внеклассное мероприятие "ХимикУМ" по органической химии
методическая разработка по химии (10 класс)

для общеобразовательной школы и для среднеспециальных учреждений после изучения курса по органической химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация "ХимикУМ"1.67 МБ
Файл Сценарий24.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «ХимикУМ»

Слайд 2

План мероприятия : Приветствие Состязание в конкурсах Подведение итогов

Слайд 3

Девиз мероприятия : «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать». ( Иоганн Вольфганг фон Гёте)

Слайд 4

1 конкурс «Приветствие» Придумайте : название команды эмблему команды

Слайд 5

2 конкурс «Анаграммы» Задание: Составьте правильно слова , зашифрованные в анаграмме Кучаку Гиреное Цикарея Киробарп Уроглед Мерполи Довордо

Слайд 6

3 конкурс « В стране химических вопросов » 1. Какое из данных химических веществ входит в сферу интересов органической химии? Металлы Неметаллы Щелочи Спирты

Слайд 7

3 конкурс « В стране химических вопросов » 2. Какой алкан обозначает название директора факультета? С 10 Н 18 С 10 Н 22 С 10 Н 20 С 5 Н 10

Слайд 8

3 конкурс « В стране химических вопросов » 3 . Какое из данных веществ является ароматическим соединением? Гексан Бензол Формальдегид Этилен

Слайд 9

3 конкурс « В стране химических вопросов » 4 . Какой углевод содержится в картофеле? Формалин Крахмал Пропан Сахароза

Слайд 10

3 конкурс « В стране химических вопросов » 5. Какую общую формулу имеют алкены ? С n H 2n С n H 2n+2 С n H 2n-6 С n H 2n-2

Слайд 11

3 конкурс « В стране химических вопросов » 6. Какой из спиртов является сильнейшим ядом, поражающим в первую очередь зрительные нервы? Этанол Пропан Метанол Бензол

Слайд 12

3 конкурс « В стране химических вопросов » 7. Какой 3-х атомный спирт мы каждый день берем в руки? Бензин Глицерин Этанол Метанол

Слайд 13

3 конкурс « В стране химических вопросов » 8. Как называется разделение нефти на фракции? Таргетирование Блюминг Перегонка Факторинг

Слайд 14

3 конкурс « В стране химических вопросов » 9. Рыжие лесные муравьи обладают ферромоном тревоги – кислотой, которая одновременно служит оружием. Она разлагается при нагревании, дает реакцию «серебряного зеркала». олеиновая кислота муравьиная кислота лауриновая кислота уксусная кислот а

Слайд 15

3 конкурс « В стране химических вопросов » 10. Почему нельзя записать химическую формулу нефти? нефть – смесь углеводородов формула не определена очень сложная формула нефть – это углерод

Слайд 16

3 конкурс « В стране химических вопросов » 11. Молекула этого биополимера напоминает «нитку, унизанную разноцветными бусинками и скрученную в виде спирали». целлюлоза альдегид белок сложный эфир

Слайд 17

3 конкурс « В стране химических вопросов » 12. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении. адреналин тироксин инсулин соматотропин

Слайд 18

4 конкурс « Угадай ученого » В химии углеводородов класса этиленовых существует правило, которое гласит о следующем: «При присоединении молекул к алкенам водород преимущественно присоединяется к наиболее гидрогенизированному атому углерода двойной связи » Марковников Владимир Васильевич (1837-1904)

Слайд 19

4 конкурс « Угадай ученого » Уже в 9 лет получил прозвище «Великий химик». Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны». Он явился основоположником теории химического строения органических веществ. Бутлеров Александр Михайлович (1828-1886)

Слайд 20

4 конкурс « Угадай ученого » Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Он же - гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, глубокий знаток химической промышленности. Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907)

Слайд 21

4 конкурс « Угадай ученого » Главный музыкальный шедевр этого известного химика и композитора – опера “Князь Игорь”. Бородин Александр Порфирьевич (1883-1887)

Слайд 22

4 конкурс « Угадай ученого » В 1881 Открыл реакцию каталитической гидратации ацетиленовых углеводородов с образованием карбонильных соединений, в частности, превращения ацетилена в ацетальдегид в присутствии солей ртути. Кучеров Михаил Григорьевич (1850-1911)

Слайд 23

4 конкурс « Угадай ученого » Он изучал реакцию полимеризации, влияние на нее температуры, доказал, что реакция полимеризации непредельных частиц и деполимеризации их полимеров являются единым процессом. В своей магистерской диссертации он разработал метод синтеза бутадиенового каучука. Лебедев Сергей Васильевич (1874-1934)

Слайд 24

5 конкурс « Кто быстрее » Задание: нужно дать названия предложенным реакциям по имени химика: 2 СН 3 С I + 2Na = C2H6 + 2NaCI C2H2 +HOH = CH3-CH=O 3C2H2 = C6H6. Варианты ответов : Бутлеров, Вюрц , Зелинский, Лебедев, Бертло , Зинин, Кучеров, Фаворский, Фишер, Марковников.

Слайд 25

6 конкурс « Конкурс химиков » Задание: в пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл сульфита натрия. К полученной смеси прилить 5 капель раствора серной кислоты. Перемешивать данную смесь .

Слайд 26

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Урок – игра: ХимикУМ.

            Цель: расширение кругозора обучающихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

          Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания обучающихся по курсу органической химии.

          Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, совершенствовать навыки и умение обучающихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.

          Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии, воспитание толерантности к чужому мнению.

           Оборудование: карточки с заданиями, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.

          Форма: урок - игра.

           Игра проводится для обучающихся 1-х курсов, группа делится на 3 команды, каждая команда готовит название. Каждая команда занимает свое место вокруг стола. На столах должна быть бумага, раздаточные карточки, ручки, цветные карандаши.

           Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри – преподаватели общей химии и спец дисциплин. Игру проводит преподаватель химии.

Ход игры

Организационный момент.

          Преподаватель: Добрый день, дорогие гости и студенты. Сегодня мы встретились с вами – участниками состязания. Интеллектуальная игра «ХимикУМ» объявляется открытой!!! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии также есть место для творчества, смекалке, выдумке.

Девиз мероприятия:

           «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать». (Иоганн Вольфганг фон Гёте)

Проведение конкурсов.

Конкурс 1 «Приветствие»

            Придумайте название своей команды, эмблему. Задание оценивается максимально 5 баллов.  (3 минут).

          Студенты выполняют задание, отдают жюри для проверки.

Конкурс 2 «Анаграммы»


           В течение двух минут команды должны правильно составить слова, зашифрованные в анаграмме. За каждое расшифрованное слово команда получает по 1 баллу. (Буквы могут повторяться) (5 минут)

Кучаку

Кучаку- каучук

Гиреное

Гирено – горение

Цикарея

Цикарея- реакция

Киробарп

Киробарп- пробирка

уроглед

Уроглед - углерод

мерполи

мерполи - полимер

Довордо

Довордо- водород


Конкурс 3 «В стране химических вопросов».

      На столах участников команд лежат карточки с цифрами 1,2,3,4.  Ведущий задает вопросы для всех команд одновременно, каждая команда одновременно поднимает нужную карточку. За правильный ответ присуждается по 1 баллу. (10 минут)

Цветные карточки для ответов: 1-зеленый, 2- синий, 3- розовый, 4 – желтый.

1. Какое из данных химических веществ входит в сферу интересов органической химии?

  1. Металлы
  2. Неметаллы
  3. Щелочи
  4. Спирты

2.Какой алкан обозначает название директора факультета?

  1. С10Н18
  2. С10Н22
  3. С10Н20
  4. С5Н10

3.Какое из данных веществ является ароматическим соединением?

  1. Гексан
  2. Бензол
  3. Формальдегид
  4. Этилен

4.Какой углевод содержится в картофеле?

  1. Формалин
  2. Крахмал
  3. Пропан
  4. Сахароза

5.Какую общую формулу имеют алкены?

  1. СnH2n
  2. СnH2n+2
  3. СnH2n-6
  4. СnH2n-2

6.Какой из спиртов является сильнейшим ядом, поражающим в первую очередь зрительные нервы?

  1. Этанол
  2. Пропан
  3. Метанол
  4. Бензол

7. Какой 3-х атомный спирт мы каждый день берем в руки?

  1. Бензин
  2. Глицерин
  3. Этанол
  4. Метанол

8.  Как называется разделение нефти на фракции?

  1. Таргетирование
  2. Блюминг
  3. Перегонка
  4. Факторинг

9. Рыжие лесные муравьи обладают феромоном тревоги – кислотой, которая одновременно служит оружием. Она разлагается при нагревании, дает реакцию «серебряного зеркала».

  1. олеиновая кислота
  2. муравьиная кислота
  3. лауриновая кислота
  4. уксусная кислота

10. Почему нельзя записать химическую формулу нефти?

  1. нефть – смесь углеводородов
  2. формула не определена
  3. очень сложная формула
  4. нефть – это углерод

11. Молекула этого биополимера напоминает «нитку, унизанную разноцветными бусинками и скрученную в виде спирали».

  1. целлюлоза
  2. альдегид
  3. белок
  4. сложный эфир

12. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении.

  1. адреналин
  2. тироксин
  3. инсулин
  4. соматотропин

Конкурс 4 «Угадай ученого»

Команда угадывает ученых, за каждого отгаданного ученного команда получает по 1 баллу, (6 минут)

  1.  В химии углеводородов класса этиленовых существует правило, которое гласит о следующем: «При присоединении молекул к алкенам водород преимущественно присоединяется к наиболее гидрогенизированному атому углерода двойной связи» (Марковников В.В)
  2.  Уже в 9 лет получил прозвище «Великий химик». Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны». Он явился основоположником теории химического строения органических веществ. (А.М. Бутлеров)
  3.  Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Он же - гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, глубокий знаток химической промышленности (Д.И. Менделеев)
  4.  Главный музыкальный шедевр этого известного химика и композитора – опера “Князь Игорь”. (Бородин А.П.)
  5.  В 1881 Открыл реакцию каталитической гидратации ацетиленовых углеводородов с образованием карбонильных соединений, в частности, превращения ацетилена в ацетальдегид в присутствии солей ртути (Кучеров М.Г.).
  6. Он изучал реакцию полимеризации, влияние на нее температуры, доказал, что реакция полимеризации непредельных частиц и деполимеризации их полимеров являются единым процессом. В своей магистерской диссертации он разработал метод синтеза бутадиенового каучука (Лебедев С.В.)

Конкурс 5 ««Кто быстрее». (3 минуты)

          Команды получают карточки с заданиями. За отведенное время нужно дать названия предложенным реакциям по имени химика. Варианты ответов прилагаются: Бутлеров, Вюрц, Зелинский, Лебедев, Бертло, Зинин, Кучеров, Фаворский, Фишер, Марковников. (3 балла)

2СН3-СI +2 Na = C2H6 + 2NaCI

C2H2 +HOH = CH3-CH=O

3C2H2 = C6H6.

Конкурс 6 «Конкурс химиков».

              Для этого конкурса заранее готовятся лабораторное оборудование и реактивы для каждой команды отдельно. От команды выбирается 1 человек, который будет выполнять данный опыт. Студенту выдается лабораторная карточка. На столе, помимо указанных реактивов, будут стоять «левые» реактивы, все реактивы будут подписаны формулами, а не словами, для того чтобы проверить уровень знаний студента. Необходимо быстро и качественно проделать опыт. Если опыт сделан правильно, присуждается 5 баллов.

Вариант опыта: в пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл сульфита натрия. К полученной смеси долить 5 капель раствора серной кислоты. Перемешать данную смесь.

Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании, раствор становится бесцветным.

Подведение итогов и награждение.

Жюри подводит итоги.

Объявляется команда победительница, участники которой получают «5», команда, занявшая второе и третье место - «4».

Вручаются грамоты.

Протокол интеллектуальной игры «ХимикУМ»

Жюри ____________________

Название конкурса

Максимальное количество баллов

Команда №1

___________________

Команда №2

_________________

Команда №3

_________________

1. Конкурс  «Приветствие»

5 баллов

2. Конкурс «Анаграммы»

7 баллов

3. Конкурс

 «В стране химических вопросов».

12 баллов

4. Конкурс «Угадай ученого»

6 баллов

5. Конкурс

««Кто быстрее».

3 балла

6. Конкурс «Конкурс химиков».

5 баллов

Итого:

38 баллов

место


Протокол интеллектуальной игры «ХимикУМ»

Жюри _______________________________

Название конкурса

Максимальное количество баллов

Команда №1

_________________

Команда №2

_________________

Команда №3

_________________

1. Конкурс  «Приветствие»

5 баллов

2. Конкурс «Анаграммы»

7 баллов

3. Конкурс

 «В стране химических вопросов».

12 баллов

4. Конкурс «Угадай ученого»

6 баллов

5. Конкурс

««Кто быстрее».

3 балла

6. Конкурс «Конкурс химиков».

5 баллов

Итого:

38 баллов

место

Ответы на задания интеллектуальной игры: «ХимикУМ»:

1. Конкурс «Приветствие». (3 минуты)

 Комментарии: за оригинальность названия и эмблемы – максимум 5 баллов.

2. Конкурс «Анаграммы» (5 минут) 

(за каждое отгаданное слово – 1 балл), максимум – 7 баллов

Кучаку

Кучаку- каучук

Гиреное

Гирено – горение

Цикарея

Цикарея- реакция

Киробарп

Киробарп- пробирка

уроглед

Уроглед - углерод

мерполи

мерполи - полимер

Довордо

Довордо- водород

3. Конкурс «В стране химических вопросов».   (10 минут) (максимум 12 баллов)

 

  1. 4. Спирты
  2. 2. Декан
  3. 2. Бензол.
  4. 2. Крахмал
  5. 1. СnH2n
  6. 3. Метанол
  7. 4. Глицерин
  8. 3. Крекинг
  9. 2. Муравьиная кислота
  10. 1. Нефть-смесь углеводородов
  11. 3. Белок
  12. 1. адреналин

4. Конкурс «Угадай ученого» (6 минут) (максимум 6 баллов)

1. Марковников В.В

2. А.М. Бутлеров

3. Д.И. Менделеев

4.  Бородин А.П.

5. Кучеров М.Г.

6. Лебедев С.В.

5. Конкурс «Кто быстрее». (3 минуты) (максимум 3 балла)

2СН3-СI +2 Na = C2H6 + 2NaCI реакция Вюрца

C2H2 +HOH = CH3-CH=O реакция Кучерова

3C2H2 = C6H6. Реакция Зелинского

6.  Конкурс «Конкурс химиков». (максимум 5 баллов)

Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании, раствор становится бесцветным.

Итого: максимальное количество: 38 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."

Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....

Презентация к уроку по химии "Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели урока:Образовательные: P { margin-bottom: 0.21cm; } Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ...

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»

Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...