Адаптированная основная общеобразовательная программа по химиии для обучающихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по химии (8 класс)

Ивченко Александр Александрович

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего образования и реальными возможностями учащихся, исходя из структуры их заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_po_himii_8_klass.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по химии в 8 классе

для детей с ЗПР (VII вид).

(Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна (М. Дрофа))

Пояснительная записка

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой психического развития (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам основного общего образования и реальными возможностями учащихся, исходя из структуры их заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Рабочая программа по химии Программа курса химии для детей с отклонениями в развитии, решая те же задачи, что и в общеобразовательной школе, предполагает коррекционную направленность обучения, предусматривающую: активизацию познавательной деятельности; формирование общеинтеллектуальных умений и навыков; развитие устной и письменной речи; формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки деятельности обучающихся.

При проведении занятий необходимо делать опору на жизненный опыт обучающихся, учитывать практическую направленность предмета, соблюдать принцип необходимости и достаточности. Учитывая недостаточную математическую подготовку обучающихся, предлагаемые расчётные задачи должны быть упрощёнными. Наиболее трудные темы, такие как «Образование изотопов», «Аллотропия», «Понятие о кислых и средних солях», расчётные задачи усложненных типов из тем «Изменения, происходящие с веществами» и «Соединения химических элементов», даются в ознакомительном плане. Как трудный для обучающихся исключён материал о составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Отдельные лабораторные работы заменены демонстрацией.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет обучающимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

 Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2009г.).

  Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс». О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011.

Лабораторных работ - 13, практических работ - 9, контрольных работ - 5.

 для 8 класса, обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089 (ред. от 23.06.2015г.);
  • Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, на 29.06.2011, );
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 8.06.2015 г. № 576; приказом Минобрнауки РФ от 28.12. 2015 г. № 1529; приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2016 г.№ 38).
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Примерной программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных школ. -М.: Просвещение, 2010г.
  • Авторской программы: О.С. Габриелян «Химия». Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, -М.: Дрофа, 2012г.
  • Учебного плана на текущий год.

Рабочая программа разработана на основе УМК по химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений под. ред. О.С.Габриеляна и др., -М.: Дрофа, 2013г.

Во время выполнения контрольных работ учитель может направлять и корректировать действия ученика или предложить выполнить ученику другие задания, соответствующие его уровню. Программа для детей с ОВЗ соответствует программе школы.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения химии обучающиеся должны:

знать/понимать

химическую символику:

знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения

химических реакций;

химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ

к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей,

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Цели и задачи изучаемого курса

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  1. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  1. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  1. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  2. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ  и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Содержание учебного предмета 8 класса

1.Введение.

Предмет химии. Основные понятия и теории химии. Превращения веществ. Физические и химические явления. Краткие сведения по истории развития химии. Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки. Система химических элементов Д.И.Менделеева. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элементов в веществах.

2. Атомы химических элементов.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома. Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная связи.

Металлическая связь. Контрольная работа №1 по теме « Атомы химических элементов».

3. Простые вещества. Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия. Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро. Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества».

4. Соединения химических элементов.

Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонентов смеси.

5. Изменения, происходящие с веществами.

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.

Вода и ее свойства. Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами».

6. Простейшие операции с веществом (хим. практикум). Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2. Анализ почвы и воды.

3. Наблюдение за горящей свечой. №4. Признаки химических реакций.

5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

7. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. ОВР.

Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций. Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.

8. Химический практикум. Практическая работа №6. Ионные реакции. №7. Условия протекания химических реакций до конца. №8. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей. №9. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №4. по теме «Растворы. Реакции ионного обмена. ОВР».

Обобщение.


Учебно-методический комплект:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011. – 267с.

Дополнительная литература:

  1. Тесты по химии: 8 класс: К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: «Экзамен», 2004. – 159с.
  2. Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  3. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  4. Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.

Тематическое планирование 8 класса

Раздел

Колчас.

Практ. работы

Контр. работы

Практ.раб.

Контр.раб.

Введение

4

-

-

Глава 1. Атомы химических элементов

9

1

№1

№1

Глава 2. Простые вещества

6

1

-

№2

Глава 3. Соединения химических элементов

11

№ 2,3

№3

Глава 4. Изменения,

происходящие с веществами

11

1

№ 4

№ 4

Глава 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции

Химический практикум

Повторение. Обобщение

17

9

1

9

1

№ 5 -8

№5

Всего

68

9

4

8

5

Календарно-тематическое планирование 8 класса

Разделы

Часы

Дата по плану

Дата факт

Примечание

1.Введение

4

1

ТБ в кабинете химии. Предмет химии. Вещества и их свойства

1

02.09.

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии

1

07.09.

3

Знаки химических элементов. ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

09.09.

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы

1

14.09.

2. Атомы химических элементов

9.

5

Основные сведения о строении атомов

1

16.09.

6

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы

1

21.09.

7

Строение электронных оболочек атомов

1

23.09

8.

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. Ионная связь

1

28.09

9.

Ковалентная химическая связь. Полярная и неполярная химическая связь

1

30.09

10

Металлическая химическая связь

1

05.10.

11

Решение задач по теме «Атомы химических элементов»

1

07.10

12

Подготовка к контрольной работе «Атомы химических элементов»

1

12.10

13

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

1

14.10.

3. Простые вещества

6

14

Простые вещества – металлы и неметаллы

1

19.10.

15

Количество вещества. Молярный объем

1

21.10.

16-

17

Решение задач по теме «Простые вещества»

2

26.10.

28.10

18

Урок-упражнение

1

09.11

19

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

1

11.11.

4. Соединения химических элементов

11

20

Степень окисления

1

16.11.

21-

22

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

2

18.11

23.11

23

Основания

1

25.11.

24

Кислоты

1

30.11.

25

Соли

1

02.12.

26

Решение задач по основным классам неорганических соединений

1

07.12

27

Кристаллические решетки. Закон постоянства состава

1

09.12.

28

Чистые вещества и смеси

1

14.12.

29

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора)

1

16.12.

30

Решение задач по теме «Массовая и объемная доли компонентов смеси»

1

21.12.

5. Изменения, происходящие с веществами.

11

31

Физические явления в химии

1

23.12.

32

Химические реакции

1

28.12

33

Уравнения химических реакций

1

30.12.

34

Реакции разложения

1

18.01.

35

Реакции соединения

1

20.01.

36

Реакции замещения

1

25.01.

37

Реакция обмена

1

27.01.

38

39

Расчеты по химическим уравнениям

2

01.02

03.02

40

Подготовка к контрольной работе

1

08.02

41

Контрольная работа №3 по темам «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами»

1

10.02.

6. Простейшие операции с веществом (хим. практикум)5ч.

42

ТБ. Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием

1

15.02

43

ТБ. Практическая работа №2. Наблюдение за

горящей свечой

1

17.02

44

ТБ. Практическая работа №3. Анализ почвы и

воды

1

22.02

45

ТБ. Практическая работа №4. Признаки

химических реакций

1

24.02

46

ТБ. Практическая работа №5. Приготовление

раствора сахара

1

01.03

7. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции, 22ч.

47

Растворение. Растворимость веществ в воде

1

03.03.

48

Электролитическая диссоциация

1

10.03.

49

Основные положения теории электролитической диссоциации

1

15.03.

50

Ионные уравнения

1

17.03.

51

52

Кислоты, их классификация. Свойства кислот

2

22.03.

24.03.

53

54

Основания, их классификация и свойства

Оснований

2

05.04.

07.04.

55

56

Оксиды, их классификация. Свойства оксидов

2

12.04.

14.04.

57

58

Соли, их классификация. Свойства солей.

2

19.04.

21.04.

59

Генетическая связь между классами веществ

1

26.04.

60

61

Окислительно - восстановительные реакции

2

28.04

03.05

62

ТБ. Практическая работа №6. Ионные реакции

1

05.05

63

ТБ. Практическая работа №7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

1

10.05

64

ТБ. Практическая работа №8. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей

1

12.05

65

ТБ. Практическая работа №9. Решение

экспериментальных задач

1

17.05

66

Подготовка к контрольной работе

1

19.05

67

Контрольная работа №4 по теме «Растворы. Реакции ионного обмена. ОВР»

1

24.05

68

Повторение

1

26.055


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"

Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по обществознанию 6 класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа по обществознанию 6 класс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по химиии для обучающихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11 классов...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная образоваетльная программа для детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...