Урок химии 10 класс: Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.
методическая разработка по химии (10 класс)

Бахманова Людмила Андреевна

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass_slozhnye_efiry.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

Цель урока:

Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.

Развивающие: формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал-, проектор, экран, ноутбук, презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап. Организационный момент, приветствие.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, готовят рабочие места.

2. «Актуализация знаний и умений, постановка проблемы.»

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания:

- проводит опрос во фронтальном режиме

Что такое реакция этерификации?

Какая общая формула карбоновых кислот ?

- подводит итог опроса.

2. И только аромат цветущих роз,

Летучий пленник, запертый в стекле,

Напоминает в стужу и мороз

О том, что было лето на земле.

У многих из нас самые яркие воспоминания связаны с определёнными ароматами. Представьте весну, пробуждение природы.

 Какие ароматы всплывают в вашей памяти? (Ароматы цветущей черёмухи, смоля-нистых тополиных почек, первых весенних цветов.)

Как вы думаете, о каких органических веществах сегодня пойдет речь?

 Цветочно-фруктовые запахи излучают сложные эфиры.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников.

Слушают заключение учителя.

Слушают учителя.

3. Этап «Изучение нового материала»

Делит класс на три группы:

Раздает карточки с заданиями для каждой группы.

Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации.( показывает видио опыт на экране получение сложного эфира)

Запишите  уравнения реакций которые заданы в ваших карточках. ЗАДАНИЕ №1

Поработайте с учебником на стр         и запишите определение в тетрадь что такое сложные эфиры.

Номенклатура эфиров  

1)Название R спирта+слово эфир+тривиальное(историческое) название кислоты- МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ  

2) название R спирта+название аниона кислоты+окончание-АТ МЕТИЛАЦЕТАТ  

3) Название R спирта+систематическое название кислоты+окончание -ОАТ МЕТИЛЭТАНОАТ

Теперь выполняем ЗАДАНИЕ №2 в ваших карточках, дайте название эфиру.

Посмотрите на химические свойства эфиров, это обратная реакция этерификации- гидролиз. В результате которой образуются карбоновые кислоты и спирты.

Также существует щелочной гидролиз.

Также эфиры восстанавливаются водородом до спиртов.  

1.Сложные эфиры-основа фруктовых запахов.

2.Сложные эфиры в пищевой промышленности.

3.Медицина и ароматерапия.

4.Парфюмерная промышленность.

Слушают сообщения одноклассников.

Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.( показывает призентацию)

Самостоятельно выполняют задания.

Самостоятельно выполняют задания.

Записывают в тетради уравнение реакции гидролиза.

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями

Слушают сообщения одноклассников.

Самостоятельно выполняют задания.

4. Этап «Закрепление нового материала»

Организует деятельность по выполнению теста.

Подводит итог работы на данном этапе.

Самостоятельно выполняют задания.

5. Этап «Домашнее задание»

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алканы, номенклатура, физические и химические свойства

Аннотация : Методическое пособие соответствует государственному образовательному стандарту предмета «Химия» для общеобразовательных школ, 10 класс. Пособие подготовлено на английском языке....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему:"Железо. Строение атома, физические и химические свойства".

Данная презентация полностью отражает урок в 9-м классе к учебнику О.С. Габриеляна по химии 9 класс. Здесь и материал из истории этого метаала, и о его физических и химических свойствах, в конце презе...

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства.

Конспект урока по химии на тему "Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства....

презентация урока по теме: «Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства»

знакомство обучающихся с алканами, их строением, изомерией, физическими свойствами....

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...

конспект урока химии по теме " Амины. Изомерия и номенклатура. Физические свойства"

урок разработан на основе технологии деятельностного метода...