Разработка урока по химии 8 класс "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды"
методическая разработка по химии (8 класс)

Туванчап Туяна Александровна школа № 17

Открытый урок-практикум в 8д классе, представленный на заседании городского методического объединения учителей химии г. Кызыл Республики Тыва по теме "Решение задач на вычисление массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по химии30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок химии по теме:

«Решение расчетных задач на нахождение массовой доли вещества в растворе, массы растворенного вещества и массы воды»

Класс: 8

Тип урока

с использованием практического модуля

Цель

Создание условий для рассмотрения  алгоритма решений задач на растворы

Задачи

-научить готовить раствор соли;

-рассчитывать  массовую долю растворенного вещества;

-усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;

Средства обучения

Учебник: Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман.  Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класс общеобразовательных учреждений

Оборудование и реактивы: весы, мерный цилиндр, колба на 100мл, стакан с водой, соли хлорида меди (II), сульфата меди (II), хлорида железа (III), перманганата калия,  стеклянная палочка, шпатель.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: парная, индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся давать определение понятию «раствор», знают формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умеют вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.

Получать возможность научиться приготовить раствор с определенной долей растворенного вещества

Познавательные: понимают термин «массовая доля соли в растворе», проводят измерения массы и объема; строят логические рассуждения и делают выводы.

Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); продуктивно взаимодействуют со своими партнерами.

Регулятивные: умеют планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планируют пути достижения цели, владеют основами самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

формирование познавательного интереса к предмету исследования; понимают потребность в химических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока.

«Химии никоим образом научиться невозможно, не повидав самой практики и не принимаясь за химические опыты». (М. В. Ломоносов)

Сегодня я  урок я хотела бы начать словами великого русского ученого М.В.Ломоносова «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Это действительно так, поэтому сегодня у нас необычный урок – урок - лабораторная работа, урок-исследование.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

- Ребята, вспомним, что такое раствор? 

(Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

 Формулируют тему (Приготовление раствора соли)

- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы). Приготовить раствор сахара, рассчитать массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.

 II. Актуализация знаний

 Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.

- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества?

 (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).

- Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?

(w= mв-ва : mр-ра * 100%;  

  mр-ра = mв-ва +  mводы,    mводы= v*ρ).

III. Основная часть урока

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

Правила ТБ.

1.Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием.

2.Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

3.Запрещается пробовать вещества на вкус.

4.Запрещается брать вещества руками.

5. Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

6. Запрещается оставлять неубранными рассыпанные вещества, разлитые реактивы.

7. Работать только над столом.

8. Для каждого вещества отдельная ложечка.

9. При пользовании электронными весами прочитайте инструкцию.

Выполнение практической работы.

На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Инструкция выполнения работы.

Тема:

Цель работы:

Оборудование: мерный цилиндр, коническая колба, весы, стеклянная палочка,  вода, соль.

Ход работы:

  1. Отмерьте мерным цилиндром необходимый объём воды и влейте ее в коническую колбу, объем воды запишите в таблицу.
  2. Взвесьте  на лабораторных весах 2 г соли, массу запишите в таблицу
  3. Поместите сахар в колбу с водой и перемешайте до полного растворения. После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой. 
  4. Оформите отчет о работе (Отчет составляется по пунктам «Инструкции выполнения работы»).

Теперь приступайте к расчетной части.

Рассчитайте массовую долю сахара в растворе и результаты расчетов запишите в таблицу.

масса сахара, г

объем воды, мл

плотность воды, г/мл

масса воды, г

m р-ра

W, %

Ncахара

Для расчета массы воды, массы раствора и массовой доли соли в растворе используйте формулы:

m воды = V воды  * p воды

m р-ра = m р-в  + m воды

Закрепление 

Решите задачу

Формулировка задач

Ответ

Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCI. Всплывшие семена бракуют. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, содержащем 80г воды и 8г соли.

9,1%

Спиртовой раствор йода, используемый для обработки поверхности кожи вокруг ран в целях дезинфекции, содержит спирт и йод. Вычислите массу йода, необходимую для приготовления 50 г 5% -го раствора йода.

2,5 г

Для подкормки комнатных растений применяют водный раствор аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и воды, которая потребуется для приготовления 700 г 1 %-го раствора.

7 г

693 г

Для выделки кож используют водный раствор хлорида натрия. Найдите массу раствора, содержащего760 г воды и 24 г соли.

784 г

Вам известно, что при ожогах щелочами пораженный участок кожи промывают водой, а затем нейтрализуют раствором уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в %) уксусной кислоты в этом растворе, если для его приготовления взяли 197 г воды и 3 г кислоты

1,5%

V. Рефлексия анализ своей деятельности, фиксация положительных и неудачных моментов , выработка алгоритма преодоления неудач. В дальнейшем это будет основа поведения в повседневной жизни.

Рефлексия

VI. Итог урока

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).

- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)

- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)

VII. Домашнее задание

Домашнее задание

1.Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?

2. составить самим задачу на расчет массовой доли растворенного вещества.