Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии
статья по химии

Шабанова Наталья Сергеевна

Очень давно  меня заинтересовала тема «Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии». Эта методическая тема интересна  психологам, педагогам-новаторам, методистам и учителям-предметникам, существует множество публикаций, которые в той или иной степени раскрывают проблему  формирования и развития познавательной деятельности в обучении.  Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" (химия, физика, биология) начинается в основной школе. Методическая тема раскрывается в форме эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Эссе по теме

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии»

1.Краткая аннотация работы.

2. Содержание

2.1.Введение

2.2.Сущность развития психических функций в формировании личной активности ребенка

2.3.Деятельность как элемент гармоничного формирования личности обучающегося

2.4.Роль формирования познавательной активности обучающихся на уроках химии

2.5.Этапы развития познавательной активности обучающихся на уроках химии в рамках ФГОС ООО

2.6.Элементы педагогических технологий применяемых на уроках химии в 8-м классе, способствующие развитию познавательной активности учащихся

2.7.Заключение

3.Список использованных источников и литературы

1.Краткая аннотация работы

     Очень давно  меня заинтересовала тема «Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии». Эта методическая тема интересна  психологам, педагогам-новаторам, методистам и учителям-предметникам, существует множество публикаций, которые в той или иной степени раскрывают проблему  формирования и развития познавательной деятельности в обучении.           Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" (химия, физика, биология) начинается в основной школе. В восьмом классе учащиеся впервые придут на урок химии. Как показывают опросы школьных психологов, детям интересно всё новое, занимательное, среди учащихся наблюдается увлечение опытами на бытовом, самом простом уровне. Урок химии ждут с нетерпением, обучающиеся активно интересуются химическими знаниями, самостоятельно получая небольшой багаж пропедевтических представлений о будущем предмете. И каждый раз, вот уже почти 20 лет, проводя урок-знакомство по теме «Предмет химии. Вещества и их свойства», цитирую учащимся строчки из стихотворения А.С.Пушкина:  «О, сколько нам открытий чудных, готовят просвещенья дух…»,  тем самым стараюсь их направить на созидательную, положительную  сторону изучаемого предмета. Для молодого подрастающего поколения,  получить ответ на поставленный вопрос несложно. Существует различное множество доступных для подросткового возраста сайтов, например: «Занимательная химия», «Химия для школьников» и другие. И мы как учителя понимаем,  не так много сил нужно потратить, чтобы в доступной форме на Интернет страничках найти ответы на почти все вопросы, и не только по школьной программе.  Бывают такие ситуации, когда учащиеся не могут ответить на вопросы, провести параллель между понятием и результатом решения поставленной проблемы.  И тогда раскрывается сущность личности ученика: найти ответ или оставить, а может просто подождать, ведь, ответ могут найти и другие. И как поступать в таких педагогических ситуациях учителю? Как определить, что происходит с учащимися, проявляют они характер или все их действия и нежелания указывают на инертность психических процессов, эмоционально-волевую сферу несформированности высших психических функций.

2. Содержание

2.1.Введение

     Считаю, что выбранная мной тема актуальна и значима для многих коллег, работающих в наших российских школах.    Очень часто при подготовке к урокам задаю себе вопросы, ответы на которые приходят с практикой. Среди таких вопросов есть один - «первый среди равных»: «Как сделать урок химии интересным для обучающихся?». И по степени значимости можно определить цепочку из следующих вопросов: «Как не потерять из видимости каждого ребенка, задействовать в течение урока, увидеть в его глазах успех и радость познания? Какие можно применить методы и приемы, придумать задания, чтобы урок химии получился интересным? Какие элементы педагогических технологий помогут гармоничному переплетению химической информации с системой преподавания учебного предмета?».  

2.2.Сущность развития психических функций в формировании личной активности ребенка

     В середине XX века предметом научного обсуждения становится проблема познавательной активности и её организация в процессе обучения. Интерес к проблеме  возрастал по мере преодоления механических представлений о психике человека, где субъект – это не одно гармоничное целое. Дальнейшее развитие получили самые разные формы познавательной активности,  которые сосредоточились на изучении познавательной сферы человека (память, мышление, речь и т.д.). Проблема личной активности интересовала многих психологов.  В начале 20 века работы советских психологов расширили  представления о личной активности человека. Выдающийся психолог своего времени  С.Л.Рубинштейн выдвинул принцип творческой самодеятельности ребенка, а несколько позднее М.Я.Басов подчеркивал, что самый глубокий слой стимуляции лежит в самой личности человека.  Так что же такое «активность личности»  в понимании растущего развивающегося организма?

     Для того, что бы обхватить тематику данного вопроса или по-другому «объять необъятное» обратимся к работам Л.С.Выготского (1896-1934гг).  Лев Семенович разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом  ценностей культуры и сумел описать развитие индивидуальной психики человека с изменением возраста. Формирование индивидуального сознания человека происходит постепенно в коре больших полушариях, в зонах, которые отвечают за процессы психического развития. Лобная доля ребенка является главной и «…определяет всю деятельность психических функций и связана с развитием мышления….».  Как мысль имеет свое отражение в словах и делах, так и мышление напрямую связано с речью.  Л.С.Выготский подчеркивал значимость языка, выделяя речевую деятельность в развитии личности ребенка, в которой  «язык, является средством направления внимания и указателем к формированию первичных представлений, играет значимую роль для педагогики, потому как, именно посредством слов ребёнок входит в сферу межличностного общения, где и происходит его личностное развитие». Речевая деятельность тесно отражает взаимосвязь развития психики и речи, а значит, «мысль в слове не только отражается, мысль в слове совершенствуется», речь, таким образом, обретает функции, она становится сознательной,  целенаправленной и социальной. Следовательно, через общение происходит глубокая взаимосвязь полученных понятий, социализация индивида в современном обществе. Нельзя игнорировать эмоции и чувства, которые испытывает ребенок в практической деятельности, они отражают путь его психофизического развития и связаны  с индивидуальными способностями ученика. Очень часто, самые глубокие и сильные чувства, возникают, в союзе с такими ощущениями как любовь, признательность, сочувствие, доверие, общение друг с другом. Подводя, небольшой анализ всему выше сказанному, можно сделать вывод, что психологи ребенка рассматривают с позиции развития личности через формирования психофизических задатков и индивидуальных способностей. Психологи-практики проводят параллель, развитие личности обучающихся напрямую связана с внутренним миром ребенка.  Какие качественные преобразования произойдут сфере высших психических функций, и где и на каком этапе, появятся новообразования, определят в дальнейшем узкие специалисты, работающие в школе (логопеды, психологи, дефектологи), а нам как учителям-предметникам стоит прислушиваться к полученным результатам исследований и применять на уроках полученные  рекомендации. Понимание активности, как определенного рода деятельности, учебной, познавательной, творческой связано с «развитием личности» ребенка, его высших психических функций. Развивая учебно-познавательную сферу личности обучающихся, педагог вовлекается в процесс формирования и программирования системы мышления, восприятия, понимания, осознания ребенком окружающего мира, в той реальной действительности, а значит и мира,  в которой ребенок развивается и взрослеет как личность.

2.3.Деятельность как элемент гармоничного формирования личности обучающегося

     Размышляя над формулой успеха в формировании познавательной деятельности обучающихся, хочется обратиться к тем, педагогам, которые сумели её найти для себя и применить на практике. Как считал и действовал педагог-новатор В.Ф.Шаталов, успешно обучая всех учащихся независимо от их индивидуальных способностей: «Ученик должен учиться победно!». Писатель-гуманист К.Д.Ушинский отмечал «ученик должен учиться сам, а педагог даст ему материал для обучения». Ученый-химик, педагог по образованию и прекрасный учитель Д.И.Менделеев, считал, что «вся гордость учителя в учениках, и росте посеянных им семян». Рассуждая над формулой успеха, пришла к простым выводам. Формула успеха условно приравнивается к формуле познания. Невозможно получить научные знания, если ученик не приложил собственных усилий, старательности, терпения, желания, трудолюбия.  В формуле познания три компонента, о них знают все – это «деятельность», «интерес» и «активность». Сама последовательность может меняться, и примеров таких много, получил интересные знания, решил применить на практике, и мы уже будем, говорит о формировании учебно-познавательной деятельности через использования таких понятий как «познавательный интерес или познавательная активность». Понятие «деятельность» может превратиться в целую систему перечислений, высказываний и трактовок разных авторов, постараюсь, сейчас определить главное - это «человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании». Следовательно, деятельность педагога на уроке, это тоже «преобразование знаний, умений и навыков в определенную доступную для восприятия форму познания». Деятельность учащихся на уроке «принятие полученной информации и преобразование этих знаний в активную для них форму». Формула познания включает в себя три компонента, компоненты взаимодействуют в системе «субъект-субъект», они не отражают систему «субъект-объект», так как педагогическое обучение связано системой межличностных отношений. Познавательная деятельность – это поле для работы любого педагога. Интерес учащихся развивается постепенно. Обращаясь к педагогическому словарю под редакцией Г.М.Кожджаспировой, можно найти такое определение, «познавательный интерес - это познавательная форма деятельности на предметы, побуждающая человека к различным видам деятельности». Следовательно, формула успеха учащихся в обучении, их активное участие зависят и от функции самого учителя в образовательном процессе, его профессиональных умений и индивидуальных способностей (исследовательских, научно-познавательных, коммуникативных, организаторских) поддержать и определить возможности ребенка, суметь своевременно ориентировать на практическую направленность, например, участие в химических конкурсах, олимпиадах, в работе над проектами.

2.4.Роль формирования познавательной активности обучающихся на уроках химии

     Любой педагогический процесс основан на обучении, воспитании и развитии, то есть, ориентирован на формирование личности ребенка. Обратимся к представленной педагогической последовательности, на которую описаются все педагоги при постановке цели и задач урока.  Психологии очень легко оперируют этими понятиями, например, по Л.С.Выготскому «обучение и развитие связаны в единое целое», и обучение всегда будет на шаг впереди развития, обучение занимает верхнюю строчку в процессе познания окружающего мира ребенком. Обратимся к работам С.Л.Рубинштейна, где «воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности», отсюда следует небольшой, но парадоксальный вывод, даже в том, как учителя оформляют свои конспекты уроков, за образовательной целью урока, следуют задачи. В целом задач три: обучающая, развивающая, воспитывающая, и они очень часто меняются местами (возможно, данная последовательность, нуждается уточнении). Там, где психологии не смогли прийти к обоюдному мнению и согласию, педагоги, не найдут истину. И всё-таки, с педагогической значимостью, используется, уже традиционно концепция развития и обучения Л.С.Выготского, где «обучение – движущая сила развития человека». Формирование, чего либо, это стимуляция к действию, при любой стимуляции следует предварительно мотив, для чего, нужны эти действия?  Положительный мотив побуждает учащихся к цепочке запущенных действий, в которой можно просмотреть следующее: интересно ли им? Дальше следует положительный ответ. Каким образом определить интерес учителю у обучающихся? Задать им несколько вопросов: «Что они сейчас чувствуют? Почему это с ними происходит? Что они хотели бы узнать, сделать, понять?». Мотивационный компонент любого урока, в котором ведущую роль играет учитель. Педагог является главным направляющим учебного процесса, механизм будет запущен, при позитивных эмоциях. Ответную реакцию со стороны учащихся можно наблюдать почти сразу: дети поднимают руки, вскакивают с мест, открывают учебники на указанной странице, порой перебивают друг друга, они торопятся опередить остальных, для них это легко, им кажется, что всё просто. И снова работы Л.С.Выготского, где четко сказано «обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития». Следует, отметить, что на начальном этапе психолог выдвигает именно обучение, значит, продолжаем учить, создаем зону комфорта, доступности к получаемой информации. Организуем урок так, чтобы учащиеся смогли почувствовать успех, его закрепили, здесь помогает серия разноуровневых заданий. Задания по алгоритму, они должны усложнить полученные знания, а не образовать пустоту и отрешенность в умах учащихся. Как часто можно услышать на уроке ответ: «Я – это не знаю!». Предложим учащимся игру, лучше сюжетную, понятную и доступную для данного возраста. В любой игре существуют правила. План действий. Распределяем между учениками роли. Понимая, где находится их зона ближайшего развития.  Например: «Детективный вариант игры. Правила просты: есть те, кто прячет, есть те, кто находит», относится к методам активного обучения (имитационным методам).  Дайте несколько минут детям спрятать информацию в учебнике. Направляющая помощь учителя, бывает разная: вербальная и невербальная.  Можно заранее указать страницы учебника, перед началом урока, сделать закладки учащимся. Дать учащимся самим попробовать, сформулировать смысл спрятанной информации. Вторая группа учащихся, в это время будет повторять понятия или химические знаки. Первая группа – назовем их, просто, «разбойники», дети пассивные, инертные в своих действиях, им всё сложно, преобладает репродуктивный уровень воспроизведения информации. Пройдет несколько минут, и «разбойники», будут задавать наводящие вопросы «сыщикам», которым предстоит найти формулы или угадать вещества. Вторая группа учащихся отличаются гибкостью ума, им всё хочется знать, они могут потратить время и найти, понять, объяснить и успешно сделать собственные выводы, может быть и неправильные. Задания можно усложнять постепенно, чтобы приблизить «зону актуального развития» ребенка. В работе помогают инновационные методы, например, метод свободных ассоциаций. Задание для учащихся, составить предложения из разных понятий: «Йёнс Берцеллиус» - «Марс – железо» - «Венера – медь» - «М.В.Ломоносов». Ответы: М.В.Ломоносов действительно изучал вторую планету Солнечной системы и обнаружил на Венере атмосферу, как потом выяснили ученые состоящую из углекислого газа. Символично, но именно шведский ученый Йёнс Берцелиус изменил представления многих о химии, он ввел буквенные символы химическим элементам. Алхимики, долгое время использовали рисунки, которыми до сих пор пользуются астрономы и астрологи, в изображении названий перечисленных планет. Поверхность Марса богата природными ископаемыми, содержащими примеси железа. Направить учащихся  к новой, неизвестной для них информации. Нужен успех!  «Успех в учении – единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей» (высказывание из книги «Радость познания» учителя-новатора Е.Н.Потаповой, город Москва, школа №109).

     Активизировать деятельность учащихся на уроке можно любыми методами и приемами, возможно детям нравиться отгадывать шарады, угадывать незнакомые слова, переставляя буквы придумать новые химические элементы неизвестные науке.  Появился познавательный интерес на уроке, но поддержать познавательную активность,  остается за педагогическим мастерством учителя. Самое главное, не начинать со сложных заданий, движение от простого к сложному, в доступном варианте воспринимается легче, много времени не занимают на уроке мини-разминки, такие как «Подумаем вместе». Здесь помогает метод личностной аналогии. Например: «Ваша будущая профессия, связана с изучением Космоса. Что произойдет, если космонавт прольет воду в открытом космосе? или Можно ли посчитать количество молекул в 1 грамме воды находясь на Эвересте?». Итак, формирование познавательной активности на предметных уроках, в частности химии,  способствует развитию интеллектуальных способностей обучающихся. Одно из правил хорошо организованного урока: рациональное дозированное применение знаний. Информационный дефицит опасен, но и взрыв информации, может привести игнорированию на уровне восприятия, понимания и запоминания. Многостороннее дозированное рассмотрение изучаемого объекта помогает организовать на уроке процесс получения объективного знания. Не будем забывать, что формирование психических процессов происходит постепенно, а это значит, нужно применять развивающие задания на уроке на мышление, внимание, память и речь. Систематическое применение на уроках заданий на коррекцию высших психических функций, способствует развитию самостоятельному активному рассмотрению учащимися вопросов, отражающих закономерности научного познания. Научное познание имеет троякую задачу: описание явления (проблемы), объяснение и предсказание процессов и явлений. Интеграция трех задач научного познания возможна при рациональном использовании предметных знаний «Естественнонаучного» цикла и близких учебных предметов, таких как география, история, математика, в огромной степени способствует формированию гармоничной личности обучающегося на уроках химии.

2.5.Этапы развития познавательной активности обучающихся на уроках химии в рамках ФГОС ООО

     Познавательная активность как педагогическое явление результат плодотворной, динамичной работы учителя по организации учебно-воспитательного процесса на уроке, так и результат самоорганизации и самореализации самого обучающегося. Обратимся к педагогическим принципам, которые лежат в основе организации формирования и развития познавательной активности на уроках химии, к принципам можно отнести: научность,  доступность,  последовательность,  систематичность, соответствие возрастным возможностям, связь с жизнью. В настоящее время, делая упор на образовательный Стандарт, можно отметить, что в основе документа заложен, во-первых, системно-деятельностый подход, а это значит,  что обучающиеся должны освоить деятельность, научиться пользоваться полученными знаниями и умениями. Образовательный Стандарт помогает спроектировать механизм формирования и развития у обучающихся систему познания. «Знания» - это зернышки, умение выращивать знания, это цель обучения.  Во-вторых, обращаясь к документу, можно отметить, что системно-деятельностный подход способен обеспечить «…активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» и так же помогает в «построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».  Выпускник основной школы – это индивид, «активно и заинтересованно познающий мир». И всё-таки, любая активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Педагогический принцип сознательности и активности в обучении заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмысление, творческой переработке и применении. Воспользуемся показателями принципа, которые помогут понять структуру формирования этапов познавательной активности. Первый этап, рассматривает осмысления информации: степень понимания материала, уровень воспроизведения изученных понятий. На этом этапе, можно проследить динамику,  выделить уровни: нулевой, начальный, основной. Нулевой уровень, если ученик не воспринимает информацию, отвергает её изучение. Начальный уровень, работа на репродуктивной основе: «получил – ответил». Основной уровень, соответствует требованиям образовательного Стандарта ФГОС.  Не только предметным, но и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Второй этап - это этап активных (личностных) действий. В этот этап входят: умение отличать главное от второстепенного, умение связывать и обобщать изучаемый материал, а это значит, умение работать с текстом, умение пользоваться изучаемым материалом в теории и на практике, в смысловым воспроизведением полученной информации, происходит развитие универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.  Третий этап или обобщающий этап, эталонный: степень развития собственных суждений и проявление в готовности и умения решать различные познавательные и практические задачи. Определяет портрет выпускника основной школы.

2.6.Элементы педагогических технологий применяемых на уроках химии в 8-м классе, способствующие развитию познавательной активности учащихся

     Сегодня  главной задачей учителя становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиск способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач. Таким образом, в создании новой развивающей образовательной среды огромное значение приобретают современные педагогические концепции и технологии. Наиболее интересная педагогическая концепция, раскрывающая познавательную активность ребенка в процессе обучения, это творческо-познавательная концепция  А.М.Матюшкина. Автор концепции, психолог, разработал и реализовал теорию и методы проблемного обучения, в концепции выделил три уровня продуктивной познавательной активности, выражающихся в виде активности внимания, вызываемой новизной стимула и  разворачивающейся в систему ориентировочно-исследовательской деятельности; собственно-поисковой активности,  возникаемой в проблемной ситуации в условиях обучения, в общении; личностной активности, выражающейся в самореализации личности. Различными формами познавательной активности являются ориентировочно-исследовательская активность, творческая активность, потребность во впечатлениях, понимание, рефлексия и т.д. В педагогической практике степень активности учащихся на уроках определяют с позиции выполнения поставленных учебно-воспитательных задач. Очень часто на уроках использую элементы интегральных технологий, которые находят свое отражение в форме проведения нетрадиционных предметных уроков. Примерами таких технологий могут служить личностноориентированные технологии обучения (И.С. Якиманская), технологии проектного обучения, игровые технологии и другие.

     Нетрадиционные формы проведения урока химии, имеют свои положительные стороны, они способны удивлять учащихся, меняя их взгляды на существующие понятия, дополнять смыслом ранее полученную информацию, интегрировать знания в доступную «универсальную систему мировоззренческих представлений и понятий». Отрицательные моменты, эти уроки несут большой содержательный материал, который накапливается годами работы учителя-предметника. Очень часто, сложности возникают со структурой таких уроков.

      В тексте представлены фрагменты разработанных мной уроков, их можно найти на страничках сайта «Первое сентября», в рубрике «Открытые уроки».

Структура, проведения нетрадиционных уроков.

I. Организационный этап урока.

II. Мотивационно-композиционный этап урока или ориентировочно-мотивационный этап урока.

III .Операционно-исполнительный этап урока.

IV. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Рассмотрим  мотивационный этап урок. Урок-аукцион "Юный химик".

Учитель знакомит учащихся с правилами игры:

- Внимательно слушать ответы одноклассников.

- Фиксировать балл, перед ответом.

- Задания оцениваются по пятибалльной системе.

- Ответ команды сопоставляется с баллом, и оценивается аукционистом в отдельной графе “Лот-карты”.

Выбор “5” баллов означает точный ответ, знание предмета обсуждения.

Выбор “4” балла – уверенность в правильной трактовке ответа, но возможность ошибки в ходе обсуждения.

Выбор “3” балла – ответ вызывает сомнения.

Выбор одного или двух баллов для участников аукциона, означает, что они нуждаются в помощи учителя.

Выполнение заданий, определяет следующий этап урока.

Операционно-исполнительный этап урока.

Аукцион состоит из 12 разных по сложности заданий: «Мудрый химик», «Химическая путаница», «Опыт Джозефа Пристли», «Царь Сиракуз и Архимед», «Алмазный блеск и Лавуазье», «Лишайник Роберта Бойля», Дирижабль “Гиндербург”, Лот «Разминка», Пастух Магнус Таинственный металл, Любовь Александра Блока Ученый – это звучит гордо!” Составленные задания, ориентированы на полученные знания учащимися во время уроков, при выполнении заданий, главное – вспомнить ответы.

Следующий пример, раскрывающий структуру нетрадиционных уроков. Операционно-исполнительный этап урока. Интегрированный урок-эстафета по теме "Химический пасьянс". 8-й класс.

Описание одного из заданий, данного мероприятия: «Объять необъятное»

Учитель: Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Французский писатель Сент-Экзюпери

Ведущий: О каком веществе, так красиво написал Сент-Экзюпери, поведавший миру о «Маленьком Принце»?

Задание: Высказывания о воде или мысли о значение воды для всего живого на Земле.

Возможные ответы: Вода – источник жизни. В воде зародилась жизнь на Земле. Земля-отец, вода – мать. Холодной водицей приятно напиться. Розы без воды завянут. Сохранить живые источники. Жизнь бьет ключом.

Ведущий: Изумрудная скрижаль Гермеса Трижды Величайшего.

Учитель: Во времена завоеваний, если верить легенде, Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) побывал в Египте, где, ему показали плиту с древними письменами.

«Истинно и несомненно: все, что внизу, подобно тому, что вверху, и все, что вверху, подобно тому, что внизу, для совершения чуда превращения единого…».

Ведущий: Командам предложить версию, о чем поведал миру Гермес, слывший мудрым человеком?

Версии команд: Вода. Воздух. Космос.

Рефлексивно-оценочный этап урока, на примере, урок-эстафета "Химический пасьянс".

Задание: «Рефлексия чувств».

Учитель:

Трудный выдался денек,
Мы активно все играли,
Наши пальчики устали,
Пять на пальцах посчитали,
Руки сжали в кулаки,
И разжали на счет три: раз, два, три…
Правой рукой оцените себя, (учащиеся оценивают свою работу на уроке)
Левой, оценку поставьте команде (оценка в баллах).

Ведущий:

Руки вместе вы сожмите,
Не хитрите, говорите, а лучше быстро покажите…
Раз, два, три...
Приветствие вашей команды – жестом…
Если вдруг понравились вопросы, улыбнитесь, не кривитесь!
Если трудно показалось, хлопните в ладоши;
Вам понравилась игра … (варианты ответов: да, нет, было интересно; трудные вопросы)!

Учитель:

Напутствие командам!
В знанье – величие и краса,
Знанье дороже,
чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен.

Учитель: О чем поведал нам персидский поэт Ас.-Самарканди?

Командное обобщение услышанных строк, о необходимости учиться, и учиться хорошо!

      К нетрадиционным формам уроков можно отнести следующие уроки: урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-аукцион и т.д.  

Примером использования технологий проектного обучения можно считать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. По завершению учебного года с одним учеником школы была написана проектная работа по теме «Кристаллизация веществ в домашних условиях». Результатом проделанной работы стали кристаллы голубого цвета кристаллогидрата сульфата меди или медного купороса.

     Обобщая вышесказанное, можно лишь отметить «личностная активность» учащихся зависит от многих факторов, которые могут иметь социальную сферу влияния на деятельность, они могут носить и психофизические особенности развития личности, а также отражать, личностную заинтересованность в изучаемом предмете.

2.7.Заключение

     Гуманист и писатель Сухомлинский В.А. писал, что «...учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озарено ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры», и с этими строчками нельзя не согласиться. «Познавательное свойство личности» (А.М.Матюшкин) имеет более глубокие корни, они лежат на уровни, возможно, в потребности самой личности принять правила, следовать им. Формирование и развитие  личности обучающихся происходит в процессе воспитания, образования и обучения.

     Нетрадиционные формы уроков могут служить элементами разных педагогических технологий, они помогают учителю-предметнику  расширить представление учащихся об учебном предмете. Главное - уважение к личности ученика, развивать у детей стремление к успеху, научить их преодолевать трудности и ставить пред собой адекватные, реальные цели.

3.Список использованных источников и литературы

1.Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть 6. Интегрированные уроки. Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д Изд-во «Учитель», 2008.-256с.

2.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ.высших учеб.заведений:  В 2 кн. –М.:Гуманит. Изд.  центр ВЛАДОС, 2003.-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.-576с.:ил.

3.Ситация успеха как средство познавательной младших школьников: Метод. Рекомендации /Уральский государственный педагогический институт: Сост. Г.С.Коротаева и др., 1992.29с.

4.Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.

5.Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф. и др. Возрастная психология – СПб:Питер, 2005.-240с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии.

В статье описываются методы,  технологии, применяемые  мною  в процессе  обучения  химии. Самоотчет  по теме самообразования. ...

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии

Исходя из концепций современного образования задача  учителя заключается не только в последовательном и логическом изложении основ науки, но и в создании на уроках таких условий, которые позволят...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии. Нестандартные уроки....