Предмет | химия | 9 класс | Дата |
Тема учебного занятия | «Гидролиз солей» |
Цель учебного занятия | Сформировать первоначальные представления о гидролизе солей. Сформировать умение определять характер среды растворов солей.
|
Основные понятия | Гидролиз солей.
|
Задачи |
|
Тип и форма учебного занятия | урок – изучение нового материала |
Планируемые результаты обучения
|
Предметные
| Метапредметные | Личностные |
Знать определение гидролиза солей. Уметь определять характер среды растворов солей по их составу.
| Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.
| Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
Технологии обучения или элементы технологий | Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ
|
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока
| Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ |
Организационная структура урока
|
Этапы урока | Деятельность преподавателя
| Деятельность учеников |
I. Организационный момент
| Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа. | Настраивание на восприятие материала урока. |
II. Актуализация знаний
| - Какие катионы образуются при диссоциации кислот?
- Какие анионы образуются при диссоциации щелочей?
- Какие соли называют кислыми, а какими основными?
| Отвечают на вопросы учителя. |
III. Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание)
| Подробно данная тема изучается в 11 классе. На этом уроке учащиеся выполняют следующий эксперимент. На каждом столе находятся пробирки с растворами солей: хлорида натрия, карбоната натрия и хлорида алюминия. Необходимо проверить действие индикаторов фенолфталеина и лакмуса (или метилового оранжевого) на эти растворы и результаты записать в таблицу. Р- р соли | Формула соли | Окраска инд-в в р- ре соли | фенолфталеин | лакмус | Хлорид натрия Карбонат натрия Хлорид алюминия |
|
|
|
Опытным путём учащиеся определяют среду предложенных растворов солей. После этого учитель проводит обсуждение данного эксперимента: 1. Какие признаки химических реакций вы наблюдали? 2. Какие ионы вы обнаружили в растворах по изменению окраски индикаторов? 3. Почему соли в водных растворах по-разному изменяют окраску индикаторов? Далее учитель рассматривает состав солей. Соли можно представить как продукты взаимодействия кислоты и основания. Учащиеся заполняют таблицу. Таким образом, учащиеся делают вывод из лабораторного опыта и формулирую тему. | Отвечают на вопросы учителя и работают в тетрадях на местах. |
ⅣЛабораторный опыт | Действие индикаторов на растворы солей. |
|
V. Изучение нового материала
| Учитель вводит понятие «гидролиз» и условно определяет четыре типа солей: Определение: Гидролиз – процесс взаимодействия солей с водой. I. Соли сильной кислоты и сильного основания (гидролиз не идёт). NaCL (NaOH – сильное основание и HCL – сильная кислота) II. Соли сильного основания и слабой кислоты (гидролиз идёт, щелочная среда). NaF (NaOH – сильное основание и HF – слабая кислота) Na+ + F- + H+OH- = Na+ + HF + OH- F- + HOH = HF + OH- - щелочная среда, накапливается ОН- группа III. Соли сильной кислоты и слабого основания (гидролиз идёт, кислая среда). NH4I (NH4- слабое основание и HI - сильная кислота) NH4+ + I- + H+OH- = NH4OH + I- + H+ NH4+ + H+OH- = NH3↑ + H2O + H+ - кислая среда, накапливаются ионы Н+ CuSO4 (Cu(OH)2 – слабое основание и H2SO4 – сильная кислота) 2 CuSO4 + 2 H2O = (CuOH)2SO4 + H2SO4 - Cu2+ + SO42- + H+OH- = CuOH+ + SO42- + H+
Cu2+ + HOH = CuOH+ + H+ - кислая среда - (CuOH)2SO4 + H2O = 2 Cu(OH)2 + H2SO4
CuOH+ + SO42- + H+OH- = Cu(OH)2 + H+ + SO42- CuOH+ + HOH = Cu(OH)2↓ + H+ - кислая среда
IV. Соль слабой кислоты и слабого основания (в зависимости от силы кислоты или основания гидролиз идёт по типу II или III либо соль полностью гидролизуется). Учитель обращает внимание учащихся на прочерки в таблице растворимости солей, отмечает, что гидролиз характерен не только для солей.
| Работают на местах в тетрадях и с учебником.
|
VⅠ. Закрепление изученного материала | Для закрепления материала можно дать несколько упражнений: 1. Предположите, какие из солей: хлорид железа(III), сульфат натрия, карбонат лития, нитрат натрия — будут подвергаться гидролизу. Какими опытами это можно проверить? 2. Какую окраску приобретёт индикатор метиловый оранжевый, если его добавить к растворам: а) сульфата алюминия; б) нитрата калия; в) сульфида натрия? Почему?
| Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником |
VIⅠ. Рефлексия
| Попробуем подвести итоги. Основные выводы: - Что такое гидролиз?
- Какие соли подвергаются гидролизу и почему?
Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?
| Участвуют в эвристической беседе |
VIⅠI. Итоги урока
| Выставление оценок. Домашнее задание: п. 10, с. 38-40, с. 40 упр. 3; Тестовые задания. |
САМОАНАЛИЗ | Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты. Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – определили. Личностные - сформированы.
|