Урок по химии "Кислоты и основания в повседневной жизни"
методическая разработка по химии (8 класс)

Копрова Ольга Сергеевна
Урок обобщения и закрепления знаний. Цель урока - расширение и систематизация знаний учащихся об использовании кислот и оснований в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: химия

Учитель: Копрова Ольга Сергеевна

Тема: «Кислоты и основания в повседневной жизни»

Тип урока: 

обобщения и закрепления знаний.

Цели урока: 

Систематизация знаний учащихся об использовании кислот и оснований в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания о важнейших классах неорганических веществ на примере кислот и оснований.
  2. Определить значение кислот и оснований в жизни человека.
  3. Развивать экспериментальные умения.
  4. Формировать мировоззренческие понятия познаваемости природы.

Девиз урока: 

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.   Д. Хевеши

Оборудование:

Штативы для пробирок, пробирки с исследуемыми веществами, пробирки для проведения экспериментов, химические стаканчики с водой, баночки для отходов.

Реактивы:

  1. Отвар картофеля
  2. Виноградный сок
  3. Яблочный сок
  4. Молоко
  5. Спрайт
  6. Милкис
  7. Гель для душа Палмолив
  8. Шампунь Дав
  9. Стиральный порошок Тайд
  10. Индикаторы – метилоранж и фенолфталеин.

Ход урока.

Вступление (учитель): 

Ребята прежде чем перейти к теме нашего урока у меня к вам будет небольшая просьба!

Работа на листочках по вариантам

Мы заказали для своей школьной химической лаборатории 2 посылки с реактивами. Вещества прислали, но забыли подписать их названия. Помогите нам!!!

1 посылка: H3PO4, K2O, Cu(OH)2 ,Ca(NO3)2, Li3PO4.

2 посылка: Cr(NO3)3, K2S, Na2SO4, Ba(OH)2, H2SiO3.

Учитель:

А теперь давайте перейдем к теме нашего урока.  Прочитайте внимательно девиз нашего урока…осмыслите его, в конце урока мы к нему еще вернемся.

Сегодня мы с вами рассмотрим, где же содержаться кислоты и основания в повседневной жизни и как их используют. Для этого давайте послушаем ребят, которые приготовили нам небольшие рассказы о роли кислот и щелочей.

Выступления учеников:

Значение кислот в жизни человека.

С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно.

Например, дождевая вода только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает слабым раствором угольной кислоты.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота—это газировка и шипучие напитки.

Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота—витамин С, ацетилсалициловая—аспирин.

В муравьях и крапиве содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов.

Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые функции. Из аминокислот строятся в организме белки.

Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей.

Значение оснований в жизни человека.

Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.

Щелочи обладают и дезинфицирующим свойством. Поэтому совершенно верно показывают в рекламе после применения мыла “Сейфгард” уменьшение бактерий.

Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания.

Щелочной раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 (гашеная известь) мы наносим на стены при побелке.

На основе нерастворимых в воде оснований – гидроксидов хрома, железа, кобальта, марганца, меди изготавливают малярные и художественные краски.

А из гидроксида никеля прессуют пластины щелочных аккумуляторов.

Щелочные батарейки мы используем как источники питания для приборов.

Учитель:

Теперь вы знаете, что роль кислот и оснований в нашей жизни огромна.

На нашем уроке будут проводиться опыты, поэтому нам надо вспомнить правила техники безопасности.

Может кто – то из ребят хочет нам напомнить эти правила?

Ученик 1:

Правил безопасности

Много есть друзья

Мы расскажем главные –

Ведь без них нельзя!

Ученик 2:

Опыт можно проводить

Только с разрешенья

Так как могут не простить

Ваши прегрешенья.  

Ученик 3:

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе - будто мармелад,

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Ученик 4:

Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

А Что может случиться?

Ты же можешь отравиться!

Ученик 5:

Голова вдруг твоя закружилась,

Руки будто бы не твои.

Если такое случилось,

Учителю тут же скажи.

Всем поможет, ободрит,

Наш учитель Айболит!

Учитель:

Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом ученом химике 19 века. Вот как описывает Карл Фогт  - химик, работавший с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притертой пробкой.   Нука обнажите руку – говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. Не правда ли жжет? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я  только что добыл безводную муравьиную кислоту.

Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?

Ученик: 

Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными – убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.

Учитель:

Давайте начнем опыты. Дома очень много различных веществ. Одни из них проявляют кислотные свойства, другие щелочные, а третьи нейтральные. Мы начнем с того, что попробуем определить среду сока винограда, яблока; картофельного отвара, молока, спрайта, милкиса с помощью индикаторов. Результаты запишем в таблицу.

 А перед этим давайте вспомним какие правила использования индикаторов вы знаете?

Ученик 1:

Ничего не могу я поделать с собой:

Как едкая щёлочь от страха синею.

А с кислотой совершенно другой,

От пылкой любви мгновенно краснею (лакмус).

Ученик 2:

Как на прогулке от мороза,

От кислоты я стану розов,

А в щёлочи мой вид смешон,

Я сразу ЖЁЛТЫЙ как лимон (метилоранж)

Учитель:

Фенолфталеиновый в щёлочах малиновый.

Каждый ряд определяет среду двух веществ. Затем все результаты заносятся в таблицу и обсуждаются.

среда

виноградный сок

молоко

отвар картофеля

яблочный сок

«Милкис»

«Спрайт»

кислотная

+

+

+

+

нейтральная

+

щелочная

+

Учитель:  

Какой вывод мы можем сделать?

Наша пища имеет кислотную, нейтральную  и щелочную среду.

Как вы думаете, с какой средой вы чаще употребляете продукты?

С кислой

В каких продуктах содержится много пищевых кислот?

Фрукты и ягоды, кисломолочные продукты, маринады

Учитель:

Действие кислот на наш организм следующее:

  1. Уничтожают болезнетворные и гнилостные бактерии, поэтому влияют на наш иммунитет, особенно аскорбиновая кислота. Кроме того , именно это свойство позволяет их использовать при мариновании продуктов , как консерванты.
  2. Кислоты способствуют расщеплению жиров, облегчая переваривание пищи, возбуждают аппетит.

Но есть и минусы:

  1. Если часто употреблять кислую пищу, то может возникнуть изжога, а в дальнейшем гастриты и язвы.
  2. Очень часто булочку или другую еду вы запиваете газированными напитками, которые содержат в своем составе много кислот, достаточно вредных.

Перед вами таблица совместимости продуктов, которую вы можете изучить дома и правильно питаться (таблицы на столах)

Перейдем к следующему опыту. Перед вами три пробирки с моющими средствами (шампунь, гель для душа, порошок). Как вы думаете, какая среда характерна для этих веществ? Давайте в этом убедимся с помощью фенолфталеина.

среда

Гель Палмолив

Шампунь Дав

Стиральный порошок Тайд

Кислотная

нейтральная

+

щелочная

+

+

Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.  Но некоторые производители выпускают продукцию, которая не имеет щелочной среды. А следовательно наносит минимальный вред нам.

Учитель:

Прежде чем перейти к следующему этапу нашего урока, давайте проведем с вами небольшую разминку.

Похлопаем помашем

Я называю вам утверждение, если вы согласны с ним то хлопаете в ладоши, если нет, то молчите.

  1. Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид – ионов?  да
  2. Щелочи – это нерастворимые основания?  Да
  3. Перед вами запасана формула – фосфата алюминия? Нет
  4. Метилоранжевый в кислотах имеет красную окраску? Да
  5. Кислоты – это сложные вещества состоящие из двух химических элементов, одним из которых кислород в степени окисления - 2. Нет
  6. Перед вами записана формула азотной кислоты?  нет
  7. Кислота Н2SО3 - относится к кислородсодержащим кислотам? да
  8. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка? Да

Взаимоконтроль. Работа по тестам, по вариантам, затем меняются тестом  с соседом по парте и проверяют его.

Вариант 1

1.  Павильное название Fe(OH)2 

                               а) гидроксид железа (lll)

                               б) гидрид железа (ll)

                               в)  гидроксид железа (ll)

                               г) гидроксид калия

2.Окраска метилоранжа в кислотах

а) желтая        б) малиновая        в) оранжевая        г) красная

  1. Гидроксидом является:

 а) FeSO4            б) Аl(OH)3              в)SO3                   г) FeS

  1. Азотистая кислота  – это:

 а) HNО3             б) НNО2              в) NН3             г) КNО2 

  1.  Растворимый гидроксид :

  а) Мg (OН)2       б) Zn (OН)2        в) КОН           г) Ca(NO3)2

                                 Ответы: 1б, 2г, 3б, 4б, 5а.

Вариант 2

  1. Правильное название Сu(OH)2

а) гидроксид железа (ll)

б) гидрид меди (ll)

в)  гидроксид меди (ll)

г) гидроксид натрия

  1. Основанием является: 

а) FeSO4                   б) Fe(OH)2                      в)SO3                   г) FeS

  1. Фенолфталеин в растворе кислот:

а) малиновый                б)красный                в) бесцветный        г) синий

  1. Нерастворимая кислота:

а) серная           б) фосфорная                в) азотная                г) кремниевая

  1. Кислотой является:

        а)НNO2                     б)СаО                 в)Ва(ОН)2                 г)МgСL2 

                        

                                        Ответы: 1б, 2б, 3в, 4г, 5а

Выводы по уроку. Подведение итогов. Выставление оценок.

Давайте обратимся к девизу нашего урока, который мы озвучили в начале. Что мы сегодня с вами узнали на уроке?

Что вспомнили?

Интересно ли вам было?

Заключение:

Ученики:

Нам нет покоя в этом мире.

Инертна воля как Аргон.

Как калий два хром о четыре,

Любовью к химии сражен.

Наша душа слилась с тобою.

И трудно высказать слова.

Как этилен, друзья, с водою,

Как калий едкий с це о два.

Клянемся истинным раствором,

Что будем с химией дружить.

Клянемся радием и бором,

Мы миру химии служить.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мы заказали для своей школьной химической лаборатории 2 посылки с реактивами. Вещества нам прислали, но забыли подписать их названия. Помогите нам ,ребята!!! 1 посылка : H 3 PO 4, K 2 O, Cu(OH) 2 ,Ca(NO 3 ) 2, Li 3 PO 4. 2 посылка : Cr(NO 3 ) 3, K 2 S, Na 2 SO 4 , Ba (OH) 2, H 2 SiO 3.

Слайд 3

Тема урока: «Основания и кислоты в повседневной жизни»

Слайд 4

Девиз урока: Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Д. Хевеши

Слайд 5

Кислоты в повседневной жизни

Слайд 6

Основания в повседневной жизни

Слайд 8

При работе с химическими веществами надо быть аккуратными – убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.

Слайд 9

Ничего не могу я поделать с собой: Как едкая щёлочь - от страха синею. А с кислотой совершенно другой, От пылкой любви мгновенно краснею.

Слайд 10

Как на прогулке от мороза, От кислоты я стану розов , А в щёлочи мой вид смешон, Я сразу ЖЁЛТЫЙ как лимон.

Слайд 11

А фенолфталеиновый в щелочах малиновый

Слайд 13

Действие кислот на наш организм: Уничтожают болезнетворные бактерии; 2. Консерванты; 3. Облегчают переваривание пищи.

Слайд 16

РАЗМИНКА

Слайд 17

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид – ионов?

Слайд 18

Щелочи – это нерастворимые основания?

Слайд 19

Перед вами записана формула – фосфата алюминия? Cu 3 (PO 4 ) 2

Слайд 20

Метилоранжевый в кислотах имеет красную окраску?

Слайд 21

Кислоты – это сложные вещества состоящие из двух химических элементов, одним из которых является кислород в степени окисления - 2.

Слайд 22

Перед вами записана формула азотной кислоты? HNO 2

Слайд 23

Сернистая кислота - относится к кислородсодержащим кислотам?

Слайд 24

Соли – это сложные вещества , состоящие из атомов металла и кислотного остатка?

Слайд 26

Вариант 2 1б 2б 3в 4г 5а Вариант 1 1б 2г 3б 4б 5а

Слайд 27

Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 2-3 правильных ответа – «3» менее 2 правильных ответов – «2»

Слайд 28

Девиз урока: Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Д. Хевеши

Слайд 29

Ну что ж? Закончился урок. Пускай пойдёт он нам всем впрок. Посев научный же на почве плодородной Всегда взойдёт для жатвы всенародной . СПАСИБО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

К уроку "Профилактика пожаров в повседневной жизни" 8 класс

Огонь становится врагом человека, когда вырывается из-под контроля, следовательно, основные усилия человека должны быть направлены на выработку мер пожарной безопасности....

Интегрированный урок по ОБЖ и английскому языку «Electricity in Everyday Life. Электричество в повседневной жизни»

Цели урока:1. обобщить и расширить знания школьников об электрических приборах и правилах их использования;2. закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту;3. активизировать употре...

Презентация к уроку. 5 класс "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Данная презентация рассказывает о Хохломском промысле, его истории, знакомит с видами и элементами росписи....

Конспект урока: Химия в повседневной жизни.

Конспект урока: "Химия в повседневной жизни " для учащихся 10 - 11 классов. Цель: Доказать, что без химии немыслим современный   быт человека. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся, о в...

Интегрированный урок химии и биологии «Соли в повседневной жизни человека». 9-й класс

Задачи данного урокавыяснить какие соли наиболее часто встречаются в жизни человекавыяснить, на каких физических и химических свойствах основано их применение;развивать практические навыки проведения ...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...