Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии.
материал по химии

Сформировать  естественно-научную грамотность на уроках химии у учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  естественно-научной грамотности на уроках химии.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера и интегративные задания.

                                                         ФОСФОР

Задание    ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек.
Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички
Загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к
пожарам. Так в1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня
Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было
мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления
фосфорными спичками как из-за неосторожного обращения, так и
с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько
спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли
безопасные, которые верно служат нам и сегодня.

Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках,
появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка.
При сборе урожая сельскохозяйственных культур
может произойти нарушение круговорота фосфора
в природе.

Вопрос 1: Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин?

Вопрос 2: Как можно объяснить данное природное явление «блуждающих огней»?

Вопрос 3: Как можно решить проблему нарушения круговорота фосфора в природе?

1 вопрос

Компетенции

Анализировать и проектировать научное
исследование

Тип знания

предметное

Контекст

личностный/социальный

Когнитивный уровень

Овладение предметными знаниями

Тип вопроса

с открытым свободно-конструируемым ответом

Дидактическая единица

Законы

2 вопрос

Компетенции

объяснять явления с научной точки зрения

Тип знания

концептуальное

Контекст

Личностный

Когнитивный уровень

Овладение предметными знаниями

Тип вопроса

комплексный с выбором ответа

Дидактическая единица

Факты

3 вопрос

Компетенции

Анализировать и проектировать научное
исследование

Тип знания

предметное

Контекст

Глобальный

Когнитивный уровень

Овладение предметными знаниями

Тип вопроса

с открытым свободно-конструируемым ответом

Дидактическая единица

Методы химической науки


Система оценивания:

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность на уроках химии и биологии

Функциональная грамотность на уроках химии и биологииПодобные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, пои...

Развитие естественно-научной грамотности на уроках химии.

Для успешного формирования  естественно-научной грамотности на уроках химии учитель должен понимать, что такое функциональная грамотность, какие формы работы на уроках способствуют формированию и...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.

Подборка задач на формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...