки металлов"

Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметн...