Цели: Учебные: обобщить, систематизировать и закрепить знания о первоначальных химических понятиях; закрепить знания о химических элементах ; систематизировать ранее полученные знания о классах неорганической химии; автоматизировать умение учащихся ориентироваться в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам. Развивающие развитие познавательного интереса к предмету развитие информационной и коммуникативной компетентностей развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал Воспитательные: развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.
Форма проведения урока: викторина Форма организации учащихся: в процессе подготовки – индивидуальная и групповая, на уроке – коллективная Оборудование: таблица ПСХЭ, проектор, экран, распечатанные карточки с заданиями.
Ход проведения викторины 1 конкурс. Анаграммы. (Первоначальные химические понятия.) Я — газ редчайший на Земле. Мне близки радий и свинец, Но если переставить буквы мне, То я уже истории творец. (Радон — народ) Я — энергии источник. И сказать могу вам точно: "Сумел Клапрот меня открыть, ЭженПелиго— получить”. Но если буквы переставить И в углу меня поставить, Буду стойко там стоять, Молча мусор собирать. (Уран — урна) Две вещи с различным совсем назначеньем, Но сделаны обе они из стекла. Первая — в опытах очень значима. Вторая — сосуд для хмельного вина. (Колба — бокал) Элемент IV группы Перед всеми на виду. Если Т на Р исправить, Будет деспот наяву. (Титан — тиран) 2 конкурс. Цепочка. Начальные слова для команд — Висмут Вольфрам (и далее как в города, но используя названия химических символов)
3 конкурс. Шуточные вопросы-загадки. - Какой элемент не имеет постоянной "прописки” в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?(водород) - Какой элемент всегда рад?(радон) - Какой газ утверждает, что он— это не он?(неон) - Какой неметалл является лесом?(бор) - Какой химический элемент состоит из двух животных?(мышьяк) - Какой элемент вращается вокруг Солнца?(уран) - Какой элемент является настоящим гигантом?(титан) - Какой метал, по древней мифологии обречен на вечные муки?(тантал)
4 конкурс. Сколько нас? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | N | B | Br | Na | K | P | Mg | Hg | C | Au | 2 | Zn | Na | O | H | J | C | Ag | Na | Fe | O | 3 | F | Cl | S | C | Au | P | Hg | H | P | Ba | 4 | Al | B | P | Br | Hg | I | C | K | Na | Ca | 5 | O | Н | C | Mg | Mn | Na | Cu | Hg | P | Pb | 6 | S | Na | F | Zn | Hg | Fe | Al | C | Ba | P |
Сколько раз повторно записаны знаки химических элементов 1 команда Na____,С_____, Р_____,Hg____? 2 команда F_____,Аg____,Мg____,Н_____?
5 конкурс. "Крестики и нолики” (металлы или неметаллы) хлор | ртуть | золото | кремний | азот | кислород | никель | водород | железо |
барий | кремний | кальций | калий | магний | углерод | фосфор | хлор | алюминий |
6 конкурс. "Найди родственников” Распредели вещества по классам и дайте им названия: 1 — оксиды и кислоты 2 — основания и соли СО2, СаSO4, Н2SO4,Са(ОН)2, МgO, СаО, Аl, АlCl3,Н2О, SO2, MgSO3, Fe2O3, СаSO4,Н2SO3,СаСО3.
7 конкурс. Кто быстрее угадает? В результате, какого взаимодействия получится сульфат железа (II)? 1 команда - SO2+Fe(OH)2 - Fe+ZnSO4 - FeO+H2SO4 - Fe2O3+H2SO4 2 команда В результате, какого взаимодействия получится вода? - Са+НI - NaOH+HI - CaO+H2O - SO3+ H2O 8 конкурс. Химический хоккей. Какие пары веществ взаимодействуют? (вопросы задаются быстро) - СО2 и Н2О - МgO и НCl - SO3 и СО2 - К2SO4 и НСl - SiO2 и Н2О - NaОH и НСl - Сu и НСl |