Контрольно-измерительные материалы по Химии
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель химии МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ХИМИИ (9 КЛАСС)

Спецификация КИМ по химии

для проведения входной контрольной работы, 9 класс

1. Назначение КИМ – контроль уровня подготовки учащихся по химии за курс 8 класса.

2. Время проведения – 45 минут (1 урок).

3. Общая характеристика содержания и структуры КИМ:

Работа состоит из одной части, содержащей 11 заданий.

С помощью заданий, направленных на проверку базового уровня подготовки по химии, проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения заданий и пр.), владение основными алгоритмами, умение применить знания при решении химических задач. При выполнении этих заданий учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений.

Проверке подлежит материал основных химических  блоков, на которые распределено содержание школьного курса химии: «Строение атома химического элемента», «Номенклатура неорганических веществ», «Типы химических реакций», «Составление химических реакций по схеме» и т.д.

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Тип задания

1,7

Строение атома химического элемента

Базовый

Выполнение действий (решение)

2

Типы химических реакций

Базовый

Выполнение действий (решение)

3-6

Номенклатура неорганических веществ

Базовый

Выполнение действий (решение)

8-11

Составление химических реакций по схеме

Базовый

Выполнение действий (решение)

4. Критерии оценивания –   Максимальное количество баллов в работе – 20.

Каждый верный ответ 1, 3-7 задания оценивается в 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. 2 задание оценивается в 2 балла. 8-11 задания оцениваются в 3 балла. Рекомендуемая шкала перевода баллов в оценку:

Баллы

0 – 9

10 – 13

14 – 17

18 – 20

Оценка

2

3

4

5

Входной контроль по химии 9 класс

Вариант 1

1.   Химический элемент, имеющий схему строения атома  +8 )2 )6  , в Периодической системе занимает положение:

   А. 2-й период, главная подгруппа VII группы.

   Б. 2-й период, главная подгруппа VI группы.

   В. 3-й период, главная подгруппа VI группы.

   Г. 2-й период, главная подгруппа II группы.

2. Допишите реакции, назовите сложные вещества, укажите тип реакции:

а) AI + O2

б) Mg + H2SO4

в) CaCO3

г) HCI + Na2CO3

3. К кислотам относится каждое из двух веществ

 а) H2S, Na2CO3           б)K2SO4, Na2SO4          в) Н3 РO4, НNO3         г) KOН, Н23

4.  Гидроксиду меди(II)  cоответствует формула

а) Си2O                       б) Си(O Н)2                    в) СиO                    г) СиOН

5.Оксид углерода (IV)реагирует с

а) гидроксидом бария         б) серной кислотой             в) кислородом      г) оксидом серы (IV)

6. Гидроксид калия реагирует

а) НСl                    б) Na2O              в)  Fe(O Н)                 г) Na2 CO3 

7.  Распределение электронов по электронным слоям 2;8;1 соответствует атому

а) алюминия                  б) магния             в)  лития                  г) натрия

8.  В цепочке превращений        Na2O→Х→ ВaSO4  

веществом Х является                  а) NaOН                б) Na          в) Na2SO4       г) ВaСl2

Напишите уравнения реакций.

При выполнении задания 9 выберите два правильных ответа

9. В результате взаимодействия серной кислоты и нитрата бария образуются вещества, относящиеся к классам/группам. Напишите уравнение реакции.

1. Кислотный оксид         2. Основный оксид         3. Кислота         4.Основание         5. Соль

10. Установите соответствие между формулой исходных веществ и продуктами реакции

          Формулы веществ                Продукты взаимодействия

А) Zn+Н24→                              1. Zn(OН)2+ Сl2

Б) ZnО+НСl→                                2. Zn Сl+ Н2О

В) Zn(OН)2+ НСl→                        3. ZnSO4 + Н2О

                                                         4. ZnS+ Н2О

                                                  5. ZnSO4 + Н2

11. Составьте уравнения реакции, расставьте коэффициенты, укажите тип реакций:

              а) фосфор + кислород                  оксид фосфора (V)

              б) цинк + азотная кислота                 нитрат цинка + водород

              в) хлорид бария + серная кислота 

Входной контроль по химии 9 класс

Вариант 2

1. Химический элемент, имеющий схему строения атома  +14 )2 )8 )4  , в  Периодической системе занимает положение:

    А. 4-й период, главная подгруппа III группы.

    Б. 2-й период, главная подгруппа VI группы.

    В. 3-й период, главная подгруппа IV группы.

    Г. 3-й период, главная подгруппа II группы.

   

 2.  Допишите реакции, назовите сложные вещества, укажите тип реакции:

        а) Zn + O2

        б) Mg + HCI

        в) H2O

        г) H2SO4 + K2CO3

     

3.   К солям  относится каждое из двух веществ

      а) К2S, Na2O             б)Н2SO4, NН3             в) Na2SiO3,  КNO3          г) Са(OН)2,  KСl

     

      4. Сульфату меди(II)  cоответствует формула

      а) Си2SO4                    б) СиSO4                     в) СиO                       г) СиS

   

      5.Оксид фосфора (V)реагирует с

       а) O2                    б) Na2SO4                   в) НСl                 г) Н2

   

       6. При взаимодействии гидроксида калия с соляной кислотой образуются

        а)соль и водород      б)соль и вода      в)оксид неметалла и основание      г)оксид металла и кислота

   

        7. Распределение электронов по электронным слоям в атоме кремния  соответствует ряд чисел

а) 2;8;2                 б) 2;6                в)  2;4                   г) 2;8;

8. В цепочке превращений         SО3  →Х→ ВаSO4

веществом Х является….         а) CuO                   б) Na2SO3            в) СиS          г) Na2SO4

Напишите уравнения реакций

При выполнении задания 9 выберите два правильных ответа

9. В результате взаимодействия нитрата серебра и соляной кислоты и образуются вещества, относящиеся к классам/группам.  Напишите уравнение реакции.

1.Простое вещество            2. Кислота             3. Основание            4.Оксид                5. Соль

10. Установите соответствие между формулой исходных веществ и продуктами реакции

          Формулы веществ                Продукты взаимодействия

А)Fe + НСl →                                 1. FeСl2+ Н2

Б) FeО+НСl→                                2. FeСl+ Н2

В) Fe(OН)3+ НСl→                        3. FeСl2 + Н2О

                                                         4. FeСl+ Н2О

                                                         5. Fe(OН)3+Сl 2

11. Составьте уравнения  реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип реакций:

              а) фосфор + кислород                  оксид фосфора (V)

              б) цинк + азотная кислота                 нитрат цинка + водород

              в) хлорид бария + серная кислота 



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель химии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ХИМИИ (9 КЛАСС)

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения тематической  контрольной работы

Предмет: химия

Класс: 9 класс

Вид контроля: тематический 

Тема: Металлы и их соединения.

  1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе  

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

1.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

1.3

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

1.4

Общие физические свойства металлов

1.5

Металлы в природе и общие способы их получения

1.6

Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочно-земельных металлов, алюминия, железа. Амфотерность

1.7

Электрохимический ряд напряжений металлов.

1.8

Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

1.9

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

1.10

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях

1.11

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

1.12

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель


  1. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших

тему «Металлы».

Код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

Знать положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь составлять электронные формулы атомов металлов. 

2.2

Объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;

2.3

Знать физические свойства металлов.

2.4

Знать общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Оценивать возможность протекания реакции, используя ряд напряжений металлов.

2.5

Знать химические свойства соединений щелочных, щелочно-земельных металлов, алюминия и железа.

2.6

Знать способы получения металлов.

2.7

Знать свойства металлов и их соединений. Определять возможность протекания реакций; уметь составлять уравнения химических реакций в молекулярной и ионной формах; уметь определять значения степеней окисления элементов в соединениях, составлять электронные балансы и расставлять коэффициенты в ОВР

2.8

Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

 химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей)

2.9

Вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции массовую долю вещества в растворе

        


Спецификация КИМ

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия        

Класс: 9 класс

Вид контроля: тематический

Тема: Металлы и их соединения.

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала по теме «Металлы» по предмету химия.

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Металлы» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Металлы» учебника для общеобразовательных учреждений.

Контрольная работа состоит из 9 заданий:  7 заданий базового уровня, 2 -  повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1

 Таблица 1

№ задания

уровень

Что проверяется

Тип задания

Примерное время выполнения задания

А1

базовый

1.3; 2.1

Тест с выбором ответа

2 мин

А2

базовый

1.2; 2.2

Тест с выбором ответа

2 мин

А3

базовый

1.4; 2.3

Тест с выбором ответа

2 мин

А4

базовый

1.6;1.7; 1.9; 2.4

Тест с выбором ответа

2 мин

А5

базовый

1.6; 2.4; 2.5

Тест с выбором ответа

2 мин

А6

базовый

1.5; 2.6

 Тест с выбором ответа

2 мин

В1

базовый

1.6; 1.9; 2.7;2.8

Соотнесение примеров с соответствующим понятием

5 мин

С1

повышенный

1.9; 1.9; 1.10; 1.12; 2.5; 2.7; 2.8

Разрешение сложных ситуаций с аргументацией и привлечением дополнительного содержания.

Задача с развернутым ответом

13 мин

С2

повышенный

1.6; 1.9; 1.11; 2.5 ;2.9

Разрешение сложных ситуаций с аргументацией и привлечением дополнительного содержания .Задача с развернутым ответом

15 мин

На выполнение 9 заданий отводится _45_ минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

А1

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А2

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А3

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А4

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А5

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А6

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

В1

Максимальное количество баллов - 4

1 балл - за каждое правильно установленное соответствие

0 баллов – неправильный ответ

С1

Максимальное количество баллов - 8

1 балл - каждое уравнение реакции ( всего 5);

3 балла - за уравнивание реакции №4 методом электронного баланса

0 баллов – неправильный ответ

С2

Максимальное количество баллов - 8

1 балл - верно записано уравнение реакции, произведены расчеты по данному уравнению.

2балла - найдена масса магния

2балла -найдено количество вещества магния

2 балла - найден объем водорода теоретический

1 балл - найдена объемная доля выхода продукта реакции

0 баллов – неправильный ответ

Итого

26 баллов

Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Баллы

Отметка

22 -26 баллов:

Отметка «5»

17 -21 баллов:

Отметка «4»

9-16 баллов

Отметка «3»

0- 8 баллов

Отметка «2»

0 баллов

Отметка «1»


Контрольная работа «Металлы и их соединения», 9 класс

 1 вариант

Часть А.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1

Электронная формула атома магния:

1)1s22s2                             2) 1s22s2 2p63s2                   3) 1s22s2 2p63s1                4) 1s22s2 2p63s23p2  

А2

В каком ряду химические элементы расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) Na, Mg, Al           2) Al, Mg, Na                     3) Ca, Mg, Be                  4) Mg, Be, Ca

А3

Металл, обладающий самой высокой электропроводностью, - это

1) железо                  2) медь                               3) серебро                      4) алюминий

А4

Наиболее энергично взаимодействует с водой:

1) калий                    2) натрий                           3) кальций                     4) магний    

 

А5

Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) HCl и CO2             2) NaOH и H2SO4             3) SiO2 и KOH               4)  NaNO3 и H2SO4

А6

Методы переработки руд, основанные на восстановлении металлов из оксидов при высоких температурах, называются:  1) гидрометаллургия       2) пирометаллургия       3) электрометаллургия           4) гальваностегия

Часть В.

В задании В1 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.

В1.

Установите соответствие между веществами, вступающими в реакцию и продуктами их взаимодействия

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА            ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) СаO + CO2                                   1) Ca(OH)2 

А

Б

В

Г

Б)  Ca(OH)2+ SO2                              2) CaCO3+ H2O

В)  Ca + H2O                                     3) CaSO4+ H2O

Г)  Ca (HCO3)2 + Ca(OH)2               4) Ca(OH)2 + H2

         5) CaSO3 + H2O

         6) CaCO3   

           

Часть С.

С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

FeFeCl3Fe(OH)3Fe2O3FeFeCl2.

Переход  4  рассмотрите в свете ОВР, уравняйте методом электронного баланса.

C2. При взаимодействии 12 г технического магния, содержащего 5% примесей, с избытком соляной кислоты, выделилось 10 л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода продукта реакции.

Ответы и решения

 Часть А                                                                                                                          Часть В

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

2

2

3

1

2

2

6542

Часть С.

С1. Элементы ответа:

  1. 2Fe +3Cl2=2FeCl3 
  2.  Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 
  3.  2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O  
  4.   Fe2O3 + 3СО =  2Fe + 3СО2,
  5.   Fe0 + 2H+ = Fe2+ + H20       

С2. Элементы ответа:

1) Mg +2HCl = MgCl2 + H2     .

2) m(Mg)= 12г * 0,95 = 11,4г  

3) 2) =(Mg) = 11,4 /24 = 0,475моль  

4) V(H2)= 0,475 моль*22,4 л/моль = 10,64л

5) выхода = 10л/10,64л = 0,94 или 94%  



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель химии МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ХИМИИ (9 КЛАСС)

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия

Класс:  9 класс

Вид контроля: тематический 

Тема: Неметаллы

  1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе  

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

1.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

1.3

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

1.4

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

1.5

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

1.6

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

1.7

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

1.8

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

1.9

Химические свойства кислот

1.10

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

1.11

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

1.12

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Химическое равновесие, условия его смещения

  1. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших

тему "Неметаллы"

Код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

Знать/понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

2.2

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, , электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции

2.3

Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

 Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

2.4

Объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;

Знать/понимать Периодический закон Д.И. Менделеева

2.5

Составлять формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций .

Уметь называть: соединения изученных классов неорганических веществ;

2.6

Определять/классифицировать вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений;

2.7

Определять/классифицировать типы химических реакций

2.8

Характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

 химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей)

2.9

Определять/классифицировать возможность протекания реакций ионного обмена;

2.10

Вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции массовую долю вещества в растворе

2.11

Знание понятий: химическое равновесие, принцип  Ле Шателье;

 Умение объяснять: положения химического равновесия и факторы  его смещения.


Спецификация КИМ

для проведения тематической контрольной работы

Предмет: химия        

Класс:  9

Вид контроля:  тематический

Тема: Неметаллы

Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся  класса содержания учебного материала  по теме «Неметаллы» по предмету химия.

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Неметаллы» учебного предмета химия, а также содержанием темы «Неметаллы» учебника для общеобразовательных учреждений.

Контрольная работа состоит из 12 заданий:  10 заданий базового уровня, 2 -  повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1

Таблица 1

№ задания

уровень

Что проверяется

Тип задания

Примерное время выполнения задания

А1

Базовый

1.1; 1.8; 2.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

А2

Базовый

1.3; 2.3

Тест с выбором ответа

2 мин.

А3

Базовый

1.1; 1.2; 1.3; 2.4

Тест с выбором ответа

2 мин.

А4

Базовый

1.5; 2.6

Тест с выбором ответа

2 мин.

А5

Базовый

1.6; 2.7

Тест с выбором ответа

2 мин.

А6

Базовый

1.7; 2.9

Тест с выбором ответа

2 мин.

А7

Базовый

1.8; 2.8

Тест с выбором ответа

2 мин.

А8

Базовый

1.9; 2.6; 2.8

Тест с выбором ответа

2 мин.

В1

Базовый

1.2; 1.1;2.3; 2.4

Тест с выбором ответа

2 мин.

В2

Повышенный

1.12;2.8;2.9; 2.11

Задача с кратким ответом

5 мин

В3

Базовый

1.10;2.1;2.5

Задача с кратким ответом

10 мин

С1

Повышенный

1.11;1.9;2.5;2.10

Задача с развернутым ответом

12 мин

На выполнение 12 заданий отводится 45 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.

Таблица 2

№ задания

Количество баллов

А1

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А2

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А3

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А4

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А5

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А6

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А7

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

А8

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

В1

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

В2

Максимальное количество баллов – 2

За полный ответ – 2 балл

За половину ответа – 1 балл

За неправильный ответ - 0 баллов

В3

1 балл – правильный ответ

0 баллов – неправильный ответ

С1

Максимальное количество баллов – 3

Составлено уравнение реакции - 1 балл

Рассчитана масса карбоната калия - 1 балл

Определена массовая доля карбоната калия в образце золы - 1 балл

Итого

15 баллов

Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Баллы

Отметка

13-15 баллов

Отметка «5»

10-12 баллов

Отметка «4»

7 - 9 баллов

Отметка «3»

1 – 6 баллов

Отметка «2»

0 баллов

Отметка «1»


Контрольная работа по теме  «Неметаллы», 9 класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А, В и С. На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

       1) хлор, никель, серебро        3) железо, фосфор, ртуть

        2) алмаз, сера, кальций         4) кислород, озон, азот

А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

        1) 2,8,5       2) 2,3         3) 2,8,3          4) 2,5

А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:

        1) атомный радиус              3) число валентных электронов в атомах

        2) заряд ядра атома              4) электроотрицательность

А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле

       1) F2     2) Cl2        3) O2        4) N2 

А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:

       1) разложения           2) соединения          3) замещения             4) обмена

А6. Сокращенное  ионное уравнение реакции   Ag+  +  Cl-  🡪 AgCl

соответствует взаимодействию между растворами:

        1) карбоната серебра и соляной кислоты

        2) нитрата серебра и серной кислоты

        3) нитрата серебра и соляной кислоты

        4) сульфата серебра и азотной кислоты

А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

       1) не хватает кислорода                  3) повышается содержание азота  

       2) повышается температура           4) образуется водяной пар, гасящий пламя      

А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:

       1) медь 🡪 сульфат меди (II)             3) карбонат натрия 🡪 оксид углерода ( IV)

       2) углерод 🡪оксид углерода (IV)    4) хлорид серебра 🡪  хлороводород

                                   

    Часть В.

В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si 🡪 P 🡪 S 🡪 Cl слева направо:

        1) не изменяются                  3) ослабевают

        2) усиливаются                     4) изменяются периодически

Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Смещение равновесия системы    N2 + 3H2 <=>2 NH3 + Q      в сторону продукта реакции произойдет в случае:

        А) увеличения концентрации аммиака

        Б) использования катализатора

        В) уменьшения давления

        Г) уменьшения концентрации аммиака

В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?

Часть С предполагает решение  развёрнутым, подробным ответом.

Часть С.

С1. Найти массу серной кислоты, необходимой для нейтрализации 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.


Ответы и решения

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

В2

В3

С1

4

1

4

4

2

3

1

3

2

ВГ

89,6л

49г

С 1

1) Составлено уравнение реакции  H2SO4  + 2NaOH = Na2SO4  +  2H2O

2) Рассчитана масса гидроксида натрия

    m(NaOH)=200*20/100=40(г)

3) Найдена масса серной кислоты  m(H2SO4)=98*40/80=49(г)



Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель химии МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ХИМИИ (9 КЛАСС)

Спецификация КИМ по химии для проведения тематической контрольной работы по теме: «Кислород и сера», 9 класс

1. Назначение КИМ

Проверочная работа проводится с целью  определения уровня знаний учащихся по теме: «Кислород и сера», выявления затруднений в усвоении учебного материала и определение путей их преодоления.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основной образовательной программы ООО.

3. Характеристика структуры и содержание КИМ

Работа состоит из 3 частей. Каждый вариант проверочной работы состоит из 13 заданий:

7 заданий –  с выбором ответа (часть А);

4 задания – с кратким ответом (часть В).

2 задания – высокого уровня сложности с развернутым ответом (часть С)

В каждом задании части А предложены четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать 2 правильных.

Задания части B-  ответ к заданиям этой части записывается в виде последовательных цифр  таблицу. Каждому элементу первого столбца надо поставить в соответствие элемент второго столбца (причем в этом столбце могут быть и лишние элементы).

В задании части С – необходимо  осуществить превращения и решить задачу.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент макс. первичного балла за задания данного вида деятельности от макс. перв. балла за всю работу, равного 22

Базовый (Б)

7

7

31,82

Высокий (В)

4

9

40,91

Повышенный (П)

2

6

27,27

Итого:

13

22

100

В результате изучения темы: «Кислород и сера» учащиеся должны

Знать:

 важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные видоизменения; особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода;

 строение, свойства аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее применение;

 свойства сернистой кислоты и сероводородной кислоты и их солей; качественную реакцию на сульфид-ионы.*

 состав и свойства оксида серы (VI); серной кислоты, ее солей, качественную реакцию на сульфат-ионы; особенности взаимодействия

концентрированной серной кислоты с металлами.

Уметь:

 характеризовать свойства аллотропных модификаций серы

 характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;

 записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;

 записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;

 проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

 решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;

 подтверждать экспериментально качественный состав веществ;

 вычислять по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

А) Каждое задание части А (7 заданий) оценивается 1 балл. ИТОГО 7 баллов.

Б) Задание части В: 1 задание  оценивается в 3 балла, 2 - 4 задания в 2 балла. ИТОГО 9 баллов.

В) Задание части С: 1 и 2 задание оценивается по 3 балла. ИТОГО 6 баллов.

Общая сумма баллов – 22.

Критерии оценок:

0 - 11

12- 15

16-20

21-22

2

3

4

5

5. Продолжительность выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудование

• Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

• таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;

• электрохимический ряд напряжения металлов;

• непрограммируемый калькулятор.

Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» (9 класс)

Вариант 1.

Часть А

1. Степень окисления +6  и -2   сера  проявляет  в соединениях:

   1.  Nа2SO4, H2SO4,                    2. H2SO4, H2S,  

   3.  Nа2S,   H2SO3                                   4. H2SO3,     SO2

2. С разбавленной серной кислотой не взаимодействуют:

       1. цинк       2. серебро       3. магний        4. алюминий    5. ртуть

3. Минимальная и максимальная степень окисления серы

     А. 0         Б. -2         В. -3        Г. +6     Д. 2      Е.+4  

4.         Сера является восстановителем в реакциях ...

  1. Zn + S = ZnS        3) S + 02 = S02
  2. Н2 + S = H2S        4) 2S02 + 02  →2S03

5.  Кислород можно получить в результате: 2HgO → 2Hg + O2.

Эта реакция — ... и ...

  1. эндотермическая                3) экзотермическая

2) обмена                                     4) окислительно-восстановительная

6.   Из предложенного перечня внешних воздействий выберите те, которые приводят к увеличению скорости реакции обжига пирита в кислороде.

1) измельчение пирита;

2) понижение температуры;

3) понижение давления;

4) использование катализатора;

5) увеличение концентрации кислорода.

Запишите в поле ответа номера выбранных внешних воздействий.

7. Расположите химические элементы в порядке уменьшения значения электроотрицательности атомов. (Ответ приведите в виде последовательности цифр).

1) Se          2) Te              3) O                 4) S

Часть В.

1.  Составьте уравнения  реакций, которые могут протекать между: КОН, Н2S, ZnCl2.

2.  Установите соответствие между названием вещества и классом, к которому оно принадлежит:

               Название вещества                                     Класс соединений

1) оксид серы (IV)                                        А) бескислородная кислота

2) сернистая кислота                                    Б) амфотерный гидроксид

3) сероводородная кислота                         В) кислородсодержащая кислота

4) сульфат натрия                                         Г) кислотный оксид

                                                                       Д)  кислая соль

                                                                       Е) средняя соль

Ответ оформите в виде таблицы:

Название вещества

1

2

3

4

Класс соединений

3.  Установите соответствие между названием вещества и его формулой:

  Название вещества                 Формула                                  

1) сернистый газ                        А) H2SO4

2) сернистая кислота                 Б) H2SO3

3) сероводородная кислота       В) H2S

4) сульфид натрия                      Г) SО2

                                                     Д) Na 2SO4 

                                                     Е) Na2S

Название вещества

1

2

3

4

Формула

                                                     

4. Задана следующая схема превращений веществ:

             Sx    H2SO4→  SO2

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. 

1)  O2

2)  H2O

3)  Na2SO3

4)  HNO3

5)  Cu(OH)2

ЧАСТЬ С

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:

                                    H2S + Вr2 → НВr  + S          

2.  Решите задачу: вычислите массовую долю соли в растворе сульфата меди (II), если из 80г такого раствора выпадает в осадок гидроксид меди (II) массой 4.9г

Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» (9 класс)

Вариант 2.

Часть А

1.  Степень окисления   +4  и -2  сера  проявляет  в соединениях

     1. SO2, H2S                     2. H2SO4,  SO3       

     3. SО2 SO3                    4. H2SO4,  SO2

2. С концентрированной серной кислотой  не реагируют:

       1. цинк         2.медь        3.железо        4. золото   5. алюминий

3. Максимальная и минимальная степень окисления серы

      А.+4            Б. +6          В.+7         Г. +5            Д. -2

4. Сера является восстановителем в реакциях ... и ...

  1. Н2 + S = H2S        3) 2S02 + 02 = 2S03
  2. S03 + Н20 = H2S04        4) S + 02 = S02

5. Кислород можно получить по реакции:

2О   https://lh5.googleusercontent.com/mdvlLHl5J2HIp2ET7o7qZ-AA5vkIROfwEJ2qDhq0qznFayZChFgAugCeuZhRadY5miKGPxEiTADTti3hplAYicOn9fx8f8pa65pS0xu3Bx_BZ7TYbWKPN02ecvEHRrJakUl8wE725WU5SeutWw 2Н2↑ + О2↑  

      Эта реакция …. и ….

  1. замещения
  2. окислительно-восстановительная
  3. разложения

4) обмена

6. Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два воздействия, которые приводят к увеличению скорости реакции углерода с кислородом.

1) увеличение объёма

2) охлаждение

3) нагревание

4) добавление углекислого газа

5) измельчение углерода

Запишите в поле ответа номера выбранных внешних воздействий

7.  Расположите химические элементы в порядке увеличения значения электроотрицательности атомов. (Ответ приведите в виде последовательности цифр).

1) Se,            2) Te,            3) O,               4) S

Часть В.

1. Составьте уравнения  реакций, которые могут протекать между: NaOH, H2S, CuCl2.

2.  Установите соответствие между названием вещества и классом, к которому оно принадлежит:

               Название вещества                                     Класс соединений

1) оксид серы (VI)                                  А) бескислородная кислота

2) серная кислота                                    Б) амфотерный гидроксид

3) гидросульфат натрия                         В) кислородсодержащая кислота

4) сульфат натрия                                   Г) кислотный оксид

                                                                 Д)  кислая соль

                                                                 Е) средняя соль

Ответ оформите в виде таблицы:

Название вещества

1

2

3

4

Класс соединений

3. Установите соответствие между названием вещества и его формулой:

 Название вещества                         Формула

1) оксид серы (VI)                           А) H2SO4

2) сернистая кислота                       Б) H2SO3

3) сероводород                                 В) Na2S

4) серная кислота                             Г) H2S

                                                           Д) FeS2 

                                                           Е) SО3

Название вещества

1

2

3

4

Формула

4. Задана следующая схема превращений веществ:

             Sx    SO2→  CaSO3

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. 

1)  H2S

2)  NaOH

3)  CaCl2

4)  H2SO4

5)  Ca(OH)2

ЧАСТЬ С

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:

                                    SO2   + H2S = S ↓ + 2H2O

2.  Решите задачу: вычислите массовую долю соли в растворе сульфата меди (II), если из 160г такого раствора выпадает в осадок гидроксид меди (II) массой 9,8г.

Ответы

Контрольная работа по теме: «Кислород и сера» (9 класс)

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

1

2

25

БГ

34

14

15

3412

2

1

35

БД

34

23

35

2143

Часть В. вариант1

2. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Е

3. 1-Г, 2-Б, 3-В, 4-Е

4. 43

ЧАСТЬ С

2. Ответ : 10,06

Часть В. вариант 2

2. 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-Е

3. 1-Е, 2-Б, 3-Г, 4-А

4.45

ЧАСТЬ С

2. Ответ : 10,06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Химия"

Матеериалы содержат тесты по курсу "Химия"...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по органической химии

данный материал можно использовать при подготовке к экзамену по химии...

контрольно-измерительные материалы по химии для НПО технические специальности .

КИМы представляют собой контрольные работы в виде тестов второго уровня. Включают в себя диагностическуя контрольную работу и  контрольные работы по темам: "Основные понятия  и законы химии"...

Сборник контрольно-измерительных материалов по химии

В сборнике представлены различные контрольно-измерительные материалы по основным темам курса химии 8-11 классов....

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине химия

КИМ содержит:1. Результаты освоения дисциплины2. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля3. Структуру контрольных заданий...

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Химия

Тестовое задание по ХИМИИ состоит из 4 вариантов, включает в себя задания по темам Основные законы химии, Периодический закон и периодическая система, Строение вещества, Классы неорганических веществ....

Контрольно-измерительный материал по органической химии за курс 10 класса (зачетная работа)

Контрольно-измерительный материал по органической химии за курс 10 класса проходит в виде зачета в конце года. Ким составлен для контроля подготовки учащихся к ЕГЭ. Ким включает А -часть, В- часть, С-...